РЕШЕТО - независимый литературный портал
Новости / 16.06.05

Силуэт без пафоса

В статье «Одинокий силуэт поэта», опубликованной на страницах «Красноярского рабочего», Сергей Кузнечихин рассказывает о недавно изданной книге норильского поэта Людмилы Знаевой «Одинокий силуэт».

 

257.jpgТак уж получилось, что книга Людмилы Знаевой «Одинокий силуэт» оказалась у меня сразу после референдума. Таймыр воссоединился с Красноярским краем. Но это вовсе не значит, что мы именно по этому поводу заинтересовались поэтами из Норильска. Мы, вроде бы, и не расходились.

Около тридцати лет прошло с тех пор, как на семинаре молодых авторов в Дивногорске прозвучали строки: «Самая сладкая мука — голос Ваш выставить вон».

Перечитать стихотворение было негде. Может, в какой-то газете оно и печаталось, но — разминулись. И с автором за долгие годы встречались два – три раза, не больше, даже поговорить по-человечески не довелось. Впрочем, сколько раз говорящий поэт оказывался интереснее своих текстов, и — наоборот. Так что для начала полезнее поговорить с книгой, нежели с автором. Но книги у поэтов нашего поколения были очень редки. У Людмилы Знаевой книги не было вообще, даже тонюсенькой, изуродованной осмотрительным редактированием.

А строчки в памяти жили. И жили, между прочим, в соседстве с множеством знаменитых строк, ничуть не стесняясь своей неизданности. Однако и «Дыр бул щир» тоже врезался в память. И весьма надолго. И многим. Но это не про Знаеву. Ей не до эпатажа.

Так мне казалось по редким публикациям ее стихов. И вот, наконец. вышла первая книга — «Одинокий силуэт». Прочел и с радостью отметил: не ошибался — не до эпатажа. Ей даже кокетство чуждо. Полагаю, что и нормальное поэтическое честолюбие не часто тревожит ее.

При всем уважении к слову, при жесткой требовательности к себе у Людмилы Знаевой нет желания выяснять отношения с другими поэтами, доказывать кому-то, чья строчка изящнее, ярче или неожиданнее. Совсем другое толкает ее к чистому листу. Любовь и боль. Мне кажется, именно эти чувства заставляют Людмилу Знаеву писать стихи. Они для нее пусть и не синонимы, но неотделимы одно от другого. Любовь в самом широком смысле, включая и дочернюю, и материнскую, и любовь к родине, которую в последнее время поэты стесняются любить или любят слишком профессионально. Знаевой чужд пафос. Любовь ее бескорыстна. Кто-то спешит пропеть гимн победителю, она — утешить побежденного.

Факир был слаб, он был плохим факиром,
Он был смешон в бессилии своем.
Перед толпой и этим гнусным миром
Все плакал и просил забыть о нем.

Или еще:

Я о чем? — Зима оттаяна,
Я опять в своем дому.
И опять ласкаю Каина,
Но не знаю, почему.

Ну кто еще, кроме русской бабы, приласкает Каина? Кто пожалеет заблудшего или ославленного? Хотя саму ее зачастую пожалеть некому. И защитить тоже некому. Тогда приходится самой — и защищаться, и защищать…

Мы с тобой не «мовы»
И на лад иной живем,
Родились мы с русским словом,
С русским словом и умрем.

А в долине, как в пустыне,
Не покой, а упокой.
В незалэжной Украине
Мы заложницы с тобой.

Обидно приходить к таким мыслям у себя на родине, там, где ты вырос, куда возвратился после Норильска и с удивлением обнаружил, что ты — в зарубежье, пусть и в ближнем. Другой бы промолчал, но Знаева притворяться не умеет.

Книга «Одинокий силуэт» невелика по объему, но прочитав ее, видишь, что автор — состоявшийся поэт и состоявшаяся личность. Грустно, что книга пришла к читателю с большим опозданием, но Знаева в этом не виновата. Главное, что она писала честные стихи о своем времени и продолжает писать. Дар ее не покинул. Он мстителен, но справедлив. А удача слепа и капризна.


 

Комментарии

Комментариев нет

 Все новости


08.11.18

14.09.18

27.06.18

29.05.18

09.02.18