22.12.2006
Мотоцикл внушительней Джоконды
22 декабря 1876 года, 130 лет назад, родился Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti, 1876 - 02.12.1944), итальянский поэт и писатель, основоположник, теоретик и вождь футуризма. При всей неоднозначности и протворечивости личности и жизненного пути Маринетти, думается, он оставил заметный след в истории культуры XX века. И сегодня всем футуристам, модернистам, постмодернистам, творцам и поклонникам культур-экстрима и около стоит о нем вспомнить
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910—1920-х годов, преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», футуризм декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф. Т. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилей», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. В первом «Манифесте футуризма» (1909) Маринетти заявлял, что мчащийся автомобиль производит на него гораздо большее впечатление, чем любая классическая скульптура вроде Ники Самофракийской.
Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М.Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. В.Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Поэтому, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. Главное же, к этому времени в русской литературе расцвел собственный футуризм, который почитал себя лучше итальянского и не зависимым от него.
Источник: По материалам интернет-ресурсов
Комментарии