РЕШЕТО - независимый литературный портал
Аревик / Проза

Новая трактовка старых образов

446 просмотров

Не знаю, на сколько то, что было мной написано - рецензия. Так, скорее заметка. Мои впечатления и размышления на тему экранизации "Алисы в Стране Чудес" (2010).

Начинается всё странно. Совсем не канонично. Ближе к концу выясняется, что эта история – своего рода продолжение кэрролловской истории. Но фильм по духу – не кэрролловский. Нет в нём той сумасшедшинки, безумства, психоделики, если хотите.
Хотя замысле авторов фильма хорош. Хорошо обставили причину попадания Алисы в иной мир. Обоснованно всё так, понятно, логично...
Молодая английская леди из приличной, но не очень успешной семьи поставлена перед выбором. Решение, которое ей предстоит принять, поистине судьбоносно, от него зависит, возможно, не только её будущее, но и будущее её семьи. Однако принимать положительное решение девушка не хочет. Поэтому, в тот момент, когда требуется дать непосредственный ответ, она убегает «вслед за белым кроликом» и попадает в собственный вымышленный мир, в «страну чудес». Кроличья нора – это символ материнского лона. Да-да, дедушка Зигмунд, мы говорим о тебе! Упав в нору, Алиса словно бы пытается вернуться в материнское чрево, в ту пору, когда от неё ещё не требовалось никаких сложных, судьбоносных решений, когда на её плечи не взваливали никакой ответственности. (Земля с древности является символом материнского чрева, об этом свидетельствуют погребальные культы многих древних культур, особенно трупоположение на боку с согнутыми локтями и коленями, так называемая «поза эмбриона») Частые уменьшения Алисы говорят нам о том же: девушка отчаянно хочет вернуться в беззаботное детство!
Вместе с тем, фильм преисполнен некротической энергией, совсем неженской агрессией. Это, возможно, стремление Алисы – юной аристократки, выплеснуть свой потенциал, нереализованный в условиях традиционного английского общества XVIII века, общества патриархального и в целом «мужского».
Белая и Красная Королевы – это, в свою очередь проекция Алисы своего окружения. Белая – сама Алиса, Красная – её сестра, которая пусть «и старше, и монарше», но находится рядом с человеком, который её не любит и предаёт. Авторы фильма прибегают к излюбленному приёму последних лет: положительный персонаж производит вполне отталкивающее впечатление, а отрицательный – наоборот, вызывает у зрителя симпатию. Ну как, скажите, можно не проникнуться сочувствием к Красной Королеве, которая не по своей воле такая большеголовая, да ещё и обделённая материнской любовью? Она же не виновата! А вот её сестре только пальцем стоит пошевелить, как все будут лежать у её ног и лапками дрыгать... И вместе с тем Белая Королева – вовсе не такая добрая и нежная, как может показаться. Одни её слова о том, что её сестре зачем-то нужно «править живыми» (или что-то в таком духе) чего стоит. К тому же по последним минутам фильма видно: Белую королеву, так же как её сестру, волнует отнюдь не «мир во всём мире», а власть. Она требует не «прекратить мучить невиновных», а корону... Так что обе сестрички – одного поля ягоды.
Но сама Алиса в конце концов превращается в Красную королеву. Это и возглас «голову с плеч», и всё последующее «мужское поведение»: отказ от свадьбы, отповедь друзьям и родственникам, деловое партнёрство с я так понимаю несостоявшимся тестем... Алиса, побывав в «стране чудес», и отработав механизм решения взрослых проблем в вымышленной ситуации, становится более уверенной и в реальной жизни.
Я не знаю, какими глубинными мотивами руководствовался сам Льюис Кэрролл. Не знаю, как повлияло на детскую сказку его подсознание. Но сюжет на самом деле очень распространён. Замыкание на себе в кризисной ситуации – не ново. Один из самых популярных из подобных героев в мировой детской литературе – это конечно же Карлсон, вымышленный друг Малыша, которому кажется, что его, как самого младшего в семье, ущемляют в правах. У Астрид Линдгред есть ещё несколько подобных историй. В рассказе «Малютка Нильс Карлсон» мальчик, у которого недавно умерла сестра, находит в своей комнате маленького человечка. Или «Братья Львиное Сердце», где двое детей перед страхом войны, болезни и смерти отправляются в волшебную страну и становятся великими героями (больше всего это было похоже на самоубийство: один брат умирает, второй отправляется за ним...) Буратино, в принципе, тоже...

На этом всё. Не хочу писать о том, "понравилось-не понравилось". Пусть время и наследники рассудят создателей фильма...
 

Теги:
16 March 2011

Немного об авторе:

... Подробнее

 Комментарии

Ник 0
16 March 2011 07:23
Интересно!
Nigilist Pauk Олег 536.6  
16 March 2011 10:32
Рецензия без оценок, с описанием и ассоциациями - это ближе к аннотации скорее ...
Аревик72.13
16 March 2011 10:50
Может быть. Не заню, какой жанр выбрать. Просто проза?..
Алена Сократова295.29
16 March 2011 12:57
То бишь, общий пафос произведения - "Мама, роди меня обратно!"? :) А в этом что-то есть. Фильм не видела, но, возможно, это и к самому первоисточнику применить можно...
А жанр - что-то среднее между эссе и статьей. Для аннотации к фильму здесь много попыток проникновения в "поэтику", если это слово можно использовать в отношении экранизации.
Один вопрос насчет "излюбленного приема последних лет": это Ваше собственное наблюдение или где-то прочитали?
Аревик72.13
16 March 2011 13:21
"Мама, роди меня обратно"? Нет уж, это СЛИШКОМ пафосно.=) Но что поделать - фрейд был прав...
Вот кстати давно хочу взять перечитать книгу. Просто не помню как там всё обставлено (помню, что психоделика, и всё)
Конечно сама написала. Могу фотокопию черновика прислать. Х)
Литература вся - попытка уйти в мир иной. А в случае с Алисой - в квадрате. НО еще никто никуда не ушел, поскольку "иной мир" - тоже наш, хоть нематериальный. Плохо, что не придумывают новых произведений (а куда только ни можно уйти в виртуале!), нет треплят и треплят одну и ту же вещь позапрошлого века. Как все-таки мы похожи на своих первородцев.
Это философское произведение. Рецензия предусматривает критику персонажей-артистов или режиссерской работы.
Аревик72.13
17 March 2011 05:20
Да, я тоже так подумала. Лично моё мнение - фильм как экранизация не удался. А вот как иллюстрация психоанализа в действии - пожалуй.
Спасибо за отзыв и размышления.