РЕШЕТО - независимый литературный портал
Денис Dnevalny / Проза

БАРСЕЛОНА (Impression начитанного мальчика)

630 просмотров

Моё познание мира за «железным занавесом»  началось в 15 лет.
В те времена под лозунгом «Пустите в Европу!» все граждане СССР  дружно ринулись за рубежи нашей Родины.
Ушлые поляки пачками штамповали фальшивые «приглашения» и продавали их за копейки всем желающим.
Первые «челноки» осваивали рынки Варшавы и учились обманывать жестокую Гродненскую таможню.
Но я был несовершеннолетним. И выехать за границу мог только законным путем.
Приглашение  пришло из Испании, от приятеля старшего брата, молодого гроссмейстера Георгия. Оно было настоящим ( а не фальшивым).
Вот так я и оказался в прекрасном городе Барселоне.
С полными чемоданами традиционных  подарков из «Раши»,- матрешек, хохломы, расписных ковриков, гжельских вазочек,- и с двумя тысячами баксов в кармане
 ( максимальной в то время, официально установленной суммой обмена валюты), мы со старшим  братом, как по мановению волшебной палочки, перенеслись в один из красивейших городов мира.

Впечатления обрушились на меня гигантской лавиной. Широко открытыми глазами я буквально впивался  в удивительный калейдоскоп невиданных доселе красот, проносившихся за окном автомобиля.
Я чувствовал себя вовсе не москвичом, прилетевшим из столицы великого государства, а  невежественным чукчей, никогда не покидавшим задымленного чума, и как  заезженная пластинка, шептал то самое слово из анекдота:  «Однако!....Однако!»
Но вы вспомните,- какой была Москва в самом начале 90-х годов! Столица была такой плохо освещенной, грязной и криминальной! Мне даже пришлось расстаться с абонементом в Консерваторию, которым я пользовался много лет, потому что путь по безлюдным, темным переулкам поздним вечером после концерта,- от Консерватории  до метро -  стал настоящим испытанием!

…Георгий привез нас в свою четырехкомнатную квартиру, недалеко от метро «Liceu».
И двухуровневая квартира, и своеобразная  архитектура многоквартирного, жилого дома, когда изолированный ступенчатый  вход в квартиру  начинался прямо  с тротуара,- всё это было мне в новинку.
Даже тот факт, что Георгий, совсем еще молодой человек, жил в собственной квартире отдельно от родителей, - даже этот факт изумил меня безмерно…
Георгий бегло говорил по-русски, неоднократно бывал в Москве. Своё желание изучить русский язык он объяснял  преклонением перед русской школой шахматной игры. А участие во всевозможных турнирах было основным источником его дохода. И надо сказать, - он не бедствовал!
Готовить еду  Георгий не умел и не любил, но ради  нас, дорогих гостей, заказал шикарный обед из ресторана,  состоявший  преимущественно из знаменитых блюд национальной испанской  кухни. То, что нас за домашним обедом обслуживал официант,
тоже произвело на меня впечатление…
Прославленная  паэлья  из морепродуктов  разочаровала: - я, не видавший до этого никаких морепродуктов, кроме консервированных крабов, с омерзением ковырял вилкой рис, а на вилку нанизывались то какие-то маленькие осьминожики, то какие-то осклизлые моллюски, а то и вовсе нечто черное (впоследствии,  я узнал, что это была каракатица)…
Несмотря на шутки моих сотрапезников, паэлью я так и не решился попробовать и рисковал остаться голодным.
Спасли  только гаспачо,  в густом соку  которого плавали аппетитные кусочки овощей,  да колбаски фуэт. Ну и сыр, конечно (Сыр - он и в Африке сыр!). А больше всего понравился хлеб, натертый чесноком   (дома я всегда любил натирать черный хлеб солью  с чесноком). Хоть хлеб был иной, но вкус вполне знакомый!...

Вечером Георгий повез нас на экскурсию по городу.
Что я знал до этого о Барселоне? Не так уж и много (несмотря на всю свою начитанность):
- что город основал отец Ганнибала,
- что Джордж Оруэлл красочно повествовал о гражданской войне на улицах Барселоны,
- что Сомерсет Моэм считал Барселону красивейшим городом мира, а в рассказе «Безволосый Мексиканец» почему-то утверждал, что оптимальный путь на Кубу начинается именно в порту Барселоны,
- что этот город всегда был пристанищем великих художников ( из которых лично мне были известны только Пикассо и  Дали),
- что мой любимый певец Фредди Меркьюри посвятил Барселоне одну из своих песен,
- и что в настоящее время здесь обитают великие певцы Каррерас и Кабалье…
Вот, пожалуй, и всё…

Во время вечерней экскурсии мы, как заядлые «руссо туристо», запечатлели себя на фоне  Собора Святого Семейства. Конечно, готика Гауди произвела  достойное впечатление
( особенно  когда видишь  этот архитектурный стиль впервые:  в Москве  готических зданий я не видел. Разве  только,  -  католический костёл?).
Но настоящее потрясение   испытал я  от  Поющих Фонтанов на площади Испании! В Сочи тоже есть поющий фонтан, но разве мог он соперничать с барселонской грандиозной феерией! Маленькие и малюсенькие фонтанчики, искусно подсвеченные как бы изнутри разноцветными огнями, изумляли бесконечным , чарующим танцем водяных струй разного размера и направления… Звучала  классическая музыка. Но очарованному сознанию казалось , что не струи воды вибрируют в такт звукам, чутко откликаясь неуловимым движеньем на каждую ноту, а сами  выпевают мелодию, вплетая звуки в единый оркестр, создавая волшебную  вакханалию воды, света и музыки…

Ошеломленный открывающейся панорамой города и порта, долго стоял я  на холме Монжуик…
До этого момента я видел Средиземное море только по телевизору,  в Клубе кинопутешествий. А  сейчас, несмотря на сгущавшиеся сумерки, видно было, как сильно оно отличается от столь знакомого мне Черного моря! Необозримая даль воды была  непередаваемого, изумрудного оттенка и резко контрастировала на горизонте с чистой синью вечернего неба. Краски морского пейзажа были столь неестественны и ярки, что невольно вспоминались картины Рериха и Кента. И  вся гладь моря переливалась нежным сияньем, как бы подернутая перламутром…

Курортный сезон был в самом разгаре.  И на следующее утро мы выехали в направление
Коста-Браво, огромной, протянувшейся на добрую сотню километров, полосы  испанских пляжей. Там, в местечке Тосса- де- Мар, сестра Георгия Роза держала маленькую кафешку около пляжа Плача-Гран.
Золотые песчаные пляжи  ( а не галечно-каменистые  – как в Сочи!),  прозрачно-изумрудное, ласковое море…Да что там говорить! Это состояние бесконечной радости и блаженства просто невозможно описать словами. Восседая на ярком шезлонге и потягивая божественный напиток –  белую сангрию со льдом и фруктами, я чувствовал себя Алладином, неожиданно овладевшим волшебной лампой:-  вот только потри ее древнюю медь, - и все чудеса мира будут к твоим услугам…
А чудеса не иссякали. Очередное чудо – Аква-парк! Тогда еще ни в Москве, ни в Сочи аквапарков не было. А тут – целый город водных аттракционов. Уж как я отрывался  на разнокалиберных водных горках, во всевозможных лабиринтах, фонтанах, водопадах! Просто захватывало дух от счастья; моментами казалось, что я растворюсь без остатка в нежных объятьях теплой воды под бархатными лучами щедрого испанского солнца…

Через   пять незабываемых   дней мы вернулись в Барселону.
Неумолимо приближалось время отъезда восвояси, а я не повидал еще и половины  испанских  достопримечательностей. И что самое обидное,- не побывал  в  Фигейросе,  в Театре- музее Сальвадора  Дали.
Мой брат и Георгий нашли себе  увлекательное занятие,- пропадали по ночам в клубах на стриптиз-шоу, а потом до обеда отсыпались. До моих интересов  им дела не было.
Я стал настырно канючить , уговаривая  их съездить в Фигейрос. Но они в один голос твердили: «Далековато!»
Я упорствовал. Тогда коварные парни , сговорившись,  выдвинули мне условие : они свозят меня в Фигейрос, если я …продам пять штук «Командирских» часов.
Дело в том, что брат  привез в Испанию не только подарочные сувениры, но и кое-что на продажу, для пополнения запаса наличной валюты.
Но продавать в Барселоне что-либо с рук,  было  запрещено законом,  а,  следовательно, опасно. Специальных рынков  ( как в Варшаве  и Будапеште) в городе не было.
Георгий помог брату « впарить» часть вещей, привезенных на продажу, знакомым и родственникам, а  другая часть была обменена на  «шмотки». Осталось 5 штук «Командирских» часов, их нужно было срочно реализовывать, а брат безумно боялся «загреметь» в полицию.

И вот они додумались: подключить к своему незаконному бизнесу меня,  малолетку.
Что  было делать? Вспомнив, как «слегка фарцевал»  в Московской Трубе и в Туапсинском порту, как выклянчивал  жвачки, майки, значки у  «интуристов», я решился.
Взяв для почина двое часов из пяти, я отправился в Барселонский порт, будучи уверенным, что лучшего места для предстоящего дела не найти.
Чтобы ( не дай Бог!) не заблудиться в незнакомом городе, я в первую очередь  выбрал для себя ориентиры : театр Лисеу и отель «Космос». Затем по  La RAMBLA  опустился к памятнику  Христофору Колумбу. Мысленно  призвав на помощь Колумба и всех его конкистадоров,  вышел к акватории порта, ожидая увидеть стайки местных мальчишек, шныряющих в потоке иностранцев, и влившись в их ряды, успешно выполнить свою задачу.
Но меня ждало  глубочайшее  разочарование: шныряющих мальчишек не было. Люди неспешно прогуливались, наслаждаясь морским пейзажем и соленой свежестью легкого бриза.

Погрузившись в раздумье, я присел на скамейку.  Да, задача осложнялась.
Теперь мне необходимо  было безошибочно определить в потоке гуляющих  своего потенциального покупателя. Он должен  отвечать определенным требованиям:
- нуждаться в приобретении часов  в принципе;
- предпочитать громоздкие  многофункциональные часы типа «Командирских»;
- обладать определенной суммой денег на непредвиденную покупку;
- быть доброжелательным и неспособным на низкое  коварство:- ухватить меня за ухо и отвести в ближайший полицейский участок;
- не оказаться мошенником,  способным просто отнять у меня часы без всякой оплаты…
Я даже составил для себя психологический портрет  своего покупателя:
мужчина в возрасте от 25 до 40 лет; сангвинического темперамента, легко увлекающийся и любящий вещицы иностранного производства, всегда готовый легко расстаться с деньгами…
Я внимательно вглядывался в лица проходящих мимо людей…
Наконец в поле моего зрения попала парочка молодых влюбленных,- они шли , безмятежно улыбаясь и держась за руки.
Я уверенно направился к ним. Промямлив «Буэнос диас!», я вдруг обнаружил, что фраза на испанском,  заученная мной по настоянию Георгия  с предложением купить часы, начисто вылетела у меня из головы.  Перемешав от испуга  все известные мне иностранные языки, я выпалил: « Раша- Ды Ур- Компра!»
Самое странное, что они поняли, что я от них хочу! Долго рассматривали часы. А девушка даже приложила их к уху,  с  блаженной  улыбкой  прослушав их тиканье и мелодию будильника. Потом что-то оживленно заворковала, примеривая часы на запястье у своего кавалера. И обратилась ко мне: « Cuanto es ?»  Я догадался, что она спрашивает о цене.
Цену я произнес неуверенно, сопровождая слова   показом на пальцах. Но паренек не торговался, - ему, видимо, не хотелось выглядеть в глазах девушки скрягой…
Yes! Yes! Yes! Я точно всё рассчитал, и моя первая сделка состоялась!
Окрыленный удачей и набравшись наглости, я уже быстро всучил молодому испанцу в одежде портового рабочего вторые часы. Этот, правда, пытался торговаться: «Muy  cara!», но я не уступил ни песеты…

На радостях что быстро справился с задачей, я решил прогуляться в парке Цитадели, одним из красивейших парков Барселоны, возникшем на развалинах древней крепости La Ribera.
Среди ярких цветников и  затейливых клумб то там, то сям  возвышались многочисленные музеи. А платаны и пальмы напоминали мне милый моему сердцу  город Сочи. Правда, там я знал всего три музея: дом-музей Н.Островского, Краеведческий и Дендрарий. А Барселона, как мне тогда показалось, просто кишела всевозможными музеями.
Для начала я посетил Зоологический и Геологический. Особенно не впечатлился : Кунсткамера в Ленинграде и Алмазный фонд в Москве  были покруче…
Обратный путь я запомнил хорошо: отсалютовал Колумбу, двинулся вверх по Рамбле, уперся в  Лисеу, а там и отель «Космос» обнаружился. Ну  вот и знакомые ступеньки в квартиру Георгия…
На следующий день, уже без волнений и раздумий, я успешно продал трое остававшихся часов. И даже успел вволю побродить по городу, ни у кого не спрашивая : «Do nofe esta…?»
( Как пройти…?), а пользуясь исключительно своими замечательными ориентирами…

И мы поехали в Фигейрос.
Я так долго мечтал «вживую» познакомиться с сюрреализмом! Я  имел о нем представление лишь по фильмам Бергмана и Феллини. Ну и видел  несколько репродукций картин Дали. Запал мне в душу портрет Мэй Уэст « Комната-лицо». Он даже вдохновил меня в свое время на стих « Игры абсурда». Безмерно надменным и гордым было красивое лицо Мэй Уэст на этой картине, с прищуренными, глядящими прямо в душу, холодными глазами. Что хотел рассказать Сальвадор Дали о душе этой женщины, создавая ее странный портрет? Что ее душа также странна, неповторима  и непостижима, как неуютный интерьер изображенной  комнаты?
Фантастическое здание «Дворца ветров» Сальвадор Дали  построил в 1974 году на месте городского театра. Он строил его долго, уже серьезно больным, и страстно мечтая о бессмертии. Бедный Дали! Он не хотел верить, что тело не может обрести бессмертье!
Бессмертны только душа и творенья человека. А тело великого художника покоится  здесь же, в специальном склепе. Он остался рядом со своими фантастическими твореньями, от которых у простых смертных захватывает дух и «едет крыша».
Еще в фойе ты попадаешь в нереальный мир, лихо  перекроенный неуемной фантазией художника:  с потолка свисают ноги, а диван имеет форму  женских губ… Здесь царство эротики, которую Дали  ассоциировал с понятием «счастья». Гала,  Мэй Уэст … Женщины-королевы, странные и прекрасные, - они  навечно прославлены  творчеством Сальвадора Дали.
До самых последних дней своей  искрометной жизни Дали экспериментировал:  голографические картины, миниатюры, складывающиеся в панно, изделия из драгоценных металлов,  архитектура, - все  впечатления от этой фантасмагории
не укладываются в мое маленькое повествование. Надо видеть собственными глазами это таинство, это волшебство форм, цвета  и фантазии, чтобы по  достоинству оценить творчество великого художника…

Посещение Фигейроса – было моим последним  и, пожалуй, самым ярким впечатлением
о замечательной стране – Испании.
Так сложилось, что я больше никогда не бывал в этих краях.
Звали другие города, иные страны…













 

Теги:
05 November 2009

Немного об авторе:

Привет, я - Дневальный, в дозоре я вечно... А сон мой короткий и быстротечный. Рожден на Арбате у Грауэрмана, При этом зачатье - из Магадана. В Одессе впервые на землю ступил, И плавал вначале, потом уж ходил. Поверишь, кусался, как бешеный пёс. И смелого дети пугались до слёз. На пышных базарах слегка воровал, И славу отважного этим с... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

КЮЮЛЬ- СИЕН
ПОЛЫНЬЯ
ПЕРЕД ЛЕТАРГИЕЙ

 Комментарии

galgol 355.9
05 November 2009 06:34
В тебе погиб талантливый экскурсовод. Читала с утра пораньше и меньше всего думала, что надо собираться на работу. Описание красот Испании буквально захватило. "Загорая на ярком шезлонге" -на мой взгляд что-то не то, хотя это только мнение. Я загораю на солнце...)))) Доброго тебе весёлого дня и успеха. +5.
galgol 355.9
05 November 2009 06:36
Рейтинг - уму непостижимая математика. Магницкий отдыхает. Вчера поставила 5 на -5 и получилось 2, а сегодня то же самое, но получилось 3)))) Весело))))
Алина Элайн Ожехинская85.37
05 November 2009 06:54
А я там не была еще.А в Польше - 100 раз! Вот!+5
Денис Dnevalny 157.2
05 November 2009 07:40
Галь, шероховатость исправил согласно твоему справедливому замечанию.Спасибо!
Море дождей 168.86
05 November 2009 13:10
Чудный рассказ. Очень! Я так же, как и Вы, с первыми словами рассказа тут же влетела в этот город, который жадно пила всего лишь в течение недели, так и не утолив жажды.
В Вашем рассказе есть и сюжетные поворотики, и описание города - очень хорошее сочетание! Как Вам повезло, что Вы там жили, причем в центре, у оперного театра Liceu! Я напротив этого театра сидела в кафе, где попробовала впервые паэлью (поскольку люблю морепродукты, была в восторге). Я еще вернусь к Вашему рассказу - сейчас надо убегать по делам.
Пока еще раз повторю - очень понравился! +5
Денис Dnevalny 157.2
05 November 2009 15:27
Спасибо!