РЕШЕТО - независимый литературный портал
Игорь / Публицистика

Как я в кино ходил

5650 просмотров

«Я не ходил в киношколу, я ходил в кино». Квентин Тарантино.

        

Светлана Хохрякова[1]:«Хотя, честно говоря, по мне, так уж лучше “Край”, чем “Брестская крепость”, которая слишком уж успешно прошла разные этапы голосования академиков и собрала несколько “Ник”, кстати, заслуженно: “Лучшая работа звукорежиссера” (Филипп Ламшин, Анатолий Белозеров), “Лучшая работа художника” (Алим Матвейчук), “Лучшая работа художника по костюмам” (Сергей Стручев и Владимир Корецкий). Александр Котт тоже очень старался, много сил и средств было брошено на взятие “Брестской крепости”, и коллеги оценили результат. Но весь этот бездушный и громкий псевдоголливуд советского розлива производит грустное впечатление. За грохотом и треском не расслышать одинокого голоса человека, достойного лучшей участи. Но он особенно и не волнует никого. Замороченные российскими сериалами, наши соотечественники сегодня все чаще не отделяют подлинного от эрзаца»
 
Сразу признаюсь – я не люблю ходить в кинотеатры. Нет, ну в детстве, отрочестве и юности ходил, и часто. А когда ухаживал за своей будущей женой – так и очень часто. Зима холодная была. Эх, какие фильмы нам тогда показывали! «Самая обаятельная и привлекательная», «Белые росы», «Иди и смотри», «Конвой» - это который с Крисом Кристоферсоном. Еще чего-то там показывали, забыл уже.
            А тут оказия – предложили посмотреть премьеру «Брестская крепость» в самой крепости, в ночь с 21-го на 22-е июня. Пошли с другом.
            Приготовились к худшему. Повод был, есть и будет – современное кино про войну.
Откровенное вранье, вроде «Сволочей» или «Штрафбата», непонятно что под названием  «Все деньги на экране», извините, «Утомленные солнцем-2». Там еще танки под парусами, да.
А помните «В бой идут одни старики»? Старый, черно-белый, неуклюжие комбинированные съемки. Все так. Да вот только одна финальная сцена там в тысячи раз эмоциональнее и сильнее, чем все эти «Утомленные сволочами».
А «Они сражались за Родину» помните?
Можно много чего перечислять, это я к тому, чтобы понагляднее описать наши опасения. Уж очень велик контраст между комэска[2] Титаренко и лубочным (или как это сейчас – комиксным?) «героем» типа «комбриг Котов». Хотя... Хотя режиссер
Н.С. Михалков обещал зрителям полное просветление (ну, я так понимаю, поймем про что кино) после просмотра фильмы про некий замок Саурона, обставленный кругом противотанковыми надолбами и ежами, и бродящими вокруг него людьми с черенками от лопат. Только это, «Не верю!»[3], ага.
            Значит, пошли мы. Поехали даже, на димкиной машине. Показали в проеме Тереспольских ворот приглашения, за что нас пропустили на берег Буга, к Саперной пристани. Там уже стулья стояли, огромный такой телевизор на остатках полубашни[4], колонки всякие с прожекторами.
 
 
Тереспольские ворота. Место премьеры фильма «Брестская крепость».
 
            По календарю был июнь. Только термометр этого не знал и показывал, гад, семь градусов. Холодно было. А мы ведь шли и думали что? Ну, постебёмся, значит, и смоемся по домам. Эдак через час. Максимум.
            Начали смотреть. Исторических ляпов достаточно. Я их перечислять не буду. Я не на реконструкцию пришел, я в кино пришел. Художественное. Кстати, по поводу реконструкции. Форма, что у наших, что у австрийцев[5] – на «отлично». Оружие – тоже. Правда, некоторые проявляли «образованность» и требовали Stug-ов[6], а не PzKpfw III[7], которые в фильме показали. Другие требовали, чтоб двухтонную бомбу сбрасывали не туда, куда ее в фильме сбросили, а как на самом деле – на редюит третьего бастиона Кобринского укрепления. Он немножко шире известен под названием «Восточный форт».  И бомбу требовали называть тысячевосемьсоткилограммовой. Да много чего.
 
 
Казематы внешнего вала «Восточного форта».
 
            Только ерунда все это. Еще раз. Фильм – художественный. Мы с Димкой на этом холоде просидели, не вставая, три часа. Понравилось. Очень. Зацепило.
            Ладно, поехали после фильма по домам.
            А в декабре взяли жен и пошли в лучший в городе кинотеатр. Вечерний сеанс. Полный зал. Много молодежи. Никто! Никто не ел попкорн, не пил пиво. Духовно недовоспитанные кандидатом искусствоведения С. Хохряковой граждане очень часто всхлипывали. Некоторые - самые бездуховные, надо полагать – даже плакали. Полную бездуховность зал проявил, когда зааплодировал тоталитарному воспитаннику музвзвода, бездушно и без метаний в стиле «to be or not to be», выстрелившему в австрийца.
            Да, не смогли зрители расслышать «одинокого голоса». За шумом и треском. Шумело и трещало – будь здоров. Что и понятно - фильм про войну! Про то самое её страшное начало в Бресте. Да, так вот и бросали австрийцы гранаты в подвалы, бездушно и методично. Так же методично и педантично выжигали подвалы огнеметами, как ранцевыми, так и танковыми.
 
 
Один из казематов Брестской крепости. Кирпич полностью расплавлен. Фото: Дмитрий Калинюк.
 
Да, Почерников наверняка, как и миллионы наших соотечественников, был достоин лучшей участи. И его жена, и их дети. И сцена эта, на мой плебейский взгляд,одна из лучших в фильме. Когда без метаний и заламывания рук, без дебильных монологов в стиле «покажи сиськи!» герой Евгения Цыганова просто и буднично стреляет в жену, потом так же просто – в себя. Просто, буднично – и оттого очень страшно.        
Совершенно не раскрыта в фильме, кстати, на мой, так и не просветленный С.Хохряковой, бездуховный взгляд, тема «кровавой гэбни». Про «советский разлив» там, наверху читали? То-то же. Кровавая гэбня ведет себя совсем не так, как ей положено Творцами © «Утомленных сволочами». Пограничники[8], особист Вайнштейн, бойцы 132 отдельного батальона НКВД стреляли почему-то во врагов, коими, как и на самом деле было, являлись солдаты вермахта. Люди просветленные поняли бы, что это неправда. Ну а с нас, с совкового быдла, чего взять-то?
            Дак ведь что еще было-то! Еще раз аплодировали! Это когда особист немецкого шпиона застрелил!
            Ну и совсем возмутительно зрители повели себя после сеанса.  Ждали, в полном молчании, самых последних титров. Молча выходили из зала. Только на улице кто-то тихо начинал разговаривать. А курили так, будто последняя сигарета в жизни. Знаете, такими судорожными затяжками?
 
PS       Ну это, Вы, Светлана Хохрякова, нас уж извините. Не доросли мы до понимания Ваших глубоких мыслей и познаний о прекрасном. Особенно до этих «Сменялись ведущие, выходили наши прекрасные актрисы, в основном порадовавшие своей интеллигентностью, – Юлия Снигирь, Алиса Хазанова, да и Ксения Собчак, многих раздражающая в принципе, отлично отыграла свой сюжет в свойственном ей духе, признавшись в восхищении Владимиром Машковым». И, надеюсь, никогда не дорастем. Несмотря на все Ваши и Ваших кумиров старания.


 

© Игорь Игнатович, Брест, 2011.


[1] Редактор отдела киногазеты «Культура» (Москва), кандидат искусствоведения, член Национальной Академии кинематографических искусств «Ника», член Экспертного совета Гильдии киноведов и кинокритиков России, член Союза кинематографистов РФ, член Союза театральных деятелей РФ, член Союза журналистов РФ.
Светлана Хохрякова более десяти лет работала отборщиком и пресс-аташе фестиваля «Литература и кино» в Гатчине (Ленинградская область). Является автором книг и статей о деятелях театра и кино.
[2] Командир эскадрильи (жарг.)
[3] «Не верю!» — фраза, ставшая легендарной в мире кино, театра и в бытовой сфере, после того, как её стал употреблять в качестве режиссёрского приёма Константин Сергеевич Станиславский.
[4] Барбакан. Фортификационное сооружение для дополнительной защиты входа в укрепление.
[5] Сорок пятая пехотная дивизия вермахта формировалась в Линце.
[6] Самоходно-артиллерийская установка, состоявшая на вооружении вермахта. Дивизион таких САУ применялся при осаде Брестской крепости.
[7] Средний танк, состоявший на вооружении вермахта.
[8] Погранвойска входили в состав НКВД.
26 April 2011

Немного об авторе:

... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Учите матчасть!
Крест
Брест. Мини-очерк

 Комментарии

Фи, как не рукопожатно. Совестливый человек, так как Светлана Хохрякова, руки вам не подаст.
Иванов Иван0
27 April 2011 20:40
Эмоции все правильные на мой взгляд, но фильм конечно слабоват (возможно происки врагов при монтаже окончательной версии?)
Игорь 10.93
27 April 2011 21:44
Фиг с ней, с с.Хохряковой и прочими Швыдкими. Упаси Господь от таких "рукопожатых".

Камрад Иванов Иван, это, как я полагаю, твое личное мнение? :)
Иванов Иван0
28 April 2011 02:41
Конечно это мое личное мнение; фильм конечно эмоционален, трагичен, события не оставляют равнодушными,но ка то скомкан,несколько сумбурный ( не обижайтесь но такое ощущение, что продюсеры пошли по американскому пути и сознательно большую часть фильма эксплуатируют сцены гибели,взрывов и т.п.) + исторические ляпы. Радует это подняло интерес к истории крепости, а тот кто захочет узнать больше тот найдет и в сети и в книгах разъяснения (ну хотя бы на некоторые вопросы).
Игорь 10.93
28 April 2011 08:37
Да чего обижаться-то? У каждого свое мнение, это нормально. Ну, насчет взрывов и прочего - так фильм про войну.