РЕШЕТО - независимый литературный портал
Литературная Мастерская Простых Русских Людей / Проза

Творец 2. Философия творчества

1001 просмотр

Творец. История: http://resheto.ru/users/LMPRL/art/91180

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды,
и да отделяет она воду от воды.
И создал Бог твердь, и отделил воду,
которая под твердью,
от воды, которая над твердью.
И стало так. И назвал Бог твердь небом.
И был вечер, и было утро: день второй.
Книга Бытия. Глава 1.

Сегодня человечество стоит на пороге. Улыбающиеся ученые распахивают для нас двери в новый мир, мир постиндустриального общества. Со страниц газет, журналов, с экранов телевизоров, а теперь и с мониторов компьютеров людей зазывают в это новое прекрасное будущее. Все вокруг твердят: человечество перейдет на новый этап своего развития. США и Западная Европа уже там, остальной мир слепо следует за ними.

Все это преподносится как неизбежность. Нам говорят: человечество развивается по стадиям. Сначала была доиндустриальная стадия, затем индустриальная, теперь настал черед постиндустриальной. Вот так, все логично. Попробуете доказать обратное? Только никто не говорит, что подобные деления, исследования и градации – не более чем веяние научной моды, название которой эволюционизм.

Еще со временем Ч. Дарвина ученые помешались на мысли, что человечество развивается по естественному закону. Сначала этот закон пытались применить к биологическому развитию человека: все эти попытки подробно описаны в школьных учебниках (и, хотя даже в среде ученых эти мысли разделяют далеко не все, детям это преподносится как истинное положение дел). Сейчас эволюционизм пытаются применить к развитию социальному.

Идея такого подхода проста. Всегда в любом месте земного шара человечество будет развиваться по одному сценарию: земледелие и мануфактурное производство будет сменяться индустрией, а индустрия – услугами.

Но самое удивительное здесь то, что победи СССР в холодной войне, нас бы стали убеждать, что человечество ждет другое светлое будущее: переход от капитализма к социализму, а затем к коммунизму. А про постиндустриальную стадию никто не то чтобы не вспомнил, о ней бы и не знали.

Но в холодной войне победил Запад, и поэтому единственным возможным сценарием развития человечества провозглашен переход к постиндустриальному обществу.

Сейчас с развитием массмедиа, появлением интернета, эволюцией беспроводных технологий ученые заговорили о новой стадии развития общества – информационной.

С этих пор главной ценностью общества признана информация.

Люди создают вокруг себя искусственный (т.е. преобразованный) мир, который называют  информационным полем. Находясь в нем, человек со всех сторон подвергается воздействию волн информации.  Такое воздействие можно сравнить разве что с действием волн в микроволновой печи, где из человека получается «готовый продукт», качество которого зависит от качества волн.

Сегодняшний мир перенасыщен информацией. Ученые подсчитали, что объем научных публикаций за один только 1985 год превысил то, что было издано до 1976 года, то есть за 500 лет. Ученые за один год опубликовали столько, сколько не публиковалось за всю историю науки!

Уже в то время поток информации в 2,5 раза превышал способность человека к ее усвоению, однако «волны» все увеличивались. Человека омывают уже не ласковые волны, он находится под постоянным воздействием информационного цунами.

Остается добавить, что все это происходило еще до того, как интернет технологии окутали Землю.

После этого поток информации, формирующей мировоззрение человека, не просто увеличился в разы, но каждый получил возможность участвовать в создании этого потока. Воображение рисует страшную картину: сотни тысяч безвестных творцов, чем попало заполняющих информационное поле человечества. Стоит ли говорить о качестве этого поля?

Стоит обратить внимание, что качество информации формирует «качество» людей, которые затем начинают задавать качество информации. Это похоже на спираль, в которой направленность следующего витка зависит от направленности предыдущего.

Сегодня именно от творцов (а в условиях интернета, считай, от каждого) зависит, как пойдет дальше развитие цивилизации, культуры, нравственности, религии, каким быть обществу, людям и отношениям между людьми.

Совокупность всех творцов, в том числе самых захудалых и бездарных, создает критический объем информации, который формирует личность каждого человека. Поэтому в надвигающемся мире творчество уже не может расцениваться как частное дело или развлечение.

Современная тенденция возводит творческую личность в ранг идеала. Человечеству навязывается мысль, что творчество является благом само по себе, не зависимо от его содержания. Это выглядит еще глупее, если понять, что каждое произведение – это проповедь.

Каждый творец априори является проповедником, он проповедует людям свое понимание мира, а значит те установки, по которым, как он считает, нужно жить. Но если бы в древности человек вышел на площадь с проповедью содомии, его бы забили камнями. Сейчас же любого «творца» проповедующего этот грех возносят на пьедестал почета, восхваляя его «независимость» и способность идти вопреки «навязанным» ценностям. Таким образом, каждого творца подталкивают проповедовать то, что ему хочется.

Вся подобная риторика строится на давно известном лозунге Великой французской революции: «свобода, равенство, братство», по совместительству являющимся лозунгом масонства, и который лег в основу идей Декларации прав человека и гражданина.

Однако еще Константин Сергеевич Аксаков, публицист, историк, литературный критик, лингвист, а главное – один из предводителей славянофилов, убедительно показал, что этот лозунг уходит корнями в учение Христа, но в атеистическом прочтении приобретает античеловеческий характер.

Поэтому если оставаться на позиции «Бога нет», любые ваши возражения, что нельзя творить духовную отраву, в два счета разбиваются. Вопрос сводится в область вкуса. Вам не нравится? Но о вкусах не спорят. Свобода в данном случае становится вседозволенностью - отказом от воли, то есть потаканием всем низменным страстям.

Любое творческое произведение стоит на двух китах: мировоззрение самого творца и его харизма. Поэтому настоящий Творец должен обладать двумя качествами: талантом и правильным мировоззрением. Сейчас считается, что главное – это талант, о правильном мировоззрении творцов речи не идет вовсе. Однако, если без первого произведения будут скучны, но не принесут вреда, то без второго они могут разрушать мир сильнее, чем ракеты и бомбы. Талантливый, но безнравственный творец, может оправдать любой грех в глазах миллионов людей.
            Если сегодня сказать творцу, что его продукция формирует мировоззрение массы людей, он не поверит, или просто не поймет о чем речь.  Ведь он, когда писал книгу или статью, рисовал картину или снимал видеоролик, и не помышлял об этом. И это правда.

Но как тогда объяснить, что практически вся творческая продукция нафарширована одними и теми же установками: «бери от жизни все» и «живем один раз»? Просто все творцы вот так взяли и пошли строем в одном направлении ни с того, ни с сего. Убедительно, правда?

Уверять же людей, что сами по себе в ногу и строем не ходят, значит, выставлять себя на посмешище. Но назвать случайностью производство продукции, нафаршированной одной и той же идеологической начинкой, это слишком.

Сегодня продукция «а-ля Голливуд» отражает подсознательные установки творцов. Тогда как сами создатели и не подозревают об ее идеологической подоплеке.

Все дело в том, что у творца потребительского формата нет цельного мировоззрения. Он мыслит штампами и стереотипами, и не может охватить мир целиком. Для него мировоззрение – это всего лишь демагогия. Но, тем не менее, каждый такой творец изливает из себя подсознательные установки. Творцу кажется, радость или счастье должны выглядеть в виде золота, красавиц, удачи в бизнесе. Считается, жизнь удалась у того, кто «накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи» (Зах. 9, 3). Отталкиваясь от такого понимания счастья, творцы творят свою продукцию, даже не понимая, что «все они ничто, ничтожны и дела» (Ис. 41, 29).

Стоит еще раз заметить, что не единичные творцы продвигают потребительскую идеологию, а практически все. Это говорит, лишь о том, что творцы сами того не осознавая являются носителями потребительского мировоззрения. Такие творцы начинают творить из-за желания прославиться, заработать денег и т.п., что уже однозначно говорит о неверности его мировоззрения и недопустимости ему быть творцом.

 Нет никаких сомнений, что источником потребительского мировоззрения является западная культура, идеологию которой успешно продвигают на восток творцы из Голливуда. Эта культура рассматривает произведения творцов с одной позиции, как продукт, который не имеет никакой другой цели, кроме как простое, безобидное развлечение. Вот мое произведение, говорит творец, оно прозрачно, как вода в блюдце, я просто хочу вас развлечь.

И весь мир идет у них на поводу, штампуя «бесцветную» продукцию, даже не задумываясь, что нет «просто развлечения». Ведь если посмотреть на воду в блюдце, то она прозрачна, но если взглянуть на нее в бассейне, то виден ее цвет.

Любое творческое произведение несет в себе информацию. Любая информация несет в себе определенную установку, которая формирует норму поведения общества. От того, какую установку и норму поведения несет информация, зависит «цвет» произведения. И от того, какими будут эти нормы поведения, зависит вся шкала ценностей человека, его поведение и действия.

Если в каждом произведении встречается сцена насилия, то человек к этому привыкает, это становится нормой. Так творцы сдвигают нормы общества.

Александр Николаевич Сокуров очень хорошо сказал на эту тему. Для него табу в искусстве - жестокость и зло на экране,  потому что мы, творцы, транслируем в мир свое произведение и "играем" с очень тонкой материей - с человеческим сознанием и подсознанием, поэтому на нас ответственность за каждый наш творческий шаг.

Нужно помнить, что любое произведение влияет на человека. Поэтому творец отвечает за тех, кто знакомится с его творчеством. Творец – это ответственность.

В оправдание творцов, стоит сказать, что некоторые осознают свою ответственность и творят из желания сделать мир лучше. Такие творцы в их бескорыстном желании нести людям добро исходят из своей Любви к миру. В противоположность им, творцы, желающие заработать или прославиться, исходят из своего Эгоизма. Но в большинстве даже те, кто желают улучшить мир, делают это  методами современного искусства, которые основаны на потребительском подходе к творческой продукции.

Поэтому создавая произведение с благой целью высмеять современные пороки общества, в надежде, что люди поймут и одумаются, творцы делают еще хуже. Эти пороки постепенно принимаются за норму. Человек думает примерно так: да, это плохо, но это есть в мире, и с этим ничего не поделать. Так творцы пишут будущее. Вместо этого, нужно показать положительный пример, пусть даже не существующий. Благодаря ему создастся мысль, что где-то там, в городе, столице, стране, есть такие люди и это нормально. Получается парадоксальная картина, пытаясь показать человеку его пороки, творцы приучают его к мысли, что эти пороки есть, и это нормально. Хотя достаточно показать добродетели, чтобы человек сам к ним тянулся.

Каждому творцу необходимо помнить, что искусство воздействует на сознание и, меняя его, сдвигает нормы общества в хорошую или плохую сторону. Поэтому нельзя определять ценность искусства силой воздействия на Вас таланта творца. Ценность определяется только степенью хорошего воздействия. Искусство должно делать человека хоть немного лучше.

Непростительной ошибкой будет всю жизнь оставаться в роли создателя такой «бесцветной продукции». И однажды осознать, что твоя жизнь не принесла ни миру, ни отдельно взятому обществу, ни отдельно взятому человеку НИЧЕГО светлого. А ты был всего лишь человеком, который заворачивал чужие идеи в привлекательный фантик своего таланта. Маленьким творцом развлекательной продукции.

Тогда как настоящие Творцы – это те, кто делает мир лучше. Потому что Творчество - это то, что несет миру Любовь.

 

 Комментарии

Комментариев нет