РЕШЕТО - независимый литературный портал
Andreyeva Marina / Проза

Из крайности в крайность

2469 просмотров

"по-детски весело, но по-взрослому глупо. реально красиво, но в мечтах всё страшнее. так как же преодолеть барьеры стремленьем?"

- вперёд! к звёздам! – закричала Иви, и побежала с холма,  раскинув руки, словно она самолёт. Она громко заливалась смехом и бежала вприпрыжку, всё, чего ей не хватало, так это издавать характерные для самолёта дребезжащие звуки.

Крэг смотрел на неё, стоя на вершине холма весь залитый солнцем, но вид у него был крайне спокойный. Можно сказать, невозмутимый.  Всё это зрелище, когда взрослая девушка по-детски бегает, да ещё и выкрикивает глупые детские фразы, не вызывала в нём никакого сочувствия, ни сантиметра улыбки.  Он был уверен, что влюблён в Иви. Тогда почему же ничего в нём не колыхнулось ,когда он увидел эту милую картину?  Да-да! Именно милую, до боли сентиментальную и вызывающую умиление картину?! Крэг пошатнулся. Теперь  по нему пробежала дрожь страха. Ему казалось, что он выпадает из реальности, что он бесчеловечная тварь, что он ни способен на проявление эмоций, что он не достоин любви Иви. Он был так противен себе в тот момент.

Иви кружась по полю, остановилась и радостно захлопала в ладоши. Она улыбалась солнцу. Было видно, как она счастлива. Она обернулась и завидев Крэга, с улыбкой побежала к нему, на вершину холма.

Крэг был потерян. Он рыскал глазами по земле, шатался, раскидывал руки, пытаясь за что-нибудь ухватиться, губы нервно подёргивались.

Иви,  на полпути к Крэгу, заметила его состояние, и её лицо окрасилось тревогой.  Она побежала быстрее.

Подбежав к нему, она пыталась заглянуть ему в глаза, придерживая одной рукой его за плечо.

- Крэг, что с тобой? – Иви была в растерянности.

- Я…я…- Крэг всё ещё не осознавал, что происходит и продолжал рыскать глазами.

Иви, будто всё понимая, схватила его лицо и заглянула в его глаза. Она улыбнулась.  И всё. Крэгу этого хватило, чтобы он вновь ощутил себя на земле. Они обнялись, и Крэг сжал её так, будто видит её в последний раз.  Эта была минута спокойствия, минута их спокойствия.

Взявшись за руки, они спустились с холма и направились обратно в сторону города.

***

- Какого хрена, чувак? – Джулиус со всей силы толкнул Крэга так, что тот впечатался в стену.  – Ты обещал подменить меня!  Я  положился на тебя, а ты меня подставил! – он разгорячено бросался словами.

- Джулиус, мать твою! Ты меня даже не выслушал, швырнул об стену и теперь хочешь, чтобы я перед тобой отчитывался?! Кусок ты недоделанный! – у Крэга явно в последнее время нервы начали сдавать быстрее, чем обычно.

Джулиус немного опешил, отстранился, но быстро опомнился. Но всё же он перешёл на более мягкий тон.  – Крэг, эта работа…пойми ты, мне очень важно остаться на ней, если меня вышвырнут, то я не жилец! Мне семью кормить надо!

- Эй-эй-эй! – Теперь отстранялся Крэг, жестами показывая, будто стряхивает с себя все обвинительные слова Джулиуса. – Слушай, я виноват, я не подменил тебя, но это, чортвозьми, не повод, чтобы орать на меня и обвинять в том, что тебе выпала такая доля! Обзавёлся семьёй, будь добр, неси ответственность сам! Нефиг обвинять всех вокруг, что они живут лучше тебя! – Крэг знал, что перегнул палку, но похоже, ему именно этого и хотелось, высказать всё, что мешает ему трезво мыслить.

Джулиус, и без того гневный, взбесился от его слов. Он хотел было ударить Крэга, замахнулся. Но видя, что тот даже не моргнул в этот момент, изменил своим намерениям. Он отпустил руку, поник глазами, и уселся на стул. Он слишком быстро успокоился.

- Крэг – он произнёс это каким-то виноватым голосом – пойми ты….мне всего лишь нужна эта работа. Я устал, устал как не знаю кто, я не жалуюсь, у меня отличная семья, любимая жена, дети, даже, долбанная тёща и та любимая. У меня нет ни капли сожаления о том, что мне приходится мудохаться где попало, лишь бы только прокормить моих любимых. Но мне чертовски не приятно, когда меня подставляют друзья, когда рушиться прекрасное будущее моих детей, которое я хочу им дать. – Джулиус произносил это чуть ли не плача, от чего Крэгу стало не по себе.

Он чувствовал смешанные чувства, но на лице явно выражалось неудобство.

- Окей, Джулиус. Чего ты хочешь от меня? – Крэг понял, что у них слишком разные взгляды на людей, деньги, жизнь и будущее. « И это, твою мать, всего после одного грёбанного высказывания?!» - промелькнуло у него в голове.

- Ну а как ты думаешь? Ты не подменил меня на работе. Мало того, что я не получил денег за все дни, что работал, так меня ещё и выкинули!  Это было охренеть как унизительно, Крэг.  – он замолчал.

- Не стану тянуть кота за яйца и притворяться, будто я тебя не понимаю. Тебе нужны деньги? – увидев , что Джулиус поднял глаза при произнесении этих слов. И по глазам было видно, что он одобряет слова Крэга. – Хорошо. У меня деньги есть, я не страдаю от их недостатка как…. – тут Крэг всё же решил сбавить сволочизм и не стал договаривать как кто. Хотя было понятно, что он имел в виду Джулиуса. – Сколько тебе не дали? Сколько я должен за просохаченную работу? Хотя не важно. – Он достал бумажник из внутреннего кармана, отсчитал купюры, гораздо больше, чем их нужно было отдать Джулиусу. – Держи. Не хворай, дружище. И перестань вести себя как баба, перестань трахать мозги своим друзьям. – Крэг поднялся со стула и направился к выходу.

Джулиус не воспринял его последние слова. Он вообще ничего не воспринимал, когда увидел деньги. С того момента, он чувствовал себя умиротворённым, словно все проблемы разом решились сами по себе.

***

Идя по улице, Крэг старался ни о чём не думать, чтобы замечать всё, что происходит вокруг. Он страдал этим с некоторых пор, страдал реальностью. Точнее, получал от неё удовольствие. До этого, он словно подросток жил своими мечтаниями, своими грёзами, пока однажды не осознал, что они пусты и эфемерны, как и он сам. Потому что они были тем, что он представлял из себя.  Ему было проще оправдать человека в мыслях, когда тот презрительно глядел на него, чем дать отпор или с равнодушием отнестись к нему.

Крэг часто грезил о будущем. Как у него будет красотка-жена, парочка несносных детишек, охрененный дом с бассейном и двумя гаражами. Естественно две машины, одна его, вторая тоже. У него будет свой мини-бар с кучей дорогих эксклюзивных напитков, настоящие сигары, личный секретарь. А сам он, конечно же будет всемирно-известным спортсменом.

И Крэгу безумно нравилось это, плавать в своих мечтаниях о будущем. Что он делал для этого? Ничего. Абсолютно ничего. Он где-то подрабатывал, где-то брал денег у родителей, встречался с самыми разными девушками, как и все, тратил впустую время , сидя за компьютером и комментируя очередное «ржачное» видео. И когда изредка здравый смысл намекал ему о том, что мечты требуют ещё и действий, Крэг только ещё больше удалялся в грёзы, лишь бы только не смиряться с тем, что нужно прикладывать усилия для их исполнения.

Крэг не был ленив, он просто не мог смириться. В нём одновременно давили принципы и упрямство. Он не мог смириться с важностью того, что доселе казалось ему пустой тратой времени. Он жил как и все молодые люди, максимализмом.

Но рано или поздно, осознание реальности приходит. И к сожалению, от неё никак нельзя отвертеться. Нельзя, зная правду, дальше продолжать лгать себе, что не знаешь её. Себе не умеют люди врать. Кому угодно могут, но только не себе. Часто, люди окрашивают реальность в негативные цвета, но это не так, она не такая. Она вообще никакая, ни красная, ни белая, ни розовая, ни чёрная…Она бесцветная. И только когда, человек понимает, что причиной своим несчастьям является он сам, только тогда он осознаёт и реальность, осознаёт её бесцветность.

И ему трудно смириться. Ему невероятно трудно признать, что он, самое неповинное существо, виноват перед собой. Пожалуй, быть виноватым перед кем-то куда приятней, чем  быть виноватым перед собой. Это как с теми людьми, что хотят похудеть. Им особенно трудно признать, что их лишний вес, это они сами. Они не могут принять себя такими, какие они есть, - толстыми. Из-за этого, они порой закомплексованны и винят других. Они не правы? Как раз наоборот, правы. Они могут и будут оправдывать себя, так все делают! При чём тут толстые, худые, умные, смешные…? Все равны как на подбор, когда осознают себя и реальность.

Это очень трудно, принимать себя таким неидеальным. И одновременно легко, когда человек знает себе цену. Если же знает, что его оценка – сущий пустяк, что как бы человек не оценивал себя, но умирать будет всё равно как все, что всех ждёт одно «наказание», один конец…..вот тогда трудно принять то, что все усилия направлены на ничто. Какой смысл учиться, работать, «страдать вещизмом», заводить детей, изменять жене, пить, курить,…если всё одно? если в конце всё равно, смерть?

И в поисках смысла, Крэг понял, что смысла нет. Ни один вопрос не имеет такого твёрдого ответа как тот «что ждёт нас в конце жизни?». Крэгу было трудно смириться с тем, что всё, что он делает бессмысленно. Он даже плакать не мог. Какой смысл?

И все мечты как-то сразу сами собой отступили. Они больше не радовали, они имели ужасно фальшивый вкус и были неприятны на вид. Крэга от них тошнило. Более того, он больше не видел ценности вещей. Он не замечал ничего вокруг, всё ведь было таким ненатуральным. Природа? Природа всё ещё вселяла успокоение и своё величие, но её было так мало.

Крэг перестал себя ценить. И он заметил, что после этого он перестал ценить и людей. Он был в ужасе. В нём всё ещё теплилось что-то, что заставляло его сопереживать. Он понимал, что чтобы снова ценить людей, чтобы «любить» их, ему нужно ценить и себя.  И он не мог смириться с этим. Он не мог врать себе, что он имеет цену, что он важнее, чем любой другой человек. А в мире, где важны все, не важен никто. Он не хотел врать себе, он не мог. Но стоит ли так печалиться?

Когда всё известно, когда кругом ясность, когда реальность бесцветна, когда можно любую вещь раздолбать и не испытывать при этом никаких мук совести. Когда можно оскорбить человека, когда можно его убить и ничего, ничего за это не будет! Когда можно взорвать атомный реактор, и ничего! Мировой порядок даже не шелохнётся, бог не появится, а магнитные полюса никогда не столкнутся, ровно также, как и две параллельные прямые никогда не пересекутся….Всё позволено!  Какая тут, нахрен, печаль? Вот она, свобода, которой всё человечество так жаждет! Вот оно, вседозволение! Да это круче любых мечтаний! Всё что угодно можно творить наяву, и ничего за это не будет!

Конечно, здравомыслящий человек понимает, что существует закон, нормы общества и прочее. Он также понимает, что за убийство – его посадят, за взрыв – скорее всего четвертуют, и так далее. Но, какое это может быть наказание, если человек даже вины не чувствует, его даже совесть не мучает, более того, он ещё и прав!  Какое же это наказание, смерть? Если все рано или поздно умрут. Все под наказанием?

***

Разве может быть что-то печальнее?

***

Крэг не мог смириться с тем, что ему нужно себя оценивать. Но он решил принести в жертву свои высокодуховные рассуждения, дабы добиться одной простой истины. Ему нужно просто быть счастливым, просто быть как все. Он чувствовал, что осознавая реальность, он становился выше всех людей, одновременно оставаясь с ними наравне. Он чувствовал, будто у него в руках власть, будто он управляет истиной, которой нет. Он мог ошарашить любого своими рассуждениями, он мог свергнуть власть, устроив революцию, достаточно было заинтересовать, потрясти несколько людей так, чтобы они превознесли его до уровня бога. Он мог дрочить свой организм до истощения,  он мог мучить животных, людей, он мог загрязнять  природу, да что угодно! Ведь всё было таким бессмысленным…

Но, Крэг не хотел этого.  Ведь в нём теплилось то, что заставляло его смириться. Это было именно то, ради чего он отвергал свои рассуждения, ради чего отвергал себя. Это было желание.

Желания. Это и отличает людей от животных. Ни разум, ни интеллект, ни умение носить очки, ни заслуги на работе…а именно желания. Сексуальность форм можно заметить только желая человека, вкус еды – только желая ей насытиться, открытие нового вида растений – только желанием удовлетворить интерес, спорт, красота, карьера, машина – всё это желания.

И Крэга останавливало именно желание. Пожалуй, самое примитивное, но и единственное, которое объясняет жизнь людей и прогресс, которого они достигли. Это желание быть счастливым.

Ради этого, Крэг должен был «пожертвовать»  собой, он должен обозначить себе цену. Он, сам. Не люди, что его окружают, а он сам. Потому что это его жизнь, и отвечать за неё перед собой придётся только ему. Если его  будут оценивать другие люди, то и за любой промах, который не достоин будет той оценки, ему придётся отвечать тоже людям. А как им объяснишь, что ты не смог, не захотел, да и не должен в сущности то? Назвался груздем, полезай в долбанный кузов.

И Крэгу было трудно. Трудно себя оценить. Сначала надо было оценить всё то, чего он добился, что сделал, и как, по нормам морали. И, только, сложив всё это, он получит свою оценку. Простая в теории задачка, на практике как всегда оказывается охрененно сложной работой.

***

Идя по улице,  Крэг осматривал всё вокруг, чтобы узнать что именно принято ценить. Он чувствовал себя глупо, ощущая будто заново родился на свет и заново учиться ходить. Это называют переоценка ценностей, но в случае Крэга, это построение системы ценностей.

Те, у кого есть машина, считаются состоявшимися людьми.  Те, кто работают, тоже состоявшиеся люди. Однако, работа делится на несколько уровней, что-то вроде «грязная» работа и высокооплачиваемая. Люди определяют крутость человека по его должности. Чем «сложнее» работа, тем она круче. Те, кто окончил учебное заведение, у которого хорошая репутация, тоже считается состоявшейся личностью.  

Далее.

Те, у кого красивые парень или девушка, автоматически становится популярным. Тот, кто популярен, наиболее обсуждаем, следовательно, ему много кто завидует, либо восхищается. Только тот, кто не обсуждает, равнодушен, а не тот, который молчит.  Тот, у кого есть дети, и он их кормит, также считается состоявшимся человеком. 

Итак, из самых примитивных суждений можно вывести, что состоявшийся, а значит среднестатистический счастливый человек – это работяга, у которого дома красотка-жена, может пара детишек, и вообще, у него есть, машина и он окончил высшее учебное заведение.

Плюс-минус , за занятиями, к которым у него лежит душа, то есть, его хобби, он чувствует себя наиболее раскованно. Он такой, какой он есть на самом деле, не прикрытый работой, вузом или ответственностью за семью. Если у него есть время на его хобби, то это наиболее счастливый человек.

Конечно, вариативность может быть разная. Может и безработный бомж будет счастлив. Может и холостяк будет счастлив. Всё зависит от системы ценностей каждого человека. Утверждать , что она не правильная, так как не подходит под единую статистическую? Глупо. Статистика – это примитив. А всем так не нравится примитив, но все так его жаждут…

И тут Крэг вспомнил о Джулиусе. Он работает, на двух работах – сторожем ночью, техником утром. Совмещать работу тяжело физически, но смены редко выпадают на один день. У него есть жена, конечно красавица, которая родила ему двух не менее красивых сыновей. Они живут в съёмной квартире, на которую уходит половина зарплаты Джулиуса. Жена работает на отдалённой работе, что-то связанное с интернетом, в общем, у неё средний заработок. Дети учатся в средней школе, на которую уходит вторая половина зарплаты Джулиуса. На одежду, еду и походы в кино уходит вся зарплата жены. Машины нет. На хобби у Джулиуса нет времени, возможности карьерного роста тоже нет. Он не заканчивал университетов, все навыки техника у него от отца. И Джулиус всегда находится в подвешенном состоянии, имея зависимость от работы и семьи.

И какая же ему оценка? без человеческого фактора – сострадание. Крэг беспристрастно оценил Джулиуса по той примитивной системе на пять, по десятибалльной шкале. А если ещё добавить  человеческие факторы, такие как красота Джулиуса, его качества, характер, его друзья, семья и так далее – тогда оценка 8. Похоже, что он счастлив. Но это только по суждениям Крэга, по взгляду со стороны, как принято говорить. Сам себя оценить может, конечно же сам Джулиус.

***

Крэг работал. Просто от нечего делать. Просто потому что все так делали. У него были девушки, последняя кажется была Маргарет. Да, точно. С ней они были недолго, да и их отношения не рассчитывались на долгий период. У Крэга была квартира, от родителей досталась. Те переехали заграницу. Он не учился в вузе. Точнее бросил через год после обучения, поняв, что менеджемент – это не его. Машины естественно не было. Хотя деньги на неё были. Крэг не тратил деньги . Ни на хобби, его у него не было, как ему казалось, ни на девушек, в этом случае он пользовался своей внешностью, хотя иногда и мог спустить довольно огромные суммы на их «капризы». Коммунальные платежи всегда оплачены, в холодильнике есть что поесть, одежда, всё в порядке. Единственное, не было счастья. Было веселье, много веселья. Кто скажет, что девушки, выпивка, и знание того, что всё позволено, это не весело? Это офигеть как весело!

Но не более. «Этот удел для тех, - решил Крэг – кто жаждет вечного веселья. Мне же нужно счастье. Которое приемлет и веселье и спокойствие.»

В общем, Крэг оценил себя, без преувеличения, на пять. После, добавил человеческий фактор, и оценка уже стала равняться уже шести.

Ему стало немного спокойнее. Теперь он знал, что из себя представляет.

***

- Иви, я кажется снова.- будто задыхаясь сказал Крэг, держа за руку Иви.

- Что снова? – немного с беспокойством спросила Иви.

- Снова теряю себя. – с печалью выдохнул он.

- Я не…пойдём. Пойдём скорее. – словно испугавшись чего-то, Иви дёрнула его руку, побежав в сторону пристани. Крэг молча повиновался.

Добежав до пристани, Иви отпустила руку Крэга и дала себе отдышаться. Крэг стоял совершенно потерянный. Он чувствовал, будто что-то ускользает от него.

Иви резко развернулась и решительно посмотрев ему в глаза, сказала – Так, объясни мне, что случилось? – она нахмурив брови, терпеливо ждала ответа.

- Я теряю себя. – повторил Крэг. – мне кажется, будто всё, чего я добился, всё, что меня радовало, что делало счастливым, что …ты, Иви, что всё это …снова стало ненастоящим. Иви, всё теряет свой смысл! Я это чувствую! – он отчаянно пытался найти оправдания всему этому.

Иви с секунду переваривала сказанное, и после, решительно сказала – Крэг, поцелуй меня.

Но Крэг был в таком замешательстве. Он боялся. Он снова цеплялся глазами за всё вокруг, что ускользало от него, вновь становясь бесцветным.

- Крэг! – крикнула Иви.

- Я…я…- недоумевая произнёс Крэг.

Иви не став ждать, сама обняла его и поцеловала. Крэг нервно дышал, но постепенно, под поцелуем Иви успокоился. 

Он сильнее сжал в объятиях Иви и как бы с благодарностью посмотрел ей в глаза.

 Иви улыбнулась ему. Он улыбнулся в ответ.

- Ты мой смысл. – сказал он окончательно успокоившись. Всё вокруг приняло свои прежние очертания, свои прежние значения, свои прежние ценности.

- Крэг. – сказала Иви – я ведь тоже, когда-нибудь умру. – она улыбнулась.

Крэг был счастлив. Кое-чего он не знал. Не знал, что не он один осознавал, что смерть неизбежна, и что ни чему нет смысла.

Но теперь, теперь он чувствовал, что они с Иви, стали смыслом своего бессмыслия. 

24 April 2012

Немного об авторе:

... Подробнее

 Комментарии

Комментариев нет