РЕШЕТО - независимый литературный портал
Evgeny Chu / Рецензия

Рецензия на книгу "Метро 2033"

4145 просмотров

Книга «Метро 2033» была издана в 2005 г., после переиздана в 2007 г. издательством «Популярная литература» и меньше чем за три месяца тираж переиздания в сто тысяч экземпляров был полностью продан, издательство выпустило дополнительный стотысячный тираж, который был распродан менее чем за год к маю 2008 года, третий тираж составил пятьдесят тысяч экземпляров.

На европейском литературном конкурсе EuroCon роман назван «Лучшим дебютом» 2007 года.

Говоря о книге Дмитрия Глуховского «Метро 2033», первым делом  следует упомянуть жанр произведения - постапокалиптический роман, так что читатель, которому не по нутру фантастика, наверняка данной книгой не заинтересуется. Оно и понятно. Чего-то сверхъестественно нового от «Метро 2033» ожидать не приходится. По сути, сюжет романа прост и понятен. После ядерной мировой войны несколько тысяч человек продолжает жить в крупнейшем бункере в мире – в московском метрополитене. Выбраться обратно на поверхность не представляется возможным из-за сильного воздействия радиации и угрожающей опасности быть съеденными животными-мутантами. Люди расселяются по станциям метро, которые со временем приобретают облик небольших подземных городов, входящих в состав мини-государств со своей культурой, экономикой и политикой. Жизнь в метро тяжела и опасна из-за постоянных конфликтов между ее обитателями, а также из-за аномалий, которые нет нет, да возникают в темных лабиринтах туннелей, и животных-мутантов, иногда проникающих под землю через незапертые гермозатворы. На фоне и без того накаленной обстановки в 2033 году станция метро ВДНХ все чаще и чаще подвергается атакам существ с поверхности, внешне напоминающих людей, получивших название «черные». «Черные» ни только вселяют страх и ужас местным обитателям станции, но становятся угрозой для существования человечества как вида. Чтобы устранить опасность молодой двадцатичетырехлетний парень Артем должен проделать долгий, полный опасностей путь до культурного цента метро под названием «Полис» и предупредить опытного сталкера «Мельника», пока еще не слишком поздно, о нависшей угрозе.

Кроме динамичной сюжетной линии, изобилующей постоянной сменой обстановки, вновь и вновь возникающими опасностями, колоритными персонажами сменяющими друг друга, автор попытался добавить в свой роман реализма, подробно описав быт жителей созданного им подземного мирка. Создана политическая структура государств, образовавшихся в метро; жителям государств, привит определенный менталитет, внешний специфический облик и даже своя манера разговорной речи. Очень подробно описано подземное переплетение туннелей метрополитена и обустройство городков на каждой станции метро, в соответствии с их специфической архитектурой. Автор скрупулезно проработал коммуникации московского метро и это становится очевидным для читателя уже на первых страницах книги. А вот при описании жизни под землей профессионализма молодому Дмитрию Глуховскому явно не хватило. Поэтому не смотря на то, что Глуховский по чуть чуть постарался затронуть все аспекты жизни людей в созданном им мире, правдоподобности происходящим социальным и политическим явлениям явно не хватает. Приходится смотреть на вещи словно на отражения в кривом зеркале. Красная ветка метро, находящаяся под управлением Коммунистической Партии Московского Метрополитена им. товарища Ленина, явная пародия на социалистический строй СССР. Персонажи с этой ветки не только неправдоподобны, а просто комичны: « А вот скажите, товарищ комиссар, что марксизм-ленинизм говорит о безголовых мутантах? Меня это давно уже беспокоит. Я хочу быть идеологически крепок, а тут у меня пробел выходит». Содружество станции концевой линии под названием «Ганза» - отражение в кривом зеркале капиталистической модели Америки. Несложно догадаться, что вражды между этими двумя государствами было не избежать.

Начав читать книгу, очень скоро теряешь отношение ко всему происходящему как реально возможному сценарию недалекого будущего и предложенный читателю мир фантастики странным образом становится подобием мира фентези, что как вид фантастики имеет свои отличия от заявленного жанра постапокалиптического романа. Однако автор «Метро 2033», видимо зная свои сильные и слабые профессиональные стороны, не предлагает читателю ко всему относится серьезно, поэтому стереотипы и преувеличения завуалированы здоровым  юмором и иронией: «Одна станция официально вернулась к идеалам коммунизма и социалистическому типу правления, потом — соседняя, потом — соседи с другой стороны туннеля заразились революционным оптимизмом, скинули свою администрацию, и пошло-поехало».

Отбрасывая описательную часть книги, необходимо рассмотреть сюжетную линию. Как уже сказано выше с динамичностью действий в книге «Метро 2033» все в порядке. Скучать не приходится. Артем постоянно попадает в разнообразные приключения, исход которых частенько может быть смертельным, планы его постоянно рушатся как карточный домик, а люди, предлагающие молодому человеку свою помощь, жертвуют жизнью ради его благополучия, сами того не предполагая.  Много странных явлений происходит в метро, поэтому туннели между станциями обрастают легендами и страхами. Объясняются такие явления по-разному, у каждого персонажа есть свое мнение, непохожее на мнение других. Например, странник-одиночка Хан, искренне верящий в то, что он последнее воплощение Чингиз Хана, убедительно рассказывает Артему о мистицизме, который пропитывает все сущее: «Метро объединяет в себе материальную жизнь и обе ипостаси загробной. Теперь и Эдем и Преисподняя находятся здесь же, мы живем среди душ умерших». Читатель сам выбирает кому верить, автор не настаивает, но верить хочется каждому персонажу, настолько убедительно они говорят. В зависимости от того, в чем убеждены спутники главного героя, меняется характер событий, происходящих вокруг него. Из-за этой, казалось бы удачной авторской идеи, часто теряется логика событий. Книга получается разбитой на отрезки. Несколько страниц назад Артем боялся входить в туннели метро, потому что тяготящее предчувствие предвещало ему постоянную опасность в темноте, а в следующей главе он уже спокойно гуляет от станции к станции и предчувствия как небывало.

 До самого конца книги не ясен конец истории, но судьба главного героя как будто предопределена, из-за постоянного удачного стечения обстоятельств и совпадений, максимально облегчающих ему жизнь. Как только Артему нужна помощь, он сразу ее получает, как только он не знает что делать, решение приходит само собой. Дмитрий Глуховский с самого начало позиционирует Артема как некоего спасителя человечества, ставя его в ранг неуязвимых. К середине романа уже не приходится волноваться за судьбу героя, потому что появляется полная уверенность в его постоянном спасении из любых передряг. В финале книги возникает желание получить от автора объяснение такой необъяснимой живучести и удачливости Артема. Глуховский предоставляет такое объяснение, но оно оказывается на столько скомкано и пространно, что вопросов возникает только еще больше.

 Как научную фантастику произведение точно нельзя позиционировать, но и дешевым бульварным ширпотребом назвать роман не получится. Иными словами читать интересно, мир метро затянет вас с головой, но по окончании этого увлекательного процесса, страницы книги Дмитрия Глуховского вылетят из головы так же быстро как они туда влетели, не оставив никакой полезной информации и почвы для размышлений.

 

Теги: Рецензия
15 January 2011

Немного об авторе:

Живу. Но просто жить скучно.... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Как любить осень?
Каждому свое
Мысли

 Комментарии

Овчинников vior Владимир398.21
15 January 2011 18:52
ну и спасибо автору, что рассказал,кому-то может деньги сэкономишь.
Evgeny Chu 39.65
15 January 2011 18:55
Сэкономленные деньги предлагаю пожертвовать в фонд автора рецензии.
Черт 192.09
15 January 2011 19:04
Интересно скажет ли автор книги спасибо за такую экономию. Уж не самореклама ли это? А перечисление тиражей в самом начале - блеф.
Гы-гы.
Evgeny Chu 39.65
15 January 2011 19:19
Думаю автору книги о рецензии знать не обязательно.
Кот Вася 116.38
15 January 2011 19:56
Ждёмс рецензию на "Метро 2034", чтобы и далее экономить наши денежки, ведь это роман-продолжение... заранее спасибо
:)