Опять на скатерть дня пролился
Рассветной чаши лютый яд.
Ночных видений бледнолицых
Закончен выспренний обряд.
Лучом отравлены рассветным,
Под камни тени полегли,
И растворились незаметно
В туманах утренней Земли.
… А ночью по тропе бежали
Легко в сыром лесу они,
И по их контурам дрожали,
Как магний, белые огни.
Мелькали белые одежды,
Скрывая навью наготу.
У всех закрыты были вежды,
Как путь моей души в мечту…
Стрела мелькающих мгновений
Летела через темень прочь,
И лёгкий дым прикосновений
Холодных уст кадила ночь.
Фатою снежною обвита,
Плясала дымистая тьма,
И с нею танцевала свита,
Мертва, бездушна и нема.
Стрела рассветная разбила
Востока хрупкое стекло
Со злой, неистовою силой,
И небо ядом протекло,
И тени пали и исчезли,
И день тоскливо воссиял,
Унылый, долгий, бесполезный…
А я всё ночи… ночи ждал!..
(с) Борычев Алексей
Комментарии
2. В мечту путь закрыт потому, что ЛР - навь, привидение.
3. Вместо кадила лучше было "струила", но звукопись ухудшится.
КАдила - подходит - "по-сологубовски"
4. Снежная - образ белого, не более. В стихотворении уже два раза встречается эпитет "белый", поэтому для ощущения навьего холода я дал "снежною",
5. Первая и последняя строфы - композиционная рефреновая окольцовка, поскольку стихотворение не короткое. Мне нравится в этом виде, менять не буду. всё понятно и прозрачно.
Полушайте, я переработал множество вариантов... выбран, с моей точки зрения оптимальный.
То, что ЛГ - привидение ясно из того, что для него противен день, и он не может дождаться ночи.
Белый как магний - удачное, ибо речь идёт об оттенках белого цвета, здесь мне был виден оттенок магния.
Вообще, споры здесь беспредметны. Это - стилизация, почитайте внимательно Сологуба, и там найдёте точно такие же неоднозначности.
Читателю самому должно здесь приходить в голову то, что ему ближе, иначе это - не символизм.
С теплом, Алексей
...А что же это? Реализм? Постмодернизм?... больше подходит символизм!
Магний - имеет белый цвет с ледяным синеватым оттенком, когда горит тоже БЕЛЫЙ, и сам по себе... я это знаю. Поэтому никаких противоренчий не вижу.
Споткнулся на строчках:
Под камни тени полегли,
И растворились незаметно
В туманах утренней Земли.
Если тени ПОЛЕГЛИ под камни, то почему они должны незаметно РАСТВОРЯТЬСЯ в туманах. Одно действие лишнее. Если вчитаться, получается - под камни полегли и растворились в туманах. Нескладно как-то. Из-под камней сложно растворяться в тумане.
Тьма обвита фатою - тот ещё перл. Тьма, мгла может лес, свиту обвить в переносном смысле. Обвитие фатой чего-либо мало представляется. Если только маньяк, обвил фатою шею невесты и задушил. Чтобы не спорить голословно , привожу выдержку из словаря:
обвивать несов. перех. 1) а) Обматывать, оплетать что-л. чем-л. или что-л. вокруг чего-л. б) Обматывать, оплетать что-л. собой. в) Обхватывать руками, рукой шею, стан; обнимать. 2) а) Покрывать, плотно охватывать, облекать (какой-л. тканью, одеждой). б) перен. Обволакивать, окутывать (о тумане, мгле, сумраке и т.п.). в) перен. Овладевать, захватывать (о чувствах, переживаниях).
Тут есть одна трактовка, которая оправдывает, но всё-таки тьму ОБВИТЬ весьма спорно. Образ рушится... Слишком маленькая вещь (фата) обвивает слишком огромное, необъятное (тьму).
По крайней мере, у меня возникли подобные сомнения. А раз в одном не веришь, не веришь и во всё. И никакой символизм не поможет.
И ещё.
Строчки:
И с нею танцевала свита,
Мертва, бездушна и нема.
Понятно, раз мертва, то бездушна и нема. Потому и мертва, что душа улетела на небеса. Избыточность вызвана подгоном рифмы. Иного я не вижу. Разумеется, мертвые не танцуют, но есть устойчивые образы – танцы теней, огней. Это понятно, принимается как символ разгула темных сил и пр. А если мертвецы немы – то это обыденность, реальность, что об этом говорить? Если бы они пели во всё горло рок-н-ролл, это было бы, да – необычно, из ряда вон выходящее, махровый символизм…
Нет.
"Понятно, раз мертва, то бездушна и нема" - души могут и посещать свои тела! Понятие "мёртвый" - условно в этой связи. Это же сказка!!!
А НАВЬ, наоборот, может издавать звуки: завывать и т.д. ..
И вообще, если у Вас будет навь петь рокн-ролл, то это будет не символизм, а постмодернизм, и не стилизация, а пародия!
Написал, как представлял. противоречий нет. только что объяснил.