РЕШЕТО - независимый литературный портал
Таня Борцова / Публицистика

Стоит ли быть субъективным?

524 просмотра

Литературные произведения можно разделить на два типа - объективные и субъективные. Объективное произведение могут читать два человека, абсолютно непримиримо не согласные друг с другом в жизненных позициях, однако каждый найдет себе там любимого героя. Более того, каждый читатель искренне решит, что произведение иллюстрирует правильность его позиции. А в субъективном произведении автор изначально четко делит героев на положительных и отрицательных. Например, в "Недоросле" Фонвизина Софья, Правдин и Стародуб - ярко положительные персонажи, а семейство Простаковых и Скотинин - ярко отрицательные. Это подчеркнуто даже "говорящими" фамилиями.

 

В наши "толерантные" дни принято считать, что объективные произведения лучше субъективных. Напиши тот же Фонвизин "Недоросля" в наши дни, не будь он теперь защищен ореолом "классики", - его бы мигом затравили, заявив, что у автора "непозволительно узкие взгляды" и "подростковая злобная позиция". Мол, даже если показать героя более-менее беспристрастно не получается, то нужно как минимум четко заявить, что "он не виноват" и "у него было тяжелое детство". Считается, что в конце книги читатель должен сладко вздохнуть и всех "понять и простить". Это выражается в формуле "настоящее искусство делает нас добрее".

 

Но вот, скажем, Ницше в "Пользе и вреде истории для жизни" очень ловко проезжается по этой самой объективности. Правда, он говорит не о литературе, а о понимании истории, однако к литературе его выкладки тоже вполне применимы. Философ сравнивает объективного автора с евнухом, который в состоянии оценивать женщин холодно и беспристрастно, так как они для него в принципе недоступны. 

 

Я не против объективности, нет. Но я бы сказала, что настоящая объективность - следствие мудрости, которая приходит очень поздно и далеко не ко всем. Такой автор может быть беспристрастным, но не потому, что "он евнух и женщины ему недоступны", а потому, что он как бы принадлежит к иному виду животных. Он настолько поднялся над людьми, что в состоянии копаться в перепитиях их судеб и характеров так же спокойно, как в перепитиях судеб и характеров собак или лошадей. Полная невовлеченность в социальные игрища...

 

А тот автор, который не дорос до объективности, но копирует ее просто из желания соответствовать "толерантным" идеалам, обычно выглядит смешно и жалко. Ненависть к отдельным героям то и дело прорывается через маску равнодушия, и мы видим то какую-то странную фразу, то какую-то неуместную насмешку... Нередко автор решает эту проблему следующим образом - вместо того, чтобы показывать в своем произведении настоящих людей, он показывает какие-то куклы. И в конце концов эти куклы "прозревают", триумфально соглашаясь с позицией автора. Ну или жестоко разрушают свою жизнь и погибают таким образом, чтобы каждому стало ясно - это из-за их "неправильной" позиции.

 

Ах, эти милые юношеские мечтания - "вот случится то-то и то-то, и он сразу все поймет и раскается!". Думаю, такие мечтания о "прозрении" врагов - такая же распространенная вещь, как сексуальные фантазии. Такая же распространенная... и такая же плоская и нелепая. К слову, это характерно далеко не только для наивных юнцов. Известная призказка людей старшего возраста, "повзрослеешь - поймешь", тоже проистекает именно из этого корня.

 

В такой черновой работе психики нет ничего дурного. Так успокаиваются нервы, так уравновешивается сознание... Но одно дело - лениво раздумывать перед сном, как "Светка подойдет ко мне и снимет трусы прямо в офисе" или "этот глупый противник моего любимого политика вдруг осознает мою правоту и зарыдает"... И другое дело - выносить такие вещи в литературные произведения. Это уже клиника.

 

Так что, если вы не умудренный жизнью гений, взирающий на людей с недоступной им высоты, - не бойтесь быть необъективными! Злитесь, изливайте сарказм, выдумывайте смешные прозвища, ставьте ненавистных вам героев в нелепые ситуации! Право слово, немало авторов из тех, кого мы сейчас тоже признаем гениями, так и не поднялись выше этого уровня! Да им это и не надо было, ибо - произведения нужны всякие. Объективные произведения, "делающие нас добрее", успокаивают и разнеживают. Субъективные произведения, делающие нас злее, подвигают нас на великие дела.

 

Ах да, и напоследок скажу - объективность вообще-то не равна безоценочности. Нередко объективное высказывание звучит куда более жестоко и безальтернативно, чем тысячи субъективных. Чтобы успокоить несчастных читателей, которым страшно сталкиваться с правдой, существует целое направление под названием "трактовка". Авторы трактовок лезут вон из кожи, чтобы убедить людей, что "автора не надо понимать так примитивно, на самом деле он хотел сказать...".

Теги:
01 February 2012

Немного об авторе:

... Подробнее

 Комментарии

Матфей 50.61
01 February 2012 22:01
Никогда над этим не думал. Теперь думаю. И согласен, что художник не должен быть над ситуацией. Ведь если допустить, что все художники будут объективными, то с какого перепугу кто-то куда-то будет меняться? И куда следует меняться? Где ориентиры? Никто никого не осуждает, а только констатирует. Поэтому согласен. И тоже выступаю против евнухов в искусстве.
Таня Борцова62.56
02 February 2012 07:56
Ну так это идеал современного общества - "Никому не надо меняться, все могут делать что хотят, их свобода кончается лишь у кончика носа другого человека". Причем "кончик носа" постепенно отодвигается все дальше и дальше. "Зачем нужна статья УК о добровольном сексе с детьми? Если девятилетний мальчик не сопротивлялся - значит, сам виноват"; "Зачем преследовать создателей финансовых пирамид и прочих мошеннических схем? Люди сами дураки, что понесли им деньги"; "Вас беспокоит, что соседи мусорят в подъезде? Это их право! А ваше право - не мусорить или даже убираться за ними".
Балинченко UNISAUND Оксана265.5
02 February 2012 01:26
По Гегелю объективен лишь объект - Бог. Остальные все субъекты и со своим, стало быть, субъективизмом. Просто есть моралисты и более независимые от морали, но не настолько, чтобы их обвинили в нарушении нравственности и не издали. Моралисты скучны, но их охотно берут в дело идеологи, оплачивая их произведения. Не моралисты более интересны, их покупают но обвиняют в порче общественного мнения те же моралисты, которых навязывают, в том числе школьникам. Над людьми никому из них всех подняться нельзя, даже не пытайтесь, при отсутствии ангельских крыльев.
Матфей 50.61
02 February 2012 01:51
Тут надо разбираться. Слишком размыты объекты. Кто такие "моралисты"? Кто такие "независимые от морали"? Например, можно ли отнести к моралистам автора, который художественными средствами выражает свое негативное отношение к педофилам? И можно ли считать независимым от морали автора, описывающего прелести канибализма? Автор свободный от морали, конечно, может выглядеть оригинальным и очень даже забавным, но у здорового человека от его произведений возможен приступ тошноты. Правда, у нездоровых, наоборот, появится желание кого-нибудь сожрать.Впрочем, что это я? Я не моралист. Пусть себе кушают на здоровье и насилуют детишек. Зато мы свободны от морали.
Таня Борцова62.56
02 February 2012 07:39
Да ладно каннибализм, это хотя бы мясо. И может пониматься символически (как "обретение силы своего врага" у диких племен или даже выражение любви - говорят же некоторые, мол, "ах уси-пуси, я бы тебя скушала"). А вот у Сорокина вообще говно ели. Что хоть реально, хоть символически - но вот вообще ни в какие ворота.
Таня Борцова62.56
02 February 2012 08:02
В абсолюте - да, но в конкретике некоторые люди все-таки достигают объективности. В понимании некоего исторического периода, некоей проблемы, некоей людской общности... Скажем, хороший учитель видит класс не так, как его видят дети, а гораздо более отстраненно. Его не пугают задиры, он не испытывает презрения к изгоям.
Аревик72.13
02 February 2012 09:39
Прочитала только несколько первых абзацев, бальше конечно же дочитаю, но хочу сказать уже сейчас. Имхо, но объективность и толерантность - разные вещи. Объективность на то и объективность, что не зависит ни от общественного мнения ни от социальных стериотипов. Во всяком случае не явно им следует. То есть, чтобы было нельзя сказать "этот персонаж такой, потому что у нас так принято". Если автор пишет героев и сюжет исходя из потребностей общества, а не только из своих внутренних убеждений - это НЕ объективно, вы так не думаете? И поэтому говорить об объективности в литературе и объективности восприятия литературы... вообще возможно?
Да, и извинюсь, если я повторяю написаные комментарии, их я пока не читала, поэтому может эту мысль уже кто-то и высказал...
Таня Борцова62.56
02 February 2012 10:30
Не знаю... Об обществе я в данном конкретном тексте вообще не говорила, рассмотрела лишь отношения "автор-персонажи".
Аревик72.13
02 February 2012 10:33
А этот абзац: В наши "толерантные" дни принято считать, что объективные произведения лучше субъективных. Напиши тот же Фонвизин "Недоросля" в наши дни, не будь он теперь защищен ореолом "классики", - его бы мигом затравили, заявив, что у автора "непозволительно узкие взгляды" и "подростковая злобная позиция". Мол, даже если показать героя более-менее беспристрастно не получается, то нужно как минимум четко заявить, что "он не виноват" и "у него было тяжелое детство". Считается, что в конце книги читатель должен сладко вздохнуть и всех "понять и простить". Это выражается в формуле "настоящее искусство делает нас добрее". По-моему он очень ярко иллюстрирует не столкьо отношения "автор-персонажи"
Таня Борцова62.56
02 February 2012 10:39
Уфф, да, похоже, я несколько запуталась в словах... И ведь была сначала мысль о том, что названия "объективный-субъективный" не самые удачные, надо было подобрать какие-то другие.
Аревик72.13
02 February 2012 10:41
Ну это в самом начале, то, что я успела прочитать. Дальше пока не могу вникнуть. Голова плохо работает... но я обязательно.
Матфей 50.61
02 February 2012 10:51
Позвольте вам помочь.Все очень просто. Один автор говорит: Я не Бог, чтобы судить. Я человек скромный,толерантный, добрейшей души. Поэтому я не берусь дать оценку, например, гомосексуализму. Я порсто описываю жизнь своего героя-гомика, чтобы разобраться в его внутреннем мире. А дальше думайте сами. Вот такого автора можно считать объективным.
А другой автор говорит: Я хоть и не Бог, но и не вошь, а возможно и пророк. И не собираюсь потворствовать разведению гомосеков. Потому я буду жечь глаголом приличных людей, чтобы те жли гомиков каленым железом в целях очищения общества.
Вот, и все. Только не знаю, объективен я здесь или субьективен?
Матфей 50.61
02 February 2012 11:00
Да, и вот еще что. Которые не пророки. Нехер им делать в искусстве. Тут и пророков хватает
Аревик72.13
02 February 2012 11:02
Проблема в том, что так не бывает. И независимо от намерения, автор всё равно выскажет своё отношение, так или иначе. Подсознательно вложит какую-нибудь фразу в уста второстепенного героя. Человек не может НЕ иметь мнения о том, о чём пишет. Если бы это было так, он бы не стал даже писать.
Матфей 50.61
02 February 2012 11:11
С этим согласен. Обязательно проявит свою гнилую сущность, или наоборот, стержень.