РЕШЕТО - независимый литературный портал
Таня Борцова / Публицистика

Сколько надо читать?

452 просмотра

В так называемом "культурном обществе" человеку стыдно бывает признаться, что он чего-то не читал, с чем-то не знаком. Ибо "культурный диалог" зачастую превращается в игру наподобие бадминтона. Один собеседник "подает" - "Вот в 'Государстве' Платона"... А второй должен "отбить", несколькими фразами показав, что с "Государством" он знаком, да еще, может быть, лучше, чем оппонент. Затем уже он осуществляет "подачу" - "Как говорил Оруэлл в 'Скотном дворе'"... И не приведи судьба собеседнику признаться, что из всего Оруэлла он осилил только "1984", да и то давно и невнимательно. Игра продолжается: "А вот Белинский" - "А вот Пелевин" - "А вот Камю" - "А вот Гете" - "А вот Апулей"...

 

Почти всегда собеседники вскоре начинают вести себя как нерадивые ученики, пытающиеся вымолить тройку у строгой учительницы литературы. Они с каменными лицами прирожденных мошенников выдают почерпнутые где-то цитаты и описания, выскребают из памяти крупицы информации о произведениях, которые хотя и читали, но не поняли и не запомнили... Если диалог происходит в интернете - они параллельно дискуссии лихорадочно роются в поисковиках (вы действительно думаете, что презренные "краткие содержания" сейчас читают только школьники и студенты? ха!). В совсем безвыходной ситуации собеседники признаются: "Ах, это как-то прошло мимо меня... Но я обязательно заполню пробел в образовании! Прочту! Уже начал читать!". Честное слово, в конце такой фразы всегда не хватает отчаянного: "Ну не стааавьте мне двойку!". Эта мольба очень удачно завершала бы композицию.  

 

Излишне говорить, насколько таких нерадивых собеседников "интересует" сам предмет разговора. После завершения дискуссии они не говорят - "Ух ты, сколько информации для размышления". Они говорят - "Фух, не попалился".

 

Естественно, такой подход не может не влиять собственно на процесс чтения. Человек штудирует книги, словно учебники. Он не обращает внимания, вдохновляет лично его эта книга или отвращает. Вдохновляет - "хорошо, повезло, меньше мучаться". Отвращает - "ну а что поделаешь... ладно, пару страничек можно пролистать... а этот абзац просто пробегу взглядом...".

 

И, скажем, при чтении стихов и прозы на литературных сайтах начинает практиковаться тот же подход. Человек идет на чужую страничку не потому, что расслабился и искренне желает аккуратно перебрать порывы чьего-то сердца, а потому, что "я должен проявлять активность на сайте", "этот человек оставил мне хорошую рецензию", "этот человек много меня читает", "этот человек в 'друзьях' у моего 'друга'", "этого автора должен знать каждый пользователь этого сайта"... В конце чтения он удовлетворяется не тем, что нашел нечто нужное и приятное, а тем, что наконец-то можно с видом знатока сказать: "Ну что ж, ознакомился... Там у вас про морозы - прекрасно, прекрасно... А вон в том стихе очень оригинальный ритм... Единственное что - про собачку мне не понравилось, слюняво".  Познал ли он на самом деле творчество поэта? Да нет же! Он выхватил три момента - морозы, ритм, собачка. И радуется, что "теперь-то Марь Ванна не придерется - читал, точно читал!".

 

Не знаю, как у других, но у меня было совершенно иначе во времена ранней юности. Тогда я читала сравнительно немного - может быть, одну книгу в месяц. А потом бралась не за что-то совершенно новое, а начинала перечитывать книгу, уже освоенную год назад. И открывала в ней что-то новое, не замеченное раньше... Моя крошечная личная библиотека была в буквальном смысле зачитана до дыр, до истрепанности обложек. Подселение в нее нового, пахнущего типографией "жителя" было не рутиной, а редким Событием.

 

И на литсайте, на который я начинала несмело вылезать в ту пору, у меня было всего пять-десять "любимых поэтов". Это число сохранялось годами, и их состав не менялся. Новый "любимый" прибавлялся никак не чаще, чем раз в полгода. А иногда реже. Многим из них я не писала рецензий, потому что стеснялась. Многие из них не читали меня, а некоторые, случалось, даже презрительно отзывались о моих юношеских опытах со словом (тогда они уже были такими же злыми и асоциальными, как я сейчас). Но это никоим образом не волновало!  Я формировала в воображении образы этих людей; я переписывала особо понравившиеся стихи в тетрадки; строки из любимых произведений нежданно, но вовремя возникали в памяти при каких-то жизненных событиях.

 

Я уверена, что такой подход на самом деле более правилен. В нем нет кичливой нацеленности на диалог, это просто нормальная размеренная жизнь для себя. И никакой светский интеллигент, способный рассыпать перед своими собратьями огромные количества бисера, не сравнится с отшельником, который годами сидит в глухой деревне, штудируя свои десять книг и исписывая свои двадцать тетрадок. Потому что знания - это информация, а познание - обработка информации. Знания отнюдь не равны познанию. Более того, порой знания даже мешают познанию - они как бы "забивают трубу", "перегружают желудок", "блокируют мозг"... В общем, своим количеством мешают качественной переработке информации. И зачастую человек, читавший сравнительно мало, вдруг создает великое произведение или разрабатывает новую философию. А "ходячая энциклопедия" не продвигается дальше дискуссионного "бадминтона".

Теги:
03 February 2012

Немного об авторе:

... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Чушь
Мифы
Перед новолунием

 Комментарии

Неврей 75.74
03 February 2012 11:42
а мы вот не такие хорошие, да вы уж и заметили. это по содержанию. по форме - данные такие данные.
Матфей 50.61
03 February 2012 12:40
То есть, как говаривали древние: "Многознание - не есть ум". Впрочем, об этом много сказано. Но отчего так? Казалось бы, чем больше человек знает и любит знания, тем больше должен быть его творческий потенциал. Однако так происходит далеко не всегда. Я, например, люблю музыку, неплохо ее запоминаю, но все мои попытки сочинить простенькую мелодию (что всегда в основе муз. произведения) оканчивались тем, что после двух-трех вдохновенных нот обязательно съезжал на известный мотивчик.
Матфей 50.61
03 February 2012 12:46
Думаю, здесь все свыше. Или дано, или не дано. Впрочем, и это тоже не новая мысль.
Таня Борцова62.56
03 February 2012 14:00
Да, хотя в развитии своих способностей смысл тоже есть. Я не думаю, что некто, кому "дано от природы", прямо-таки обязательно прорвется к высотам разума, даже если ему не посчастливится набраться знаний. Ломоносовых - все-таки единицы...

P.S. Пожалуйста, не отвечайте здесь юзеру "Олег Неврей". Я была вынуждена его забанить, и ваш ответ без возможности его ответа окажется нечестным. Если есть желание поговорить - ответьте ему на его странице или через личное сообщение.
Таня Борцова62.56
03 February 2012 14:02
Ой, сорри, забыла, что мы на "ты". =)
Неврей 75.74
03 February 2012 12:52
советую заняться джазом. и это не шутка.
Неврей 75.74
03 February 2012 12:52
могу объяснить, почему.