РЕШЕТО - независимый литературный портал
Таня Борцова / Публицистика

О критике, одиночестве и дружбе

526 просмотров

Критику можно разделить на два сорта, смотря по тому, откуда в человеке вообще возникла потребность критиковать. Согласитесь, что большинство произведений, которые мы видим, не вызывают в нас вообще никакого отклика - и нам лень поднимать руки, чтобы писать о своем "условно позитивном" или "условно негативном" отношении.

 

Почему же иногда - все-таки не лень? Во-первых, это может быть связано с нашим интересом к личности автора. Во-вторых - с нашим интересом к поэзии.

 

Интерес к личности автора чаще всего бывает поверхностным, и его следует назвать даже не интересом к Личности (той, что с большой буквы), а интересом к индивидууму. Гастрономический такой интерес... Мы просто видим некое условное тело, которое способно дать нам простейшую социальную стимуляцию в виде поглаживаний или пинков. Похвалил - погладили, поругал - пнули. То и другое приятно, то и другое напоминает примитивному человеку, что он еще существует и даже (якобы) чего-то стоит. Отсюда проистекают и похвальбы по принципу петуха и кукушки, и "троллинг" по принципу сетевых "аффтаров". Нетрудно догадаться, что в такой ситуации критику в общем-то все равно, на кого воздействовать. Объекты его похвал или нападок легко меняются.

 

Реже случается, что такой критик сосредотачивается на каком-то конкретном авторе. Его всерьез интересует именно этот человек, и сменить его на другого (не дополнить другим, а именно сменить) он не согласится. Причины могут лежать в горячей влюбленности или вдохновенной ненависти, вызываемый уникальными свойствами объекта (реальными или вымышленными). Также причиной может являться специфическое поведение самого автора. Если вы чрезмерно вежливый человек и изо всех сил стараетесь показать каждому случайному собеседнику, что он вам интересен, - не удивляйтесь, когда вас окружат надоедливые поклонники, уверенные, что смысл вашей жизни состоит в разговорах с ними. Точно так же, если вы особенно остро реагируете на нападки, не используя скучные шаблоны вида "пошел на", а проявляя оригинальность (то есть подпуская нападающих к чему-то своему личному, живому)... Толпы ненавистников быстро превратят ваше личное пространство в свое привычное пастбище.

 

С умершими авторами такой вариант критики хотя и хуже, но тоже может быть реализован. В такой ситуации поглаживания или пинки доставляются критику не непосредственно автором, а его живыми поклонниками. 

 

Естественно, поэзия при таком раскладе имеет второстепенное значение. Обычно такие критики приучаются кое-как манипулировать одним из двух инструментов. Они либо кичатся своим непониманием поэзии (и тогда нападки сводятся к "гыгы, стешки!"), либо выхватывают из школьной программы несколько "правил стихосложения" и чисто формально применяют их к вырванным из контекста четверостишиям. На этом остановимся поподробнее...

 

Стихи можно сравнить с женщинами. Сначала природа или автор создает нечто явно приятное человеческому чувству прекрасного. Затем дотошные поклонники пытаются вычленить общие признаки, характерные для привлекательных творений. Так создается некий расплывчатый "свод правил", где красота выражена в сантиметрах, килограммах, "дисквалифицирующих пороках" (наподобие кривого носа или оттопыренных ушей) и прочих логических заключениях. Используя этот свод, можно легко и быстро выразить словами, почему данная непривлекательная женщина непривлекательна. Но... точно так же легко и быстро можно "опустить" и привлекательную женщину. Если это для чего-нибудь нужно.

 

Потому что свод мало того что расплывчат - он еще и пересекается со множеством альтернативных сводов, принятых в иных странах или специфических субкультурах. Более того, он снабжен многочисленными "приписками о прецедентах" (такими как "а вот у Этой Прекрасной Актрисы был такой-то недостаток, и он даже придавал ей особый шарм"). Этот свод более запутан, чем американское законодательство! Пользуясь им, при желании все можно осудить и все можно оправдать.

 

То же самое и со стихотворными "сводами правил". Возьмем пресловутые глагольные рифмы - почитайте Пушкина, или Есенина, или еще кого угодно! Вы найдете их в каждом третьем-четвертом стихотворении. А сбой ритма? Тут среди классических стихотворений, скорее, наоборот, долго нужно искать такое, в котором его нет. Конечно, если не применять простейшее правило "прочесть вслух", а стоять над стихом с метрономом и членить слова с придирчивостью школьной учительницы, проверяющей контрольные работы по морфемному разбору.

 

Когда стихотворение является очевидно слабым, мы для простоты применяем все эти критерии: "Ну посмотрите, тут у вас глагольная рифма, тут сбой ритма, тут перекоряченное в угоду ритму слово, а тут вообще рифмуются однокоренные слова, фуу". Но при этом внутренне мы прекрасно понимаем, что если бы стихотворение нравилось - мы не заметили бы или постарались бы не заметить все эти недостатки. Чтобы не портить себе наслаждение от чтения. А откуда оно берется, это наслаждение? Черт его знает... Какая-то общая гармония, слишком тонкая, чтобы ее можно было облечь в слова (даже в целую диссертацию).

 

И тут мы незаметно переходим ко второму роду критики - той, что произрастает из интереса к поэзии. Как правило, такой критик изначально настроен доброжелательно. Только доброжелательность, только вдохновение, которое автор смог передать читателю, может заставить человека действительно внимательно вчитаться в стих и отнестись к нему неравнодушно. А уж потом критик может начать рассыпаться как в похвальбах (не шаблонных, а являющихся попытками уловить и материализовать вышеуказанную гармонию), так и в нелестных замечаниях (цель которых - заставить автора сделать стих совсем идеальным с точки зрения критика). Если автор упрям или просто недосягаем, то безответные замечания могут быстро перерасти в гнев.

 

Такой критик стоит наравне с автором, а порой и выше него. К сожалению или к счастью, личность автора обычно не особенно его интересует. Он считает строки любимых стихов "своими", он облекает в них свою жизнь, вспоминает в тяжелых ситуациях, цитирует в сложных спорах... И ему становится неуютно, когда он думает, что где-то есть (ну или когда-то был) живой человек, который написал эти строки, а значит, имеет на них больше прав. Конечно, встречаются исключения, когда критик все же осмеливается очно или заочно близко познакомиться с автором, и тот его не разочаровывает. Но это случается редко, потому что это называется дружба... А дружба - крайне редкая и ценная вещь.

 

Таким образом, граждане поэты, наш Глубокий Внутренний Мир (тм) на поверку не интересен практически ни-ко-му. =) Критикам первого вида мы нужны только как поставщики ответных поглаживаний и пинков. Они могут много с вами говорить, но они вас не поймут. Критикам второго рода мы нужны только как трансляторы поэзии, которая интересует их независимо от нас. Они могут вас понимать, но говорить с вами они вряд ли решатся. А что? "Одиночество - это не выбор, это с первых минут не вопрос", - писала любимая мною поэтесса Елена Трубицына.

 

Да, Трубицына... Ее стихи когда-то стали гимном целого периода моей жизни. Я читала их в распечатках, я переписывала их в тетрадку, я цитировала их по три раза на дню и знала наизусть... А в последние несколько лет Трубицына пропала. Тот человек, через которого она публиковалась в интернете, говорит - исчезла и все. Погибла? Покончила жизнь самоубийством (наклонности были)? Просто начала жизнь с чистого листа? Я не знаю и вынуждена признаться, что не очень старалась разузнать... Потому что - меня интересуют стихи, а они лежат себе, никуда не убегают. =/

 

Все было бы печально, если бы не было вышеупомянутой дружбы (супружеские отношения я тоже отношу к категории дружбы). Если принять за аксиому тот факт, что она ценна и редка, то меня можно назвать богачкой. =) Но - вдохновенными поклонниками моих стихов (да и поэзии как таковой) мои друзья не являются. Так что можно сказать, что как поэт - я одинока. И это нормально, ибо "это с первых минут не вопрос". По некоторым тропам можно ходить только в одиночку, ни на кого не оглядываясь и ни на кого не надеясь.

Теги:
09 February 2012

Немного об авторе:

... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Не смешно, зато про войну
Я никто
Хорошая черта

 Комментарии

Roms Marina22.39
09 February 2012 21:52
Если честно совсем не умею писать критику.
Но написать о том что додумалось могу...)
К авторам скорее благосклонна...
и хочу отметить, что раздражает когда при разборе полётов переходят на личность автора...
Таня Борцова62.56
10 February 2012 07:32
Ну, как Белинский писать почти никто не умеет... =) Я имела в виду в основном такую полукритику. Вот именно что "написать о том что додумалось".
Nigilist Pauk 536.6  
09 February 2012 22:14
Для аналитического разбора - несколько сумбурно.
Для популярного пособия - нет ярких примеров.
В общем, если Вы не против, завтра выскажу с чем не согласен ... или не совсем согласен :)
Таня Борцова62.56
10 February 2012 07:33
Ну как я могу быть против. )
Таня Борцова62.56
10 February 2012 07:36
По поводу жанра - это так, гибрид аналитического разбора и стихотворения в прозе.
Балинченко UNISAUND Оксана265.5
10 February 2012 02:51
Хорошо, когда автор переходит на личности, начиная со своей.
Балинченко UNISAUND Оксана265.5
10 February 2012 02:53
Что касается попытки постигнуть суть одиночества - то это надо делать совершенно одиноко. А читателям предоставить посмертно.
Таня Борцова62.56
10 February 2012 07:36
Да в принципе и посмертно... Зачем?

Но далеко не каждый одинокий человек заинтересован в постижении сути своего состояния.
Nigilist Pauk 536.6  
10 February 2012 13:42
1. Критику можно разделить не 2-а, как минимум на 10 сортов:
- Подбадривающая критика
- Упрекающая
- Обнадеживающая
- Критика-аналогия
- Критика-похвала
- Критика-сопереживание
- Критика-удивление
- Критика-ирония
- Критика-смягчение
- Конструктивная критика
Это не мое разбиение – зацепил при изучении нематериальной мотивации персонала. :)

2. «Почему же иногда - все-таки не лень? Во-первых, это может быть связано с нашим интересом к личности автора. Во-вторых - с нашим интересом к поэзии.»
- Могу добавить – В-третьих: Когда критик хочет показать какой он умный и креативный :)

3. Принцип «кукушка-петух» и троллинг – проистекают не сколько из интереса к индивидууму, а сколько из за желания прославиться, отметиться или хотя бы проявиться :)

4. На счет сравнения стихов и женщин. Сравнение очень интересное и во многом эквивалентное. Единственно, что хотел бы добавить: если на вкус и цвет, действительно нет товарищей, то правила классической силлаботоники никто не отменял. И если автор рисует себе мушку прямо на носу, румяна на лбу и красит ногти в разный цвет, говоря, что Вы всерно ничего в верлибрах не понимаете, то, тут Вы извините – «я, лично столько не выпью» :)))

5. На счет сбоев ритма в классических стихах Пушкина или Есенина – я бы так не сказал – на то – они и называются классическими и построение большинстве своем каноническое, хотя на счет рифмы – согласен … когда Пушкин рифмует: «организм и прозаизм» - думаешь – а его ли эти строки? … но, когда читаешь далее: «Унылая пора! очей очарованье!» - понимаешь, что точно – ЕГО! :)

6.Чтобы вы мне тут не говорили о гармонии – в одном я точно уверен, что авторы не умеющие писать по классическим приемам – верлибр не грозит, что бы они там не заявляли – ведь его гармония еще более сложна … если она вообще имеется :)

7. Многим авторам критика вообще без разницы – оне выше ее, править свои ляпы или огрехи не будут никогда из-за:
- упрямства;
- членства в СП;
- издания пары книжонок или печатанья в десятке журналах;
- веры в свой неповторимый авторский стиль;
- считая, что главное – это чувства, крик души и шепот сердца :)

PS Хороших критиков не бывает – бывают хорошие стихи и реальные рецензии … или плохие стихи и хорошие друзья с дифирамбами :)

Таня Борцова62.56
10 February 2012 14:05
1) Есть разные системы деления. Собак можно разделить на декоративных, охотничьих, бойцовых, караульных и далее по списку. Можно - на черных, белых, коричневых, пятнистых и т.д. Можно - на злых и добрых. Можно - на больных и здоровых. Можно - на щенков, подростков, взрослых и старых. Ну и так далее.

Я описала свое деление, вы свое... точнее, деление лектора. А кто-то может расписать еще с десяток. Я не отрицаю справедливость ни одной системы, за исключением откровенно шизофренических (таких, в которых собак могут разделить на круглых, красных, кусачих и профессорских).

2, 3) Ну да, я постаралась на это указать - см. строки про "гастрономический интерес" и "примитивных людей, которым надо напоминать, что они еще существуют". И вообще весь текст толсто намекает на то, что практически любому критику больше всего интересен он сам.

5) А я говорю - не очевидные сбои ритма, а такие, которые надо специально вычленять. Не волнуйтесь, есть любители - вычленят... У меня вообще есть мечта, которую нельзя реализовать из-за запрета на плагиат... Хотелось бы создать страничку на каком-нибудь литсайте, назваться вымышленным именем и быстренько приобрести себе нескольких активных недоброжелателей. А выкладывать на страничку - классику! Не совсем общеизвестные (хотя и не совсем малоизвестные) стихи Пушкина, Есенина, Маяковского, Лермонтова, Евтушенко, Тушновой, Друниной, Симонова, Фета, Тютчева... Всех! Что-то чует мое сердце - их бы ТАК смешно начали "разбивать в прах"... =)

6, 7) 100% согласна.
Nigilist Pauk 536.6  
10 February 2012 14:19
По поводу хохмы п.5
Был реальный случай на сайте "Неизвестный Гений" - одной из номинанток в конкурсе про осень была поэтесса со стихом:
"Славная осень! Здоровый, ядрёный. Воздух усталые силы бодрит ... и т.д."
Это не самое смешное - самое грустное было то что одна из поэтесс, занимающая 2 место в рейтинге (из 30 тысч(!!!)) со званием АБСОЛЮТНЫЙ ГЕНИЙ - отметила на полном серьезе, что строки очень красивые, прямо классика и пожелала дежурной удачи в победе конкурса
... а когда я ей ткнул про то что почти классика и есть оная - она мне безапелляционно заявила, что не обязана знать все стихи всех классиков
... вот теперь и считайте - какой уровень хениев на этом Гении ....
Таня Борцова62.56
10 February 2012 14:23
Гм... А знаете, я тут подумала - есть один сайт, на котором я достаточно хорошо ориентируюсь и на котором мне уже не жалко получить бан... Пожалуй, проверну такой проектик. =) Сеанс черной магии с последующим разоблачением. А через недельку (может, и раньше) отчитаюсь здесь и еще кое-где. Ну и на той странице, если меня вдруг не успеют забанить, тоже размещу пояснение.
Nigilist Pauk 536.6  
10 February 2012 15:37
хотите совет? Если не желаете авторазоблачения различными программами, типа "Антиплагиат" - поменяйте по одному незначащему слову в строке или буквы О на нолики - тогда автоматы не запалят :))
Таня Борцова62.56
10 February 2012 16:38
Неее, плохой из меня тролль... Под вымышленным именем создала страничку на Стихах.ру, любовно украсила ее Фетом-Пушкиным-Лермонтовым... Потом галопом пробежалась по авторам-онлайн и авторам-рекомендующим-себя. Всех обласкала, всем сообщила, что "фуу, отвратительно", "ужасные рифмы" и "как вы не постыдились это выкладывать". При этом стихи вообще-то даже не читала (и так было стыдно, а если бы читала - вообще бы не смогла ругаться).

Так что же вы думаете? Все отвечают радостно, в духе "спасибо за критику", "смешной вы человек" и "а что конкретно у меня не так?". Ок... Не пожалела денег, пропиарила страницу на главной. Тут же получаю четыре рецензии... с похвальбами и наилучшими пожеланиями. =/ Сироп, сплошной чертов сироп!

К черту, удаляю эту страницу. Факир был пьян и фокус не удался. =) Может, кто-то, кто умеет вызывать ненависть лучше меня, когда-нибудь реализует эту идею лучше.
p_i_r_a_n_y_a 2
10 February 2012 17:27
=) Ну тут Вам есть у кого поучиться )))

Надеюсь, не всех парнасов еще поубивали? ;)
Таня Борцова62.56
10 February 2012 18:54
Да я ученая, даже, можно сказать, по горло сытая. Но тут ученьем не обойдешься - нужен особый талант... Которым я, к счастью, не обладаю. )
p_i_r_a_n_y_a 2
10 February 2012 21:52
бывает ))