РЕШЕТО - независимый литературный портал
Таня Борцова / Публицистика

Наброски о хипстерах

3511 просмотров

В последнее время все чаще приходится слышать слово "хипстер". Однако практически никто (в том числе и люди, которых так называют и/или которые сами себя так называют) не может четко сформулировать, что же это означает.


Внешние рамки субкультуры, как всегда, весьма размыты... Как правило, под "хипстером" подразумевают жителя большого города 20-30 лет, носящего внешне небрежную, но на поверку довольно дорогую одежду стиля унисекс. Этот человек не живет за счет родителей, либо имеет родителей настолько богатых, что жизнеобеспечение отпрыска их не обременяет. Чаще всего работа хипстера "умеренно творческая" (дизайнер, рекламщик, журналист, программист). Едва ли не обязательные его атрибуты - айфон и айпад.



Хипстер увлекается "не-попсовыми" пластами культуры - модная живопись, культовые книги, электронная музыка. Однако у хипстеров нет четко "своего" культурного направления, бросающего вызов "обычным людям". Это не металисты, вся субкультура которых построена вокруг одного стиля музыки, и не футуристы, чья субкультура основывалась на особой манере написания стихов.


Хипстера нельзя назвать аполитичным - он вполне способен в светской беседе выказать определенные познания в данной сфере, и даже выразить какое-то мнение. Однако он "слишком умен", чтобы заниматься политикой всерьез, и "слишком оригинален", чтобы примкнуть к какому-то лагерю. Впрочем, если взять Болотную площадь, то там хипстеров очень много. Ибо прогулки по этой площади стали модным трендом зимы-2012.



Исторически слово "хипстер" появилось в середине XX века. Так некоторое время называли любителей джаза. Однако современные хипстеры имеют мало отношения к той субкультуре - это скорее синонимичность, нежели преемственность.



Иногда хипстеров сравнивают с хиппи. Но тут четко выделяется главное отличие. Хиппи жестко отделяли себя от общества. Они исповедовали идеалы бедности, вопиющим образом (для того времени) нарушали нормы общественной морали. Хипстер же считает необходимым "отдавать кесарю кесарево". Он, конечно, против общества и все такое - но размер зарплаты и авторитет начальства для него далеко не пустые звуки. Там, где начальство оказывается достаточно умным, чтобы приспособиться к идеалам хипстерства (отсутствие строгого дресс-кода, "стильный" офис вместо обычной конторы) - хипстеры пашут отнюдь не хуже белых воротничков.



Белых воротничков хипстеры презирают с тем же ожесточением, с каким белые воротнички презирают рабочий класс (в широком смысле этого слова - вкупе с врачами, учителями, сельчанами и прочими "муравьишками Системы"). Впрочем, рабочий класс хипстеры тоже презирают. Для всех этих "ширнармасс" используется неустаревающее слово "быдло". Однако хипстеры - субкультура не агрессивная, поэтому обычно презрение прячется под маской снисходительной жалости или равнодушия.



Хипстеры неразрывно связаны с интернетом. Это первое поколение, попавшее в глобальную сеть в ее более или менее современном виде до того, как повзрослело. Хипстер ориентируется в интернете гораздо лучше среднего. Он знает, как правильно формулировать поисковые запросы, какова атмосфера той или иной социальной сети или блог-сервиса... Он может рассказать историю того или иного популярного сайта, способен аргументированно объяснить, чем скайп лучше аськи. Все это для него - не отдельная сфера жизни, отграниченная от "реала", а совершенно органичная составляющая жизни.


В лице хипстеров реальность посмеялась над людьми, которые в начале 2000-х годов в ужасе прогнозировали апокалиптические последствия "интернет-зависимости". Хипстер не "сидит перед компьютером вместо того, чтобы почитать, погулять или пообщаться с друзьями" - он просто не понимает, как можно читать книги не в электронном виде, гулять без перманентной трансляции впечатлений в твиттере или собирать друзей на встречу без соответствующего объявления в фейсбуке.


Все это - лишь внешнее описание, причем приблизительное и не исчерпывающее. Но, как мне кажется, внутреннюю суть явления я тоже уловила.



Хипстер - это потребитель в интеллектуальной сфере. Обычный, "материальный" потребитель пользуется едой, одеждой, жильем и прочими благами цивилизации, считая ниже своего достоинства вникать в тонкости создания этих благ. Хипстер точно так же с детским интересом перебирает книги, картины, музыкальные композиции, философские идеи и политические концепции, не вникая в тонкости их создания. "Материальному" потребителю кажется смешным, что масса "жалких людишек" кладет жизнь на то, чтобы он имел возможность удовлетворять свои элементарные нужды и утонченные капризы. А хипстеру кажется смешным и жалким писатель, потративший жизнь на продумывание и написание книги, которую он лениво пролистает за два часа. "Материальный" потребитель гордится количеством и качеством продуктов, шмоток, технических устройств и квадратных метров, которым ему удается завладеть. Хипстер гордится количеством и качеством продуктов интеллектуального труда, напротив которых он поставил галочку "ознакомился".


"Материальный" потребитель никогда ничего не создаст своими руками, потому что добывать руду, копаться в земле, стоять у станка, чинить машины, водить автобус, - "ниже его достоинства". Критерий его "жизненного успеха" - как можно меньше трудиться, как можно больше получать. А хипстер никогда не создаст действительно великого произведения и не породит действительно великой идеи, потому что на это надо затратить несоразмерные, с его точки зрения, усилия. Ну это же смешно, да? Много лет взлетать, падать, вопрошать, осознавать, восторгаться, разочаровываться, и - думать, думать, думать... Ради каких-нибудь там пятисот страниц. Которые еще не гарантировано, что получатся. Да этих книг в интернете вон сколько, пятачок за пучок! Куда как лучше просто знакомиться с ними и выдавать в твиттер свое высокомерное мнение - "что-то он во второй главе загнул... хотя в пятьдесят третьей главе неплохо, неплохо". 



Среди хипстеров нередко встречаются вполне милые и чем-то полезные люди. От них нельзя (и не нужно) полностью оградиться - точно так же, как нельзя полностью оградиться от обычных, "материальных" потребителей. Просто во время общения не стоит забывать, кто это такой и чего от него можно, а чего нельзя ожидать. 
 

Теги:
19 February 2012

Немного об авторе:

... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Непрекрасное Далеко
Мифы
Отравитель

 Комментарии

мойдодыр6.92
19 February 2012 04:01
Поставил 5. но лучше - пишите, Таня, рифмой. ваша проза хороша - но вы пишете ее для себя... Нет... не так. Вы пишете ее - себе. (думаю, поймешь о чем я)
Таня Борцова62.56
19 February 2012 12:50
Да понимаю, но... Блин, тяжела и неказиста жизнь простого экстраверта. )
Nigilist Pauk 536.6  
19 February 2012 10:30
Честно сказать - первый раз столкнулся с этим явлением, о котором так основательно тут повествовано. Прочел с интересом. Мое однострочное резюме:
Хипстер - потребитель нематериальных благ - поколение нанотехно.
Таня Борцова62.56
19 February 2012 12:51
Да, в общем-то точное резюме.

Я сама не так давно узнала о явлении, потому и начала "копать".