РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Тайны Русской Православной Церкви Гл.7 ч.1

1306 просмотров

ПРАВОСЛАВНЫЙ «ТУРИЗМ»

                                               Тайны Русской Православной Церкви  Гл.7 ч.1

ПРАВОСЛАВНЫЙ «ТУРИЗМ»

                                                                       ч.1

   За многовековую историю Русской православной церкви в ней накопилось очень много тайных или запутанных событий, которые все еще ожидают своего независимого исторического исследования.

    Но, среди всех этих тайн, есть и одна большая тайна, сведения о которой верховные церковные иерархи РПЦ МП, прикрываясь как обычно под благочестивыми масками «бессребреников», всячески избегают не то, что предавать публичной огласке, но допускать какое-либо публичное ее обсуждение. И речь в данном случае идет о таком виде деятельности внутри РПЦ МП который, мы имеем справедливое право по-современному назвать как «церковный бизнес» как бы кощунственно это и не выглядело в точки зрения церковных канонов и пропагандируемых в православии моральных ценностей.  Часто в отрытой печати можно найти информацию о разных неблаговидных делах священников или даже эпископов. К примеру пьянство, продажа должностей, гомосексуализм, нарушение тайны исповеди, многоженство и т.д. и т.п.

    Но есть один и общий грех присущий большинству священнослужителей – «сребролюбие» в том смысле что процесс изымания у прихожан денежных средств поставлен в РПЦ МП буквально на конвейер.

   И если все это описать очень упрощённой форме то надо прямо сказать, что нет в России нет ни такого прихода ни монастыря, где бы священнослужители ежечасно, ежедневно и в круглый год, не взирая на великие христианские праздники, а наоборот усиливая свою деятельность в ходе их проведения) без всякого контроля со стороны государственных фискальных органов не  «взыскивали» с прихожан денежную плату за свое «посредничество» между Богом и мирянами.

    Далее идет процесс «раздела» денег от местного прихода вплоть до канцелярий Московской Патриархии, когда тоненькие денежные ручейки сливаются в Москве в бурный денежный поток, оседающий на никому не подконтрольных кроме Патриарха Московского и его Финансово-хозяйственного управления (кто бы не занимал этот пост) денежных счетах в различных банках как в самой России, так и особенно за рубежом.

    И эта «ТАЙНА» наличия – «церковного бизнеса», настолько многогранна, что позволяет нам называть сегодняшнюю РПЦ МП как организационную структуру! оформившуюся в своей «подводной» невидимой простым мирянам части, как мощную «финансово-хозяйственную корпорацию»! поскольку под понятие «церковного бизнеса» подпадают сотни, разрешенных в той же России, видов бизнес-деятельности.

  Всю эту «церковную продукцию» производят созданные на средства РПЦ МП и ей прямо подконтрольные различные производственные предприятия на которых заняты сотни тысяч наемных работников не являющиеся клириками.

    И на первый взгляд это как бы не вызывает никаких вопросов у стороннего наблюдателя. Мол, а как же материально церкви то существовать если не заниматься торговлей или мелким производством предметов церковного культа! Ну, разве что иногда встречаются особо ревностные православные, типа недавно убитого церковным фанатиком священника Павла Адельгейма, требующие, беря в свою очередь пример с Иисуса Христа запретить всякую не то что производственно-хозяйственную деятельность церкви, но и всякую торговлю в храмах. Но их единицы, а Россия большая и никто их протестов не слышит.

  А вопросы у наших современников появляются только тогда, когда они, скажем сбросив со своих глаз «пелену святости» в которой так любят прятаться клирики РПЦ МП и о корой так они так любят публично рассуждать, узнают для начала хотя бы немного правды о собственно юридическом статусе РПЦ МП.

    Который, кстати одинаков, что в России, что в Белоруссии, что в Украине, где РПЦ конституционными нормами, во-первых, отделена от государства и во-вторых является всего на всего одной из сотен тысяч общественных религиозных некоммерческих организаций граждан.

       Вот выписка из «Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html)

 

4. Русская Православная Церковь, при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов, осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и указов Патриарха Московского и всея Руси;

г) настоящего Устава.

5. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как религиозные организации.

 

  И вот эта «рядовая» !!! с точки зрения государства (а мы знает, что перед Законом все равны) общественная, НЕКОМЕРЧЕСКАЯ, религиозная организация за последние 20 лет превратилась в финансово-хозяйственную корпорацию – МОНОПОЛИСТА в России на ХРИСТИНСКУ ВЕРУ (как бы кощунственно это и не казалась, а первый взгляд эта мысль). И, что эта корпорация имеет большой ежегодный доход, не облагаемый (в виду предоставленных ей незаконно налоговых льгот) налогами в России.

     Но назвать вам эти точные цифры не могу ни я ни сам Патриарх. Патриарх потому что не хочет, а я как автор не могу этого сделать, поскольку в России с 1997 г.  все данные о размерах доходов РПЦ МП строго засекречены!

     Для особо ревностных читателей из числа недавно «воцерковленных», если таковые имеются среди моих читателей специально разъясняю свою мысль насчет «МОНОПОЛИИ» и вот, что написано в действующем Уставе РПЦ МП.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

    Тут правда легко можно упрекнуть юристов РПЦ МП написавших этот пункт, а государственных юристов, зарегистрировавших этот Устав в прямом нарушение ст.14 Конституции РФ где сказано:

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 

   А так же в том, что не может, некоммерческая, религиозная общественная организация устанавливать свою «ЮРИСДИКЦИЮ» не только на территории РФ, но и на территории двух независимых от РФ государств.

     Для некоммерческой организации какой является РПЦ МП согласно законодательству РФ не применяется понятия «ЮРИСДИКЦИИ»!

   Ведь Юрисдикция (лат. jurisdictio) — пределы компетенции того или иного суда либо другого органа государственной власти.

     В соответствии со сферой применения термину юрисдикция соответствуют следующие понятия:

подсудность, то есть разграничение компетенции между судебными органами по рассмотрению дел:

в зависимости от их характера (административные, гражданские, уголовные и т. п.);

в зависимости от места совершения преступления либо правонарушения;

в зависимости от цены иска;

в зависимости от местожительства либо местонахождения сторон судебного спора;

подведомственность, то есть отнесение того или иного правоотношения к соответствующему органу власти.

     В международном праве — полномочия государства давать правовую оценку фактам, решать какие-либо правовые вопросы.

 

    И чтобы не быть голословным (упрекая  РПЦ в широкой финансово-хозяйственной  деятельности) тут я в очень упрошенной форме, расскажу о   экономическая деятельность Русской православной церкви

   В советское время доходы Русской православной церкви складывались посредством получения добровольных пожертвований, а также оплат треб и приобретённых прихожанами церковных свечей, и предметов религиозного назначения.

   В настоящее время ситуация кардинально изменилась. И теперь каждая структурная церковная единица, находящаяся в каноническом ведении Русской православной церкви, отдельно зарегистрована «Росрегистрацией» как самостоятельное юридическое лицо (религиозная организация)!  И как таковая формально независимо от других подобных церковных единиц имеющая право на ведения финансово-хозяйственной деятельности

      Но тут есть и ряд важных моментов. Во-первых, данные о центральном церковном бюджете (бюджете Патриархии) не оглашались с 1997 года. И поэтому трудно судить о размерах денежных потоков и их распределении в РПЦ МП.

      Но есть и отдельные крупицы информации позволяющих нам хотя бы в приблизительном виде представить размах и размеры этой скрытой деятельности внутри РПЦ МП.

   Так согласно исследованию Н. А. Митрохина, основную прибыль Московской Патриархии приносят операции с государственными ценными бумагами (приобретение государственных краткосрочных облигаций) и два коммерческих предприятия (предприятие по производству церковной утвари в посёлке Софрино Московской области и гостиница «Даниловская» в Москве), взносы же епархиальных управлений на общецерковные нужды составляют небольшую долю — согласно сообщению Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года, 6 % от всех поступлений и 22 % от взносов на эти цели, сделанных храмами Москвы.  

Тут давайте остановимся, а я поясню, что означают    слова «приносят операции с государственными ценными бумагами (приобретение государственных краткосрочных облигаций).

    «Государственные ценные бумаги ¾ это долговые обязательства эмитента (государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.». То есть если не вдаваться в ненужные мы имеет налицо замаскированную форму ростовщичества в которой активно участвует РПЦ МП.  Ведь 2государственные ценные бумаги» в России выпускаются не от хорошей жизни, а с целью привлечения средств для восполнения дефицита бюджетных средств. А выплата процентов той же РПЦ МП государством осуществляется введением все новых и новых прямых и косвенных налогов на россиян. Ведь дефицит госуд. бюджета в России в 2013 году составил уже 848 млрд руб. и продолжает увеличивается…

     Ну и несколько слов о том, что же такое ростовщичество и в чем его связь со скупкой РПЦ МП государственных ценных бумаг. Ростовщичество же можно понимать «в узком и широком смысле слова.

     В первом смысле под Ростовщичеством разумеется извлечение чрезмерной выгоды из денежной ссуды путем эксплуатации затруднительного положения должника, во втором — вообще всякая договорная сделка, при которой происходит несоразмерное оказываемой услуге обогащение вследствие нужды или стесненного положения другой стороны. Таким образом, характерными признаками Р. вообще являются: 1) превышение получаемой от сделки выгодой обычного при данных условиях вознаграждения и 2) эксплуатация нужды или стесненного положения лица, ведущая к хозяйственному его упадку. И тут нелишним будет еще раз и напомнить, что занятие христиан ростовщичество как форма их экономической деятельности давно осуждено всеми видными христианскими теологами.

 

    Согласно исследованию Н. А. Митрохина и М. Ю. Эдельштейна, доходы типичного прихода РПЦ составляют несколько тысяч долларов в год и складываются из четырёх основных компонентов: средства, полученные от продажи свечей; пожертвования за требы и поминовения; тарелочно-кружечный сбор (пожертвования во время богослужений); доходы от торговли утварью и книгами.

    Из доклада Патриарха Алексия II на Архиерейском соборе 24 июня 2008 года: «За период, прошедший после Архиерейского собора 2004 г., расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на 55 %. Основные затраты связаны с содержанием духовных учебных заведений — 46 %, а взносы епархий покрывают лишь 29 % этих расходов или ровно половину годовой сметы МДАиС».

    Определением Священного синода от 31 марта 2009 года учреждено Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии (впервые было организовано в 1946 году; упразднено 17 февраля 1997 года).

    В докладе на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года Патриарх Кирилл отметил сферу финансов и хозяйства «как один из проблемных аспектов нашей церковной жизни»;   Но отметил Патриарх Кирилл  проблему не в том что она как таковая есть, а в том, что большая часть денежной выручки  разворовывается на местах, а до Москвы  доходят  буквально крохи…

     «Патриарх выразил «недоумение» в связи с суммами отчислений в Московскую Патриархию «ряда епархий в 100, 200 или 300 тысяч», которые, по его словам, «соответствуют годовым отчислениям в Московскую Патриархию наименее обеспеченных приходов Москвы»;

   Патриарх также констатировал уменьшение в 2010 году объёма финансирования работ по восстановлению и реставрации памятников истории и архитектуры федерального значения в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006—2011 годы)».

   С точки зрения налогообложения законодательство РФ рассматривает структуры РПЦ, как и прочих религиозных объединений, в качестве НКО.

    Русская православная церковь предоставляет Федеральной регистрационной службе финансовую отчётность упрощённой формы, предусмотренной для религиозных объединений, и имеет ряд налоговых льгот.

   Согласно газете «Аргументы и факты», в настоящее время в России действуют даже православные агентства недвижимости! Да что там агентства недвижимости в РПЦ МП давно действуют православные туристические агентства и фирмы!

    И это есть и еще один крупный источник доходов РПЦ МП –подаваемый под вывеской «Православного паломничества».

    Вернее, тут будет сказать, что это не «источник», а «широкий денежный поток» обильно заполняющий никем в России не контролируемую церковную казну, о котором тоже в РПЦ МП никто пытается публично не говорить.

   А «церковное паломничество» очень схоже как по своим целям, задачам и форме организации и проведения с обычным туристическим бизнесом.

    Но в исторической ретроспективе церковное паломничество возникло примерно в IV веке нашей эры и на другой идейной основе.  И тем не менее если отбросить все различия  и то оказывается, что из опыта организации и проведения «церковного паломничества» и зародился современный туристический бизнес! 

    Продолжая наш разговор о православных паломниках хочу отметить, что вы и сами уважаемые читатели бывая   скажем в Троице-Сергиевой лавре или Свято-Успенской Киево-Печерской лавре и других подобных местах, могли их видеть лично.

     Их нельзя не заметить! Ведь они резко отличаются от остальных рядовых прихожан как своим экзальтированно-фанатическим поведением. Но это только внешний признак.   

    А мы с вами уважаемый читатель попытаемся разобраться как в организации, так и структуре этого вида «церковного бизнеса», чтобы в итоге снять очередной покров тайны, которым прикрываются (вернее правоохранительные или фискальные органы государства закрывают на этого глаза) в среде клириков РПЦ МП, мягко говоря «неблаговидная их деятельность».

    Для других же граждан той же России, нет никаких исключений и льгот. Для них   эта «неблаговидная деятельность» сразу образует различные составы преступлений: занятие запрещенным (в виду отсутствия скажем специальной лицензии) видом деятельности, скрытие доходов, уклонения от налогообложения и т.д., и т.п.!

    Разобравшись с целью нашего исследования нам теперь надо вникнуть и в саму историю вопроса о христосикам паломничестве.

    Слово «паломничество» происходит от латинского palma- пальма, поскольку первые паломники ездили только в одно место в Палестину и обычно оттуда качестве сувениров привозили с собой диковинку «пальмовые ветви».

    Поэтому под паломниками начиная со Средних веков понимали странствующих богомольцев- (piligrim).

   Историки установили, что первым христианским паломником стала мать римского императора Константина Великого -Елена. Именно она приняв христианскую веру   начала основываясь на сведения Нового Завета   совершать поездки в Палестину (Израиль) чтобы посетить те места где бывал и проповедовал Иисус Христос.

  Так же Елена, которая распорядившись провести первые археологические раскопки якобы нашла «крест на котором распяли Христа», гроб господень (пещеру куда был захоронен Христос после смерти на кресте, и плащаницу. (ткань в которую было завернуто тело Христа после снятия его с креста).  За, что в христианстве после своей смерти и получила титул «Святой Елены».

    Когда христианство в его православной ветви дошло до Киевской Руси и там укоренилось, то сразу там появились так называемые «калики перехожие» то есть профессиональные паломники которые всю свою жизнь занимаясь нищенством и благочестивыми скитаниями.

    Так постепенно в Восточной Европе и распространился обычай совершать паломничество по монастырям. При чем этот народный порыв всячески поощрялся христианской церковью.

    Ее церковные иерархи внушали вовремя правоведах перед мирянами, что если что желает смыть свои грехи, заслужить прощение Бога то для его ему надо совершить паломничество по святым местам.  В связи с чем в христианстве места, связанные с жизнью Христа, стали называться святыми, а посещение их считалось делом благочестия.

    И церковные историки в оправдание такой практики ссылаются обычно на слова   жившего в III века епископа Александра-  Патриарха Александрийского, который так выразил смысл своего посещения Иерусалима: «Ради молитвы и истории тех мест".

      Более четко выразил эту мысль св. Григорий Нисский – цель паломничества есть "созерцание знаков Божественного человеколюбия

     В числе первых русских паломников были преподобный Антоний Киево-Печерский, побывавший на Афоне. Паломничество в Иерусалим совершили игумен Даниил, написавший бесценное "Хожение в Святую Землю", Евфросиния Полоцкая и другие.

       До середины XIX века паломничество на Святую Землю из России носило единичный характер.

      Но во второй половине XIX века оно становится массовым, причем большинство паломников – крестьяне. В конце позапрошлого века Палестину посетило более семи тысяч человек из России, а перед Первой мировой войной - двадцать тысяч.

    В год, в среднем, посещало Палестину 10 тысяч человек, а всего за вторую половину XIX – начало XX века – 150 тысяч паломников.

     Массовое народное паломничество на Восток стало возможно благодаря существованию Императорского православного палестинского общества (ИППО) – единственной организации в дореволюционной России, созданной для паломничества, в первую очередь, к святыням Востока. Поездки паломников "из народа" были дотационными, большую часть расходов брало на себя Палестинское общество.

   Дореволюционное паломничество как в Святую Землю, так и по отечественным монастырям, породило целую индустрию по производству памятных предметов, начиная от образков, чёток, сувениров, лубков, и кончая сувенирными фарфоровыми сервизами с видами монастырей.

     В то же время там еще полностью отсутствовала паломническая инфраструктура: гостиницы, транспорт, питание, за исключением объектов Палестинского общества на Востоке. Богомольцы часто шли пешком, в пути питались подаянием или заранее насушенными сухарями, просились ночевать в деревенских домах "Христа ради" и т.д.

     Массовое народное паломничество в России конца XIX– начала XX века вновь породило жаркие споры о его смысле и пользе, о паломничестве истинном, спасительном, и ложном, суетном.

    В связи с чем и вскоре десятки тысяч людей разного сословия, звания и возраста оставляли свои дома, семьи и испросил у своего священника благословения! Совершали поклонения по памятным русским святыням. Но обычно паломничество принимало массовых характер   на главные праздники церковного календаря.

   Целью такого паломничества в первую очередь было получения от Господа исцеления для страждущих как физического, так и духовного.

    И в наше время именно это стремление «получить исцеление» и отличает поведение паломника от обычного мирянина. Но этот уже экзальтированный идеей предстоящего посещением того или иного «святого места» человек становится как бы легкой добычей лиц поставивших в современной России, Украине и Белоруссии православное паломничество на широкую коммерческую основу!

     Но к описанию процесса развода «лохов на бабки» при совершении паломничества по монастырям РПЦ МП мы вернемся в следующей части, а теперь нам с вами уважаемый читатель надо познакомится и с наиболее посещаемыми православными паломниками «святыми местами».

     Тут я так сказать, впервые в отрытой печати, хочу огласить весь рейтинговый список.

1.      Троице-Сергиева лавра

2.      Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

3.      Александро-Невская лавра

4.      Почаевская Успенская лавра

5.      Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

6.      Серпуховский Богородицкий Высоцкий мужской монастырь

7.      Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь

8.      Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь

9.      Воскресенский Новоиерулимский монастырь

10.  Оптина пустынь (Свято-Введенская Оптино Макариева пустынь) ставропигальный мужской монастырь

11.  Шамординская пустынь (Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь в Шамордино)

12.  Борисо-Глебский Аносин монастырь

13.  Задонский Рождественно-Богородицкий монастырь

14.  Инкерманский Свято-Клименьтьевский мужской монастырь

15.  Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

16.  Рождества Богородицы Свято-Панфутиев –Боровской монастырь

17.  Свято-Введенский Толгский женский монастырь

18.  Свято-Успенский Жировицкий ставропигальный мужской монастырь

19.  Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

20.  Тихонова Успенская пустынь

21.  Рождества Богородицы Глинская пустынь

22.  Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

23.  Костомаровский Спасский женский монастырь

 

     Но этот рейтинговый список охватывает только фигурально выражаясь только «пяти звёздные» места для совершения паломничества. А нам не нужно забывать, что с 1990 г. количество монастырей в составе только РПЦ МП увеличилось в 30 раз и их сейчас насчитывается 620!

    И в каждый этот монастырь, регулярно на протяжении всего года идут и идут зомбированные в РПЦ МП ПАЛОМНИКИ внушённых им заведомо «мошеннической идеи» получения таким образом, не только «отпущения грехов» а и в первую очередь «от Господа исцеления для страждущих как физического, так и духовного» и несут туда не только свои грехи и проблемы, а но и деньги….

   В связи с чем на день сегодняшний «Паломническое направление церковного бизнеса» – одно из самых перспективных.  По этому поводу даже проводятся международные конференции!!! Вашему автору удалось найти материалы «V международной конференции "Пути богомольцев", организатором которой был Паломнический центр Московского патриархата. Такие конференции проводятся ежегодно с 2004 г. Сравнивая их материалы, можно увидеть весьма любопытные закономерности современного паломничества в России как религиозного и общественного явления, ну и как бизнеса, разумеется.

       Однако паломничество связано, говоря опять же «церковным языком» сопряжено и с негативными соблазнами, которые могут уничтожить его духовную пользу: хождение из любопытства или тщеславия, превращение паломничества в своеобразный паразитический образ жизни.

        Против такого ложного паломничества выступали многие христианские авторы - например, блаженный Иероним, древнерусские иерархи Нифонт Новгородский (XII в.) и Феогност Сарский (XIII в.). Причём живущие в разные времена авторы высказывали одинаковую мысль: 

"Вместо того, чтобы ходить в Иерусалим к святым, лучше здесь правду делать и Бога боясь жить".

     Современные коммерческие фирмы, созданные при различных структурах подконтрольных РПЦ МП, организующие паломнические туры, как правило, не имеют никакого понятия о сущности паломничества.

    Духовные потребности паломников и многочисленные традиции православного богомолья ими не учитываются. Это приводит к тому, что между организаторами и участниками поездок часто возникают конфликты.

    И тут в качестве "благочестивой альтернативы" нецерковным туроператорам активно продвигает свои услуги Паломнический центр Московского патриархата.

   Критикуя своих невоцерковленных конкурентов, Паломнический центр, конечно, тоже не может реконструировать организационные формы и традиции дореволюционного паломничества, которые навсегда ушли в прошлое.

  Современному паломнику необходимы транспорт, гостиницы, питание и т.д. Нет уже тех крестьян-правдоискателей, которые годами странствовали в поисках "небесного града" на земле.

   Вот некоторые цифры, характеризующие развитие российского паломничества за последние годы. Это к сожалению, устарелые данные, но других автор в отрытой печати не нашел! Поэтому приводимые цифры нужно увеличивать в разы, ведь за прошедшие 10 лет число паломников только увеличилось, как увеличились и доходы организаторов «православного паломничества!

      «К 2004 году действовало 88 паломнических отделов и служб при епархиях РПЦ МП, монастырях и приходах, а также паломничеством занимались 29 общественных и некоммерческих организаций.

     В 2004 году число паломников, выезжающих для поклонения православным святыням за границу, составило 50 тысяч, с учетом стран СНГ – более 200 тысяч. Около 2 миллионов человек совершило паломничества внутри страны.

     Значительная часть зарубежных паломнических поездок по-прежнему организуется коммерческими туристическими фирмами, причём зачастую зарубежными – греческими, турецкими, израильскими. Так, туристов в 2003 году в Грецию из России приехало 90 тысяч, а паломников из них было только три тысячи.

      В 2006 году служб, отделов, центров и организаций, занимающихся паломничеством, в РПЦ МП было уже 140, из них 47 епархиальных, во внутреннем паломничестве к отечественным святыням принимало участие до 3 млн верующих. В то же время к святыням православного Востока, прежде всего, на Святую Землю, а также в Грецию, на Афон, в Италию, на Кипр, в Египет, на Синай отправлялось не более 100 тысяч паломников в год.

      В 2009 году в РПЦ МП было 500 паломнических организаций. Но вследствие кризиса внутреннее паломничество сократилось на 1 млн. человек (вместо 3 млн. – всего 2 млн.). Зарубежное паломничество – не более 100 тыс. человек, что существенно меньше, чем в предыдущем году.

    Эти цифры приводятся по оценкам экспертов, так как в России отсутствует государственная статистика и учёт паломников.

     По данным министерства туризма Израиля, в 2007 году это государство посетило 11 тысяч паломников из России, а в 2008 году – 114 тысяч. Правда, не вполне ясно, только ли о паломниках идёт речь, или о паломниках вместе с туристами.»

   Граждане Украины могут сами познакомится с деятельность украинских паломнических организаций. К примеру, посетив сайт «Паломнической службы «Святыни Православия» при храме Свв. Косьмы и Дамиана Киевской епархии http://palomnik.in.ua/ или зайдя на сайт «Православный гид» http://palomniki.su/countries/ua/g12/kiev/services/orthodox-guide.htm

     И тут очень справедливо описал сложившуюся ситуацию Влас Логинов в своей статье «КУДА ИДЁТ СОВРЕМЕННЫЙ ПАЛОМНИК?»

 - «Сегодня очевидна серьезная конкуренция между паломничеством и религиозным туризмом. Выиграть в этой борьбе паломнические службы хотят за счет каких-то особых льгот – именно этим стремлением вызвана постоянно звучащая на конференциях Паломнического центра Московской патриархии тема о необходимости законодательно разделить паломничество и туризм.

      Но правительство России эту идею не поддерживает, возможно, из опасений, что паломнические организации Московской патриархии, в случае получения льгот, начнут широко организовывать просто коммерческие туристические поездки, чем Паломнический центр патриархии, кстати, занимается уже и сейчас.

   В то же время вновь созданные энтузиастами паломнические службы зачастую отличаются плохой организацией туров, отсутствием профессионализма у сотрудников, тяжёлыми условиями организуемых путешествий.

   По меткому наблюдению одного из церковных иерархов, если едет по шоссе самый разбитый и страшный "Икарус", то на нём обязательно написано "Паломники".

   В современных условиях имеет место коммерциализация паломничества, как объективная, так и субъективная.

     Объективная коммерциализация вызвана необходимостью содержания паломнической структуры.

    Субъективная же коммерциализация приводит к тому, что в местах массового паломничества и туризма часто возникает специфическая торговля, с которой паломники и туристы сталкиваются прежде, чем дойдут до самого монастыря или храма. Бойко идёт торговля товарами с религиозной символикой: нательными крестами, распятиями, ювелирными изделиями, зачастую сомнительной каноничности, поделками, тканями и др.

 

     На открытии выставки "1000-летие русского паломничества" и на V международной конференции "Пути богомольцев" много говорилось о том, что паломничество помогает поддерживать связь между разными православными Церквами, лучше чувствовать "единство вселенского православия".

     Но представители Кипрской, Элладской и Болгарской официальных Церквей прямо говорили, что в паломниках из России, в первую очередь, заинтересованы из-за тех денег, которые они могут принести с собой.

    По существу, это чисто коммерческое отношение к паломничеству. Но существуют и другие издержки современного паломничества.

       Автобусные паломники из-за ограниченности времени не имеют возможности должным образом ознакомиться с жизнью приходов и обителей, их святынями.  

      Экскурсионными вылазками на автобусе невозможно почувствовать самого главного – духа монастырской жизни.

        Не всегда правильной бывает и мотивация паломничества.

        Значительная часть паломников отправляется в дорогу за "исцелением" и "чудом".

         30-50 процентов паломников видят главную цель паломнической поездки в купании и даже уходят с богослужения на источники. (сам рассказ о «святых источниках» для купания будет в следующей части-автор)

     «В целовании мощей часто видят некий аналог физиопроцедуры, стремятся задержаться у мощей подольше не для молитвы, а для "дозы", некоторые норовят приложиться к святыне больным местом.

 

   (Тут я хочу дополнить автора, что если эти «болезни» носят еще и инфекционный характер, то вместо исцеления от одной болезни, тут же можно «подхватить» сразу несколько тяжких заболеваний! Ведь никто в церквях и монастырях не проводит санобработку помещений и тем более икон и мощей со святыми. Медиков просто не пускают в храмы…)

 А вот еще ценные наблюдения о современных паломниках:

 

      «Современным паломникам очень важны материальные знаки пребывания в том или ином святом месте, идет "охота" за церковными сувенирами.

      Стояние в длинных очередях в лавках в то время, когда идёт богослужение, напоминает стремление язычника к обладанию тем или иным магическим предметом.

       Паломничество к зарубежным святыням стоит значительно дороже, чем к "родным палестинам".

     Вот некоторые цифры из буклета Паломнического центра Московского Патриархата: "К святыням древней Византии" - 7 дней - 36 тыс. рублей, "Поездка на Святую землю" - 8 дней - 42 тыс. рублей, "Поездка на Афон" - 8 дней - 29 тыс. рублей.

      Такое паломничество дороже аналогичных светских турпакетов и недоступно для подавляющего большинства православного населения России.

        Огромное имущественное расслоение населения России приводит к тому, что и среди верующих образуется как бы Церковь бедных и Церковь богатых с разным мировосприятием, возможностями, стилем жизни для входящих в них людей.

       А за этим встаёт другая, более грозная проблема.

      Несмотря на то, что в дореволюционной России паломничество было поставлено - для своего времени -  хорошо, это не предотвратило распространения в основной массе населения антицерковных настроений.

          И сегодня основное внимание должно обращаться не на коммерческо-паломническое обслуживание богатых или просто благополучных граждан, а на нищую, спивающуюся в безнадежности провинциальную Россию, от которой зависит завтрашний день России и место Церкви в ней». 

     С этими последними словами можно   было бы согласится если бы нам были не видны сегодняшние реалии жизни простого народа в России.

      В связи с чем и утверждение что «сегодня основное внимание должно обращаться не на коммерческо-паломническое обслуживание богатых или просто благополучных граждан, а на нищую, спивающуюся в безнадежности провинциальную Россию, от которой зависит завтрашний день России и место Церкви в ней» являются лишь благими пожеланиями.

                                                 (конец ч.1)

    В качестве яркой иллюстрации к теме паломничества в современной России прошу посмотреть фото приложимые к статье «Дорога к храму» http://www.liveinternet.ru/users/4288001/post170107384/

15 May 2014

Немного об авторе:

СТАРЫЙ СОЛДАТ....... Подробнее

 Комментарии

Комментариев нет