РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Икона Божией Матери "Акафистная" ч.1

3751 просмотр

Среди ныне особо почитаемых в Русской православной церкви Московского патриархата есть одна особая икона, названная "Акафистной".

 
Вступление

Среди ныне особо почитаемых в Русской православной церкви Московского патриархата есть одна особая икона, названная "Акафистной".

Но, вот официальная информация, об этой иконе, распространяемая в РПЦ МП крайне скудна (http://days.pravoslavie.ru/Life/life205.htm), судите сами:

"Икона Божией Матери "Акафистная" находится в Хилендарском соборном иконостасе.

Получила название "Акафистная" потому, что в 1837 году, во время пожара в храме, пред нею читан был акафист, и она, к утешению иноков, осталась невредимой".

Но это как бы маловато, для того чтобы что бы не только Сербская православная церковь, а и Русская православная церковь признали ее чудотворной?



А раз так, то значит, мы вправе допустить, что история этой иконы не так уж проста и однозначна, как бы это не представлялось нам богословами от РПЦ МП.

В то же время, поскольку большинство современных читателей мало владеют не только церковной историей, но церковной терминологией, то нам не обойтись и без небольшого вступления, в котором можно отдельно пояснить ряд неясных, но важных для нашего повествования моментов.

Во-первых, что означат факт, что оригинал иконы "Акафистная" хранится в Хилендарском соборном иконостасе? Где этот Хиландар находится?

Икона Божией Матери "Акафистная" – почитаемая икона Богородицы, находится в местном ряду иконостаса Введенского собора афонского сербского монастыря Хиландар. Празднование иконе совершается 12 января (по юлианскому календарю).
 



Теперь, перейдём к выяснению другой малоизвестной информации.

В частности, выясним для себя:

Что такое Афон и почему там, на территории современной Греции находится сербский монастырь Хиландар?.



Место это находится в Греции и официально называется "Святой Горой Афон", которая географически, представляет полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики (Македония), а фактически представляет собой гору высотой 2033 м над уровнем моря.

Но Афон это еще и административно – особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года). И является местом, где официально введен запрет на въезд и нахождения там женщин, хотя это место и считается земным Удел Богоматери.

Суверенитет Греции над полуостровом был закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон ("Трагос"), утверждённого Хрисовулом Императора Иоанна Цимисхия в 972 году.

В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

А что такое акафист в православии?

Акафист, то есть "песнь, которую поют не садясь, стоя") – жанр православной церковной гимнографии; разновидность кондака в первоначальном значении термина.

Гимнография (от греч.- "торжественная песнь", "гимн" и греч. – "пишу", "сочиняю"): гимнописание, гимнотворчество – поэтическое, а также поэтико-мелодическое искусство сочинения торжественных, хвалебных песней (гимнов, од), преимущественно культового характера (ритуальных, религиозных), в том числе церковных (богослужебных или литургических) песнопений.

Сам же вопрос об иконе "Акафистная", что находится в сербском монастыре "Хиландар" полною историю которого мы рассмотрим далее, нам еще интересен тем, что кроме упоминаемого в монастырских хрониках большого пожара 1837 года, в этом монастыре, в ночь с 3 на 4 марта 2004 г. случился еще более грандиозный пожар, который почти полностью уничтожил основные строения монастыря.

Но, вот второго чуда от иконы "Акафистная" не случилось.

Так же неясным пока остается и тот факт, что сама икона "Акафистная" заключена в серебряный оклад, по всей вероятности рус. работы XIX в., и в раму с живописными изображениями 12 кондаков и 12 икосов Акафиста Богородицы (XVII в.). На окладе имеется надпись: "Коневская Богоматерь". Размер образа в окладе ок. 87´ 65 см; без оклада ок. 80´ 60 см.

И именно эта "Икона" находилась до пожара 2004 г. в местном ряду иконостаса Введенского собора (вторая от храмового образа), справа от царских врат.

Но, в связи с этим у нас появляются и новые вопросы:

Как и когда оклад с русской Коневской иконы Божией Матери" попал на гору Афон?

Что нам известно о судьбе самой Коневской иконе Божией Матери?


И наконец, не ясно:

"Есть ли какая-то связь между иконами "Акафистной" и "Коневской"?

И так, расставив все приоритеты, прояснив общие неясные моменты, мы можем перейти к изучению истории иконы Божией Матери "Акафистная" и места ее хранения сербского монастыря "Хиландар".

ч.1

История иконы Божией Матери "Акафистная"

Самая фантастическая версия история изложена здесь: http://www.isihazm.ru/?id=644

"В Дионисиате находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Акафистная. В часовне Богородицы Акафиста висит древняя икона "Приветствие Богородицы", вылепленная из воска и мастики.

Предание 1 версия

Считается, что это одна из 70 икон, принадлежавших евангелисту Луке. Она написана воском и мастикой.

Ежедневно перед иконой читается Акафист Богородице. По преданию, во время осады арабами Константинополя в 626 году ее обнесли вокруг стены города. Также, во время освобождения Константинополя от крестоносцев эта икона предшествовала войскам императора Михаила VIII Палеолога. Монастырю икона была подарена императором Алексеем III Трапезундским (1337-1390гг) в честь основания.

В 1592 году икона была похищена пиратами, которые были вынуждены вернуть ее в монастырь по причине большого шторма.

В 1767 году икона снова была украдена, на этот раз бандитами из Далмации. Их задержали греческие пастухи и передали икону на остров Скопелос. Жители этого острова не хотели отдавать икону, но после того, как остров охватила эпидемия, икону пришлось вернуть монахам.

Предание 2 версия

Бытует мнение, что эта икона создана самим апостолом Лукой. Император Алексей подарил ее святому Дионисию, однако в 1592 году икону украли пираты. Их главарь решил вернуть святыню в обитель, испугавшись сновидения. В XVIII веке икона была похищена турками, но со временем опять вернулась в Дионисиат.

По преданию, это именно та икона, которую Патриарх Сергий или один из его епископов носил вокруг стен Константинополя во время осады города войсками авар и славян в 626 году".

Но, оставляем все вышеизложенное на совести неизвестных авторов исторических легенд и перейдем к самостоятельному изучению истории Иконы Божией Матери "Акафистная" Она в Сербской православной церкви считается почитаемой иконой Богородицы и находится или, по крайней мере находилась до 2004 г., в местном ряду иконостаса Введенского собора афонского монастыря Хиландар.

Тоже местное афонское предание относит появление иконы в монастыре к концу XII века и связывает его со святым Саввой Сербским, которому она якобы помогла найти сокровища, на которые было завершено строительства монастыря.

Однако ни один из списков жития святого не упоминает о данной иконе и не описывает чудо обретения монахом Савой сокровищ!


А "предание", скорее всего "основывается" на одном предложении из эпилога "Сказания о чудесах от иконы Богоматери Троеручицы" (история этой иконы описана тут http://h.ua/story/114081/) где идёт перечисление и других чудотворных монастырских икон.

В нём указано: "Друга [икона], иже святому Саввы злато показа, в земле сокровенно".

Но, история иконы "Троеручицы", это совсем другая история, а само "Сказание" этой иконы составлено монахами, много столетий спустя, от основании монастыря "Хиландар".

Да и можно ли доверять дошедшим до нас "сказаниям" и прочим монастырским хроникам? Ведь за свою историю монастырь не раз приходил в полный упадок с утратой многих ценных исторических документов. В справедливости этого предположения читатель сможет, убедится, когда ознакомится с историей посещения этого монастыря в 1884 г. русским, ученным В.И. Григоровичем.

А сейчас поскольку речь идет о важном для нас историческом лице, (основателе монастыря и владельца иконы "Акафистной" Святом Савве, то давайте кратко рассмотрим его жизнь и деятельность.
 



"Святой Савва – один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, известный религиозный, культурный и политический деятель своего времени.

Был младшим сыном великого князя Стефана Немани, его светское имя было Растко.

Год его рождения точно неизвестен, обычно упоминают 1169 или 1174 (иногда и 1175). Он родился в горах Голии, возле современной Подгорицы.

В юношестве отправился на гору Афон и стал там монахом, тогда и получил монашеское имя Савва. Сначала он жил в русском монастыре, позже переселился в греческий монастырь Ватопед".

Через несколько лет отец Саввы отрёкся от престола и присоединился к нему, получив имя Симеон. Они вдвоём воссоздали пришедший в упадок афонский монастырь Хиландар, населив его выходцами из Сербии.
 



Монастырь был реконструинный на средства сербских князей в середине XII века и тогда же стал центром сербского монашеской жизни.

Но, очевидно чтобы избежать не нужных вопросов о тайно привезенных с Сербии денежных средствах, среди монахов, населявших гору Афон был пущен слух, о том, что монах Сава с помощью иконы нашел спрятанные на Афоне сокровища!

После смерти отца Святой Савва вёл аскетический образ жизни, оставался на Афоне до конца 1207 года. В память об отце им написано "Житие Святого Симеона". Альтернативная биография Св.Свавы, его отца и их деяний описана в статье "Сербский жупан Стефан Неманя и начало династии Неманичей". http://www.vojnik.org/europe/2

Настоятельно советую с ней ознакомится, поскольку знание этой информации наверняка поможет всем читателям, понять не только историю, но и состояния политических дел в сегодняшней Сербии!

А сам Святой Савва в 1208 году возвращается в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между старшими братьями Стефаном II Неманичем и Вуканом Зетским.

Там он создал автокефальную (независимую) Сербскую православную церковь и стал её первым архиепископом в 1219 году. В 1233 году передал эту должность своему ученику Арсению Сремскому.

Перед смертью совершал паломничество в Иерусалим. В Палестине он основал монастырь Святой Архангел и больницу для православных паломников.

Возвращаясь, проезжал через Болгарию. Там и умер 14 января 1236 года и был похоронен в болгарской столице Тырново.

Племянник св. Саввы сербский король Владислав (зять болгарского царя Асена), через год перенёс его мощи из Тырнова в монастырь Милешева.

Мощи Святого Саввы находились в Милешеве пока Синан-паша не унёс их оттуда в Белград, где сжёг на горе Врачар 27 апреля 1594 года.

Память святого Саввы в Православной церкви совершается 14 (27) января.

С 1830 года Святой Савва в Сербии считается покровителем школ".


Возвращаясь к монастырю Хиландар надо сказать, что официальной датой его основания является 1198 год

В настоящее время Хиландар – один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 4-е место.
 





















Принадлежит он Сербской православной церкви и является одной из сербских религиозных святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Сегодня в монастыре живут 20 монахов.

Сам монастырь до пожара 2004 г. был известен своей библиотекой, содержавшей 181 греческих, 809 славянских рукописей и более 20 000 печатных книг (3 000 греческих).

Там же хранились и важные реликвии монастыря:

Икона Божией Матери "Троеручица";

Акафистная икона Божией Матери;

Жезл Саввы Освященного;

частицы реликвий Страстей Христовых: Животворящего Креста, тернового венца, крови

Господней, трости и пелен Христовых;

мощи святых Евтихия патриарха Цареградского, преподобного Симеона Столпника, Григория Богослова, святой Марины, патриарха Никифора, св. Пантелеимона, пророка Исаии, Иоанна Предтечи и других.

В 1837 г. в монастыре случился большой пожар. И тогда вновь "заявила о себе икон" святого Савы.

Со слов очевидцев в монастырских хрониках была записана история чудесного спасения иконы, во время пожара в монастыре в 1837 году.

Источник (http://www.isihazm.ru/?id=502)

Четвёртая икона Божией Матери Акафистная

Предание о ней:

...однажды экклисиархь, стараясь затеплить пред нею лампу, не мог этого сделать, потому что икона находится при северной двери, входящей из притвора в церковь, где постоянно ветер дует. В досаде экклисарь произнёс ропотные слова и, не засветивши лампады, хотел удалиться, но поражённый гневом Богоматери за безумие своё и нетерпеливость упал, и его нашли пред иконою без чувств.

После этого икона Божией Матери, именуется Акафистною, не сгорела во время пожара, бывшего в 1837 году".

С этого года ведет свое начало культ этой иконы.

Тут будет уместным, и задаться риторическим вопросом:

"Но является ли эти описания "чудес" достаточными чтобы признать эту икону чудотворной?"

И тут самое время рассказать, что же собой представляет эта икона.

Сама Икона относится к иконографическому типу "Умиление". Размер иконы без оклада 80 на 60 см, в окладе – 87 на 65 см.
 



без оклада



И вот первая сенсация!

По мнению византолога А. М. Лидова которое разделают и другие ученные Хиландарская икона названая "Акафистной" имеет греческое происхождение и была написана в XVI веке, в связи, с чем имеет хорошую сохранность!

То есть данная икона появилась в монастыре через примерно 400 лет от даты его восстановления монастыря Святым Саввой!

Такое точно определение даты изготовления иконы развеяло и все афонские легенды, что икону написал сам св. Лука, и что именно с помощью этой иконы безвестный монах Сава в 1198 году нашел сокровища, на которые смог обустроить первый сербский монастырь на горе Афон.

Если внимательно посмотреть на икону то мы увидим, что Богомладенец изображён слева от Богородицы, которая своей правой рукой поддерживает его за правое плечо. Младенец Иисус правой рукой благословляет, а в левую опущенную руку помещён свиток.

Но вот что примечательно! Икону украшает серебряный оклад, вероятно русской работы XIX века, с надписью "Коневская Богоматерь" и рама XVIII века с изображениями на сюжеты кондаков и икосов акафиста Богородицы.

Название иконы "Акафистная" может происходить как от воспоминания о том, что перед ней во время пожара читали акафист Богородице, так и от её рамы с живописными сценами на сюжет акафиста.

Закончив с историей иконы, мы можем перейти к истории пожара 2004 года.

Существует две версии причин пожара: "Божья кара" нерадивым монахам, что они и сами чистосердечно признают и диверсия британских спецслужб.

Первая версия основывается на том факте, что основатель монастыря Хиландар святой Савва Сербский, умирая, оставил братии монастыря Типикон, который так и называется "Типик Саввы Сербского", Устав, согласно которому, игумен монастыря не должен выбираться ни когда, а его место незримо занимает Сама Царица Небесная – Игумения Святой Горы.
 













К сожалению, в конце ХХ века Типик Саввы Сербского был упразднен, что привело к уходу из монастыря части братии.

А в 2004 году в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем, пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии.

Насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.

Вторая версия пожара состоит в том, что Сербский монастырь Хиландар на Афоне был подожжен британскими спецслужбами. Так они пытались "выкурить" Радована Караджича, утверждает французский писатель...



Справка: Ра́дован Ка́раджич (серб. Радован Караџић; 19 июня 1945) – боснийский серб, бывший сербский политик, бывший президент республики боснийских сербов, поэт, профессор психиатрии, обвиняемый Международным трибуналом по бывшей Югославии в военных преступлениях.

А о том, что мог ли Р. Караджич скрываться под личинной "монаха" читатель может судить вот по этому фото, сделанном в момент его задержания в 2008 г.



А по сути самого пожара, по версии его поджога английскими диверсантами, известно следующее:

"4 марта 2004 года в Хиландаре вспыхнул сильный пожар, серьезно повредивший древний афонский монастырь.

Французский писатель Жерар де Вилье в своей новой книге "Досье К.", основанной на материалах французской разведки пришел к выводу, что пожар мог стать последствием охоты западных спецслужб на лидера боснийских сербов Радована Караджича, сообщает сербское издание "Пресс" 1 марта.

По словам де Вилье, британские спецслужбы подожгли Хиландар, пытаясь выманить оттуда Караджича. Подтверждением этого факта служит то, что принц Чарльз активно участвует в восстановлении монастыря, считает де Вилье.

Источником сенсационных разоблачений выступает генерал французской разведки в отставке Филипп Рондо, отвечавший за поимку лиц, разыскиваемых МТБЮ.

Он сообщил де Вилье, что западные спецслужбы неоднократно фиксировали поездки Караджича в Грецию, где он "чувствует себя в полной безопасности"

В интервью белградскому еженедельнику "Европа" де Вилье утверждает: "Тот пожар устроили люди, принадлежащие к британской разведке. Они хотели таким образом заставить Караджича выйти из монастыря. Радован бывал там неоднократно. Я думаю, что и этой зимой он был в Греции, но не в монастыре..."

Де Вилье говорит, что все данные спецслужб Франции указывают на то, что Караджич свободно передвигается в пограничье Боснии, Сербии, Черногории и Греции.

"Он всегда опирался на церковь. Бывал в Остроге, приезжал в Белград. Он встречается только с теми людьми, кому, безусловно, и до конца доверяет. Я не верю, что он встречался со своим братом Лукой. Нет ему доверия... Радован был шесть лет назад в Белграде и видел своего только что родившегося внука"

Генерал Момир Стоянович, бывший до середины 2005 года, начальником военной разведки Сербии, говорит, что генерал Рондо обычный оперативник, и он с ним неоднократно встречался, но они никогда не говорили о Караджиче. "Он всегда не доверял нашим спецслужбам. Последний раз я видел его два года назад. Он сказал мне: "Если у Вас есть контакты с Младичем, скажите ему, что я хочу с ним поговорить". Я засмеялся и сказал ему, что мы выполняем свою работу и ничего не скрываем.

Лука Караджич в беседе с журналистом "Пресс" сказал, что верит, что Хиландар в 2004 году подожгли британцы, пытаясь найти Радована: "У меня есть проверенная информация из Греции и от тех, кто живет здесь. Подтверждает это еще и тот факт, что принц Чарльз, вероятно, чтобы покаяться и замолить грехи, стал одним из главных спонсоров восстановления Хиландара!

Я лично знаю генерала Рондо и де Вилье. Они часто бывали в моем доме. Рондо даже навещал мою мать в больнице в городе Никшич".

Однако Лука говорит, что у него нет данных о том, что Радован когда-либо был на Святой горе, и что он, будто бы, под защитой СПЦ: "Я действительно этого не знаю. Но ответственно утверждаю, что с конца 1995 года, когда Радован, исчез, он никогда не появлялся в Белграде, не говоря уж о том, что он приехал из-за рождения внука. У него четверо внуков, и ни один из них не родился в Сербии".

Никто из официальных лиц не захотел комментировать утверждения де Вилье. Но неофициально было сказано, что три года назад были небезосновательные подозрения, что пожар учинили западные спецслужбы, после получения информации о том, что Караджич якобы там скрывается.

Некий сербский офицер, на условиях анонимности, сообщил газете: "Мы вместе с коллегами из Греции расследовали этот случай. Была информация, что британцы и американцы сделали это вместе. Они прибыли на Святую гору ночью на маленькой лодке, и им удалось проникнуть в монастырский комплекс".

В СПЦ никто не пожелал комментировать утверждения де Вилье.

Однако неофициально было заявлено, что все слухи и разговоры о том, что Караджича "укрывает церковь" "намеренно распространяются для того, чтобы еще более дестабилизировать ситуацию в Сербии". (Русская линия http://afon-oros.ru/mon04.php).

Что успели спасти во время пожара 2004 года 20 слабосильных монахов Хиландарского монастыря на сегодняшний день точно не известно.

Но, если судить по фотографиям, сделанным во время пожара и после него, то очевидно, что мало удалось спасти.

Ведь пожар начался как раз в той части монастыря, где и хранились самые ценные реликвии монастыря.

Хотя сами монахи бодрятся и по сути пожара рассказывают такую информацию. (http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41371.htm)

"Пожар вспыхнул в комнатах игумена. Трапезная находится ниже этих помещений, и пожар не мог перекинуться туда через крышу. С другой стороны находились две каменные звонницы, и мы думали, что и в эту сторону пожар не будет распространяться. В первые секунды казалось, что огонь захватил только игуменскую, которая была уже очень ветхой – ее и без того планировали обновить.

Но огонь, к сожалению, обогнул звонницу и перекинулся на крышу Большого придела. А так как эта крыша представляет собой нечто цельное, огонь мгновенно охватил всю деревянную конструкцию. Затем перекинулся на вход в Белый придел и остановился у пирга святого Саввы.

Однако самое, страшное началось, когда деревянная крыша, прогорев, обвалилась под тяжестью каменных кровельных плит. Верхние этажи обрушивались на нижние, так что, в конце концов, выстояли только внешние и основные несущие стены, а все остальное рухнуло. Пожарные задерживались, они смогли приехать только через четыре-пять часов после начала пожара.

Пожарные ехали из Кареи по лесной дороге, которая проходит у самого моря, прямо по пляжу; шторм перекрыл там путь, так что им пришлось остановиться. В конце концов, к нам направили пожарных с большой земли – на корабле из Уранполиса.

Мы, монахи, тушили пожар, как могли и умели. Мы гасили огонь в кельях и даже не догадывались, что из-под покрытия кровли незаметно распространяется самый опасный огонь. Этот огонь разгорелся очень быстро: за 20 минут он добрался до края Большого придела у входа в церковный двор. Только тогда мы смогли оценить реальный масштаб пожара.

Вскоре все уже полыхало так, что стало светло как на рассвете. Мы могли только попытаться спасти древние и ценные иконы, мощи, документацию и прочее. Когда мы собирали иконы, мы слышали, как над нами обваливаются крыши. В любой момент потолок мог рухнуть на наши головы.

Приехавшие пожарные запретили входить в здание, хотя нижние этажи еще не горели, потому что пожарные сразу оценили реальную степень риска. Но нам все-таки удалось спасти почти все старинные иконы".


Но, монастырь хоть и медленно, но продолжает, отстраивается. И что примечательно его возглавил новый игумен! (http://m-kleopas.livejournal.com/29557.html)

И тут же хочется спросить: "Почему хорошо зная, что по Уставу Святого Савы в монастыре не должно быть игумена, монахи вновь его нарушают? А потом все пожары списывают на "Божью кару".

Но это опять же риторический вопрос, а для объективности изложения предлагаю читателю ознакомится вот с такой информацией:

"18 апреля 2010 года состоялись выборы нового игумена Сербского на Афоне монастыря Хиландар.

Сербское братство 12 голосами из 18 избрало новым игуменом монастыря Хиландар иеромонаха Мефодия (Марковича). До монашества обучался на электротехническом факультете Белградского университета.

Иеромонах Мефодий, в миру Владимир Маркович, родился 7 января 1970 года. Пришёл на Святую Гору в 1994 году в возрасте 24-х лет.

Последние 10 лет, отец Мефодий исполнял послушание первого эпитропа монастыря, а на деле, исходя из престарелого возраста предыдущего игумена монастыря, отца Моисея, являлся фактическим игумена монастыря.

За это время братия монастыря значительно увеличилась за счёт притока молодёжи из Сербии. Отец Мефодий, сам проводящий строгую жизнь, твёрдо стоит на духовной почве афонского монашеского предания.

Выборы прошли в два круга голосования. В своём перовом обращении после избрания, отец Мефодий, в духе монашеского смирения повторил святогорское поучение: "Когда братия монастыря не находит между собою добродетельного монаха, пускай выбирают кого-то из больных братьев, потому что он лучше других сможет понять свои слабые стороны".

Он поблагодарил братию за доверие, которое она ему оказала. Кроме того, недавнее упокоение игумена Моисея, напомнило нам, что все мы преходящи и что мы должны почитать Богородицу как игумению монастыря.

По уставу Святой Горы, в течение месяца после выборов нового игумена, состоится интронизация отца Мефодия как игумена монастыря.
 



На снимке братии отец Мефодий держит в правой руке царскую палицу византийского императора Алексея III Ангела, которую святой Савва Сербский получил как знак присутствия императора при выборах игумена, почему монастырь Хиландар и носит титул Царской Сербской Лавры, а в левой руке устав основателя монастыря святителя Саввы Сербского "Типик Святого Саввы".

На этом радостном известии, можно было и закончить первую часть, но изложение истории Хиландарского монастыря все же будет не полным, если оставить без внимания историю его тесных связей сначала с Московским царством, а затем и Российской империей.

Это необходимо знать, чтобы понять, откуда у монахов были деньги и политическое влияние на все политические события в Сербии, вплоть до получения ею независимости в 1878 году.

Вот, что писал в своей работе Алексей Поповкин "Хиландар и Россия в 1862 году" (http://rusk.ru/st.php?idar=113894)

"Ещё в 1505 году Святая Деспотица Ангелина Бранкович писала Великому Князю Московскому Василию Третьему о том, что необходимо помочь Хиландарскому монастырю так же, как в своё время Сербские Цари помогали русскому Пантелеимоновскому монастырю.

Самостоятельное Сербское Государство к тому времени не существовало уже полвека, но в составе Венгрии ещё сохранялась небольшая область под управлением сербских князей, которые впрочем, не имели средств и возможностей для поддержания благолепия Хиландара.

Поэтому Ангелина и просила Василия Иоанновича взять Лавру под своё покровительство. В 1509 году Василий отправил Ангелине четыре сорока соболей и четыре тысячи белок, но от принятия Хиландара под свою руку воздержался.

В 1550 году его сын и праправнук Св. Ангелины Иоанн Грозный издал грамоту о принятии Хиландара под своё покровительство [3].

В конце августа 1550 года игумен Хиландара Паисий с тремя спутниками (протопсалтом Анастасием, священником Прохором и диаконом Виссарионом) прибыл в Москву. Благоверный Государь с радостью принял их 28 августа. Иноки преподнесли Царю подарки, в числе которых была икона Симеона Мироточивого и Саввы, обложенная серебром и украшенная драгоценными камнями.

В оклад иконы был вставлен шейный крест Святого Саввы, содержавший частицу Животворящего Древа. Кроме этого старцы принесли иконы короля Милутина и князя-мученика Лазаря и рукописи, которые содержали церковные службы этим святым. Хиландарцы пожертвовали и серебряный ковчежец с частицами мощей Первомученика Архидиакона Стефана.

Иоанн Васильевич Грозный объявил инокам о том, что берёт Хиландар под свою защиту. По просьбе игумена Паисия Грозный написал послание султану Сулейману, в котором потребовал сохранить в неприкосновенности Хиландар и Пантелеимоновский монастырь. Это был первый документ, свидетельствующий о защите и покровительстве России по отношению к славянам.

В марте 1556 года Грозный пожаловал Хиландарской Лавре каменный дом в Москве. Этот дом располагался в Китай-городе против Богоявленского монастыря, по правую сторону Печатного двора. Сербские монахи возвели рядом с домом церковь Святителя Николая Чудотворца, известную как "Никола Большая Глава".

Согласно тогдашней практике, подворье становится и своего рода дипломатическим представительством Сербии на Руси, там же собираются книги, церковная утварь и деньги для отправки на Балканы.

Царица Анастасия Романова пожертвовала Хиландару собственноручно сшитую пелену с ликом Святого Саввы.

Иоанн Васильевич в 1557 году с великими милостями отпустил хиландарских иноков в родную обитель и в течение всего последующего царствования посылал в Хиландар поминки.

Государь Феодор Иоаннович в 1586 году также отправил богатые подарки, а в 1591 году по просьбе помощника игумена Георгия издал "Золотую грамоту" – "Хрисовул". Согласно ей Хиландар получал право собирать милостыню на территории Руси. 16 апреля 1591 года Святитель Иов, первый русский Патриарх, так же подписал разрешение на сбор милостыни в течение трёх лет.

Грамота царя Феодора была подтверждена Борисом Годуновым в 1603 году, Михаилом Феодоровичем Романовым в 1624 году, Алексеем Михайловичем в 1658 и 1660 годах.

В 1684 году Цари Иоанн, и Пётр подтвердили право собирать милостыню, но дом в Китай-городе был у сербов отобран и передан патриаршим певчим. Взамен было обещано давать по 100 рублей в год.

Хиландарские таксидиоты (сборщики милостыни) посещали Россию и в XVIII, и в XIX веках. Например, в 1753 году Хиландар получил из Москвы поклонов на четыре с половиной тысячи грошей, включая Евангелие, два серебряных потира, четыре златотканых фелони и богослужебную книгу.

Обращение Архимандрита Никифора свидетельствует о том, что традиция сбора милостыни в России продолжалась, однако в 1862 году итоги очередного похода оказались неудовлетворительными. Поэтому о. Никифор и вспомнил о давней привилегии, дарованной Иоанном Грозным.

Просьба о выделении "малого места" в Петербурге была весьма логична, поскольку сербские церковные деятели часто гостили в Северной столице.

Следует отметить, что 1862 год был вообще неблагоприятен для Хиландара. Румынский скит Бая-де-Араш, упоминаемый в письме, доживал последние дни: Князь Румынии Александр Иоанн Куза в 1859-1864 годах проводил политику изъятия земель, переданных Валашскими Господарями в предыдущие столетия Хиландару и другим афонским монастырям.

Соседние монастыри вели с Хиландаром многолетние тяжбы из-за земельных участков. Для решения проблем Хиландара было даже создано специальное правительственное агентство (в 1880-1902 годах помощь Хиландару будет осуществляться через Церковный отдел Министерства просвещения и церковных дел).

К сожалению, Филип Христич не мог помочь Хиландару в силу того, что потерял своё влияние у Князя Михаила – в декабре 1861 года он был уволен с поста главы Правительства. Письмо о. Никифора в этом смысле запоздало.

Большинство церковных историков указывают на то, что в XIX веке Хиландар потерял свой национальный сербский облик, перейдя под контроль болгарского монашества. Лишь в 1896-1902 годах сербы стали вновь возвращаться в него.

Однако эта точка зрения слишком категорична. Действительно, в 1859 году Любомир Ненадович утверждал, что в Хиландаре живут болгары и македонцы. Однако язык, на котором написано послание Архимандрита Никифора, не содержит ярко выраженных болгарских черт. Это "сербско-славенский" язык – язык, на котором говорила сербская православная интеллигенция, воспитанная на русских церковных книгах. Да и постоянные напоминания о сербских "Праотцах" – Свв. Симеоне и Савве – говорят о сербской, а не болгарской самоидентификации.

В 1862 году пожелание о. Никифора не осуществилось. Однако идея возобновления постоянного присутствия сербского духовенства в Москве не была забыта. 20 – 26 октября 1869 года на заседаниях Славянского Благотворительного Комитета Митрополит Сербии Михаил и московские славянофилы согласились с необходимостью открытия Сербского подворья в Первопрестольной. Этот замысел был воплощен в жизнь в 1873-1874 годах.

Что же касается Хиландара, то князь А.П. Лопухин писал в 1901 году: "... Хиландар населён главным образом болгарскими и отчасти сербскими монахами: он имеет до 26 келлий, часть коих принадлежит русским; монастырь находится в цветущем состоянии" [6] – благодаря усилиям Сербского Короля Александра Обреновича".

Ну, а том насколько дела в монастыре были "цветущими, свидетельствует В.И. Григоро́вич, русский филолог – славинст, посетившим Афон в 1844 году.
 



Свои впечатления он изложил в "ОЧЕРКЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ ТУРЦИИ" (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Bulgarien/XIX/1840-1860/Grigorovic/text4.phtml?id=2235)

"20 ноября – 12 декабря. Монастырь Хиландар с храмом Введения Божией Матери. Знаменитый своим ктитором, Симеоном Неманьем и участием в событиях Сербии, богатством и значением не уступал прежде первенствующим. Он имел свой собственный типик, данный ему св. Саввою, был общежительный и назначен для монашествующих Сербов.

Теперь он идиоритм, в котором без типика преобладают Болгаре часто под руководством Грека.

Добрые отцы с каждым днем увеличивали свою благосклонность и указывали постепенно, по мере как заслуживал я доверие, новые предметы для трудов моих. Постепенно открывались четыре книгохранилища и, наконец, показаны были хрисовулы.

С искренним чувством признательности воспоминаю об этом благосклонном содействии, которое, доставив мне способ с пользою потрудиться, останется в моей душе навсегда памятным как свидетельство высокой степени радушия иноков,

Сперва провел я храмовой праздник, к которому собралось большое количество поклонников. После трудов, сопряженных с этим торжеством, при посредничестве достопочтенного отца проигумена Иосифа, меня ввели сперва, в так называемую библиотеку. В комнате, наполненной разною ветошью и свечами, на полках расположены до 800 книг, в том числе 80 ркп. Рукописи все новые церковного употребления, как то минеи, литургии, слова Иоанна Златоуста, Василия великого и проч. сербской рецензии.

...............

Библиотека не удовлетворила моим ожиданиям; о.епитроп, по просьбе проигумена Иосифа, ввел меня в скевофилакию (монастырскую ризницу), где хранится частное имущество монахов. На полках ее и на сундуках лежать разные книги, числом более 200; между ними рукопись греческая, заключающая слова Иоанна Златоустого и семь евангелий ркп. in fol. сербск. рец., бывших, как заметно по переплету, напрестольными.

Почувствовав, как непримечательны представленные доселе сокровища их, отцы допустили меня к обозрению своей Сюгестницы (sugelion?). Смежная с трапезою комната, находящаяся в западной стене монастыря, называется сюгестница. Темная и сырая, в нишах своих она хранит 150 рукописей старых и новых, весьма пострадавших от неудобства помещения.

....

И этим книгохранилищем я не был удовлетворен. По моей просьбе, монахи указали мне на верх той же сюгестницы и восточный пирг (башню).

Наверху лежат, сказывали мне, какие-то книги; в пирге, по свидетельству старца очевидца, лет сорок тому, сброшены были ветхие рукописи. На верху сюгестницы в песку нашел я полуизгнивших 20 ркп., древние всех виденных мною в монастыре. Подобрав их, 12 отделил я от совершенно изгнивших.

Это были евангелия, парамейники, стихирары с старыми нотами, рукописи большею частию с зн... В пиргу ркп. сгнили!

Как древни и важны были они, могу заключать по скомканному листку, взятому из груды ветоши. Язык его не уступает языку остр. еванг.; устав и орфография древнейшие. На второй странице уцелело следующее заглавие:

Этим и окончились мои поиски о рукописях, когда уверили меня, что более никаких и нигде не находится.

Могу, следственно, с достоверностью заключить, что значительнейшая часть письменных памятников этого монастыря частию сгнила, частию же перешла в разные библиотеки"
.

Ну а в следующей части мы перейдем к изучению связи между иконами "Акафистная" и "Коневскоя"...
 





(конец ч.1)
 

 

14 December 2010

Немного об авторе:

СТАРЫЙ СОЛДАТ....... Подробнее

 Комментарии

Комментариев нет