РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Елецкая икона Божией Матери ч.1

2081 просмотр

В перечне чудотворных и особо чтимых ныне в РПЦ МП икон Божией Матери есть одна, история которой не только сильно "запутана", скажем в силу приписываемой ей "древности", но и в отличие от других икон, она как бы одновременно существует в двух совершено отличных друг от друга образах.

                                                               ч.1

В перечне чудотворных и особо чтимых ныне в РПЦ МП икон Божией Матери есть одна, история которой не только сильно "запутана", скажем в силу приписываемой ей "древности", но и в отличие от других икон, она как бы одновременно существует в двух совершено отличных друг от друга образах.

Хотя обе иконы и носят, при этом одно и тоже название: "ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" и у них "совпадает" год их явления в Московском царстве.                  

Но наше историческое расследование мы начнем с первой из этих икон ныне называемой "Елецкой Черниговской иконой Божией Матери" поскольку она все же является как бы первой из двоих.

В этом расследовании наш труд будет облегчен, тем, что у вышеназванной иконы примерно 334 года тому назад, появился свой "летописец" оставивший нам, неблагодарным потомкам, подробное описание истории иконы, так и всех явленных ею в его время, "чудес".

Но, чудеса мы оставим в стороне, а сами займемся историей

И тут надо будет сказать, что этим "летописцем" иконы или по современному говоря, ее я "популяризатором" в Русской православной церкви явился наместник Елецкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря в Чернигове, архимандрит Иоанникий (в миру Галятовский) изложивший историю иконы в своей книге "Скарбница потребная и пожиточная всему свету" (изданной в типографии г. Новгород-Северского в 1676году).

И поскольку у нас появился первый и важный исторический свидетель, то он как незаслуженно забытая в Украине историческая личность, нуждается в отдельном представлении.
 



Архимандрит Иоаникий (Галятовский) (ок. 1620 – 2 (12) января 1688 гг.) – церковный и общественно-политический деятель 17 века.

Иоаникий родом из Волыни. В 1640-х гг. учился в Киево-Могилянской коллегии, был учеником Лазаря Барановича.

С 1650 г. служил монахом в Купятицком монастыре (возле Пинска). Вернувшись в Киев, преподавал курс риторики в Киево – Могилянском коллегиуме.

В 1658-1668 гг. был ректором Киево-Могилянской академии, затем игуменом Киево-Братского монастыря.

В 1664 г. под давлением неблагоприятных политических и жизненных обстоятельств Иоаникий выезжает из Киева, на запад во Львов, затем Луцк, Слуцк и Минск.

В 1668 г. он вернулся в Киев; потом был отправлен в Литву, а по возвращении оттуда в 1678 году произведен Архимандритом Новгородо-Северскоого монастыря, а вскоре был переведен в Черниговский Успенский Елецкий монастырь, где и умер 2 (12) января 1688 г.

Иоаникий был известным в свое время богословом и написал много книг на Польском и польско-русском языках. Вот их перечень.

1) "Ключ Разумения, содержащий Поучения на все Господские и нарочитых Святых Праздники"

2) "Беседа Белоцерковская, или разговор, бывший 1663 года в Местечке Белая Церковь именуемом, между Галятовским и Ксензом Иезуитом Адрианом Пекарским о Церковном Священноначалии".

3) "Небо новое с новыми звездами сотворенное, или Повесть о чудесах Богородицы",

4) "Мессия Правдивый, или разговор Жида с Христианином о Мессии",

5) "Скарбница, то есть сокровищница похвалы Чудотворной Иконы Богородицы Елецкой Черниговской".

6) "Старая Церковь новой Церкви Римской исхождение Св. Духа от Отца единого показует (писано в опровержение книги Иезуита Боймы, изданной 1668 г. в Вильне под названием Старая вера о власти Папе Римских и о исхождении Святого Духа"

7) "Алфавит, или Словарь различных Еретиков для научения их вере Православной"

8) "Ответ Грекороссийской Церкви Римлянам на книгу их Фундамент Веры, сочиненную Иезуитом Скаргою, или показание Фундамента, на коем Латинники противу Россиян основывают свою новую веру"

9) "Алкоран Магометов от Когелета Христова разрушенный и ни во что обращенный, или опровержение Алкорана с противоположением Христианского учения"

10) "Боги Поганские, или о Богах Языческих, на Польско-Русском языке"

11) "Души людей умерлых, т.е. усопших, или Трактат о трояком состоянии душ по смерти, на Небеси, во Аде и в Мытарствах"

12) "Лебедь, описующий причины секты Магометанской"

Слава о его учености обратила на него внимание и Московского Царского Двора. В 1671 году он был призван в Москву и в неделю 20-ю по Пятидесятнице, говорил при Дворе Проповедь, которую и поднес Царю Алексею Михайловичу с приветственною Речью.

Разобравшись с автором первоначальной информации о "Елецкой иконе Божией Матери", мы теперь должны перейти к месту развития исторических событий связанных с историей Елецкой иконой Божией матери.

А именно познакомится современной информацией по истории Черниговского Елецкого Успенского монастыря, поскольку это облегчит понимание исторических хитросплетений связанный с "Елецкой Черниговской иконой Божией Матери".
 



Елецкий Успенский монастырь расположен на правом, высоком берегу реки Десна, между территорией бывшего черниговского детинца и находившимся поблизости Троице-Ильинским монастырём. Елецкий монастырь входит в число историко-архитектурных достопримечательностей украинского города Чернигова.

К архитектурному ансамблю монастыря относятся:

Успенский собор строился на рубеже XI и XII веков (точная дата неизвестна) по образцу одноимённого храма Печерского монастыря в Киеве.

Это один из первых на Руси храмов, при строительстве которых применялась равнослойная кладка.

Чтобы компенсировать потерю декоративности фасадов, зодчие провели их затирку с последующей разбивкой поверхности на манер белокаменных квадров.

Отличие от киевского храма в том, что с трёх сторон имелись небольшие притворы, а в юго-западном углу была устроена часовенка с апсидкой – наподобие тех, что известны по памятникам Старой Рязани. Фресковая живопись XII века отличается высокой художественностью, но сохранилась очень фрагментарно. В XVII веке собор был обновлён в стиле барокко, купола переложены.

Согласно изложенному в летописях "преданию", Елецкий Успенский монастырь был основан на месте чудесно найденной на одной из елей 3 февраля (или 3 ноября) 1060 года иконы Пресвятой Богородицы.

От этих елей получили название и икона и обитель. Основателем монастыря считается киевский князь Святослав Ярославич.
 



Справка: Святослав Ярославич, в крещении Нико́ла (1027-27 декабря 1076, Киев) – третий сын Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской, князь черниговский, с 1073 великий князь киевский.

В 1054-1073 входил в так называемый "триумвират Ярославичей" и правил Киевской Русью вместе со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом. При нём черниговский епископ принял статус митрополита и активизировалось строительство в Чернигове.

1 ноября 1068 года под Сновском Святослав нанес поражение половцам.

В 1073 году, вступив в заговор со Всеволодом, сверг Изяслава, который бежал в Европу. По некоторым данным, этой акции предшествовала активная внешняя политика Черниговского княжества, имевшая целью международную изоляцию Изяслава (в частности, он не получил польской поддержки, на которую рассчитывал).

27 декабря 1076 года Святослав II скончался на 50-м году жизни, став первой известной на Руси жертвой неудачной хирургической операции: он умер от "резания желве" (разрезания опухоли). Киевский престол занял Всеволод, который вскоре вернул его Изяславу.

В историю культуры вошёл как заказчик двух Изборников Святослава, переписанных для него в 1073 и 1076 годах. Первый из них включает миниатюру, изображающую князя с семейством.

Как видим, нам неизвестно кто и при каких обстоятельствах нашел на дереве и Икону Божией Матери.

Но, раз такое "чудо" в Киевской Руси случилось, то и был там заложен монастырь, где временно, спасаясь от преследований и жил в 1069 г. один из основателей Киево-Печерской Лавры Антоний (прозванный в последствии "Печерским"). Это еще больше со временем укрепило "славу" нового монастыря"!

Примерно через 200 лет, в середине XII столетия на том месте, где нашли "святую Елецкую Черниговскую икону Божией Матери" построили 25-метровый Успенский собор.
 



Но, не долго просуществовал монастырь. После взятия Чернигова монголо-татарами в 1239 году монастырь был разграблен и разорён, а сама Елецкая Черниговская икона Божией Матери была безвозвратно утрачена.

В начале XVI века Чернигов вошел в состав Московского царства и с этого времени начинается возрождение Елецкого Черниговского монастыря, здесь селятся новые чернецы, но уже все выходцы из Московии.

Но и они недолго были в монастыре, поскольку после того, как в 1618 году Чернигов оказывается "под Польшей", монастырь, вновь разоряется, а все монахи бегут. При этом сам главный храм монастыря Успенский собор поляками разрушается.

После 1623 года польские власти передают монастырь униатам, которые его ремонтируют и восстанавливают.

В 1649 году поляки были из Чернигова изгнаны, и монастырь вновь становится православным подчиненным Русской православной церкви.

Среди его игуменов были такие церковные и культурные деятели, как Димитрий Ростовский, Лазарь Баранович, Феодосий Черниговский, Иоанникий (Галятовский), и другие.

Последний окончательно реконструировал Успенский собор, построил трапезную Петропавловскую церковь, устроил в монастыре библиотеку и заказал новый иконостас (погиб в ходе военных действий в 1941 году).

Благодаря усилиям монахов и поддержке государства монастырь был на Украине одним из богатых собственников. До 1786 года, когда по указу Екатерины II, была проведена секуляризация церковного имущества, Елецкому монастырю принадлежали почти 2,5 тысячи крепостных душ, 8 трактиров, винокурня, 9 мельниц, 7 пекарен и т.д

И, тем не менее, даже после отнятия имущества и земель, Елецкий Черниговский монастырь продолжал оставаться известным в Российской империи и благополучно просуществовал аж до 1921 года, когда безбожная Советская власть, его окончательно не закрыла.

Вновь помещения монастыря были переданы УПЦ МП только в 90-х годах XX века и сейчас на его территории существует женский монастырь.

Желающие узнать об истории монастыря больше, могут просмотреть небольшой видеофильм. (http://video.mail.ru/mail/4elprav77/145/161.html)

Возвращаясь же к истории Елецкой иконы, как главной святыни Елецкого Черниговского монастыря, рассказанной нам архимандритом Иоаникием, правда, через более чем 600 лет от даты ее первого "явления" в Чернигове, то он очевидно опираясь на местное изустное предание о явлении прп. Антонию Печерскому на еловом дереве иконы и летописные сведения о пребывании прп. Антония на черниговских землях (Ипатьевская летопись, 1074), представил древнюю историю Е. Ч. и. в 2 вариантах.

В первом варианте он следуя тексту летописи, сообщает о прп. Антонии, к-рый ископал себе пещеру на Болдиной горе "и ту вселися и есть монастырь Святой Богородицы" (ПСРЛ. Т. 2. Л. 72), и далее от себя добавляет: "Любо тут (в тексте летописи.- Ред.) не придано и не приписано: Елецкой, еднак мается разумети монастырь Богородицы Елецкой" – его и благословил иконой преподобный".

В другом - говорит о явлении иконы прп. Антонию и об основании затем на этом месте кн. Святославом Ярославичем Черниговским монастыря во имя Богородицы.

Вот так и рождаются в Русской православной церкви легенды! Хотя в летописи ничего и не сказано, но нам следует "разумети", что именно этой иконой благословил новый монастырь сам Антоний Печерский!!!

Но, современные историки не подтверждают оба эти варианты.

Ведь первой исторически подтверждаемой датой появления "образа Елецкой Черниговской иконы Божией Матери" о котором пишет архим. Иоанникия, относится только к в январю 1676 г., когда ОБРАЗ (Икона) был привезена на Богоявленскую ярмарку в Чернигов из Владимира братьями Никитой и Матфеем Федоровичами Козелами.

Там же на ярмарке "благочестивый" житель Чернигова Константин Константинович Мезопета купил образ и 11 января и "вложил" (подарил) его Елецкому Успенскому монастырю г. Чернигова.



И в связи с этим "явлением", считавшейся "утерянной" иконы Елецкой Божией матери надо отметить, что о ее судьбе в разных исторических документах имеются и разные сведения.



Так, есть данные, что икона была утрачена в 1237/38 г. (при нашествии Батыя).

Другой источник через 300 лет, от нашествия Батыя пишет, что нет икона не погибла в 1237 г., а наоборот в 1579 г. была вывезена с Чернигова вывезена в Москву князьями Барятинскими.

Еще один источник утверждает, что нет икона, была в Чернигове, но "погибла" (утрачена) в 1611 г. при взятии города войсками польск. короля Сигизмунда III.

В виду изложенных выше противоречивых данных, в том же 1676 г. архим. Иоанникий поступил крайне добросовестно и направил в Москву подчиненных ему, иером. Сильвестра (Хмелевича) и диак. Геннадия.

Там (в Москве) вышеназванные лица от кн. Никиты Ивановича Одоевского, ведший свой род от кн. Святослава Ярославича, рассказал им предание, дошедшее "от дедов и прадедов", указав на родовую древность иконы.
 



Справка: ОДОЕВСКИЙ Никита Иванович русский государственный и военный деятель, князь. Один из крупнейших феодальных собственников. Впервые упомянут как стольник в 1618 г., с 1640 г. – боярин. В 1646-1647 гг. – главный воевода южных границ Русского государства; после Московского восстания 1648 г. руководил приказом, подготовлявшим Соборное уложение 1649 г. Участвовал в русско-польской войне (1654-1667).

В 50-60-е гг. неоднократно стоял во главе русских посольств, которые вели переговоры с польскими и шведскими представителями. При царе Федоре Алексеевиче фактически руководил внешней политикой России. Возглавил мероприятия по ликвидации местничества.

Вот это предание и было положено в основу книги написанной архимандритом Иоанникия. Ему, было важно было сделать акцент на том, что, хотя в Чернигове сам образ и сведения о нем были утрачены, но Москва сохранила память о них для его современников и более того поспособствовала возвращению святыни.

Теперь, пришло время отойти от версии иконы изложенной Иоанникием и рассказать, что же собой представляет действительности дошедшая до нас Елецкая Черниговская икона Божией Матери.

И в частности выяснить насколько она "древняя"!

И вот это, в связи с тем, что икона, за годы советской власти длительное время хранилась в музеях, где подвергалась экспертным оценкам, сделать нам не трудно.

А картина, преставшая перед экспертами такова.
 



Икона Елецкая Черниговская Божией матери написана в смешанной технике (размеры 135×76 см), стиль живописи однозначно указывает на то, что она была создана местным укр. мастером в посл. трети XVII в!

То есть, во первых мы имеем дело с так называемым историческим "новоделом"!

Во вторых, в связи с этим икону даже на 1676 год нельзя было отнести к древним или старым и вообще к иконам, когда либо бывшим в Елецком Черниговском Успенском мужском монастыре!

Ведь по своей иконографии, она относится к особой типологической группе изображений чудесных явлений икон на деревьях, которые появляются в рус. иконографии не ранее 2-й пол. XVII в.

(В качестве примера эксперты ссылаются на такие иконы как: Оковецкая-Ржевская, Жировицкая иконы Божией Матери др.).

На ней представлен стоящий на ели и выделенный резной рамкой образ Богоматери с Младенцем (размеры 49×33 см) на фоне пейзажа с изображениями монастырского собора, окруженного крепостной стеной Чернигова, и протекающей за ними Десны.

Сам архим. Иоанникий дал описание образа, на котором "изображено дерево еловое или ель с ветками зелеными, между теми ветками зелеными высоко сидящая изображена Матерь Божия, на Своих коленях Дитя Христа сидящего под мышки левой рукой, (а правой.- Ред.) за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию свитую" (Л. 1-2).



"К особенностям иконы из Елецкого монастыря относится то, что Младенец изображен в 3/4-ном повороте, сидящим на левой руке Богородицы, правой ручкой на уровне груди Богоматери Он двуперстно благословляет, левая лежит на колене – в кулачке едва различима снизу полоска свитка; Богоматерь держит Младенца правой рукой за ступню, левой поддерживает Его корпус под левой ручкой.

Границы явленного образа четко обозначены, т. е. представлено собственно явление иконы как его представлял себе неизвестный украинский иконописец!

Иконография изображения ни как не связана происхождением с древней визант. традицией, а сложилась под воздействием поздних итало-критских или зап. образцов: фигуры представлены в свободных разворотах".
 



Дальнейшая судьба этой иконы такова.

В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского.

В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в авг. 1941 г.: ее на пепелище сгоревшего музея ее нашла неизвестная женщина и принесла в Троицкий Ильинский монастырь г. Чернигова.

Там она была сохранена. По окончании войны икона, вновь оказалась в музейном хранении.

Но вот 1 апр. 1999 г. икона выдана из музея, во "временное пользование" в Елецкий Черниговский Успенский монастырь.

И с этого времени начался новый период, почитая "культа" этой иконы, которая, по сути, и не является иконой в классическом смысле, а представляет собой как бы "лубочную картинку" написанную безвестным иконописцем, для народа (малограмотных украинских крестьян), "в память", о когда-то бывшей в Чернигове "чудотворной Елецкой иконе Божией Матери".

(конец 1 части)
 

 

 Комментарии

Комментариев нет