РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Елецкая икона Божией матери ч.5

1848 просмотров

Рождение мифа о Елецкой иконе Божией матери...

                                                         ч.5

Во второй и третей частях этой работы, мы уважаемый читатель рассмотрели всю предысторию событий в Северо-Восточной Руси (по состоянию на искомый 1395 год нашего исторического расследования), которые вызвали поход Тамерлана в пределы Северо-Восточной Руси и захват города Ельца.

Но, в связи с тем, что мы приближаемся к развязке нашего расследования, нужно отметить важную деталь.

Хан Тохтамыш к 1395 году прославился не только тем, что сжег и ограбил Москву, но и что особенно важно (и о сем умышленно умалчивается в российских учебниках истории) сумел объединить Белую, Синюю и Золотую Орду и тем самым фактически восстановил "Улус Джучиев".

Так же, важно отметить, что своими успехами Тохтамыш был первоначально обязан помощи Тимура.

Который, в сравнении с тем же Тохтамышем, как бы занимал более низкое место в иерархии наследников Чингиз – хана, ведь Тимур не принадлежал ни к монгольской знати, ни к другой и, по сути, свою карьеру сделал сам...

Опирался же Тимур в своей власти, в отличии, к примеру от того ж Тохтамыша, на мусульманское население оазисов Средней Азии.

И если войска Тохтамыша, представляли собой ополчение кочевников, каждый из которых умел ездить верхом и стрелять из лука (пусть и очень искусно), то военные силы Тимура формировались на иной основе.

Все среднеазиатское войско Тимура составлялось из профессиональных солдат – "гулямов" (удальцов).

Профессионалы рисковали своей жизнью, разумеет ся, недаром – их служба очень хорошо оплачивалась.

Вместе с тем от "гулямов" требовалась абсолютная дисциплина, безоговорочное послушание командующим – эмирам.

Однако вернемся к Тохтамышу.

Встав во главе Джучиева улуса он, оказался неблагодарным "учеником" Тимура!

И стал искать повод порвать "дружеские отношения" с Тимуром.

И такой повод был найден. Это было, что то типа знаменитой как помнит любознательный читатель, ознакомленный в русских исторических коллизиях "Кемской волости" в русско-шведских отношениях!

А суть надуманного спора состояла в том, что по "завещанию Чингис-хана" весь Хорезмский оазис принадлежал потомкам Джучи, а был в фактическом владении Тимура!

В связи с этим, в 1383 г. Тохтамыш сделал первую попытку обрести самостоятельность от Тимура – попытался отнять Хорезм у Тимура.

На какое-то время, это ему удалось, но впоследствии Тимур вернул себе Хорезмский оазис.
 



С этого времени как очень правильно заметили российские историки, к примеру, Юрий Федосеев:. Воронин А.В. Гумилёв Л.Н пишут такое...

"...и началась война между двумя культурами: степной евразийской и исламской, представителем которой был Тимур, восстановивший прежнюю мощь мусульманских армий.

По существу, действия Тимура были попытки регенерировать угасавшую идеологию и культуру ислама. Делалась эта попытка, с учетом деятельности Тимуридов, сто лет, и в течение этого времени главными врагами мусульман Средней Азии являлись населявшие евразийскую степь кочевники".

Ну а дальнейшие события это все перечисление битвы и походов.

В 1385 г. Тохтамыш нанес новый удар по владениям Тимура.

Войска Тохтамыша прошли через Дарьяльское ущелье и захватили Тебриз в Азербайджане, который, опять-таки по разделу Чингиса, должен был принадлежать улусу Джучи.

Тимур отогнал армию татар, захватив многих в плен. Пытаясь отсрочить решающее столкновение, он вернул пленникам свободу и отправил их под конвоем в родные степи. Но изменить ход дальнейших событий ему не удалось.

Через два года Тохтамыш, собрав довольно большие силы, перебросил их через казахскую степь и, пройдя через пустыню Бет-пак-Дала, миновав Ходжент и Самарканд, дошел до Термеза.

По пути хан ограбил все кишлаки, которые там были, но не взял ни одной крепости: они были надежно укреплены. Тимур, воевавший в это время в Персии, с отборными частями своей армии форсированным маршем вернулся в Среднюю Азию. Тохтамыш стал отступать, но Тимур настиг его в Фергане и разбил, после чего Тохтамыш убежал с остатками войск в Западную Сибирь.

Тимур собрал войско и двинулся в поход в буквальном смысле слова "вслед за весной"; лошади питались травой, которая не успевала завянуть. Войско запасалось провизией, проводя облавные охоты в степи.

Тохтамыш не ожидал мусульманского броска через степь, но начал быстро собирать все имевшиеся в его распоряжении силы.

Тимур, совершив стремительный бросок, с ходу прижал ханские войска к Волге. Несмотря на все мужество татарской конницы, Тохтамыш потерпел поражение. Регулярная армия Тимура, его грозные "гулямы" одержали решительную победу в битве при реке Кондурче – одном из притоков Волги.

Сам Тохтамыш успел переправиться на правый берег Волги, но дело его было проиграно.

И тут пришло время рассказать о своеобразном средневековом "Сталинграде" – БИТВЕ "НА РЕКЕ КОНДУРЧЕ" благодаря победе в ней Тимура стало возможно в дальнейшем укрепление и рост Московского княжества, и его постепенное превращение в Московское царство!

И, что важно, что эта битва была, в отличи от выдуманной русскими летописцами "Куликовской битвы".

Но, вот только ее описание, ни в каком из российских учебников истории найти нельзя!

Потому, как не положено знать русским или по теперешнему "РОССИЯНАМ", кто их в действительности освободил от "татаро-монгольского ига"!
 



Вот как это сражение описывается исторической литературе:

"Жестокое сражение началось 18 июня и продолжалось, как пишут древние авторы, три дня. Тимур располагал 200-тысячным войском, столько же воинов было у Тохтамыша.

По числу сражавшихся Кондурчинская битва вдвое превышала Куликовскую.

Арабский историк Низам-ад-дин-Шами, отмечая необыкновенную тяжесть и упорство сражения, так, по-восточному витиевато, описывает происходившее:

"Взвилась на воздух пыль от копыт и лилась кровь от мечей. Кони смерти не переставали носиться и крутиться, и погрузились в море крови все – и знатные, и простые. Длился этот бой и погром три дня. Пыль и кровь застилали очи бившихся и казалось им, что земель стало шесть, а небес, как морей, восемь".

Во всех своих походах и сражениях Тамерлан особое значение предавал моральным факторам. Среди воинов постоянно находились святые провидцы, которые должны были предсказывать успешный исход битвы.

Так было и на этот раз. Накануне сражения, после общей молитвы, главный имам обратился к полководцу со словами:

"Совершай твои преднамеренная, ты будешь победителем, проведение покровительствует тебе".

Это важное пророчество должны были слышать стоящие поблизости воины и они, конечно, передали слова имама всем остальным.

Для достижения поставленной цели Тамерлан использовал и другие, порой весьма изощрённые средства. В данном случае он в самый разгар боя отозвал один из боевых отрядов и приказал пехотинцам ставить шатры и готовить пищу. Тем самым Тамерлан хотел внушить своим воинам презрение к врагу и предать им уверенность в победе.

Кроме того, ему заранее удалось подкупить вражеского знаменосца и тот в решающий момент уронил главное знамя Тохтамыша, что можно было понять, как сигнал к отступлению.

Свои войска Тимур разделил на 7 корпусов, два из которых прикрывали фланги, а один был в резерве. Вероятно, он учел уроки Куликовского сражения, ведь Дмитрий Донской за 11 лет до этого точно также расставил свои боевые дружины.

И вновь резервный отряд сыграл решающую роль на исходе битвы, в которой Тохтамыш придерживался обычной монгольской тактики, пытаясь обойти противника и нанести фланговый удар.
 



На третий день это ему почти удалось – монгольская конница, казалось бы, смяла левое крыло Тимура и должна была вот-вот ворваться в тыл неприятелю.

Однако опытный полководец вовремя подключил резерв и, в конце концов, одержал полную победу.

Для преследования разбитого врага Тамерлан отрядил по 7 человек из каждого десятка. Жестокая погоня продолжалась до самой Волги и была так стремительна, что монгольские войска не смогли оказать серьезного сопротивления, их рассеяли и практически полностью уничтожили. Земля на протяжении многих километров была покрыта трупами.

Те, кто достиг Волги, утонули в реке. Впереди оказалась река Итиль, а сзади губительный меч, – подвел итог древний летописец. Лишь немногим ордынцам во главе с ханом удалось спастись.

Когда все было закончено, армия Тамерлана собралась на берегах Волги и почти месяц отдыхала, восстанавливая силы.

Весь лагерь, протяженностью по периметру 3 фарсанги (около 20 километров), был обтянут яркой золототканной парчой.

Своих воинов полководец угощал лучшими напитками и яствами, награждал богатыми подарками.

Прекрасные женщины ублажали счастливых воинов. Победителям достались огромные трофеи: лошадей, рогатого скота, верблюдов, баранов, ценных вещей и пленных оказалось столько, что забрать все с собой было невозможно".

Кондурчинское поражение ускорило распад Золотой Орды и, в конечном счете, способствовала освобождению Руси от монгольской зависимости!

Вместе с тем, кроме скупых летописных сведений, о самой битве известно очень мало. Не установлено даже ее точное место, хотя абсолютное большинство историков считают, что сражение проходило на реке Кондурче.
 



И тут появляется новый российский историк уже со своей теорией! Так Ф.Ф.Чекалин, по мнению которого битва была в верховьях реки Иргиз.

"Однако этот вывод сделан им на основании весьма примитивной карты XIV века итальянца Фра-Мауро. Обозначенное там место сражения (тут Тамерлан совершил величайшее избиение татар) с равным успехом можно отнести к любой реке, в том числе и Кондурче, находящихся на левом берегу Волги, в районе Жигулей.

Итак, остановимся на Кондурче. Длина этой реки более 150 км. Чтобы ответить на вопрос, где именно встретились две огромные армии, попытаемся в первую очередь выяснить, в каком направлении бежали разбитые отряды Тохтамыша и где проходил заключительный пир победителей. В ряде документов указывается, что после погони земля почти на расстоянии 200 верст была усеяна трупами. Если согласиться с этой, явно завышенной цифрой, то окажется, что преследование велось несколько дней и закончилось где-то вблизи берегов Камы.

Называют, например, окрестности города Булгара. В таком случае получается, что три дня продолжалось изнурительное сражение и по меньшей мере, еще столько же длилась непрерывная бешенная погоня.

Выдержать такую нагрузку невозможно. А скот, пленные, богатая добыча: неужели все это тоже гнали и тащили за собой 200 верст? Спрашивается, для чего?

Реальной, по нашему мнению, является цифра в 40 миль (примерно 65 километров), которую называет французский историк Л. Лянгле. В статье Жизнь Тимура (Ташкент, 1890) он пишет так: Бегущий хан удалился в глубину гор Грузии, а поля на протяжении 40 миль были устланы трупами побежденных.

Есть и другие важные свидетельства. Историки отмечают, что после победы войско Тамерлано отдыхало на цветущих лугах урочища Уру-Тюпа (М.Иванин) или на острове Волги, носившем имя Уртюбе (В.Тизенгаузен). По данным самарского краеведа Е.Гурьянова, уртюбе переводится как остров гор.

Так в древности называли возвышенную Самарскую Луку, опоясанную петлей полноводной Волги и представлявшую как бы огромный речной остров. Другим подтверждением жигулевского финала сражения служат характерные местные названия – Царев курган и Царевщина.

С ними связано немало легенд и сказаний, в которых упоминается Степан Разин, якобы скрывавшийся на кургане, или Иван Грозный, пытавшийся разрушить тот же курган. Однако чаще всего народная молва говорит о том, что когда-то здесь побывало несчетное войско неведомого царя и что этот царь повелел своим воинам принести на ровное место по шапке земли и свалить в одну кучу.
 



В результате появился на берегу Волги огромный холм, названный Царевым в память о древнем полководце. Вероятнее всего, речь идет о знаменитом Тамерлане и его огромном войске. Конечно, сейчас мы понимаем, что этот примечательный холм создан самой природой, никто из людей не мог сделать его. Передаваемые из поколения в поколения рассказы о бывшем здесь неведомом царе и его несчетном войске, постепенно обрастали все подробностями, приводя в доказательство необычный курган.

Отложив на карте 65 км вдоль Кондурчи от устья Сока, попадаем в окрестности сел Теплый Стан – Красное Поселение, где имеются большие равнинные участки, на которых вполне могли разместиться 400 тысяч воинов. По нашему мнению, именно здесь встретились две огромные армии. Особо отметим, что отсюда совсем недалеко до Димитровграда, всего-то 50 километров.

Весьма вероятно, что кондурчинские события лета 1391 года развивались следующим образом. Битва началась утром 18 июня в районе нынешнего Теплого Стана и закончилась 20 июня полным разгромом Тохтамыша.

Разбитые отряды бежали в сторону Волги, вдоль правого берега Кондурчи и Сока. Жестокая резня завершилась вблизи устья Сока, где остатки монгольских войск были прижаты к Волге и уничтожены.

Случилось это ближе к вечеру 21 июня. Другая часть войск Тамерлана, оставшаяся на месте сражения, медленно шла следом со всем обозом и раненными, собирая многочисленные трофеи. Через пару дней армия победителей соединилась и стала лагерем на берегу Волги, в окрестностях Царева кургана. Грандиозный пир продолжался почти до конца июля.

В заключении отметим, что Тохтамыш, державший под контролем огромную территорию и обладавший большими людскими резервами, вскоре сумел оправиться от кондурчинского поражения и вновь бросил вызов Тамерлану".



Вторая битва "тогдашних властителей мира" состоялась в 1395 году в предгорьях Кавказа, на реке Терек.


Здесь Тохтамыш вторично потерпел жестокое поражение и с небольшим отрядом бежал в Литву.

А Тимур двинулся дальше, прошел через прикаспийские степи и вторгся в центр Золотой Орды – волго-донское междуречье".

И вот с этого момента начинается наш долгожданный "поход" Тимура под золотоордынский г. Елец.

Дело в том, что хан Тохтамыш был правителем Улуса Джучиева, но вот главнокомандующим его армии, был другой монгольский военачальник Бек-Ярык-оглан.

После поражение во второй битве с Тимуром Бек-Ярык-оглан успел отвести свои войска к реке Днепр.

Тимур бросил в погоню за Бек-Ярык-оглан одного из лучших своих полководцев – эмира Османа, с наиболее боеспособной частью своих войск.
 



Дальнейшие события российские историки описывают в двух вариантах.

Первый вариант:

"Осман окружил степняка на берегах Днепра. Однако Бек-Ярык снова вырвался и с частью своего войска устремился на восток, ибо другого пути у него не было: к западу располагалась враждебная татарам Литва. Только у русского города Ельца эмир Осман настиг Бек-Ярыка.

Эмир осадил Елец. Защищаемый русско-татарскими войсками, город сопротивлялся отчаянно, но, в конце концов, пал.

"И снова Бек-Ярык – оглан со своим старшим сыном прорвался через ряды осаждавших и ушел на Русь.

Тимур был настолько поражен мужеством, стойкостью и верностью татарского вождя, что, захватив в плен его семью, приказал отправить ее вслед герою под конвоем, дабы никто не обидел женщин и детей.

Второй вариант:

"Наиболее ярыми противниками Тимура были Бек Ярык – оглан и найоны Актау и Утурку. Их преследовали с особым тщанием.

"В местности Манкерман, на реке Узи (под Киевом), его рати ограбили улус Бек-Ярык-оглана. На реке Тан (на Дону) Тимур еще раз окружил Бек-Ярык-оглана.

Актау со своим туменом " ушел от преследования в Рум (Турция) и поселился там".

Утурку скрывался от Тимура также на Кавказе, в ущельях Эльбруса, но тоже был, хоть и позднее, разгромлен, пойман и убит.

Миран-шах, догнавший Тимура, и Джеханшах-бахадур вторично погромили правое крыло Джучиева улуса, ограбили города Сарай и Урусчук, гнали табуны скота, везли полоненных женщин и девушек.

Бек-Ярык-оглану, окруженному на Дону, и на этот раз удалось вырваться. Бек-Ярык отступал только с одним сыном, оставив в плену всю семью и гарем. Тимур, зайдя в брошенную юрту оглана, оглядел женщин и детей упрямого эмира, сидевших тесною кучкой, как испуганные куры, усмехнулся, покачал головой.

На улице шел грабеж, вопили насилуемые женщины, мычал скот, плакали дети. На него нашел один из тех приступов благородства, которые удивляли современников в Тимуре превыше всего.

Запретив грабить и насиловать женщин своего врага, он отослал семью Бек-Ярыка вослед за хозяином, и посланные, едва настигнув бегущего оглана с остатками его войск, вручили Бек-Ярыку его семью как подарок от грозного Железного Хромца."

Сам же Бек Ярык – оглан бежал от Тимура на Русь."



Теперь почему Тимур не пошел на Москву, и помогла ли в этом русским Пресвятая Богородица!!!

Снова дадим слово вышеперечисленным российским историкам:

"Теперь Тимур намеревался пройти дальше на Русь и захватить Рязань и Москву. Вероятно, это удалось бы ему, если бы не восстание в тылу среди черкесов, осетин и татар. Тимуру пришлось повернуть назад.

Пройдя Перекоп, он собрал на Крымском полуострове дань и накормил свое войско. И хотя восставшие черкесы выжгли степи к северу от Кубани, войска Тимура сумели пройти через выжженную степь, нанести черкесам жестокое поражение и заставили их укрыться в горах.

Миновав Дербентский проход и выйдя в Азербайджан, Тимур ликвидировал крепости восставших в Закавказье и в горах Эльбурс, а затем вернулся в Самарканд – город, "подобный раю".

Меж тем, во время отступления Тимура из Поволжья, некоторые офицеры татарского происхождения (мурза Едигей и царевич из Белой Орды Корейчак) просили у Тимура разрешения остаться в степях и были отпущены. Тимур возложил на них задачу упорядочить татарскую Орду.

Но военачальники уехали не вернулись к мусульманскому владыке, нарушив присягу. Очевидно, фактор этнической принадлежности был сильнее.

Мурза и царевич-татарин не стали помогать завоевателю, а предпочли соединиться со своим народом. Так в разбитой Тимуром Золотой Орде утвердились новые властители.

"На Москву тревожные слухи начали доходить только в июле, когда выяснилось, что Темерь Аксак не только разбил Тохтамыша, но и преследует остатки его войск, продвигаясь к северу, и уже дошел до Самарской луки, все уничтожая на своем пути.

Тех, кто вчера еще подсмеивался над Тохтамышевыми злоключениями, охватил страх. Вспомнили вдруг, что Владимирская Русь считается ордынским улусом и как таковая очень может быть разгромлена Тимуром.

Уже дошли известия, теперь отнюдь не встречаемые насмешкою, что Тимур неодолим, что его рати захватили многие земли, что он чтит своего Бога и безжалостно казнит всех, кто не бесерменской веры, и что с его победою настанет конец православному христианству, а значит, и конец Владимирской Руси."

В.к. Василий стал собирать войска. Хотя, видимо, и сам не надеялся на успех в случае прямого военного столкновения с Тимуром. Войска выставляли по Оке, по привычке оставляя Рязанское княжество на милость захватчиков.
 



Меж тем войска Тимура вышли к границам Руси – в августе 1395 года был взят Елец.

"Весть о разгроме Ельца, ставшего новым Козельском, обрушилась на Москву как гром с небес, как первый вал надвигающейся бури.

Передавали, что елецкий князь, с жалкою дружиной своей, героически пал в битве на валах города, что все жители Ельца перебиты или взяты в полон, а город сожжен и едва ли не сравнен с землей...

В городе (Москве) уже начиналась паника.

Как устоять? Беспрерывно заседала боярская дума, каждый предлагал свое, и все понимали – не справиться!

И бежать не можно, и так же не можно остановить Тимура, ежели он захочет двинуться дальше. И уже подступило безумие..."

Когда Василий, как великий князь, сделал уже всё, что было в его силах, митрополит Киприан предложил последнее средство.

Он предложил перенести в Москву из Владимира чудотворный образ Пречистой Богоматери, когда-то привезенный во Владимир из Киева Андреем Боголюбским, а в Киев, доставленный из Царьграда, – образ, писанный едва ли не самим евангелистом Лукой, хотя являвшийся копией более древнего образа.

В Москву икона была доставлена 26 августа 1395 года. Митрополитом Киприаном было организовано широкомасштабное действо по встречи иконы, её встречала едва ли не вся Москва".

Но тут надо бы сказать, что вся то Москва, в те времена была 10-15 000 человек постоянного населения...

Итак, вместо активной обороны упование на "Божию помощь..."

И видимо, как обычно, надеялись на русский авось! В смысле, что выстоять против Тимура сами уже не надеялись...

Но, это уже совсем другая история, а нам пора делать окончательные выводы:

1. История Елецкой (Черниговской) иконы Божией матери начинается с 1069 года, ... когда на была найдена Феодосием Печерским и передана в дар вновь созданного в Чернигове Елецкого мужского монастыря.

2. Во время первого вторжения татаро – монгол (1239 год) в пределы Киевской Руси, город Чернигов был захвачен, монастырь разорен и на 500 лет все выжившие "черниговчане" и их потомки забыли об этой иконе.

3. Но вот в 1676 году в Елецком монастыре появился новый архимандрит Иоаниккий. Он задумал воссоздать культ Елецкой иконы Божией Матери. Для чего им была придумана операция "трёхходовая" по наставлению украинские купцы привели с России список (копию) Владимирской иконы Божией матери.

4. Затем эту икону у купцов выкупил благочестивый житель Чернигова, который и передал якобы вновь обретенную Елецкую икону в дар Елецкому монастырю!

Эта икона сохранилась до наших дней. Но, как видим между ней и утраченной Елецкой иконой, нет никакой исторической связи.

5. В конце 15 века, в Московском царстве, родился новый культ одноименной Елецкой иконы уже напрямую связанный с приходом Тимура под золотоордынский город Елец.

Правда, вот безымянные "русские летописцы", писавшие свою историю о Тимуре лет так через 100 от искомых событий перепутали и исказили много фактов, но все в угоду "официальной версии", что Москву спасло в 1395 году заступничество Святой Богородицы.

6. Там же (Москве) и был написан и новый образ Елецкой иконы Божией матери. Но, на ней Богоматерь была изображена в полный рост и без Иисуса Христа!

Но, мы должны помнить, что появление "культа" этой новой иконы, была, как раз связано зарождением российского "мифа о освобождении от татаро-монгольского ига" самими россиянами!

А, ново написанная "Елецкая" икона в то время была как бы "наглядным пособием" подтверждающим летопись среди безграмотных россиян!

Так же важно, что при "рождении мифа о спасении Москвы от нашествия Тимура", так называемые "русские летописцы", использовали два разрозненных во времени и в контексте исторических события:

Первое, это принос в Москву Владимирской иконы Божией Матери в августе 1395 года

Второе. В это же время Тимуром был захвачен и разорен золотоордынский город Елец! Хотя в русских летописях пишется, что это был "второй Козельск"! И самое важное! О взятии Ельца "москвичам" поведывали единственно спасшиеся их Ельца – Бек Ярык – оглан и его сын!

А почему "золотоордынского Ельца" может спросить читатель, заподозрив автора в умышленном искажении славной русской истории?

Да потому, уважаемый читатель что после "тимурового разорения" Елец исчез лет на 100 как населённый пункт вообще.

И, уже что "русским пограничным городом" в смысле (московским острогом) Елец, стал только в конце XV века, то есть опять же лет через 100-150 от прихода туда Тимура.
 



Ну, а общий вывод будет таков. В нынешней РПЦ МП либо плохо знают историю своего же народа либо продолжают умышлено и как всегда в чисто корыстных целях (получения щедрых пожертвований от прихожан), использовать исторические старые заблуждения.

И по прежнему, чтят не очередную чудотворную Икону Божией Матери, которую пусть и в списке, но можно предъявить верующим, а "память" о, когда бывшей в Елецком (Черниговском) монастыре иконе. При этом, мягко говоря, неестественно (точнее было бы сказать, сфальсифицировав) связав историю этой иконы связав ее с дальнейшей историей Московского княжества и приписав заодно ей в дальнейшем и по ходу и всякие иные немыслимые чудеса.

 

 Комментарии

Комментариев нет