РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Брест-Литовская крепость. Июнь 1941 г. ч.2

4646 просмотров

Немецкая 45 пехотная дивизия

ч.2

Немецкая 45 пехотная дивизия

Свой рассказ об истории создания и причинах появления под городом Брест-Литовск в июне 1941 года, немецкой 45 пехотной дивизии, я буду вынужден начать с важного предисловия, где попытаюсь обосновать для объективного настроенного читателя, свою точку зрения в этом вопросе.

Начну с того, что 45 пехотная дивизия входила в состав немецкого Вермахта.

 



Вермахт (нем. Wehrmacht, от Wehr – "оружие", "оборона, сопротивление" и Macht – "сила, мощь; власть, влияние", "войско") – название вооружённых сил нацистской Германии в 1935-1945 гг.

Закон о создании вооружённых сил был принят спустя два года после прихода к власти Гитлера, 16 марта 1935 года, "вооружённые силы" состоят из сухопутных войск (Heer), военно-морского флота (кригсмарине) и военно-воздушных сил (люфтваффе). Во главе этих войск создаются соответствующие органы управления – верховные командования:

Верховное командование вооружёнными силами Германии (нем. Oberkommando der Wehrmacht /OKW/) – ОКВ;

Верховное командование сухопутных войск (нем. Oberkommando des Heeres /ОКН/) – ОКХ;

Верховное командование ВМФ (нем. Oberkommando der Marine /ОКМ/) – ОКМ;

Верховное командование ВВС (люфтваффе) (нем. Oberkommando der Luftwaffe /OKL/) – ОКЛ.

Во главе Верховного командования – главнокомандующий соответствующего вида вооружённых сил. Верховным главнокомандующим вермахта являлся рейхсканцлер Адольф Гитлер.
 



Но, с 1940 года в состав вооружённых сил страны вошли также войска СС, которые подчинялись ОКВ только оперативно и в пределах, определяемых рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером. Между армейцами и военнослужащими войск СС установились натянутые отношения, поскольку последние принимали участие в политических акциях, а немецкая армия, по традиции, была вне политики и её привлечение к политическим акциям встречало скрытый протест.

Особенно эта неприязнь развилась в военное время, когда армейцев любого звания коробила неоправданная жестокость эсэсовцев. Особенно в тех случаях, когда армию пытались привлечь к проведению карательных операций.

В тоже время в конце 1945 года перед руководством стран победителей из числа антигитлеровской коалиции, встал вопрос о том, как оценивать действия немецких солдат и офицеров, входивших в Вермахт, ведь на их счету было нападение на восемь государств без объявления войны противоречило международному праву.
 



Во вторых вызывали сомнения и определённые методы ведения войны и контроля на захваченных территориях, включающие расстрелы заложников, акты возмездия и карательные операции в отношении гражданского населения.

В рамках борьбы с партизанами и другими повстанцами (так называемая "борьба с бандитами") вермахт принимал участие, в первую очередь в Восточной Европе, во многих военных преступлениях и злоупотреблениях.

Но, при рассмотрении этого вопроса на Нюрнбергском процессе международный трибунал признал преступными организации только СС, СД, СА, гестапо и руководящий состав нацистской партии.

А вот Генеральный штаб и Верховное командование вермахта (OKW) в целом преступными организациями признаны не были.

Сам Вермахт как военная организация с самого начала процесса не был причислен к ни к списку обвиняемых, ни к преступным организациям.


Поэтому, я и основываясь на вышеизложенном решении Нюренбергского суда, с чем согласились в 1945 г. все лидеры мировых держав, и вопреки распространённом в СССР пропагандистским штампам о том, что "всяких немецкий солдат это преступник, убийца и в целом, чтобы не перечислять все негативные эпитеты, которые имеются в русском языке, еще и "фашист", считаю, что солдаты и офицеры немецкой 45 пехотной дивизии были только солдатами, выполнявшими свой воинский долг, перед своим правительством.
 



Как кстати и советские солдаты, успевшие с 1935 до 1941 года по приказу своего командования и под руководством "товарища Сталина" поучаствовать в войнах с Испанией, Финляндией и Японией.
 



А затем, действуя по сговору с Германией, захватить три прибалтийских республики (Эстонию, Литву и Латвию) и совершить нападения на Польшу, Венгрию, Чехословакию и Румынию, отторгнув от них, часть их территории, в пользу СССР. В результате чего та же Польша перестала существовать как суверенное государство.
 



А раз это так, то тогда пришло время и нам через 60 лет от начала описываемых мною событий всем бывшим гражданам СССР отбросить мифы коммунистической пропаганды и по-новому взглянуть на немецких солдат.

Но тема эта крайне широка и многосторонняя, и я, поэтому только ограничусь частным примером – рассказом о тех солдатах и офицерах коим простояло выполнить одну из труднейших задач начального периода войны между Германией и СССР – взятие Брест – Литовской крепости и овладение городом Брест-Литовском.

История немецкой 45 пехотной дивизии.

Дивизия официально в составе немецкого Вермахта была создана 1 апреля 1938 года и просуществовала как боевая единица до – 8 мая 1945

Но, вот, что интересно, что по своему личному составу, дивизия была укомплектована в большинстве не немцами, а австрийцам ране служившими в 4-й австрийский дивизии. А после присоединения Австрии к Германии эта дивизия была доукомплектована по немецкому штатному расписанию и ей присвоен номер "45.Infanterie-Division" (45 пехотная дивизия).

Свое "боевое крещение", как любят писать советские писатели, 45 дивизия получила в сентябре 1939 г. когда между Германией и Польшей началась война, переросшая автоматически во Вторую мировую войну.

После Польши, 45 пехотная дивизия, приняла участие в военных действия против Франции, где вновь подтвердила свою высокую боеспособность и выучку личного состава.
 



В апреле 1941 года командиром дивизии стал генерал-лейтенант (Generalleutnant) Фриц Шлипер (Schlieper), 27 апреля 1941 – 27 февраля 1942.
 



Прежний командир погиб в автокатастрофе при передислокации дивизии из Франции...

По своей организации и составу 45 пехотная дивизия ничем не отличалась от других аналогичных дивизий Вермахта.

Но, рассказ о точном составе и организации немецкой дивизии будет не полным если читатель одновременно не получить возможность и сравнить ее с организацией и составом советской пехотной дивизии по состоянию на май 1941 года.

И вот для этого, настоятельно рекомендую всем зайти и почитать небольшую но важную информацию собранную на от этой интернет-странице.

http://krieg.wallst.ru/frames/div.html

"Численность и вооружение русской стрелковой и немецкой пехотной дивизий, 1941 г."

Но и тут, нет среди историков однозначного мнения. Расскажу о самой крайней позиции, озвученной http://army.armor.kiev.ua/hist/divisii-rkka-werm.shtml Ю. Веремеевым утверждающим, что при сравнении сил немецкой и советских войск надо исходить из его формулы

""1 дивизия Вермахта = 2-3 дивизии РККА".

Прав ли господин Веремеев или нет, я не имеющий военного образования, судить не могу, но допускаю что в этом случае мы просто имеем еще один "хитрый трюк", оправдывающий причины поражения Красной Армии, на начальном этапе войне Германией. Мол, одолели нас фашисты числом, а не уменеем...

А свое сомнение в правоте вышеназванного автора основываю на том, что соотношении сил между немецкой 45 пехотной дивизии и частями Красной армии дислоцированных в Брест-Литовской крепости и в непосредственной близости от крепости (а г. Брест находится в 2 км) было со значительным перевесом, на стороне русских войск.

Правда вот Красная Армия, как в свое время точно доказал В. Суворов (Резун), не собирала эти "силы" не готовилась воевать с немцами на своей территории.

Но, к этой теме мы вернемся, когда будем, рассматривать вопрос о том кто и как руководил Брест – Литовской крепостью и Брестским укрепрайоном в мае-июне 1941 года, а сейчас возвращаемся к 45 немецкой пехотной дивизии.

Главной ударной силой 45 дивизии были ее три гренадерских пехотных полка.

Гренадеры в Вермахте первоначально определялись как "тяжелая пехота", но со временем, оно переросло в символ аналогичный советскому термину "Гвардейские", а уже в 1945 г. к ним добавилось словосочетание и "гренадерско – народные дивизии".
 



И вот полки 45 пехотной дивизии имели номера -130, 133 и 135 и именно солдатам и офицерам этих боевых соединений, принадлежала главная заслуга в штурме и взятии Брест-Литовской крепости и овладении города Брест – Литовска. Правда, после ожесточенных трехдневных боев в крепости, в самом городе никаких боев немецким солдатам уже вести не пришлось.

Город со всеми складами, снабжением, техникой, государственными учреждениями, в том числе и банком с 25 миллионами советских рублей был в панике брошен на произвол судьбы, командованием советской "4 армии". Правда, вот одно достижение все же было!

Войска НКВД из числа базировавшихся в Брестской крепости 132 отдельного конвойного дивизиона совместно с администрацией Брестской тюрьмы N23 попытались, было выполнить разряжение Берии о расстреле содержавшихся там более 3000 политических заключённых.
 



Но, в тюрьме 22 июня 1941 г. начался бунт. И вот, что по этому поводу писал секретарь Брестского райкома комсомола Федор Ромма в докладной записке, написанной в Гомеле 24 июля 1941 года на имя секретаря обкома партии Татьяны Новиковой:

"...Часов в 7 утра (22 июня. – В.С.) по улице Белостокской проходили вырвавшиеся из тюрьмы заключенные, часть заключенных проходили с оружием, совершали грабеж городских магазинов и складов, занялись пьянкой и приветствием вступления германских фашистских войск в город "Да здравствует Гитлер" и т. д.".

"Спаслись" тогда и те политические, закопчённые из числа польских военных и государственных чиновников, что содержали в тюрьме "Бригитка", которая была расположена как раз на территории Брестской крепости, здание которой, в числе первых захватили солдаты 45 пехотной дивизии.

Та, что пока одни пытались организовать первою оборону в крепости, другие заметали свои кровавые следы и спасали свои жизни. Им все было не до отражения немецкой агрессии...

Но, мы опять забежали наперед. Ведь в нашей хронологии нам нужно еще разобраться когда и почему 45 дивизия прибыла под г. Брест – Литовск и начала там готовится к штурму Брест-Литовской крепости.

И тут на выручку придут подлинные военно-исторические документы. Где кратко и точно описаны все события.

Журнал боевых действий Ia 45 I.D. записи от 21.04.41-10.05.41.

(Iа- это начальник штаба)

21.4.41.

Представляются заявки на перевозку. Транспортной комендатурой Лилля передается указание об организации на марше команды приемки района расквартирования

22.4.41.

Первая подготовка для выступления начинается, о чем осведомлены только определенные личности. Дивизия еще ничего не знает. После окончания совещания. майор i.G. Деттмер (Ia) получает приказ, район выгрузки известен дивизии лишь приблизительно. Ожидается, что это будет район Варшавы.

23.4.41.

Дано распоряжение о сдаче документов, касающихся планировавшихся боевых действий против Англии. Приказ для У.Р. теперь окончательно предусматривает в качестве дня отправки.

Разговоры по телефону с Ia, который звенит из транспортной комендатуры Варшавы, говорят о том, что размещение и условия жизни в новом районе будут хуже, чем прежние.

28.4.41.

Начинается погрузка первых эшелонов. Власть в районе Св. Квентина принимается 95-й дивизией.

29.4.41.

V.Р. прибывает с первыми частями в новый район расквартирования (в Варшаве и ее окрестностях).

В вопросах боевой подготовки ДИВИЗИИ подчиняется штабу XII.А.К. (Радом); территориально (Минск-Васовики)

Вышестоящей командной инстанцией ДШI упоминаемых соединений является А.О.к.4 (Варшава). Наблюдательный штаб (гауптман Герштмайер и обер-лейтенант Деттмер) в районе Тересполя получает задание на ведение наблюдений у немецко-русской границы (В направлении Брест – Литовска).

Выявляется, что размещение подразделений дивизии будет очень

тесным.

4.5.41.

Начинается работа на основании созданных V.P. документов. Организуется снабжение, связь.

Первые распоряжения, поданные вышестоящими служебными инстанциями, касающиеся обучения, позволяют делать вывод на использование против России.

В частности, необходимо обучение подразделений Взятию бастионов, а также подготовка к плохим дорогам и отсутствию пригодных карт.

При намечаемой операции при-обретают особенное значение противохимическая защита и средство ПВО пехотного подразделении.

Командир A.R.98 и Ia в Рамках подготовительных Работ V.P. в районе Тересполя оценивали использование дивизии против крепости Брест-Литовска.

Дивизия будет включена в состав ХП.А.К. между 34-й и 3 l-й дивизиями, при этом, кроме всего прочего, против укреплений Брест-Литoвска предусмотрено применение тяжёлых миномётов.

5.5.41.

А.о.к.4 издано распоряжении о проведении различных совещаний; следующее, намечаемое па 9.5, будет посвящено, в частности, планируемому в конце мая выдвижению к русской границе.

Высшими инстанциям сообщается о том, что в ближайшее время можно рассчитывать на планомерное распределение повозок с возницами из местного населения.

6.5.41.

В рамках учебной подготовки приказано участие офицеров, унтер-офицеров и рядовых пехоты и артиллерии на курсах борьбы с танками. При этом необходимо обучение в борьбе с танком без специального оружия.

7.5.41.

Ia устанавливает связь с 7-й дивизией в Легионове (командир Барон фон Габлиц, Ia -о6ерст-лейтенант Райхелът).

8.5.41.

никаких заметных событий.

9.5.41.

К полудню прибывает новый командир дивизии генерал – майор Шлипер (до сих пор бывший в резерве командного состава О.К.Н.).

Офицеры и служащие штаба дивизии представляются ему.

89 Ia участвует в совещании при А.О.К.4, где поднимаются вопросы, касающиеся предусмотренного на конец мая выдвижения (для 45-й дивизии по шоссе Варшава Брест-Литовск), размещения в пункте постоянной дислокации (для 45-й дивизии – между Била-Подляской и Тересполем), состояния противовоздушной обороны.

10.5.41.

Командир дивизии выступает во второй половине дня перед офицерами и служащими штаба дивизии, говоря об основах сотрудничества.

В связи с этим Шлиперу представляются командиры полков и отдельных частей.

С ними обсуждаются первоочередные вопросы обучения и использования войск.

Приходит приказ ХП.А.К. (которому дивизия подчинена в учебных вопросах) об обучении боевым действиям против защищенных рвами с водой крепостных сооружений.

Источник: ВА-МА RН 26-45 16 "Kriegstagebuch 10".

После ознакомления с этими документами у меня как автора появился и простой риторический вопрос.

Если начиная с мая 1941 года немецкие войска, собранные на границе с СССР начали отрытую подготовку к вторжению и "великая тайна плана "Барбароссы"" за который так охотились легендарные советские разведчики Р. Зорге, Макс фон Штирлиц перестала быть тайной, то почему же И. Сталин и все другое верховное командование и Красной Армии и вместе с ЦК ВКП (б) не принимали никаких реальных мер к организации надежной обороны, на Западной границе и даже не планировало оборонятся?
 



Хотя сил и средств было предостаточно, ведь к границе были подтянуты лучшие войска и техника сразу из двух военных округов: Сибирского и Закавказского.

Так может прав был все же Виктор Суворов утверждавший, что сокрушительные поражения, которые потерпела на первом этапе войны Красная Армия, просто объясняется тем, что она была застигнута в последний момент перед нападением на ГШерманию. И была занята тем, что готовилась к наступательной войне.

В. Суворов в своих книгах пишет, что в конце 1940- начале 1941 года, у западных границ СССР была в спешном порядке сформирована огромная группировка советских войск.

Вся техника была подготовлена к нападению: самолеты и танки были полностью заправлены горючим, войска укомплектованы личным составом, техникой, и обеспечены продовольствием и обмундированием, командирам взводов и рот был выдан русско-немецкий разговорник, пригодный для общения с местным населением на незнакомой территории и военнопленными.

При этом, на предполагаемом плацдарме совершенно не готовились фортификационные сооружения характерные для оборонительной войны, не развертывался укрепрайон – что Суворовым трактуется, как ещё одно доказательство того, что советским командованием готовился блицкриг на запад.

События 22 июня 1941 года В. Суворов назвал не более чем упреждающим (превентивным) ударом, чтобы сдержать предполагаемую Германией агрессию со стороны СССР.

Хотя сам факт нападения Германии на СССР В. Суворов называет "самоубийством", так как по его словам, Германия не была готова к войне с СССР, отставала в области вооружений, промышленность Германии работала в режиме мирного времени.

В 1995 году уже официальный российский историк, генерал Горьков в своей книге "Кремль. Ставка. Генштаб" ввел в научный оборот рассекреченный оперативный план РККА на 1941-го год и обосновал, почему этот план может считаться за аутентичный оперативный план действий.

В плане в частности говорится

Давайте внимательно их прочитаем. Эти фразы мы будем в последубющем часто встречать в мемуарах совестких военоначальников...

Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмобилизованной, с развернутыми тылами, она имеет возможность предупредить (подчеркнуто в тексте – Ю. Г.) нас в развертывании и нанести внезапный удар.

Чтобы предупредить это, считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий Германскому Командованию, упредить (подчеркнуто в тексте – Ю. Г.) противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт и взаимодействие родов войск!

...

Первой стратегической целью действий войск Красной Армии поставить – разгром главных сил немецкой армии, развертываемых южнее линии Брест, Демблин, и выход к 30 дню операции на фронт Остроленка, р. Нарев, Лович, Лодзь, Крейцбург, Оппельн, Оломоуц, последующей стратегической целью иметь наступлением из района Катовице в Северном или Северо-Западном направлении разгромить крупные силы центра и северного крыла германского фронта и овладеть территорией бывшей Польши и Восточной Пруссии для чего:

а) главный удар силами Юго-Западного фронта нанести в направлении Краков, Катовице, отрезая Германию от ее южных союзников;

б) вспомогательный удар левым крылом Западного фронта нанести в направлении Седлец, Демблин с целью сковывания Варшавской группировки и овладения Варшава (так в тексте – ред.), а также содействия Юго-Западному фронту в разгроме Люблинской группировки противника;

в) вести активную оборону против Финляндии, Восточной Пруссии, Венгрии и Румынии и быть готовым к нанесению удара против Румынии при благоприятной обстановке.


Таким образом, Красная Армия начнет наступательные действия с фронта Чижов, Лютовисно силами 152 дивизий против 100 германских. На остальном участке госграницы предусматривается активная оборона.

...

Для того, чтобы обеспечить выполнение изложенного выше замысла, необходимо заблаговременно провести следующие мероприятия, без которых невозможно нанесение внезапного удара по противнику, как с воздуха, так и на земле:

1. произвести скрытое отмобилизование войск, под видом учебных сборов запаса;

2. под видом выхода в лагеря произвести скрытое сосредоточение войск ближе к западной границе, в первую очередь сосредоточить все армии резерва Главного Командования;

3. скрытно сосредоточить авиацию на полевые аэродромы из отдельных округов и теперь же начать развертывать авиационный тыл.

4. постепенно под видом учебных сборов и тыловых учений развертывать тыл и госпитальную базу".

В следующей части мы рассмотрим события, происходившие в располодении 45 немецкой пехотной дивизии под Брест-Литовском в период в период с 11 мая по 21 июня 1941 г.

(конец ч.2)
 



 

20 February 2011

Немного об авторе:

СТАРЫЙ СОЛДАТ....... Подробнее

 Комментарии

Спасибо!
Тщательный труд!
Бровко Владимир59.21
21 February 2011 02:10
Татьяна Андреевна!
Благодарю за отзыв по статье, но может Вам понравится и следующие части этой работы...