РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Город ЗМИЕВ и его ТАЙНЫ ч.1

3680 просмотров

Тайна первая: Змей Горыныч и город ЗМИЕВ

Тайна первая: Змей Горыныч и город ЗМИЕВ

  Во всем мире, искатели приключений, начиная с легендарного Индианы Джонса, уже, как говорится "с ног сбились", отыскивая на картах все новые и новые места, для своих путешествий, с целью открытия все новых и новых тайн мироздания!

И, если посмотреть, скажем, киноверсии их "героических свершений", то мы обычно мы видим толи Южную Америку с амазонскими джунглями, толи Ближний Восток, где все еще продолжаются поиски "копей царя Соломона" или уж на крайний случай Египет с его пирамидами, сфинксами и ожившими мумиями.

Но, нам, гражданам Украины, не нужно далеко ни ехать, ни ходить, в поисках настоящих приключений.

Они, эти места тайн и загадок буквально рядом с нами. Хотя в повседневной суете мы их и не замечаем.

И они по-прежнему, ожидают своего независимого исследования и научного объяснения скрытых в них различных природных, исторических и даже метафизических загадок и феноменов.

И чтобы не быть голословным, я хочу повести вас мои уважаемые читатели в виртуальное путешествие, в один старинный украинский городок, названный Змиевым.
 



Он, в нашей истории, известен, еще с времен Киевской Руси.

Именно с тех времен, берут свои начала и все славянские мифы и сказки о том, что где то там, в густых лесах и непроходимых болотах, в бассейне реки Северный Донец и ее притоков, якобы скрывался многоголовый Змей (Дракон), известный по русским народным преданиям, как "Змей Горыныч" или "Змей Тугарин"!



А то, что он (Горыныч и другие ему подобные Змеи) были (существовали), и с ним активно боролись и часто до крови бились русские богатыри Добрыня Никитич и Алеша Попович, есть как бы уже историческая аксиома, поскольку у каждого их богатырей был свой реальный исторический прототип.

Поэтому мы и не утверждаем о том, что "Змея Горыныча" или "Змея Тугарина" не было на территории Киевской Руси, во времена славного и великого киевского князя Владимира Красна Солнышко.

Сомнение же в однозначности, такого вывода могут заключаться только в том, что под легендой о "Змее Горыныче" наши предки – славяне понимали совсем другие события и других героев.

В этом и состоит цель этой работы, чтобы разобраться в истории с древними Змеями и выяснить, где здесь вымысел, а где пусть и искаженная, но правдивая информация.

И поскольку тема не такая простая, как может показаться на первый взгляд, то у меня есть и риторический вопрос к читателю:

"А, что вы помните из своего детства о сказочном персонаже под мифическим именем "Змей Горыныч?""
 



Не знаю, что вы помните по поводу Змея Горыныча, но если в поисках точного ответа, по серьезному углубится в энциклопедии, не говоря о художественной русскоязычной литературе, то мы сможем найти вот такую информацию, по интересующему нас вопросу, которую затем мы и попробуем в поисках истины самостоятельно перепроверить.

Итак, "Змей Горыныч это многоголовый огнедышащий дракон, Представитель Злого Начала в русских народных сказках и былинах. Естественно в их дохристианских вариантах.

Потому, что с принятием Киевской Руси христианства православного обряда, в сознании крещенного славянского народа сменился и этот самый "Представитель Злого Начала" когда Змея Горыныча "отправили" злодействовать в детские сказки, а его место занял иудейско-христианский Люцифе́р.
 





Но, вот что интересно. Водился или может лучше сказать "бывал" наш "Змей Горыныч" не только на территории Киевской Руси, а его присутствие отмечено и в других сопредельных с ней странах.

Поэтому и в иноязычных сказаниях встречается упоминания о нем, как змок (словацк. zmok, чеш. zmok) или смок (словен. smok, польск.smok, белор. цмок).

Считается, что слово "Горыныч" что то типа имени собственного, происходит от слова "горы", так как Змей Горыныч часто живет в горах и пещерах.

Но есть и другое мнение, что свое личное славянское имя "Горыныч, означает "подобный горе".

То есть как бы наличие в месте обитания горы и пещеры в ней, необязательно для появления Змея Горыныча том или ином месте!

Следующая важная характеристика Змея Горыныча это его "многоголовость"!

В разных сказках, мифах и легендах количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9 и даже 12!

Но, все же чаще на территории Киевской Руси древние славяне "встречали" трехголового Змея Горыныча.

Другие, отличительные черты Змея, позволяющие нам, реконструировать его вид упоминаются реже или не упоминаются вовсе.

Примечательно, что в большинстве случаев у Змея отмечается способность к полёту, но при этом о крыльях его, как правило, ничего не говорится?

Поэтому принципы полета трехголового чудовища, "подобного горе", не известны.

Тело Змея в сказках, так же подробно не описывается. Но на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы.

Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, былины и сказки тоже увы не описывают.

Тем не менее, известно, что "огневая природа Змея" основана та тех же физических законах, что и конструкция современного огнемета.

Вот как был устроен один из первых немецких огнеметов. Сам огнемёт состоял из цилиндра длиной 1,20 м. Цилиндр был разделён на 2 части: в нижней части хранится газ (чаще азот) под давлением, в верхней части – горючая жидкость (смесь нефти с бензином). Сжатый газ под давлением выбрасывает огнесмесь за 2 минуты на 18 – 20 метров.

Ведь и наш Змей по всем описаниям носит в себе огнесмесь и в случае нападения, воспламеняет ее при извержении.

Кроме огненной стихии, по русским былинам, Змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга.

В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. Вот такой словестный портрет можно составить о Змее Горыныче.

Вот такое описание Змея Горыныча можно найти, если перечитать русские былины.

Но правильно говорят "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок" поскольку собранная информация все же позволяет нам посмотреть на этот феномен по другому...

Поэтому и давайте в продолжения нашего изучения рассмотрим две, казалось бы взаимно исключающие версии объясняющие нам суть вопроса о возникновении в Киевской Руси культа "Змея Горыныча" и то, что за этим "феноменом" могут стоять совершено другие события.

Версия первая.

Змей Горыныч древний земной Бог которому поклонялись древние народы населявшие территорию современной Украины!

 





Вот, что по этому поводу писал А.В. Колтыпин, (http://www.dopotopa.com/drevneyshie_zemnye_bogi.html пишет:)

"Самые древние земные боги – змееподобные божества.

Им поклонялись задолго до появления на Земле не только первых людей и космических пришельцев человекоподобного облика, но и многоруких и многоголовых существ (ракшасов, найрритов, рудр и др.).

Возраст этих богов исчисляется сотнями миллионов лет. В их число входят славянские змеи Индрик, Волх, Чернобог или Кощей Бессмертный; индийские бог Санкаршана и богиня Эканамша (Экадаша), змеи Вритра, Шеша, Такшака, Айравата; египетские боги Апоп, Геб, Нехебхау, Мехен, Мерит-Сегер, боги и богини майя, толтеков и ацтеков Кукулькан, Кецалькоатль, Шипе Тотек, Коатликуэ, Сиуакоатль, Тласольтеотль, шумерско-вавилонские древнейшие божества или чудовища Апсу, Мамму, Чиамат, японский восьмиголовый и восьмихвостый красноглазый дракон Ямата-но Ороти, а также многие другие мифические персонажи.







К змееподобным богам могла относиться и часть скандинавских ванов во главе с Локи, считающимся отцом мирового змея Ёрмунганда, а также славянские великаны-волоты дыевичи под предводительством Дыя.

О земном происхождении этих богов свидетельствует отмеченная практически во всех преданиях их родословная, берущая начало от Матери Земли, иногда называемой Богиней Земли и плодородия.

Да и сами боги или их разные воплощения (Кощей Бессмертный, Геб, древнеиндийские наги, китайские драконы, древнескандинавские ваны) изначально относились к богам земледелия и скотоводства, что подтверждает их связь с землей.

В более позднее время (66 млн. лет назад) функции змееподобных богов существенно изменились.

Они выступили предводителями великой армии змеев в битве с войском космических пришельцев, ведомым человекоподобными богами (славянскими Сварогом, индийским Индрой) и стали относиться к богам, так или иначе связанным с войной.

Как я уже показал в разделах Виевичи, Наги, Великая битва белых богов и демонов – змеев за Землю.

Новый взгляд на причину мел-палеогеновой катастрофы, эту войну они проиграли и были "низвергнуты под землю"
.

Хотя в течение еще очень долгого времени отдельные змее-люди жили на поверхности Земли и даже выступали стратегическими союзниками и желанными гостями у человекоподобных богов (славянский Волх, индийские Шеша, Васуки, Айравата и др.) "

Аналогичную точку зрения, поддерживают и авторы следующих публикаций: "Загадочная миссия змееподобных богов" (http://www.myjulia.ru/post/299769/) "Кто он – Змей Горыныч – враг русичей?" (http://roksalan.narod.ru/bylyny.htm/), "Класификация драконов" (http://myfhology.info/monsters/dragon-gorinych.html).

Вторую версию нам дает корреспондент газеты "Комсомольская правда" Ирина ТАРАСОВА в своей статье 29.06.2010 "Змей Горыныч" прогнал древних арийцев с Волги в Индию", где она считает, что никакого Змея Горыныча никогда на Руси-матушке не было.

А все русские сказки вобрали в себя искаженную информацию о падении на Землю космической кометы!

И вот что пишет автор статьи в обоснование своей версии: "Исследователь Сергей Горячев расшифровал свидетельства чудовищной катастрофы, случившейся несколько тысяч лет назад на территории нынешней Тверской области
 



ИЗ ДОСЬЕ "КП" Сергей ГОРЯЧЕВ - профессиональный летчик, инструктор-парашютист. В настоящее время в тверском аэроклубе работает в должности командира парашютного звена. Сколько себя помнит, всегда интересовался историей. Подробно исследовать свой Тверской край начал 15 лет назад.

"– Комета у нас тут упала, – говорит Сергей Горячев. (очевидно имея в вижу Библейский пример Ис.14:12-17 явления на Земле Люцифера "Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы"-автор)
 



"– По размеру гораздо больше той, которая в 1908 году взорвалась в районе Подкаменной Тунгуски. Только случилось это гораздо раньше – в то время, когда в верховьях Волги жили люди, говорившие на санскрите – древнем индоарийском языке. Археологи считают, что это были представители фатьяновской и волосовской культур – по виду европейцы нордического типа.



Примерно во втором тысячелетии до нашей эры они переселились в Индию. И, возможно, занесли туда санскрит. Но следы его оставили у нас.

Горячев – профессиональный летчик. Часто имеет дело с картами. И как-то, рассматривая наиболее подробные, удивился странным названиям деревень и рек с озерами – топонимам и гидронимам, выражаясь филологически.

Эти бессмысленные для русского уха надписи почему-то врезались в память: Удомля, Кжемля, Пудоро, Коша, Туд...

Год назад Сергею случайно попался в руки санскритско-русский словарь, чтение которого – занятие само по себе увлекательное.

Но летчика он просто шокировал. Вы не поверите, благодаря словарю странные надписи на карте обрели смысл. Причем весьма специфический.

ИСЧЕЗНУВШАЯ ЗВЕЗДА

Конкретно слова "Удомля" в словаре не было. Но нашлось "уду мля". Что означало "звезда исчезнувшая". Такое название носило местное озеро.

Расположенное чуть дальше село Мяшутино было созвучно санскритскому "мя шут". Что означало "место падения".

Название озера Кжемля – "кше мля" – переводилось как "земля исчезнувшая", "воронка". А озеро Пудоро поминало некий "падающий блеск".

Элементарная логика подсказывала, что названия связаны друг с другом. И, видимо, свидетельствуют о падении крупного космического тела.

Гипотезу подкрепили другие находки. Озеро Улин – "вой", река Туд – "удар", река Кокша – "сухостой", Итомля – "увядший тростник", Коша – "жара", "зной", Тигма – "жгучий".

– Все эти объекты с "ненормальными" названиями укладывались в широкую полосу, – говорит Сергей. -

Но главное, они располагались один за другим – с юго-запада на северо-восток.

И словно бы служили неким повествованием. Из которого следовало, что жгучая звезда пронеслась с воем, блеском и со жгучим зноем, погубив деревья и растительность. И ударилась в месте падения.



РАЗРУШЕНИЯ В ПОЛОСЕ ДЛИНОЙ 180 КИЛОМЕТРОВ


Горячев изучил описание тунгусской катастрофы. Многое совпадало с историей тверской катастрофы – особенно по части воя, жара и блеска.

Сейчас серьезные ученые уверяют, что, мол, знают, что упало в районе Подкаменной Тунгуски в 1908 году – огромная ледяная глыба. Она взорвалась в воздухе. При этом не все деревья повалились. Основной массив устоял, но засох. Этот сухостой находят до сих пор.

– Думаю, и у нас разрушения вызвала ледяная глыба – возможно, осколок кометы, – говорит Сергей. – Только масштаб был иной.

По подсчетам летчика, ширина полосы разрушений составляла 5 – 6 километров. А ее длина была 180 километров. Полоса протянулась от устья реки Кокша в Ржевском районе до Удомельского района.

ЗДЕСЬ БЫЛ ДОБРЫНЯ

Глыба вошла в атмосферу со скоростью около 7 километров в секунду над современным Кишиневом. Далее проследовала через Киев в Тверскую область. Где разделилась на несколько осколков в районе села Добрыни.

Тут-то и появляется долгожданный "Змей Горыныч".

В знаменитой былине "Добрыня и Змей" прямо сказано: "Летела тут змея у нас проклятая, Летела же Змея да через Киев-град".

Горячев предполагает, что былина имеет ведические корни и основана на наблюдениях древних арийцев, которые видели полет и падение кометы.

Ее фрагменты, сопровождаемые дымовыми шлейфами, закончили свой путь в районе Тараки.

А Тарака в ведийской мифологии – это демон, на время одержавший победу над сурами – небесными богами. Кстати, символ этого демона – комета.

– Скорее всего, озера Мишутинское и Кжемля образовались на месте воронок, оставленных не успевшими испариться фрагментами кометы, – говорит Сергей".

И так у нас есть две версии поясняющие феномен былинного персонажа "Змея Горыныча".

Эти две взаимоисключающие версии ставят перед нами и дилемму выбора: Какую же, из них признать верной?

По долгому размышлению я выбираю первую.

И, не потому, что придерживаюсь, мнения о наличии на Земле древних змееподобных Богов, это к стати совершено не изученный наукой вопрос, а потому что в русской истории (не говоря уже о зарубежной) собрано достаточно данных о существовании драконов и битвах с ними людей.

Но эти сведения никак не вписываются в былинные "сведения" о Змее Горыныче или Змее Тугарине и о их битвах с русскими богатырями. Это совсем другие истории.

К тому же, если признать, что Змей Горыныч это "КОМЕТА", то тогда у нас пропадают из истории русские богатыри Добрыня Никитич и Алеша Попович, тоже имевшие своих реальных исторических прототипов. А от них так просто не отмазнешся, мол детские сказки все это.

И раз у нас появляются новые, кроме Змея Горыныча, герои повествования, то их надобно тоже достойно представить читателю.
 



Итак, Добры́ня Ники́тич. Это второй по популярности после Ильи Муромца богатырь былинного эпоса Киевской Руси.

Он часто изображается служилым богатырём при киевском великом князе В Владимире I Святославиче (ок. 960 – 15 июля 1015), при котором произошло крещение Руси.

Историческим же прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши.

Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: "он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи (шахматы), поёт, играет на гуслях".



Второй богатырь. Алёша Попо́вич. Это как бы фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе.

Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович.

Согласно летописям, это был знаменитый "храбр" (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия.

Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218 год) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Как видим, ни Добрыня Никитич ни Алеша Попович никогда вместе собраться не могли, так как жили и действовали в совершено разные исторические период и между ним их реальными прототипами имеется разница не менее чем в 150-200 лет. Поэтому и "бились" они с разными Змеями!

Так же не могли оба наши богатыря и в жизни встречаться с Ильей Муромцем, одним из главных героев древнерусского былинного эпоса. Богатырем, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника! Да и не Илья он в общем то.

Ведь прототипом былинного персонажа Ильи Муромца считается исторический силач по прозванию "Чоботок", родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, где и скончался около 1188 года.

Был причисленный к лику святых православной церкви как "преподобный Илия Муромец" (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца.

Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья).

У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40-55 лет.

Предполагают, что он не умер в 1188 году, а погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. И в таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.

После выяснения подлинных обстоятельств биографии трех русских богатырей, после которого мы убедились, что ничего сказочного в из судьбе не было, нам пора вернутся и к Змею, чтобы выяснить вопрос: "А были ли вообще у них встречи со Змием"?.

А посему давайте рассмотрим вопрос о тоже былинном персонаже (герое) -"Змее Тугарине".

Чтобы выяснить, что это за исторический персонаж скрывается за этим прозвищем.

Итак, знакомитесь: Тугарин или Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище и т. п. – злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей (Добрыни Никитича и Алёши Поповича).

То есть никаких змееподобных качеств, у Змея Тугарина нет.

Просто "ЗЛОЙ БОГАТЫРЬ"!


Главный источник информации о Змее Тугарине – былина о бое Алёши Поповича с Тугарином в разных её вариантах.

Один из них "Алёша Попович и Тугарин Змеевич" находится тут http://vskazke.com.ua/skazki/page/alesha_popovich_i_tugarin_zmeevich.3007)

И изучение этой информации "Змей Тугарин" показвает нам, что он не имеет ничего общего с былинным трехголовым огнедышащим Змеем Горынычем, этим разбойником и любителем прекрасного пола! Хотя и Тугарин был как говорится не без этого греха.

В былинном образе Тугарина с которым бился Алеша Попович, по мнению исследователей

"сливаются отголоски различных слоёв эпической традиции. Прежде всего, в змеевидной природе Тугарина нельзя не видеть одной из вариаций бродячего мотива о змееборстве, весьма распространённого в русской народной поэзии (сказках и былинах), древность которого засвидетельствована памятниками (летописное сказание о Кирилле Кожемяке и Муромская легенда), а также аналогиями в южнославянском эпосе.

Отношение Тугарина к Апраксии и Марине, жене Добрыни, даёт основание сблизить его со змеем-любовником сказок и сербских песен".

И вот, наконец, важнейший вывод исследователей древнерусской литературы, о нашей сказочной истории о Змеях (Драконах).

В имени Тугарин видят отголоски борьбы русских с кочевниками.

И с этой точки зрения Тугарина считают историческим прототипом половецкого хана Тугоркана".
 



Справка: "Тугоркан (Тогортак) (ум. 19 июля 1096) – половецкий хан, ближайший соратник Боняка. Вместе с ханом Боняком объединил под своей властью несколько западных половецких орд.

Наиболее ранние известия о Тугоркане, так же как и о хане Боняке, встречаются в сочинениях византийской царевны Анны Комнины.

В то время печенеги, продвигавшиеся на Балканы под натиском половцев, вторглись в византийские владения, не довольствуясь отведённым им землями на северной границе империи. На призыв императора Алексея Комнина о помощи откликнулись половецкие ханы Тугоркан и Боняк, пришедшие с войсками в Византию в 1092 году.

Ни византийцы, ни половцы не доверяли друг другу, однако сражение между половцами и печенегами закончилось полным разгромом последних.
 



Не довольствуясь этим, византийцы ночью перерезали 30 000 пленных (преимущественно женщин и детей), и половцы, испугавшись жестокости союзников, отступили к Дунаю, где были разбиты венграми и ушли в приднепровские степи.

В 1093 году в союзе с Боняком вёл войну со Святополком Изяславичем, закончившуюся полным поражением киевского князя, который был вынужден заключить в 1094 году мир и взять в жёны дочь Тугоркана.

В 1095 году вместе с Боняком отправился в поход в Византию, окончившийся неудачей: в нём погибли более половины отправившихся в Византию воинов, а вся добыча была отнята в одном из сражений с преследующим их императорским войском.

31 мая 1096 года осадил Переяславль, однако был разбит подоспевшими 19 июля дружинами Святополка и Владимира Мономаха.

Тугоркан вместе с сыном погиб в битве. Святополк счёл своим долгом найти на поле сражения труп своего тестя и похоронить его "на могиле" поблизости от киевского села Берестова.

В русских летописях имя Тугоркана наряду с Боняком упоминается с особой антипатией.

Возможно, именно поэтому Тугоркан нашёл отражение и в фольклоре как злостный враг Руси. Так, он многократно упоминается в былинах под именем Тугарина или Тугарина Змеевича".


Ну, и разобравшись с вопросом "о реальности существования Добрыни Никитича, и Алеши Поповича", и их былинного противника "Змея Тугарина" давайте и посмотрим на былинные результаты их битв со Змеем.

Это будет способстовать лучшему восприятию развенчания мифа о явлениях "Змеях" во времена Киевской Руси.

Итак, мифы нам твердят, что Змей Горыныч это синоним – врага рода человеческого.

А из текстов былин мы ясно видим, что двум богатырям Добрыне Никитичну и Алеше Поповичу, пришлось таки много раз биться со Змеем Горынычем!!!

И бились с ним русские богатыри, в общем то не по политическим так сказать мотивам.

А потому, что тот былинный враг нарушал правила древнерусского общежития: истреблял мужчин, и посещал в отсутствие мужей или похищал красивых женщин и особенно молодых и знатных!

Причем не для их "поедания", а исключительно для вступления с ними интимные связи. В результате и рождались у дев потом многочисленные змееныши!

Вот такой любвеобильный был Змей Горыныч, да и Тугарин Змей тоже был еще тот ходок. Как увидит где красавицу, так и хватает ее к себе в шатер!

Но, древнерусские былины все же идут в своих описаниях дальше описания разложения морального облика, т Змея Горыниыча и Змея Тугарина.

Они нам описывают главное свойство Горыныча или Тугарина, кроме очевидной вредности для родичей, то, что оба Змеи умел летать!

Ученные даже провели реконструкция полета Змея по описанию боя Добрыни со Змеем

"Бой Добрыни со Змеем произошел на исходе дня, на пограничной Пучай-реке. -"Середняя струйка (реки) как огонь сечет."

Герой сделал все, чтобы встретиться с врагом, нарушил все предостережения матери и добился своего.

Но никаких полетов былинных Змееев небыло. А Былины, выполняя свою познавательную функцию, дотошно описывает нам приемы боя, направленный главным образом на устрашение противника.

Ветра нет, тучу нанесло,

Тучи нет, а только дождь дождит,

Дождя-то нет, свищет молния,

Молнии нет, искры сыплются,

Летит змеище Горыныще

Наш спешившийся, безоружный и раздетый для убедительности своей мнимой слабости герой (Добрыня), пометался (для той же убедительности) между берегами речки и оказался рядом со Змеем и заготовленным по рецепту маменьки секретным оружием, как только Змей приблизился к реке: "...

"Добрыня в моих руках...".

Этим секретным оружием оказался колпак с землей, предназначенный для поражения Змея ударом в мужское достоинство.

Маменька Добрыни тоже советовала заставить коня Добрыни "Бурушку поскакивати" сверх всякой меры ударом плетки ушей и между задних ног и разбросать змеенышей, вцепившихся со всех сторон и в хвост, и в гриву (щеточки), и в сбрую коня.

Много вытекло крови драконьей, трое суток стоял в ней Добрыня, не знал, как выбраться.

На четвертый день Услышал Добрыня голос с небес:

"Ты бей копьем о сыру землю, Сам копью приговаривай:

"Расступиська, матушка-сыра земля! Пожрика всю кровь змеиную!""

И ушла в землю драконья кровь. С тех пор на Руси жить стало легче.

В былинах же их авторами подчеркивается и несоразмерность, нелепость вида Змея.

К примеру:

На коне сидит собака, что сенная копна //

Голова у собаки со пивной-то котел //

А глаза у собаки с большую чашищу...

Сначала отношения со Змеем очень трагичны, но потом былина даже насмехается над ним (Бумажные крылья чудища, что летает в поднебесье размокнут, если попадет он под дождь!).

Потерял он силу свою, стал безопасен и был убит русским богатырем.

То есть вражеский воин под которым Былины понимают Змея не умел летать, он для устрашения противника сидя на коне, прицеплял к себе еще и искусственные крылья!!!
 







Как кстати много веков потому стали делать польские гусары!



Считается, что польские гусары заимствовали крылья у турецких "дели" (буквально – безумные).


Так назывались воины конных отрядов, использовавшихся в авангарде турецкой армии. Они обычно набирались правителями пограничных районов из балканских народов (южных славян, албанцев и мигрировавших туда половцев и т.д.), подвластных Османской империи.

Дели отличались безумной храбростью, вместо доспехов они носили шкуры диких зверей и украшали себя крыльями хищных птиц

Разобравшись с возможность полетов у былинных "Змееев" мы можем перейти к следующему вопросу:

"А где же у Змея Горыныча или у Змеее Тугарина была так сказать "резиденция"?
 







Русские сказки, основывающиеся в первую очередь, на древнерусских былинах об этом повествуют, что жил крылатый Дракон Горыныч на "Сорочинских горах" и "в глубокой пещере!

Хранит он там разные сокровища и похищенных девиц, за которыми летает на Святую Русь.

И раз так, то нам, снова надо углубится в тесты русских былин чтобы поискать эти самые "Сорочинские горы".

И из них текстов былин видно, что не раз сходились в битвах с Горынычем русские богатыри.

Но больше всего эта участь выпала Добрыне и вот почему.

Однажды – повадился дракон прилетать в светлицу к некоей Марине Игнатьевне, на которую и Добрыня глаз положил. И не стерпел такого соперника себе Добрыня!

- Вынимал он саблю вострую,

Воздымал выше буйной головы своей:

"А не хочешь ли,

я Змей Горыныча Изрублю на части пирожные,

Разбросаю во чистом во поле?"

А и тут Змей Горыныч,

Да и хвост, поджав, да и вон побежал.

...И, бегучи, он, Горыныч, заклинается:

"Не дай Бог мне бывать вновь к Марине в дом!"

Но, не утихомирился Горыныч и после пережитого страха.

Похитил он как то саму племянницу князя Владимира Забаву Путятичну, а потом и тетку самого Добрыни – Марию Дивовну!

Тут уж борьба пошла не на живот, а на смерть.

Тучи нет – а только дождь дождит,

Дождя нет – искры сыплются:

Летит Змеище Горыныще.

А как бросился Змей Горыныч,

Чуть его, Добрыню, огнем не спалил...

Но богатырь опять осилил дракона и на этот раз убил его.

Все это рассказывают о семиглавом Змее Горыныче былины.

Но, как ни живописен этот рассказ о последнем бое Добрыни со Змеем, в нем содержится и важная подсказка.

А именно указано, точное место обитания Змея Горыныча! "Былинная гора Сорочинская".

В поисках этой самой "Сорочинской горы" мне снова пришлось взяться за тома БСЭ.

И оказалось что: "Цепь гор сорочинских по всему югу Русской равнины – южная граница Руси докиевской (демократической).

При анализе топонимики современной карты будем выделять по названиям объектов карты районы, указывающие на: "сорочиность"- Сорочинск, Сорока, Сорокотяга, "самариность"- Самара, гористость – Дивногорье, святость- Святогоривка, близость волока – Волоконовка, названия близкие былиной тематике и дружинному фольклеру: (Богучарка – чарка вина богу за помощь в трудах.

Вязовка – дубина Василия из "червленого вяза". Грайворон – "вороний грай", в который "не верует" Василий вместе со "сном" и "чохом".

И таким путем, с применением метода исключения, мы находим что былинные "Сорочинские горы" находились на Северском Донце, на реке Ворскле выше Харькова – Вязовое и Грайворон, и Змиеве (ниже Харькова), а вблизи может быть волок в Северский Донец".


Как видим, территория, где "обитал" Змей Горыныч, сейчас находится в границах Харьковской и Луганской областей Украины.

И, наиболее часто, очевидно "Змея Горыныча" славяне "встречали" все же на территории Харьковской области, где как считается, в его честь был назван и городок Змиев. Этот городок существует и до сих пор.

Но о его истории и том, правильно ли было выбрано название города и имеет ли к нему какое либо отношения наши былинные персонажи "Змей Горыныч и Змей Тугарин", мы расскажем в следующей части.

А заканчивая сам рассказ о Змее Горыныче или Змее Тугарине, мы может теперь констатировать тот факт, что все былины о их "подвигах" на Святой Руси это только один голый вымысел безвестных сочинителей.

И никаких змееподобных существ в то времена, на Киевской Руси и ее окрестностях уже не водилось.

Зато вокруг Киевской Руси, особенно у юго-восточных ее границ, было много хорошо вооружённых и организованных кочевых народов, главными из которых были орды западных половцев. Рассказ, о которых у нас тоже впереди.


                                                                        (конец ч. 1)
 


 

 

Теги: Змиев

 Комментарии

p_i_r_a_n_y_a 2
09 September 2011 23:11
Где Вы только достаете эти подробности???
Очень увлекательно, читается, как былина, а мягкий Горыныч просто сразил меня наповал =)