РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Незнакомая история Польши

4291 просмотр

В Европе, издревле существуют два народа, между которым никогда не было установлено ни .....

Вступление

В Европе, издревле существуют два народа, между которым никогда не было установлено ни подлинно дружеских, ни просто добрососедских отношений.

Примеры насильственного "примирения" во время Российской империи и затем СССР тут не в счет. Они только усилили вековую неприязнь.

А народы эти – поляки и "россияне" (как теперь, после развала СССР, принято в Российской Федерации, называть этот взрывоопасный коктейль из семи больших наций и других 187 народов (http://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_России) проживающих на ее территории).

В отличие от россиян, у тех же литовцев, белорусов и украинцев тоже есть свои историко-идейные разногласия с поляками, но они никогда такой степени непринятия между нациями, не достигали.

И вот, если брать во внимание, собственно наше время, то большинство "россиян" (причем независимо от их истинного национального происхождения) бывающих в Польше, по делам или как туристы, часто сталкиваются с польской озлобленностью и недружелюбным отношением, о чем в российских СМИ, зачастую появляются сообщения.

Причина же этой "озлобленности" состоит, на мой взгляд, в том, что поляки убеждены в первую очередь, в наличии "ценностной пропасти" между двумя культурами (польской и "российской") и объясняют свою всегдашнюю озабоченность "русским вопросом" постоянной "российской угрозой" независимости Польши.

Российский политолог Олег Неменский, пытаясь пояснить российскому же читателю причины анатгонизмов между этими двумя нациями, начинает из далека, и к примеру, пишет следующее:
 



"Полагаю, что противоречия между русскими и поляками носят не столько конъюнктурно-политический или ценностный, сколько идентитарный характер.

У нас противоречащие и даже взаимоисключающие идентичности, и в этом корень проблемы.

Вообще, идентичность всегда имеет ностальгическую природу, она структурирует нашу коллективную память, и поэтому её рассмотрение нельзя отделить от исторического самосознания, от представления о том, каким было прошлое – русское, польское или какое-либо другое.

Многажды отмечалось, что каждый народ имеет свой "золотой век" в истории. И это не просто "лучшее время" на его памяти, а иногда и вовсе не лучшее.

Но это эпоха, на воспоминаниях о которой основано его историческое самосознание и его идентичность. Это как бы идентитарное зеркало, глядя в которое он видит, кто он такой.

Несомненно, что для русских "золотой век" – это Киевско-Новгородская Русь, "Русь Владимира", то есть Русь X-XII вв."

И тут О. Неменский, делает существенную ошибку! Ибо на сегодняшний день конфликты возникают не между поляками и этническими русскими, а между поляками и россиянами.

Чтобы подтвердить свои слова сошлюсь на статья 3 Конституции РФ которая гласит:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

А Сергей Левицкий (1908-1983) -русский философ своей книге "Наше идеологическое лицо" (1952) уже прямо пишет, о том, что так дипломатически обыграно в Конституции РФ:

"Россия есть исторический наднациональный организм, во многом аналогичный государственному единству Соединенных Штатов Америки. (Поэтому и украинец, и белорус, и даже грузин или татарин могут, не теряя своего национального лица, быть россиянами.!!!

А если бы вышеназванный философ, дожил, скажем до "Первой чеченской войны", то обязательно бы добавил в список перечисляемых им наций и чеченцев, как самих ярких представите лей этого "наднационального организма".!

И с О. Неменским можно было бы и согласится, если к его утверждениям подходить с умозрительно философско-абстрактной позиции.

Но, если бы не одно но! Им не взятые во внимание два важных обстоятельства, которые нужно учитывать при изучении этого вопроса.

Первое, это то, что независимыми историками уже давно и достоверно доказаны многочисленные факты фальсификации российскими официальными историками, истории как Московского государства, так затем и Российской империи.

Вот к примеру история с подвигом И. Сусанина...
 



А второе обстоятельство, состоит в том, что наиболее всего как раз сфальсифицирована российская история, если брать взаимоотношения между Польшей (тогда она официально называлась либо Корона Польская либо Речью Посполитая) и собственно Московским государством.

В древней российской истории, особенно, в ее так называемом "Киевском цикле" народные былины о русских богатырях и сказки о русских князьях (к примеру князь названный Вещим Олегом) и о их "деяниях" стали "документальной историей".

Причем, вначале было это сделано путем массовой фальсификации древних летописей при их последующей переписке и своде затем в летописные списки, а уже потом, более, поздние историки, ссылаясь на эти "документы", создавали свои многотомные труды по истории Российского государства!

В результате, у них получалась не весть откуда взявшаяся, на территории населенной исключительно мордвой, чудью и прочими финно – угорскими племенами вперемешку с волжскими булгарами "былинная – Московская Русь".

Этот "искусственный образ" был создан российскими историками, как пример идеального русского прошлого, где были идеальные правители, они же идеальные заступники Земли Русской и Веры Православной, ну и само собой идеального русского уклада жизни опять же русского народа.

И затем, вся политика Московского княжества с тех древних времен (по отношению к нашему времени) была основана на следующих догматах!

Московское государство – единственное независимое на Русской земле и единственное независимое во всём славянском православном мире, а потому перед ним стоят две задачи: воссоединить Русскую землю и освободить единоверные народы.

А вот главными противниками Московского государства в реализации этих геополитических планов всегда выступала Речь Посполитая (Польша).

И в силу этого Польша и ее народ, выбравший католическую ветвь христианской религии, стали для "московитов", так в тогдашней Европе называли лиц, принявших подданство московских царей, самыми непримиримыми и вечно заклятыми врагами.

И вот тут тоже важное авторское замечание!

Ведь истории Московского государства мы худо-бедно, но в принципе все знаем, хотя бы на уровне школьной программы.

А вот, подлинная история Польши – Речи Посполитой для большинства из нас, поистине "Terra incognito – неизвестная земля!

Но, если для Московского государства "золотой век" это Киевская Русь, то польский "золотой век" – это период уже XVI – XVII столетий, когда появилась Первая Речь Посполитая, шляхетская (дворянская) республика.

И это уже было большое и сильное государство, которое занимало собою всю Западную Русь, то есть ту "священную Русскую землю", возвращение которой уже в XV-XVI веках было главным нервом русской жизни, главной задачей всей внешней политики Московского государства.

Но, мало кто из россиян помнит, как же осуществлялось подчинение "русских земель", когда именно была захвачена Червонная Русь, как подчинили Подляшье и Волынь, как заключалась таже Люблинская уния.

И, что собственно в это же время происходило в самом Московском государстве. Почему оно уступило эти земли полякам?

Вот карта Речи Посполитой! Посмотрите сами...
 



Этот польский "золотой век" XVI – XVII столетия закончился тремя разделами – Речи Посполитой в конце XVIII столетия.

И сделали это все те же россияне! Уже организованной с времен правления Петра Первого в Российскую империю.

А далее я полностью согласен с О. Неменским когда он пишет, что

"Так русская и польская идентичности, сформировавшиеся в современном своём виде в разные эпохи и ностальгирующие по очень разным столетиям, пересекаются территориально: вся Западная Русь (состоящая ныне из Украины и Белоруссии) – это пространство, которое привыкли считать своей национальной территорией и русские, и поляки.

Главным противником в деле восстановления Русского единства всегда представали поляки. Главным противником восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года всегда были русские.

На этом противоречии основана и принципиальная разница в восприятии исторических событий и политики в отношении друг друга.

Из этого проистекает и принципиальное различие во взгляде друг на друга, на понимание польского в русской культуре и русского в польской.

Кто такие поляки для русских? Русский "золотой век" помнит поляков в их пястовских границах.

Если заглянуть в русскую средневековую литературу, то это какой-то чуждый народ на западе: выражение "сгинул меж чехом и ляхом" означало то, что человек пропал – удел обыкновенно плохих героев.

Потом поляки (для россиян – автор) – это чужеродные агрессоры, "паны", накинувшие ярмо на значительную часть Руси, стремящиеся захватить Москву и неволящие русскую веру.

А ещё позже – побеждённый враг, наказанный самой историей за свою агрессивность, но теперь обезоруженный и потому безопасный.

Примерно тогда же, в XIX веке, в связи с распространением славянофильских идей, поляки предстали (в официальной российской пропаганде – автор) ещё и как отрёкшиеся от православия Кирилла и Мефодия "предатели славянства", что дополнило и их "предательство" русского царя, то есть факт польских восстаний.

Примечательно, что образ "поляков как предателей" настолько глубоко засел в русское мышление, что вновь проявился уже в 1980-90-е гг." (когда Польша под руководством Л.Валенсы на волне победы профсоюзного движения "Солидарность" первой покинула социалистический лагерь! -автор)

И принципиально отличное польское восприятие русских.

Для польского "золотого века", для эпохи Первой Речи Посполитой – "русские" – это православные и униатские массы населения Восточных Кресов, отличные от поляков не только своей религией, но и социально.

Восточные же русские, то есть те, которые жили за границами Польши, вообще не воспринимались как "русские" (их в Европе называли "московиты"-автор).

Для польского национального мышления "Русь" ограничивалась восточными пределами польской государственности, а дальше жили "москали", к "русским" отношения не имевшие.

Поляки не помнят русского "золотого века", они не помнят русского единства и для них его просто нет.

А то, что оно есть для самих русских, вынуждает их к активному отрицанию русскости.

Русских (в смысле россиян – автор) нет, есть россияне, украинцы и белорусы.

Русской земли нет, есть российская и польская, на которой живут украинцы и белорусы.

Для поляков русских просто нет. И в этом важнейшая проблема для наших взаимоотношений: с одной стороны, русские не хотят признавать каких-либо польских прав на Русскую землю (и, оговорюсь, что на мой взгляд это обоснованно: любой народ имеет право на самозащиту на своей исторической территории), а с другой стороны поляки не хотят признавать существование народа, для которого вся Русь – своя земля и своё священное пространство.

Они не знают о русских, они готовы иметь дело только с россиянами, то есть с воображённым в польской культуре народом, который по своей идентичности имеет отношение только к землям на восток от границ Первой Речи Посполитой.

Так, мы видим ситуацию, когда на одном геополитическом пространстве сосуществуют друг с другом два народа, сама идентичность которых запечатлела разные времена и разные "свои" пространства".
 



Ну, а российские историки, что до революционные, что уже из числа исповедовавших коммунистические идеалы, своими трудами, максимально помогли сформировать все новым, подрастающим поколениям, образ поляка – "как исконно врага".

Эти мысли, по мнению автора, следует дополнить и интересными суждениями уже польского современного историка Анджея Сулимы Каминского, изложенными в его книге "История Речи Посполитой" изданной в Люблине в 2000 г. В вольном пересказе это можно подать следующим образом.



Речь Посполитая как таковая впервые появилась в 1505 году, когда на Сейме было принято первую Польскую Конституцию. И главным достижение этого этапа польской истории, было начало становления Польши как правового государства в форме дворянской республики.

Причем в этом новом государстве этнические поляки были равноправными с представителями других наций – литвинами, украинцами (руссами) и пруссами.

Новорожденное многонациональное польское государство, в своем развитии опиралось на учение Аристотеля и обладало большим демократизмом в том числе и вопросе государственной религии.
 



И, что интересно, в качестве главного национального объединяющего фактора тогда же в Польше была выдвинута идея, о том что и поляки и литовцы и русы-украинцы имели общих предков "сарматов".

Причем само устройство дворянской республики в Речи Посполитой толковалось тогдашними ученными как наследство полученное от "свободных сарматов".

А идеалом "настоящего сармата" служил образ воина-защитника Родины и "золотых вольностей".

Причем не только дворянских, а гражданских прав жителей городов и мещан проживавших в сельской местности.

По мнению тогдашних польских правителей и большинства польской шляхты "Страна саматов" то есть "Речь Посполитая" представлялась как передний край европейского христианского мира!
 



Национальные же элиты (литовские, польские, прусские и русско-украинские) в свою очередь были тесно связаны с этой идей "общей большой Родины – Речи Посполитой".

Но, при этом, они так же, никогда публично не отрекались и от собственных земель и всегда пытались отстоять и свои личные интересы.

Правда после трех разделов Польши совершенных в следствие вооруженных захватов Российской империи, Польша как единое государство перестало существовать и тогда в Белоруссии, Литве и Украине появились новые национальные движения. Скажем в Украине тот же Б. Хмельницкий.

При этом, они, и в чем была их несомненная слабость, сразу вели борьбу на два фронта.

Против российского империализма и против возрождения Речи Посполитой.

При этом Литва, Белоруссия и Украина вступив вначале, в военно – политический союз с Московским государством и старались поделить захваченные территории, чтобы основать там, свои независимые национальные государства.

Но, этого не случилось. Литва, Белоруссия и Украина в конечном итоге были поглощены Российской империей.

После 1917 года, когда в вышеназванных странах вновь произошли свои национальные революции, то Литва и Польша сумели обрести независимость.

В то же время как Белоруссия и Украина, вновь попали в качестве бесправных сателлитов под влияния новой мировой империи "СССР".
 



Хотя, если бы тогдашнее руководство Польши, Украины и Литвы сумело, объединить свои усилия в борьбе с угрозой новой российской оккупации и добиться возрождения Речи Посполитой, на новых демократических принципах, хотя бы в границах 1648 года, сам, последующий ход истории в Европе был бы иным.

Поэтому польские историки, на мой взгляд, и правомерно обвиняют литовцев, белорусов и украинцев в "национальном предательстве".

Ведь даже на европейском фоне XVI – XVII столетий, достижения Первой Речи Посполитой в развитии парламентаризма, самоуправления, получения гражданами (подданными) реальных гражданских прав, которых не было в большинстве европейских государств, а про Московское царство и говорить не стоить, было особым явлением в мировой истории.

Поэтому за границами Речи Посполитой, ее свободы и гражданские вольности рождали зависть и бросали вызов окружавшим Польшу многим деспотичным монархиям.

В то же время, Речь Посполитая, за все время своего существования, служила и пристанищем для всех тех, кого на их Родине, преследовали по религиозным или политическим мотивам.

К примеру, тот же Григорий Отрепьев или сам отец первого русского царя из рода Романовых, Филарет.

Да, и сам факт наличия, у того или иного лица, пусть скажем уже бывшим русским дворянином, отдельного польского дворянского титула, был желанным жизненным призом.

Ведь, те же А.Меньшиков или Г. Потемкин к примеру успели получить польские дворянские титулы. Потому, что их наличие автоматически давало им пропуск в общества тогдашних свободных людей.

И лучшим примером этого, может служить и сама история одного польского ордена – Святого Станислава и того, как и зачем его адаптировали после захвата Польши, для нужд Российской империи.

Ведь можно было бы "нарисовать" и свой "чисто" российский орденок? Так нет престижа...
 



"Императорский и Царский Орден Святого Станислава – орден Российской империи с 1831 до 1917 года.

Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников. Как чисто польская государственная награда (польск. Order Świętego Stanisława) существовал с 1765 по 1831 год.

Орден был учреждён 7 мая 1765 года королём польским и великим князем литовским Станиславом Августом Понятовским в память его патрона и покровителя Польши святого Станислава.

Всего же с 1765 по 1813 гг. орденом Св. Станислава были награждено 1762 человека. После разгрома Наполеона по решению Венского конгресса Варшавское герцогство вошло в состав Российской империи. Манифестом от 1815 года император Александр I сохранил орден в качестве награды для уроженцев Польши, разделив его на 4 степени. К 1-й и 2-й степеням полагалась серебряная звезда.

Орден Св. Станислава 3-й степени стал самым младшим в порядке старшинства российских орденов и был наиболее распространённой наградой. Его получали практически все, прослужившие установленные сроки и имевшие классные чины, государственные служащие – военные и статские.

При учреждении орден любой степени предоставлял права потомственного дворянства, однако в среде дворянства возникло недовольство от слишком большого числа новых дворян из числа купцов и мелких служащих. В 1845 году Высочайшим повелением было приостановлено награждение 2-й и 3-й степенями.

Возобновились награждения лишь с 28 июня 1855 года, но с этого времени право потомственного дворянства предоставляла только 1-я степень ордена Св. Станислава.

С 1855 года к знакам ордена за военные отличия присоединялись два накрест лежащих меча. В случае награждения тем же орденом более высокой степени за невоенные заслуги, мечи помещались в верхней части креста и звезды.

С 1874 года отменено украшение знака ордена императорской короной, но получившие такие ордена ранее сохранили право носить их с короной.

Царство Польское сохраняло какую-то степень автономности в составе Российской империи, имело конституцию и собственные ордена, но после подавления польского восстания 1830-1831 гг. превратилось в российскую провинцию.

Следствием этого стало включение ордена Св. Станислава в Капитул российских орденов. В 1832 с него убрали изображение Св. Станислава, заменив его вензелями SS, а одноглавые польские орлы на орденском кресте были заменены на двуглавые орлы Российской империи. Управление орденом и вопросы награждения были переданы из Варшавы в Петербург.

В 1839 Николай I издал новый Статут ордена, согласно которому он теперь разделялся на 3 степени, а награждён мог "любой подданный Российской Империи и Царства Польского" как за военные и гражданские отличия, так и за частные заслуги, например благотворительность.

Знак ордена 2-й степени разделялся на 2 вида: крест, украшенный императорской короной и крест без короны (разделение было упразднено в 1874).

С 1844 года на знаках ордена, жалуемых лицам нехристианского вероисповедания, изображение вензелевого имени Святого Станислава стало заменяться чёрным императорским российским орлом.

Так же Первой Речи Посполитой удалось не только завоевать и в течении многих столетий удерживать обширные территории самом Центре Европы, но ей удалось создать на своей территории свободное гражданское общество.

Все это я привел только в качестве дополнительного материала поясняющего тот факт, почему поляки до сих пор не признают за Россией и россиянами права на свои исторические границы и чем обосновывают наличие той самой "ценностной пропасти" между двумя культурами: польской и "российской".
 



В последующих частях этой работы в популярной форме рассказать русскоязычному читателю о подлинной истории Речи Посполитой, за период с 1505 по 1795 года.

При этом, я как автор, надеюсь, что эта работа устранит у читателя пробелы школьного образования по истории Польши, так и поможет в дальнейшем лучше понять наших соседей, по свободной и объединенной Европе – поляков.
 

 

 Комментарии

Комментариев нет