РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Операция "Фрэнтик" или американский Перл-Харбор в Украине ч.6

2300 просмотров

Финальная часть операции "Фрэнтик"


 

ч. 6

Финальная часть операции "Фрэнтик"

Говоря о финале, то тут надо сразу сказать, что красивого финала не получилось.

И если по американским источникам проанализировать все последние вылеты, то у нас получается вот такая картина.
 



11 сентября 1944 года налет 75 В-17 и 64 "Мустанга" сопровождения на нефтеперерабатывающий завод в Румынии и приземляется в СССР

13 сентября 1944 года 73 B-17s, сопровождении 63 P-51s, продолжая полет Великобритания – СССР – Италия- Великобритания производят налеты на цели в Венгрии и возвращаются на авиационные базы ВВС США в Италия.

15 сентября 1944 года из Англии вылетают 110 B-17s с поставкам для польской армии в Варшаве.
 



Но, из-за непогоды над Северным морем бомбардировщики возвращаются назад в Англию. Сопровождавшие бомбардировщики истребители Мустанг тоже потерялись в облаках и были вынуждены, вернутся на свои базы.

17 сентября 1944 года под охраной 149 мустангами 72 В-17 летают без бомб с Италия в Великобританию.

18 сентября 1944 года состоялся последний полет по маршруту Великобритания-СССР – Италия – Великобритания.

Вылетели 107 B-17s для того чтобы поддержать польскую армию в Варшаве и для них было сброшено с 1.248 контейнера с оружием и боеприпасами.

19-ое сентября 1944 из полтавского аэродрома в СССР взлетают 100 B-17s и 61 P-51s и бомбят завод Szolnok", Венгрия, а затем и продолжают полет в Италия.
 



Итак, мы видим, что операция "Фрэнтик" продолжалась. Но постоянное сокращение потребности в "челночных" рейдах и усиление политических разногласий между союзниками на послевоенное устройство Европы постепенно свели ее на нет.
 



И к тому же сам Полтавский аэродромный узел оказался теперь в 800 км от фронта, и его эксплуатация с военной точки зрения потеряла практический смысл.



А сами итоги этой операции можно свести к таким цифрам.

В ходе 18 рейдов эти машины совершили 2207 вылетов и сбросили на врага 1955 т бомб.

Ударам подверглись 12 важных объектов в тылу противника, в воздушных боях было уничтожено не менее 100 немецких самолетов, на земле – более 60.

Самолеты-разведчики выполнили 117 боевых вылетов и сфотографировали 174 цели.

Только за период с мая по ноябрь 1944 г. на аэродромах 169-й АБОН побывали 8916 американцев.

При работе над сбором материала для этой статьи, мне случайно в "дебрях" Интернета удалось найти документальный фильм под названием "Сквозной удар. Авиабаза особого назначения". (http://rutube.ru/tracks/116796.html?autoStart=true&bmstart=17000)

Сама документальная лента была снята американцами в 1944 -1945 годах и хранилась до недавнего времени в военных архивах ВВС США.

На ее основе, уже российская пропаганда, вставив туда свои комментарии, создала такой себе патриотический фильм о том, как США и СССР, вместе воевали против фашисткой Германией.

Но, вы уважаемый читатель надеюсь, посмотрите этот фильм и с учетом ранее прочитанной информации, в том числе и в моей работе сами разберетесь, где там, правда, а где пропаганда.

Нам же этот фильм будет ценным, так как впервые показывает американских летчиков, советских солдат и офицеров, да и просто жителей Полтавы, с которыми контактировали американцы.

 







И американцам это был не просто сделать. Ведь все их контакты и передвижения вне авиабазы полностью контролировала военная контрразведка "СМЕРШ".

Но, не смотря на все запреты такие контакты, имели место, хотя и для американцев и, особенно для советских граждан они зачастую заканчивались плохо.

Были и просто курьезные случаи. Мне запомнится, например такой.



Один американский пилот пришел в Полтавский горком партии для того чтобы "посмотреть как тут работает коммунистическая партия". Естественно он тут же был арестован и ближайшим авиарейсом выдворен из СССР.

Поэтому я собрал всю ту информацию, которая не касается боевых операций, в конец свой работы и эту часть назвал

"169 АБОН – Американский центр в СССР"



По мере развития событий на полтавской авиабазе с июня 1944 года 169- авиабаза уже успела приобрести и новый, явно не планировавшийся ранее самостоятельный статус.

Она превратились в своеобразный "американский центр" в СССР или в "окно" для американцев, через которое им предстояло в течение года, знакомится с реальной жизнью в СССР, сравнивая ее со своей жизнь, как в политическом, так и в социально бытовых планах.

Во – первых надо сказать, что существования уникального по тем временам авимоста Италия-Полтава и Англия-Полтава, стало большим подспорьем, для дипломатических представителей США и Англии.

С их помощью в СССР и из СССР доставляли важную корреспонденцию и дипломатические грузы.

Там же на 169 АБОН собирали и американских граждан, ожидавших отправления на родину.

Например, 4 марта 1945 г. Рузвельт просил Сталина разрешить 10 американским самолетам совершать рейсы между Полтавой и теми пунктами в Польше, в которых находились бывшие военнопленные американские солдаты и летчики, совершившие вынужденную посадку.
 







Но память о тех днях хранят не только историки и генералы. Есть память и у сердца. Ведь тогда, в те далекие от нас дни, они что американские,что советские военнослужащие были молоды и пусть и в условиях мировой войны хотели счастья – пусть короткого, пусть несбыточного, пусть опасного.

А послевоенная Полтава им для этого предоставляла немало искушений. Скажем, в Полтаве был открыт в течение года действовал Американский клуб, где показывали американские фильмы, где имелась специальная библиотека с американской литературой и даже место для отправления религиозных обрядов. Ну и естественно при Американском клубе был бар, и были танцы.

И тут, глядя на бравых американских летчиков, не одна украинская дивчина потеряла голову.

Как кстати и сами бравые американцы от вида "славянских богинь".

Хотя в Полтаву прилетали американские бомбардировщики с чисто женскими экипажами, и эти американки выглядели не хуже тогдашних американских кинозвезд.
 





Среди полтавских старожилов ходит несколько полу легенд о трагическом конце взаимоотношений американцев и украинских девушек.



Первая нам повествует о том, что один влюбленный летчик так надежно спрятал на борту своего бомбардировщика украинскую возлюбленную, что об этом не знал даже командир экипажа.

Над целью самолет был подбит немцами.

С трудом удерживая на курсе охваченную пламенем машину, командир отдал приказ экипажу покинуть борт. Оглянувшись, он с изумлением увидел обезумевшую от страха девушку.

Лишнего парашюта не было... Тогда ее любимый надел свой парашют, схватил ее в объятия и выбросился за борт.

Его командир, чудом уцелев и вернувшись на родину, рассказал об этом случае.

Вторая легенда основывается на воспоминаниях ветеранов 169-й АБОН. Там был зафиксирован случай, когда одну нашу девушку из инженерного батальона едва не забрал американский летчик к себе в Америку.
 



"Потянулись друг к другу сердца, и американец взял русскую красавицу к себе на борт бомбардировщика.

Но кто-то доложил об этом "смершевцам", и девушку ни американский летчик, ни сослуживцы больше не видели".


Но кроме легенд есть и правдивые данные.



Так есть признания капитана американских ВВС Пола Дорана. Он в 1944 году оставил в Полтаве невесту, Веру Ленскую.

И рассказывая об этом корреспонденту американской газеты весной 45-го, он надеялся после окончания войны вывезти ее к себе домой в Олбани.

А вот воспоминания Марии Царевской. Все началось с того что ее внук Евгений Гнипа, сотрудник Полтавского музея авиации и космонавтики узнал на одной из старых фото нем двоюродную бабушку Марию Царевскую. И вот свидетельства Е.Гриппы.

"Показал бабушке фото. Имен она уже не помнит, – рассказывает Гнипа. – Ей 21 июня исполнится 90 лет.
 



Царевская родилась и жила в Полтаве. Девичья фамилия – Торяник.

Когда началась война, с сестрой Верой и маленькой дочкой Людой поехала в эвакуацию в Башкирию.

- Как только вернулись в мае 1944-го, устроились поварами на военный аэродром, – продолжает Евгений.

– Вспоминает, не одна полтавчанка влюбилась в американских солдат.

Мария выбрала 35-летнего начальника финансового отдела аэродрома Леонида Царевского.

- У бабушки в 1943-ом на войне погиб первый муж Михаил Яковлев, – говорит Гнипа.

– А у Леонида Николаевича умерла жена. У него был маленький сын. Поженились в 1945-ом.

После войны капитана Царевского перевели в Кривой Рог. Женщина была домохозяйкой, воспитывала детей".

Но, если М. Царевскаая сделала свой выбор, избрав в мужья советского гражданина, то история 169 АБОП, зафиксировала и одну трагическую развязку. Когда американский летчик и украинская гражданка решили твердо пожениться.

И тут у нас речь пойдет об американце Ричарде Кершнере (PFC Richard G Kerchner), и его желании вступить в брак с украинской гражданкой. Как ее звали и как сложилась ее дальнейшая судьба сказать очень трудно. Ведь архивы СМЕРША по прежнему не доступны.

Но Р. Кершнеру, было отказано в права на брак с гражданкой СССР.

И тогда влюбленная пара пошла на авантюру, которая и запомнилась ветеранам 169 АБОПа, как тот случай "когда одну нашу девушку из инженерного батальона едва не забрал американский летчик к себе в Америку.

"Потянулись друг к другу сердца, и американец взял русскую красавицу к себе на борт бомбардировщика.

Но, кто-то доложил об этом "смершевцам", и девушку ни американский летчик, ни сослуживцы больше не видели".

А "не видели" их потому, что Р. Кернер покончил с собой 6 октября 1944 года, застрелившись из табельного оружия.

Он был похоронен 9 октября 1944 года под Полтавой на Ново Санжарском кладбище. Перезахоронен в 1950 г. на родине в штате Пенсильвании.


Судьба ж его советской невесты была наверно не менее страшной. Ведь по советским законам она совершила попытку к бегству из СССР.

За, что согласно УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РСФСР в редакция 1926 года, за это предусматривалось вот такая ответственность.

1. Контрреволюционные преступления

58_1а. Измена родине, т.е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу караются -

высшей мерой уголовного наказания – расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах – лишением свободы на срок десять лет с конфискацией всего имущества.

Так что мы можем, вероятно, предположить, что их души вскоре соединились в мире ином...
 









Но, дружеские отношения американцы, установили и с мужской часть советского персонала 169 АБОП.

Вот что вспоминал Дмитрий Федорович Касьянов:

"За время работы мы очень сдружились с нашими коллегами

– Обменялись адресами, телефонами. Договаривались общаться после войны, приехать друг к другу в гости.

Но наше начальство сразу после отлета американцев отобрало наши личные блокноты. Оттуда вырвали все страницы с адресами и разметали их в мелкие клочья.

Жаль! Веселые ребята были. Помню их летчика-аса – здорового дядьку, русского по происхождению, сына еще дореволюционных эмигрантов.

Он говорил по-русски всего лишь нескольких слов. Приходил в кафе после боевого задания и просил официантку, причем совсем без акцента: "Мне пол-литра!".

И тут же под восхищенными взглядами коллег залпом выпивал бутылку. Но, в основном, американцы все же отдавали предпочтение шампанскому. Как-то начальство уехало, а я остался дежурным по базе.

Вдруг слышу выстрелы со стороны самолетов. Прибегаю, а это их пилоты от радости за удачно выполненное задание напились шампанского и начали стрелять в воздух. Переполошили всю базу – она же секретная, соблюдался режим тишины.

Мы у них оружие отобрали – те и не сопротивлялись – и отправили нарушителей на гауптвахту до выяснения обстоятельств.

Сидели они там вместе с нашими и всю ночь... песни распевали".

Но давайте вернемся о т лирики к реальности. Теперь осенью 1944 г., когда численность американского персонала баз подверглась резкому сокращению и 5 октября 1944 г. первый состав из Полтавы ушел через Ростов и Баку в Каир, откуда военнослужащие США отправились в Ливерпуль столь идиллическая картина взаимоотношений между американскими военнослужащими и советскими гражданами стала меняться.

Оставшиеся там 200 военнослужащих США чувствовали, что оказались в стороне от главных событий и даже называли себя "забытыми в Украине".

По данным "СМЕРША" участились случаи "выяснения отношений" между отдельными представителями союзных армий, особенно на почве ревности и злоупотребления алкоголем, а то и просто нарушения правил дорожного движения.

Ведь те зимние месяцы, когда в центре Европы гремели исторические сражения, в Полтаве было тихо.

Но предприимчивые американцы умеют извлекать выгоду из любого положения. Пользуясь отсутствием реальной боевой работы и должного внимания со стороны своего командования, некоторые из них занялись "своим маленьким бизнесом" типа нелегальной торговли военным имуществом и т.п.

Даже такие американские журналы были предметом продажи.

Это еще более осложнило отношения внутри авиабазы. Генерал-майор Ковалев, сменивший к тому времени Перминова на посту командира 169-й АБОН, когда страсти накалились до предела уже не исключал даже возможности вооруженного столкновения с американскими в Полтаве.

К счастью или вернее наверно усилиями сотрудников СМИЕРША до этого не дошло.

Весной 1945 г. стало ясно, что "челночных" операций над Европой больше не будет, и исход последних американцев из Полтавы возобновился.

Их вывозили транспортными самолетами вместе с наиболее ценным оборудованием через Анкару и Каир.

Но большая часть оборудования все же осталась на базах, включая средства радионавигации, которые были официально переданы советской стороне по закону о "ленд-лизе".

Эвакуация проходила под управлением бригадного генерала Вильяма Ритчи (Ritchie), который последним покинул Полтаву 22 июня 1945 г операцию "Фрэнтик" официально закрыли.

А в память о совместных боевых действиях советских и американских летчиков в годы войны в Полтаве установлен памятный знак в честь участников операции "Фрэнтик", находящийся на улице Бирюсова, возле школы N11.



 

 

Теги: Полтава

 Комментарии

Комментариев нет