РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Киевский Купеческий сад

3461 просмотр

История одного из киевских парков. Прошлое и настоящее...

КИЕВСКИЙ КУПЕЧЕСКИЙ САД

Если вы уважаемый читатель будете в Киеве искать место под названием "Купеческий сад" то такового на картах города уже не значится. Но, за то, там есть "Крещатый парк" расположенный на холме у начала Владимирского спуска в Киеве, который и называли до 1917 года "Купеческим садом".
 



И если подняться на вершину холма, то оттуда отрывается в солнечную погоду невероятно красив вид на Днепр и старую часть города – Подол, открывающийся с террас парка и левый берег с его новостройками уходящими за горизонт.



Сегодня главный вход в "Крещатый парк" расположен со стороны на Европейской площади, а дальше парк тянется вдоль склонов Днепра.

Ландшафтный дизайн "Купеческого сада" в свое время считался одними из лучших среди парков в Российской империи, но за годы двух мировых войн революции и гражданской войны парк сильно пострадал и от былого великолепия там осталось мало приметных мет.

И как правильно в свое время отметил российский поэт Осип Мандельштам "Не играют в Купеческом скрипки..."

Но, тем не менее в последние годы у киевских властей нашлись силы и средства чтобы заняться восстановлением насаждений и парка и реставрацией уцелевших архитектурных сооружений.

Сейчас на аллеях и клумбах парка произрастают не только представители местной флоры, но и привезенные из-за границы растения, удивительным образом прижившиеся, в казалось бы, непривычных для них климатических условиях.
 



Но если обратится к сухим историческим фактам то мы узнаем, что Крещатый парк в Киеве был вначале учреждён в 1882 году (то есть 130 лет тому назад) как "Сад Купеческого собрания" поблизости от Европейской площади, на склонах Днепра, вдоль Владимирского спуска (на то время – часть Александровской улицы).

Общая площадь парка – 11,8 га. Часть парка в своё время входила в состав Царского сада (нынешний Городской сад).
 



С 1911 по 1919 годы у входа в Царский сад находился памятник Александру II.

В том же году 1882 г. в нём построили здание Купеческого собрания (сейчас – Колонный зал имени Лысенко).



И пользуясь, случаем хочу заодно познакомить читателя с занимательной историей этого здания которую я нашел на сайтеSB.info:. http://sabibon.info/poznavatelno/puteshestviya/kievskaya-filarmoniya.html

"Славная уютное здание, которое является настоящим отступлениями Европейской площади, имела все шансы не дожить даже до своего 50-летия – пять раз ей грозило сноса: в 1932 году, когда обсуждался проект создания грандиозного городского парка культуры и отдыха, в начале войны, когда большинство домов в центре Киева стали жертвами бомбардировок, в 1944-м, когда был объявлен конкурс на лучшую послевоенное восстановление Крещатика, в 1955-м, когда на Владимирском спуске планировали построить библиотеку, и в конце семидесятых годов, когда здание филармонии мешала патриотическому восприятию нового музея Ленина.

К счастью, здание уцелело и выжила, хотя и успела "примерить" на себя множество профессий.
 



Во второй половине XIX века внесли прослойкой киевского общества было купечество.

В Киеве с 1843 года существовал клуб негоциантов – для своих ступеней купцы использовали Контрактовый дом на Подоле, но он был тесен и неудобен для полноценных собраний.

Поэтому в 1881 году Совет старейшин Киевского купеческого собрания получила от городской думы разрешение на строительство нового собственного клуба на Александровской улице (одна из ее частей ныне зовется Владимирским спуском).



"Никогда не говорю этого экскурсантам, но каждый раз, проходя мимо филармонию, помню героев фильма Эльдара Рязанова" Жестокий романс ".

Купцы, конечно, заботились не только о коммерции, но и занимались благотворительностью и, вероятно, очень любили себя. Поэтому здание Купеческого собрания в Киеве заказали или известнейшем (подозреваю, что, соответственно, и дорогом) зодчему Владимиру Николаеву, который на то время был городским и епархиальным архитектором Киева ", – рассказывает директор экскурсионного бюро" Киевские фрески "Анжела Савченко

Возведение дома требовало затрат в 150 тысяч рублей и была осуществлена под наблюдением старшин купеческого собрания. Вообще-то Киев построение Купеческого клуба должен благодарить двум "крестным отцам" – меценату Михаилу Дегтереву и архитектору Владимиру Николаеву.



О купца первой гильдии Михаила Парфентьевича Дегтерева киевовед Дмитрий Майборода говорит, что именно он, председатель Совета старейшин Купеческого собрания, под большие проценты выделил деньги на строительство нового клуба.

"Современники называли его исключительным скрягой, который мог торговаться за пять копеек, имея дома на Крещатике и сотни тысяч рублей на счетах. Однако, только после смерти Михаила Парфентьевича киевляне смогли в полной мере оценить благородство этого необыкновенного человека: по завещанию Дегтерева на благотворительные цели городу было передано около 2 миллионов рублей в ценных бумагах и наличными и многочисленную недвижимость.

Кроме того, купец завещал 50 тысяч рублей больницы для малоимущих горожан и приказал после смерти построить богадельни и детские приюты. Сам же Дегтерев жил чрезвычайно скромно ", – рассказывает историк.
 



Что же касается архитектора Владимира Николаева, то о нем в Киеве еще при жизни ходили легенды.

Владимир Николаевич в нашем городе построил 3 памятника (в том числе Богдану Хмельницкому), 18 храмов (включая трапезную Киево-Печерской Лавры), 27 зданий общественного значения и сотни частных домов. Молодой архитектор спас строительство Владимирского собора, когда тот дал трещины в сводах и арках, он завершил строительство Городского театра, когда петербургский академик Людвиг Шретер отказался от проекта. Словом, Владимир Николаев был очень талантливым и плодовитым зодчим.

35-летний архитектор построил двухэтажное здание Купеческого собрания в рекордно короткие сроки – в течение одного строительного сезона.

"Николаев сначала предложил проект простой и лаконичной сооружения в классическом стиле. Однако капризные заказчики были недовольны – им хотелось настоящего, купеческого, размах. Конце концов Николаев поднял камерный, но вместительный дом в эклектичном стиле: здесь есть и элементы византизме, и русские мотивы, а на потолочной модерновой лепнине сих пор сохранились жезлы Меркурия – покровителя торговли ", – говорит заместитель председателя правления Лиги экскурсоводов Киева Валентин Резниченко.

На первом этаже клуба Купеческого собрания расположились большая столовая и кабинеты, на втором – курительная зал, гостиная, библиотека и читальня. В клубе проводились балы-маскарады, благотворительные лотереи, семейные праздники, журфиксы, впоследствии – музыкальные и театральные вечера.
 



"Здесь не только слушали музыку: посещение Купеческого клуба были поводом для" выхода в свет ", здесь в непринужденной атмосфере обычно решались и серьезные деловые вопросы", – напоминает Анжела Савченко.

Наибольшее внимание в здании привлекала танцевальный зал на 1300 человек, которая имела отдельный выход к Купеческого сада. Освещалась она тремя большими люстрами, пространстве хоры зала поддерживала стилизованная под белоснежный мрамор колоннада изысканной формы.

"Николаев сделал настоящее чудо: по акустике большой зал нынешней филармонии сих пор не имеет себе равных в Европе. Поговаривали, что зодчий в шпарункы замуровывал стебли тростника по определенной схеме, чтобы стены давали дополнительную вибрацию и уникальный резонанс.

Для улучшения акустических свойств зала Николаев якобы даже лично подбирал материал дерева для кресел и их обивки в разных частях зала. Но вероятнее архитектор просто совершенстве знал законы акустики и умело воплотил их в архитектурном проекте ", – добавляет Валентин Резниченко.

И действительно, Владимир Николаев, строитель Городского (Оперного) театра и театра Бергонье, был главенствующей фигурой киевской творческой интеллигенции: имея исключительный музыкальный слух и вкус, он организовывал выставки и концерты, долгие годы возглавлял Киевское художественное училище и литературно-артистическое общество, был членом директората Киевского музыкального общества.

В концертах камерной музыки в зале Купеческого собрания по приглашению Владимира Николаева выступали выдающиеся музыканты, композиторы, актеры.

И в годы Первой мировой, и в годы гражданской войн здесь кипела музыкальная жизнь. Зал Купеческого клуба слышала гениальных Николая Лысенко, Петра Чайковского, Ференца Листа, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Антонины Неждановой, Леонида Собинова, Федора Шаляпина, братьев Венявский, принимала корифеев украинского театра Марка Кропивницкого, Николая Садовского, Марии Заньковецкой и многих других.

После Октябрьской революции Купеческое собрание прекратило существование, а его здание, хоть и изменила своих хозяев, продолжала служить искусству. На многочисленных литературных вечерах в бывшем купеческом клубе выступали поэты Владимир Маяковский, Семен Надсон и Борис Пастернак, здесь бывали Анна Ахматова и Николай Гумилев, со сцены звучала классическая музыка в исполнении Симфонического оркестра Музыкального общества под управлением выдающегося музыканта и дирижера Рейнгольда Глиэра.

В апреле 1917 года зал бывшего Купеческого собрания стала сердцем Всеукраинского национального конгресса – здесь прошел первый представительный форум украинского движения на территории Украины. Сцена бывшего Купеческого клуба помнит овации в честь вдохновителя Конгресса Михаила Грушевского, которого практически единогласно (588 голосами) был избран председателем украинской Центральной рады, что она с киевской превратилась в общероссийскую организацию.

С 1919 года в бывшем купеческом клубе "таборилися" различные революционные, а впоследствии – и советские учреждения: здесь "жили" и Пролетарский дом искусств и Дом коммунистического просвещения, и клуб "Большевик", и Всеукраинский радиокомитет. В 30-х годах в помещении находился "Республиканский дворец пионеров и октябрят".

У входа установлена гигантская статуя красноармейца, материал для создания которой был взят с разрушенного гранитного монумента. Спустя некоторое время на этом же пьедестале высилась статуя Сталина. Это был временный памятник, его установили пока шла разработка постоянного монумента "отцу народов".

В начале 20-х годов в Киеве был создан филармонию. "2 марта 1923 концертом, который состоялся под руководством Штейнберга, благополучно начала свою деятельность госфилармонии", – так писал о событии в бывшем Купеческом собрании ее очевидец, музыкальный критик Николай Шипович.

С 1927 до 1934 года Государственная филармония работала в тогдашней столице Украины Харькове, а, вернувшись, не имела собственного помещения. Между тем бывший Купеческий клуб продолжал принимать коммунистические собрания, пионерско-комсомольские слеты, и только перед войной дом на Владимирском спуске, 2, стал местом постоянной "прописки" филармонии.

Здание бывшего Купеческого клуба был одним из немногих сооружений в центре Киева, пережившие войну. И уже в 1944 году в полуразрушенном Киеве в зале с уникальной акустикой возобновились филармонические концерты.

Многие десятилетия в Колонном зале Киевской филармонии царит музыка. С концертами здесь выступали крупные украинской Константин Данькевич, Николай Лысенко, Станислав Людкевич, Борис Лятошинский, Натан Рахлин. За честь гастролировать в зале с уникальной акустикой считали мировые звезды Ирина Архипова, Леонид Коган, Сергей Лемешев, Давид Ойстрах, Арам Хачатурян, Мстислав Ростропович, Антон Рубинштейн и многие другие.

В 1962 году Колонном зале Киевской государственной филармонии в честь 120-летия со дня рождения Николая Лысенко и в честь 50-й годовщине его смерти было присвоено имя знаменитого украинского композитора, а в 1982 – к 100-летию со дня построения Купеческого собрания – дома был предоставлен статус памятника архитектуры.
 



Еще раньше в Киеве начали проводить первый в городе водопровод и в связи с чем в 1872 году в парке была сооружена первая водонапорная башня Киевского водопровода (реставрирована в 2003 году и работает как "Музей воды". Экспозиции музея рассказывают о гидросфере Земли и водных ресурсах Украины, здесь представлены макеты водонапорных башен и канализационных систем, а у входа в музей есть бювет с чистой водой (Но об этом музее у автора будет отдельный рассказ-экскурсия).
 



В 1876 году в связи с расширением сети водопровода была построена и вторая водонапорная башня. Ныне тут размещён Водно-информационный центр.



К зданию Купеческого собрания прилегало около 12 га. земли, эта территория со временем была облагорожена и стала называться Купеческим садом.

В 1899-1901 гг. по проекту Эдуарда Брадтмана в парке построен Летний театр, состоявший из летнего клуба и открытой концертной площадки.

Летняя эстрада была выполнена в форме ракушки, а возле нее установлена статуя Аполлона, держащего в руках лиру.

Киевляне собирались в парке, чтобы послушать выступавших здесь знаменитостей. Именно этот факт снискал Саду Купеческого собрания славу одного из самых популярных мест отдыха горожан.

Вход в парк осуществлялся по билетам: взрослый стоил 40-50 копеек, а детский 20-30 копеек.

За время пребывания Украины в СССР некогда уютный уголок Киева лишился многих своих старых отличительных черт и приобрел новые. Так, с типично советским размахом на месте снесенной Летней сцены сада была построена арка, которая, по замыслу художника, должна была символизировать братство славянских народов.



Памятник представляет собой огромную стальную арку, под которой расположены бронзовые скульптуры рабочих – русского и украинца, держащих орден дружбы народов. Данная композиция по замыслу ее авторов должна символизировать братство славянских народов.

Сейчас ее называют Арка Дружбы народов. Рядом находится монумент в честь Переяславкой Рады, выполненный из красного гранита.

Сами же киевляне давно считают, что эта арка разрушила очарование парка, придав легким аллеям и тропинкам тяжеловесность серой коммунистической идеологии.

Здание рядом с водонапорными башнями, напоминающее сказочный замок, – новое помещение Киевского академического театра кукол (2005 г.).
 



Здание театра отлично писалось в ландшафт пака. И стало любимым место для посещения туристов особенно с маленькими детьми ну и по вечерам это излюбленное место сбора, киевских влюбленных пар. Особенно, много таких пар собираются у фонтана со скульптурой Дюймовочки.



А еще это место примечательно тем что тут имеются прижизненные скульптуры сказочных героев, а по сути портретные статуи актеров советского фильма "Приключение Буратино".

Этой чести удостоились:

Дима Иосифов – Буратино





Таня Проценко – Мальвина









Роман Столкарц – Пьеро





Николай Гринько – Папа Карло





Купеческий парк соединяет с Царским садом 60-метровый Парковый мостик (1912 г.) – одно из самых романтических мест в Киеве.



Также известен как Мостик влюбленных (по традиции влюбленные оставляют здесь надписи и ленточки) или Чертов мост (несчастные часто выбирали это место для сведения счетов с жизнью). Ну, а об истории этого места будет рассказано в работе посвященной Царскому парку, а пока я приглашаю читателя совершить виртуальную экскурсию по сегодняшнему Купеческому саду.

И начнем мы с Царской ныне Европейской площади, а затее пойдем не через центральный вход, а со стороны первого киевского футбольного стадиона "Динамо"...
 













































Виды Киева со стороны Купеческого сада















Фото с Купеческого сада выполненные в технике HDR











На этом наша виртуальная экскурсия закачивается. В следующий раз мы продолжим наше путешествие зайдяя через Мост влюбленных в Царский сад...

 

 

10 June 2012

Немного об авторе:

СТАРЫЙ СОЛДАТ....... Подробнее

 Комментарии

Комментариев нет