РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Херсонес Таврический - Корсунь - Севастополь ч.21

1725 просмотров

Захват Тмутаракани

ч. 21

Захват Тмутаракани

Теперь, уважаемый читатель, мы с вами покидаем стольный град Киев и его гостеприимного, в смысле выпить и закусить хозяина – князя Владимира Святославовича и отправляемся вместе с воеводой Добрыней в далекую Тмутаракань! Аж на Таманский полуостров туда, где сейчас находится станица Таманская!

А сразу надо сказать, что русской разговорной речи, слово Тьмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где – обычно с пренебрежительным оттенком – как синоним слова "глушь".
 



И виной всему наверно стал А. Пушкин, поместив там свое знаменитое "Лукоморье" описанное им в поэме "Руслан и Людмила". Надеюсь, что многие с детства помнят эти строки...

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух... там Русью пахнет!

Но, если для А. Пушкина все описанное им в этой поэме была лишь игрой ума и сказкой сочиненной для развлечения публики, то в историческом плане есть достоверные данные, что сначала в 985 г. при правлении князя Владимира, и до в 1094 году древнерусские войска, впервые начав борьбу за выход в Черное море, периодически приходили на Таманский полуостров и захватив там ряд укрепленных пунктов, кратковременно их удерживали, пытаясь создать на их базе новое самостоятельное княжество.



Но, впервые на Таманском полуострове запахло варяжским, еще тогда духом в 985 году, когда войска под командованием киевского воеводы Добрыни предположительно покорил земли Таманского полуострова, занятые остатками хазарских племен. После чего князь Владимир отдал новые территории, под управление своего сына Мстислава.

Но, при этом не сообщается в летописях никаких подробностей об этом походе.

А при перепроверке данных нас ожидает и первый подвох.

Справка: Мстислав Владимирович (по прозвищу Храбрый или Удалой) (ок. 983-1036, Чернигов), в крещении Константин, князь Тмутараканский (990/1010-1036), князь Черниговский (1024-1036), сын Владимира Святого и (предположительно) Адельи

И вы уважаемый читатель в серьез считаете, что двухлетний ребенок смог править в Тамархане с 985 года, как это написано в советских и российских энциклопедиях?

И раз так, то получается, что почти 5 лет в Тмутаракани кто-то за него правил, поскольку он тут впервые появляется около 990/1010 года.

И чтобы перепроверить себя, мы вначале обратимся к авторитетному источнику. "Большой советской энциклопедии" БСЭ, 1969-1978 г.г. и вот что там, по нашему предмету исследования написано.

Тмутаракань, древний русский город на Таманском полуострове у станицы Таманской.

В 8-9 вв. на месте Т. располагалось поселение Таматарха, подчинявшееся Хазарскому каганату.

После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом Игоревичем на месте Таматархи возникла Т., которая стала политическим центром созданного здесь Тмутараканского княжества, крупным торговым городом с хорошей гаванью.

Через Т. поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией.

В Т. жили касоги, греки, аланы, русские и армяне. Т. в 10 в. была обнесена мощной стеной из кирпича.

В 1023 князь Мстислав Владимирович, правивший в Т. с 988 по 1036, построил в Т. церковь Богородицы.

Под ударами половцев в 12 в. Т. теряет связь с русскими землями. Раскопки Т. производились с 19 до середины 20 вв.

Прочитав все вышеизложенное, я сразу припомнил высказывание А.Грибоевова "Все врут календари" – так в его время назывались широкодоступные справочники по разным вопросам.

Так и с описанием Тмуторакани в БСЭ.


В действительности на картах мира никогда не было такого города как Тмутаракань, а то поселение (город) что скрыто в фальсифицированной русской истории под этим названием, никогда русским (древнерусским) городом не являлось!

Поскольку русские здесь появлялись только как очередные завоеватели – оккупанты, но не смогли продержаться тут и 100 лет.



И мои резкие для многих читателей слова, основываются вот на этих исторически достоверных данных:

• В античное время город носил имя Гермонасса.

• В хазарский период – Самкерц

• В византийский (в том числе и краткий древнерусский период) - Таматарха.

• После древнерусского периода – Матарха.

• В период Золотой орды (с середины XIII до начала XIV веков) город называли "Матрика".

• В период расцвета генуэзских колоний (с XIV по XV век) – "Матрега"

• В период турецкого правления (XVI в. до конца XVIII века) – город носил название Таман, рядом находилась турецкая крепость Хункала.

И никакой такой Тмутаркаани!

Известны следующие правители города Таматарха, приходившие из Киева:

988/1010 – 1036 – Мстислав Владимирович Храбрый (ум. 1036), также князь Черниговский с 1024 года

10?? – 1064 – Святослав Ярославич (1027 – 1076), князь Черниговский с 1054

1064 – 1064 – Глеб Святославич (ум. 1078), князь Новгородский с 1068

1064 – 1066 – Ростислав Владимирович (ум. 1066), князь Владимиро-Волынский 1057 – 1064

1066 – 1068 – Глеб Святославич (повторно)

1069 – 1079 – Роман Святославич Красный (ум. 1079)

1081 – 1083 – Давыд Игоревич (ок.1058 – 1112), князь Владимиро-Волынский 1087 – 1099, князь дорогобужский 1085, 1099-1112

1081 – 1083 – Володарь Ростиславич (ум. 1124), князь звенигородский 1085 – 1092, князь перемышльский с 1092

1083 – 1094 – Олег Святославич (ум. 1115), князь Владимиро-Волынский 1073 – 1076, Черниговский 1078, 1093 – 1096, князь Новгород-Северский с 1097 года

Итого их правление заняло 98 лет!

Далее надо было бы перейти к описаниям событий 988-989 годов, когда князь Владимир Святославович используя город и порт Таматархи как свою основную базу размещения и снабжения войск, начал длительную осаду города Херсонеса-Таврического – Корсуня в Крыму.

Но, этому будет посвящены следующие части этой работе.

А тут я, пользуясь правами автора и редким случаем углубится в дебри российской истории хочу продолжить свой рассказ об истории данного города.

И прежде всего, хочу дать ответ на вопрос:

А чьим духом пахло в Таматархе!

Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса в VI век до н. э. А теперь вопрос к русофилам:



" А где был Киев -мать городов ваших в VI век до н. э.???"

А Гермонасса на день сегодняшний считается городом с 2600 летней историей!


Затем Гермонасса вошёл в состав Боспорского царства.

С самого начала город имел двухэтажные каменные дома, которые содержали печи и зернохранилища. Здания крылись черепицей и содержали по 5 комнат. В центре города располагался акрополь.

Неподалеку от города располагался храм Афродиты. В VI веке Боспор стал федератом или частью Византийской империи Юстиниана I.

 

 

 

 

 

 



В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название – Тумантархан, которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в 10 тысяч человек.

Вскоре, после распада Тюркского каганата, Тумантархан стал хазарским, хотя византийское влияние не прекратилось: земляночные и юртовые постройки для города не характерны.

Под воздействием набегов Тумантархан превратился в крепость.

В это время население города было полиэтничным – здесь селились греки, армяне, хазары, аланы. Пёстрой была и религиозная ситуация: христианство соседствовало и мирно уживалось с иудаизмом и язычеством.

Основная часть населения была занята в торговле. Также жители Тумантархани занимались виноделием.

После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968-969) киевским князем Святославом Игоревичем город, после его гибели стал самостоятельным до 985 года, когда был вновь захвачен войсками Добрыни.

После чего он перешёл под контроль Киевской Руси.

Потом лет так через 100-150, уже после смерти Владимира, когда, стали составляться первые летописи, название города Туматарх было искажено. И в летописях он упоминается вот под такими именами: (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань).

Непосредственной же причиной захвата города послужило не то чтобы жители Тамантархана, чем-то прогневили князя Владимира, а то, что это был отстроивший после своего разорения войсками Святослава в 965 году крупный торговый город с хорошей гаванью, но без надежной защиты и высокого покровительства скажем со стороны Византии.

А через город шли торговые пути между русскими княжествами и народами Северного Кавказа, а так же и Византией.

Правда российские историки стыдливо умалчивают, что основой экономики княжества во все годы его существования была торговля рабами и солью добываемой в озере Сиваш.

Причем рабов на невольничий рынок поставляли сначала скифы, потом хазары, а потом и варяги-викинги во главе своих конунгов-князей освоили этот бизнес!

В самом городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, и армяне.

Следующий князь Ростислав Владимирович самостоятельно правил в Тмутараакни в 1064-1066 гг.

В 1068 году там правил князь Глеб Святославич.

В 1079 году правивший в Тмутаракани Олег Святославич Черниговский был схвачен местными жителями – казарами, и по соглашению с императором Никифором III Вотаниатом, с которым киевский князь Всеволод Ярославич был в союзе, сослан на Родос.

После этого Тмутараканью три года управлял посадник Всеволода Ратибор.

Володарь, сын отравленного византийским катепаном Херсонеса Ростислава, и Давид Игоревич изгнали посадника Ратибора (1082).

В 1083 году при поддержке Византии Олег Святославович захватил Тмутаракань.

С этого времени, и пока Олег Святославович не вернул себе Черниговское княжение (1094), Тмутаракань находилась под контролем Византии.

Сохранившиеся печати Олега подтверждают сложившуюся ситуацию: Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии, причём печати Олега, в крещении Михаила, принадлежат к типу печатей наместника византийских императоров.

После 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей.

На протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминались как принадлежащие империи.

В 1040-х годах Иоанн Цец писал о "стране матархов" как о части империи.

Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода

В XIII-XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха – Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи.

Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города.

Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI – конец XVIII).

А тот факт, что варяги-викинги, и все те кто пришли после них были в Тамархане только оккупантами, а не местными жителями свидетельствуют в первую очередь и археологические находки материальной культуры (амфоры, высокогорлые кувшины, кухонная, столовая, поливная керамика и пр.) в основной своей массе имеют греческое (византийское) происхождение и традиции.

Большинство памятников эпиграфики также выполнено на греческом языке. Предметы славянской культуры очень малочисленны и связаны с коротким периодом пребыванием в городе русских князей, дружинников, монахов и торговцев.

Но, нам так же будет важным и еще один аспект.

В 985 году под власть князя Владимира, ярого в то время язычника и преследователя христиан впервые попал греческий город с давней традицией христианства, можно сказать, что документально подтверждено личное участия в крещении горожан, самим Апостолом Андреем Первозванным!



И тут, особо умиляет русофильская вставка в историю города, на которой усилено, намекают российские историки, что вот смотрите дорогие "рассеяне" только в 1022 г. князь Мстислав Владимирович построил в Тамархане церковь Богородицы!

Построил, то он ее построил. А вы знаете уважаемые читатели, по какому такому славному событию была построена церковь в Тамархане?

А в честь победы над самим Редеей в которой Мстислав показал, что он "достойный сын" князя Владимира!!



Справка: Редедя или Ридада (ум. 1022) – по летописям богатырь, предводитель абхазо-адыгского племени касогов.

В Лаврентьевской летописи под 1022 годом сообщается, что во время битвы касогов против войска Мстислава Владимировича Храброго, Редедя сошёлся с Мстиславом в единоборстве и был им убит.

Но, вот, что важно в этом случае!

Во избежание кровопролития князья договорились вступить в поединок между собой, с условием, что войско побеждённого князя признает своё поражение.

Князья сошлись в поединке и Редедя, обладая огромной физической силой, стал побеждать.

Однако Мстислав в итоге одержал победу (которую он приписал заступничеству Богородицы, которой молился во время боя).Мстислав Тмутараканский, покорил касогов, убив в битве их предводителя Редедю (событие отражено в летописи Никона и в "Слове о полку Игореве"):



"И рек се, удари им оземлю,и вынзе нож и зареза Редедю"
.

Из летописного рассказа известно, что он в единоборстве, правда не совсем честном, победил касожского князя Редедю, ранив его ножом и нарушив уговор – не применять оружие.

После победы над Редедей Мстислав взял в плен жену его и детей, а касогов обложил данью.

И у читателя складывается впечатление, что в Таматархе до этого не было церквей или христианских храмов! А население было одни дикие язычники вперемешку с хазарами!!!

Хотя и сама церковь Богородицы была построена Мстиславом не на пустом месте, а как показали археологические раскопки, на фундаменте христианской церкви построенной еще в 960 году!

А еще в Тамархане находилась и Зихская епархия Константинопольского патриархата с центром в Никопсисе, которая была известна со второй трети VI в., т ее основная задача -была распространение христианства среди населения Северо-Западного Кавказа – зихов.

Справка: Зихи́йская епархия – древняя православная епархия на территории Зихии, подчинявшаяся Константинопольскому Патриархату. Впервые упоминается в начале VI века.

Первоначально, епархия находилась в черкесском городе Зихополе.

Зихская (Zhkcia, Zikcia, Zicia) епархия была основана не позднее первой трети VI в... Установлено, что епископ Зихии Дамиан участвовал в работе Константинопольского синода 536 г. вместе с епископом Боспора Иоанном.

Епископ черкесов-христиан участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе.

Другим зихским (черкесским) центром христианства была Никопская епархия, основанная в древнем приморское селение, южнее Фанагории, между протоками дельты Кубани, в устье р. Нечепсухо (окрестности г. Туапсе), получившее у греков наименование Никопсис[1].

Кстати именно с Никопсисом церковь связывает легенду об апостольской проповеди в землях Восточного Причерноморья учеников Христа Андрея Первозванного и Симона Кананита.

Никопсис упоминается в "Житии апостола Андрея Первозванного", написанного Епифанием Монахом, совершившим паломничество по местам апостольской деятельности святого, в 20-30-е годы IX в.

Согласно "Житию", Симон Кананит был убит зихами в Никопсисе в 55 году.

В VIII-IX веках являлась архиепископией и включала в свой состав кроме собственно Зихии, Никопскую, Тмутараканскую (Матрахскую), Боспорскую и Херсонесскую епархии.

Алексей I Комнин (1081-1118) и патриарх Евстратий (1081-1084) производили административные реформы, в ходе которой из Зихской епархии были выделены следующие архиепископии: Херсона, Сугдеи, Боспора. Также архиепископия Тмутаракани (Матреги) стала независима от греческого духовенства крымских городов, тем не менее, ей продолжали ставить задачу проповеди христианства среди зихов (черкесов), о чём свидетельствуют оставшиеся письменные нотиции.

Статус Зихской епархии колеблется в пределах четвёртого десятка автократных епархий. Епархия именуется то по названию города Матраха (Matraca), то по названию страны Zhkcia. Однако Зихский престол не был понижен в ранге автокефальной епископии.

В 1984 и 1987 гг. при раскопках Тамани были найдены две вислые свинцовые печати-моливдовула, с надписью "Богородица, помоги Антонию, архиепископу Зихии", который дважды упомянут в константинопольских патриарших актах. Предположительно – Антоний занимал Зихскую кафедру в 40-х – начале 50-х гг. XI в.

В конце XI – начале XII вв. на Зихскую кафедру был возведен русский епископ, монах Киево-Печерского монастыря Никола, хотя и Зихская епархия и Русская церковь одинаково были подчинены Константинопольскому патриарху.

В конце XIII в. статус Зихской епархии был изменен до возведения в ранг митрополии, так как с 1318 года в источниках упоминается самостоятельный митрополит Зихии с титулом "Зихо-Матархского". Вероятно, имело место значительный рост численности паствы и рост влияния митрополии в церковно-административной жизни Константинопольского патриархата.

Последние сведения о митрополите Зихии и Матархи "преосвященном" Иосифе относятся к 1396 г

Справка: Зи́хи, Зиги, Зики, Зикхи, Чиги, Чики (др.-греч. Ζυγοί, по-груз. Джики) – древнегреческое и латинское название для адыго-абхазских племенных объединений Зихии на северо-западе Кавказа, использовавшееся с периода классической античности по период позднего средневековья.

Зихи явились одним из основных компонентов в этногенезе современных абхазов и адыгов

В середине IX в. кафедра Зихии была перенесена в Таматарху (Матраху) на Таманском полуострове (как раз перед ее завоеванием Владимиром Святославочием).

В третьей четверти XIII в. архиепископия была возведена в ранг митрополии.

При этом архиереи продолжали сохранять титул "Зихийский".

С конца XIV в. о митрополии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.

Предстоятели Матрахи известны по сообщениям "Документов синодов Константинопольских патриархов" (для XI-XII вв.) и "Просопографического лексикона Палеологов" (в XIII-XIV вв.).

Под 1396 г. отмечается последний известный архиерей – Иосиф, митрополит Зихии и Матрахи.



Рассказывая о Тмутаракани нельзя промолчать и о находке так называемого "Тмутараканского каменя"- мраморная плита с высеченной на ней кириллической надписью на древнерусском языке
.

Эта фальшивка была сработана при Екатерине II как доказательство того, что Таманский полуостров издревле принадлежал России. Но даже падкая на лесть Екатерина II не поверила в подлинность находки.

И, тем не менее, она продолжает, находится в Эрмитаже в качестве "доказательства" принадлежности Таманского полуострова России с 985 года!

И вот что пишет по этому поводу американская исследовательница российской истории А. Антонова:

"Покрытая патиной, лежит в Эрмитаже мраморная плита, на боковой кромке которой выбита кириллицей не совсем понятная для современного человека надпись: "В лето 6576 (1068 год) индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмуторокана (Тамань) до Кърчева (Керчь) 10000 и 4000 сяжен".

Специалисты до сих пор не дали вразумительного ответа, почему в мраморе торжественным слогом и с особой тщательностью было запечатлено для потомков столь незначительное событие, как промер Керченского пролива?

Экскурсанты проходят мимо, одарив невзрачную глыбу мимолетным взглядом. А зря, этот экспонат до сих пор служит камнем раздора в среде историографов, причем не только России, но и Америки.

Так, совсем недавно вышла книга профессора Гарвардского университета (США) Эдварда Кинана "Джозеф Добровский и "Слово о полку Игореве"" и вызвала шквал возмущенных отзывов.

Профессор приложил немало сил, чтобы разоблачить, по его мнению, грандиозную мистификацию времен Екатерины II. Мистификацию, которую затеял граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, пустив в научный оборот фальшивую рукопись ""речь идет о "Слове о полку Игоревем"-автор), где рассказывается о поисках русскими князьями таинственного Тмутараканского княжества.

А чтобы не возникло подозрений в подделке, "нашел" на Таманском полуострове камень с надписью, подтверждающей существование в древние времена Тмутараканского княжества.

Критику гипотезы авторства "Слова о полку Игореве", предложенную профессором Кинаном, оставим узким специалистам, а к Тмутараканскому камню приглядимся внимательнее, так как с ним связано имя уроженца тверской земли, ученого, поэта и дипломата Николая Александровича Львова.

Двух сановников – А.И. Мусина-Пушкина и Н.А. Львова связывала, если угодно, светская неприязнь.

Граф Мусин-Пушкин – потомок громкой фамилии, аристократ и сноб, занимавший ответственные и почетные должности. Алексей Иванович по праву считался одним из самых просвещеннейших людей своего времени. Археолог, коллекционер, меценат, он собрал богатейшую частную библиотеку.

Н.А. Львов – провинциальный дворянин, без средств и связей сумевший пробиться на самый верх, пройдя путь от курьера при Коллегии иностранных дел до действительного тайного советника.

Природа щедро наградила Львова не только красивой внешностью, но и талантами. Он автор многих архитектурных проектов, изобретатель особого типа воздушных печей. Николай Александрович прекрасно рисовал и слыл в петербургских кругах "гением вкуса". О нем шла слава остроумнейшего человека.

Среди многих талантов, которыми обладал дворянин из Торжка, самым главным была способность находить покровителей. Феерическую карьеру ему обеспечил бессменный секретарь императрицы князь А.А. Безбородко (тот самый, о котором позже презрительно выскажется родственник Мусина-Пушкина – поэт Александр Сергеевич Пушкин: "прыгнул из хохлов в князья").

Завистников и недоброжелателей у Н.А. Львова было достаточно. В придворных кругах о нем ходили малоприятные сплетни: его обвиняли в распространении измышлений о фаворитах царицы, а также в растратах казенных денег и служебных злоупотреблениях.

Вполне понятно, что высший свет не одобрял поведения тверского помещика.

Особенно негодовал Мусин-Пушкин. Соперничество двух придворных обострилось к 1792 году Осенью того года Мусин-Пушкин объявил о находке "Слова о полку Игореве" и Тмутараканского камня.

В ответ Н.А. Львов издал рукопись, разысканную им в хранилище Суздальского монастыря, "Летописец Руской от пришествия Рюрика до кончины Царя Иоанна Васильевича". Вклад Мусина-Пушкина в отечественную историю явно перевешивал.

Вот тогда и пополз по Петербургу слух о поддельной природе "Слова..." и камня. Невнятный и путаный рассказ счастливого обладателя древней рукописи об обстоятельствах обретения "Слова..." не внес ясности, а скорее еще больше напустил тумана. Ходили упорные слухи, что обер-прокурор Синода Мусин-Пушкин не брезговал незаконным изъятием редких книг из библиотек заштатных монастырей.

Столь же подозрительно выглядела находка Тмутараканского камня, сделанная одновременно с сенсационным сообщением об обнаружении драгоценного манускрипта.

Справедливости ради следует сказать, что мраморную плиту с отбитым краем и трещиной посередине обнаружили казаки егерского батальона возле станицы Таманской. Плоский камень приспособили в качестве порога у входа в казарму. Надпись на боковой грани заметил войсковой дьяк, который и сообщил о ней Мусину-Пушкину.

Две редчайшие находки вызвали завистливые взгляды и перешептывания. Причину фальсификации видели в желании Мусина-Пушкина получить еще больше наград и знаков внимания от государыни-императрицы.

Особенно возмущался поведением обер-прокурора Н.А. Львов. Петербургский свет с неослабевающим интересом наблюдал за развитием скандала.

Репутация А.И. Мусина-Пушкина оказалась подмоченной, он подал в отставку, покинул двор и поселился в провинциальной Москве.

Рукопись запер в книжный шкаф и никому ее не показывал. Тмутараканский камень также постигло забвение. Он остался лежать в ограде Таманской гарнизонной церкви. Песок заносил его, грозя похоронить навсегда.

Николай Александрович Львов в это время был на вершине своей славы. Архитектор, паркостроитель, геолог, собиратель народных песен, устроитель празднеств и переводчик сонетов Петрарки, он успевал везде.

Государь-император Павел I пожаловал ему орден Святой Анны I степени, а также бриллиантовый перстень за изобретение и проведение праздника в день рождения в Павловске. До Москвы долетали преувеличенные слухи о его успехах при дворе.

Карьера Н.А. Львова оборвалась внезапно в 1800 году, когда на него было заведено дело о растратах.

Львов был вынужден оставить службу и перебраться в Москву, где его встретил насмешливым взглядом Мусин-Пушкин, только что удостоенный графского титула.

В том же году в "Московских ведомостях" появилось сообщение, что в вышла в свет "ироическая песнь" "Слово о полку Игореве", изданная "почтеннейшим соотечественником, тонким исследователем исторической истины" графом А.И. Мусиным-Пушкиным.

Николай Александрович тяжело переживал собственную отставку и возвышение Мусина-Пушкина, писал жалобы, болел. К пятидесятилетнему возрасту из статного красавца он превратился в дряхлого старика. По совету врачей Львов отправился на Кавказ и в Крым для поправки здоровья.

Путешествуя по берегам Керченского пролива, Н.А. Львов посетил Тамань. Здесь ему была показана одна из главных достопримечательностей – Тмутараканский камень, найденный около десяти лет назад его соперником.

Николай Александрович не мог упустить такой возможности и, собрав несколько обломков, составил проект памятника, "означающий прохождение острова Тамана под владение разных народов".

Сохранилось изображение этого памятника. Он представлял собой две генуэзские капители, которые сверху прикрывал Тмутараканский камень, еще выше – камень античной Греции, а наверху – мраморное изваяние воина.

На отломке старой колонны была высечена надпись, объясняющая значение камня. Надпись гласит: "Свидетель веков прошедших послужил великой Екатерине к обретению исторической истины о царстве Тмутараканском, найденный в 1792 атаманом Головатым. Свидетельство его свету сообщил граф Пушкин. Из былиа извел Львов-Никольский 1803..."

Зимой того же года Львов скончался и был похоронен на родине – в селе Никольское-Черенчицы Тверской губернии.

Сооружение памятника стало его последним архитектурным проектом. Проектом, который представляет собой безвкусное нагромождение обломков. Вызывает недоумение малозначащая надпись, а также упоминание имени атамана Головатого, который на самом деле не имел отношения к находке камня. Привкус иронии содержит фраза об обретении "исторической истины", которая дословно повторяет выражение из анонса к первому изданию "Слова...".



Памятник так и не был сооружен, камни остались лежать в ограде церкви.

Рукопись "Слова о полку Игореве" постигла таинственная судьба.


По словам Мусина-Пушкина, она погибла во время московского пожара 1812 году. Однако доподлинно известно, что перед наступлением Наполеона из дома на Разгуляе в подмосковное имение были вывезены на 32 подводах "серебро, картины и библиотека". Загадочное исчезновение "Слова..." до сих пор вызывает у исследователей недоверие к происхождению рукописи.

Тмутараканский камень попал в Эрмитаж из Керченского музея. Во время транспортировки все "лишнее" отсекли и в экспозиции поместили мраморный блок размером примерно в четвертую часть от первоначального.

Камень превратился в музейный экспонат, но сомнения в его подлинности не исчезли. В середине XX века на Западе и в Советском Союзе появились научные работы с разоблачением фальшивки.

В ответ силами работников Эрмитажа был проведен вещеведческий анализ тмутараканской находки. Камень был признан настоящим.

Однако скептики пожали плечами и не поверили результатам экспертизы, приведя контраргумент: вряд ли в эпоху развитого социализма сотрудникам Эрмитажа позволили бы признаться в том, что в экспозиции находится подделка. А потому вопрос о подлинности Тмутараканского камня остался открытым.

Пожалуй, осталась только одна возможность разрешить загадку рукописи "Слова о полку Игореве" и таманской находки – обратиться к архиву Николая Александровича Львова. Возможно, завесу тайны помогут приоткрыть его личные бумаги.

Ведь исходил же "гений вкуса" из каких-то соображений, создавая безвкусный памятник из нагромождения уродливых обломков и с иронией, говоря об "обретении исторической истины"? Не имел ли Николай Александрович доказательств фальсификации поэмы "Слово о полку Игореве" и Тмутараканского камня Мусиным-Пушкиным?

И если это так, то, правда, на стороне американского профессора, который объявил А.И. Мусина-Пушкина величайшим мистификатором своей эпохи."

Хороший рассказ Антоновой я хочу дополнить и другими фактами.

А дело было так. Екатерина II велела произвести свое дознание о камне и выяснила, что в конце XVIII века, уже после завоевания Россией Крыма, начались территориальные споры между казаками.

Для разграничения владений была послана команда геодезистов для проведения работ по картографии местности.

И из Санкт-Петербурга (возможно, самим Мусиным-Пушкиным) через одного их атаманов украинских казаков Головатого, который работал с камнерезами и землемерами, ставившими межевые знаки, была послана бумага-трафарет с надписью. Камнерезы по этому трафарету из сугубо патриотических чувств и изготовили этот памятник старины.



Удивительно, но камнерезы расположили надпись на боковой стороне, причем выполнили ее, абсолютно точно копируя трафарет на бумаге, сделав его не по всей длине боковой стороны, а в две строки.



Было бы естественно, если бы надпись нанесли на широкую, свободную от каких-либо надписей или изображений сторону, однако камнерезы подошли к делу формально и расположили надпись явно неудачно.

Посмеявшись над проделками графа Мусина-Пушкина, Екатерина велела оставить камень на месте его изготовления – в Тмутаракани.



(Тмутаракань -вид с космоса)

Но, лично у меня возникает тоже ряд вопросов к этой надписи:

"В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен".

(Корчев это нынешняя Керчь, а тогда во времена князя Владимира город Пантикапей"!



(Вид 2600 летней Гермонассы с Космоса -теперь станица Таманская)

В частности я не могу понять, почему князю Глебу нужно было точное расстояние до Керчи? И для этого он погнал по льду замершего Керченского пролива своих дружинников, а затем дал и распоряжение высечь это число на куске мрамора!?

Для чего и для кого это было нужно?

Ведь Керчь (Корчев) никогда не входила в Тумутораканское княжество

Да и сама "Единца изменения "сажень"" – тоже еще широко не применялась во времена, когда жил князь Глеб?



А когда стала применяться, то тут начался полных хаос. Вот судите сами.

• Великая сажень ≈ 244,0 см

• Городовая сажень ≈ 284,8 см

• Греческая сажень ≈ 230,4 см позже приравняли аттический стадий = 6 английских футов 1 дюйм = 185,42 см

• Казённая (мерная, трёхаршинная) сажень. В XVI веке сажень была приравнена к 3 аршинам и стала называться казённой, или трехаршинной (213,36 см)

• Кладочная сажень ≈ 159,7 см

• Косая сажень – расстояние от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали ≈ 248 см

• Малая сажень – расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола ≈ 142,4 см

• Маховая сажень – расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых (размахнутых) рук. В таких маховых саженях, которые легко отсчитывать, выражена, например, высота колокольни Ивана Великого в Кремле. Эта наиболее древняя мера, начиная с XVI в. перешла в разряд неофициальных, бытовых. = 2,5 аршина = 152-177,8 см

• Морская сажень = 6 английским футам = 182,88 см

• Народная сажень ≈ 176,0 см

• Простая сажень ≈ 150,8 см

• Сажень без чети – наибольшее расстояние между подошвой левой ноги и концом большого пальца поднятой вверх правой руки ≈ 197,2 см

• Трубная сажень – мерили только длину труб на соляных промыслах ≈ 187 см

• Царская сажень ≈ 197,4 см

• Церковная сажень ≈ 186,4 см

• Четырёхаршинная сажень = 4 аршина = 284,48 см

А еще встречаются названия: сажень аршинная, береговая, большая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная, мерная (казенная), мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, указная, ходячая, человечья и др.

И спрашивается, а какую сажень имели в виду лица, сделавшие Тмутараканскую надпись?

Да и каково расстояние между нынешним поселком Таманская и Керчью?

Путем экспериментов с учетом применения программы "Google Планета Земля" в расстояние напрямую между Керчью и нынешней станицей Таманской примерно 25 км, то мы можем сказать, что при измерениях, зафиксированных на "Тмутараканском камне" применялась "Морская сажень" что и составило с учетом погрешности, расстояние в 13819.8 сажени!

Справка: Морская сажень (англ. fathom) (фатом, фадом, фэсом) – единица длины в английской системе мер и производных от неё, равная 6 футам"

Спрашивается, как и кем могла примерно в 1066 году в Керченском проливе применяться "английская морская сажень", когда даже в самой тогдашней Англии ее не было в качестве установлено образца, для исчисления расстояний по морю.

На этом я заканчиваю эту часть. Оставляю Вас уважаемый читатель в раздумье, над прочитанным материалом.

(конец ч. 21)



так в России досих пор мыслится вид Тмуторакани



А вот так, фальсифицируют российскую историю

 Комментарии

Комментариев нет