1.Утилитарное мышление
Иерусалим, солнечное майское утро.
Решил прогуляться пешком до Старого
города. Это километра три. Ближайший
заметный ориентир-отель Регенси, от
него на юг по Вади Ель-Жоз. Старые
дома, гаражи, магазинчики запчастей.
Изредка проезжают автобусы с араб-
ской вязью на бортах. Прошел уже
больше двух километров, а стен Ста-
рого города все не видно. У очеред-
ного гаража интеллигентного вида
араб копается в моторе. Подхожу,
пытаюсь объясниться:
- Олд сити, Аль-Акса!
Поднимает голову:
-Туркей?
- Но, руси.
-Мослем?
-Но.
Тогда он, глядя на меня широко от-
крытыми глазами, разводит руками
и произносит фразу, понятную по ин-
тонации:
- Тогда на кой хрен тебе Аль-Акса!
Хотел как лучше, а получилось
смешно и грустно, то-есть, как всегда.
2.Цена эскимо
Обратно возвращаюсь по эспланаде
вдоль восточной стены. По краю эс-
планады – арабское кладбище, нап-
ротив, через дорогу, еврейское, да-
льше – христианские церкви, монас-
тыри. Приходит в голову совершенно
неоригинальная мысль – каждому
свое. Так было, так есть, так будет.
Экуменические призывы типа слез-
ливого бреда Улицкой останутся
благими пожеланиями.
Решил сократить путь, но узкая ули-
ца привела в тупик – мечеть, камен-
ный забор. Сидевший у ворот старик,
зорко наблюдавший за мной единст-
венным глазом, что-то крикнул.
Появились двое мальчишек лет 14-15.
-Инглиз?
-Но, руси.
-О, руси! Один из них, видимо поклон-
ник Кости Цзю, изображает бокс.
-Отель, амбассадор?
-Отель, Регенси.
Какими-то проулками, затем по узкой
длинной лестнице выходим на магист-
раль. И вдруг – сузившиеся зрачки
одного из парней, и резкий, как выст-
рел, вопрос:
-Этно – руси?
-Йес! – Ложь во спасение.
Осматриваюсь. Пейзаж уже знакомый.
Университетский комплекс на горе
Скопус. Значит мне так же вверх, но левее.
Достаю десять шекелей, глаза тепле-
ют, прощаемся, парни уходят.
Вылезает подспудная мыслишка -
а вдруг десять шекелей – цена эскимо-
это цена жизни?
Вот и Регенси. Дальше – район Гиват
Шапира, чьи улицы названы именами
героев и героических отрядов – бар-
Кохба, Хагана, Лехи, Етцель…
Таблички заставляют устыдиться ми-
нутной слабости.
Вот и нужный мне дом. У входа куст
герани с ярко-красными цветами.
Маленький внук бросается ко мне:
-Дедушка, где ты был так долго?
- Гулял, Рон.
-А меня завтра возьмешь?
- Конечно.
Еще одно эскимо?
3.Говори нормально.
Хайфа, поздний вечер, темно.
Боюсь пропустить поворот на
нужную улицу. Беспокоить
родственников не хочется,
да и как объяснить, где меня искать.
В круге света, падающего из
открытых дверей магазина, вижу
группу людей, разговаривающих,
как показалось, на иврите. Подхожу,
пытаюсь на какой-то тарабарщине
спросить дорогу. Молодой парень
оборачивается ко мне:
»Чё ты паришься, говори НОРМАЛЬНО,
по-русски».
Через несколько минут я уже шагаю
по вожделенной Яд Лебаним.
4.(Э)миграция
еду с экскурсией на голанские высоты.
остановились у водопада. Экскурсовод
предупреждает: "одевайтесь теплее,
холодно". и тут сзади раздается голос
пожилой женщины: " да развеж це холодно?
вот у нас у хермании на сэвэре, так то холодно.
******************************
5.Народ книги.
гостиница в тверии. первый раз в жизни
вижу шведский стол.
-как всего много, как все вкусно!
ужинающий вместе со мной русскоязычный
американец (когда-то из ленинграда, нынче
успешный труженик силиконовой долины)
поясняет :
-разве вы не знаете, что евреи – народ книги,
книги о вкусной и здоровой пище.
*************************************
6.Вечное и сиюминутное. (У Стены Плача),
экскурсия " иерусалим – город трех религий".
стоим на смотровой площадке лицом к стене
(не в самом худшем смысле), экскурсовод Слава-спиной.
Слава учился в двух университетах -
одесском и еврейском, соответствующее сочета-
ние хорошо подвешенного языка и эрудиции
обеспечено. рассказывает очень интересно.
и вдруг все, а это человек пятнадцать,
вытягивают шеи и смотрят куда-то за Славу.
он оборачивается и сникает: "а, понятно"-
мимо шла Устинова – автор детективов.
вот и здесь вечное проиграло сиюминутному.
2008-2009 годы.
Комментарии