РЕШЕТО - независимый литературный портал
LanaGrig / Проза

ЧП школьного масштаба

304 просмотра

Ноябрьское солнце грустно заглядывало в окна класса.Было всего половина первого дня,шел четвертый урок,а солнце скатывалось к горизонту,и казалось,что приближаются сумерки.Но Ольга Павловна радовалась этому скупому солнечному осеннему дню,потому что не любила два месяца в году-ноябрь и декабрь-за серость,слякоть,пустоту.А сегодня—солнышко.Ольга Павловна была в том возрасте,когда по-настоящему ценишь каждый прожитый трудовой день,ведь это был ее последний год работы в школе.Скоро ей 55—пенсионный возраст.Горькая дата,к которой никак не привыкалось.Время не только самый лучший в мире доктор,но и неумолимый палач,с нетерпением поджидающий свою жертву. «Да,пора подводить итоги»,-подумала Ольга Павловна,глядя на сидевших за партами учеников.Их сегодня было трое,а всего в восьмом классе четверо:три мальчика и одна девочка.Юля отсутствовала.Понятное дело,ведь сегодня среда-базарный день,и в школе процентов тридцать учеников отсутствовало.В этот день недели в деревни из райцентра идут автобусы,чтобы сельские жители имели возможность если уж не истратить кое-какие сбережения на рынке,то хотя бы поглазеть на привезенный из Турции и Польши товар.И автопарку прибыль:автобусы,идущие из деревень,просто распирало от пассажиров.Ученики( с родителями и без ) тоже не упускали случая пргулять уроки.Их за это не наказывали—при- выкли к таким еженедельным пропускам занятий.Лет 30 назад ,когда Ольга Павловна только начинала свою педагогическую деятельность в сельской школе,такое было недопустимо:все пропуски уроков контролировались и учителями,и родителями.Родители не отмахивались,не разводили беспомощно руками:дескать,никак не справиться с чадами.Это теперь семья самоустранилась от ответственности за воспитание своих детей.Все на школу взвалили,даже детскую преступность.Во всех смертных грехах школа одна и виновата.Кто же тогда мог подумать,что будет так,как есть?Что из почти трехсот учеников останется треть?Это дети тех,кто не убежал в город.Не посчастливилось убежать,не повезло.Многие из них спились от беспросветной жизни,а остальные горе мыкают в тоске и безысходности.Потому что все в деревне рушится:уклад,традиции,сама жизнь.Раньше весна по гулу тракторов определялась:то удобрение и навоз на поле везут,то пашут с утра до ночи.Почти при каждом дворе—трактор.А теперь сиротливый гул единственного на всю деревню трактора нарушал гробовую деревенскую тишину.А ведь и она ,Ольга Павловна,могла застрять навсегда в этой глуши,могла глохнуть по ночам от удушающей тишины.В райцентре,куда она лет десять назад перебралась,ночью тихо редко бывает:то пьяные дерутся,то музыка гремит.Ночные бары на каждом углу,спиртного –хоть залейся.Мудрено не спиться.Остается загадкой,где люди деньги на пиво и вино берут.Ведь пьющие ,в основной своей массе,безработные.Чем тебе не рабочая слободка из романа «Мать»?С той только разницей,что там пили рабочие,а здесь все больше безработные.А последних много стало.Вот тебе и пра во на труд,вот тебе и закон о тунеядстве.Кажется,так давно это было,что и не верится.Дожили!Ольга Павловна вздохнула и обратилась к классу с наивным вопросом: --Где сегодня Юля? --За лекарством в райцентр поехала,--в один голос соврали Вася и Слава. То ,что Юли не было,сводило на нет урок литературы.С Юлей можно было говорить,она неплохо читала и могла отвечать на несложные вопросы.При тех условиях,в которых Юля жила,это было более чем нормально.В семье без отца –трое школьников.От постоянного недоедания все они б ыли маленькими, худенькими и как бы светились насквозь.Вроде и дома живут ,а не скитаются по случайным ночлежкам.К ним часто выезжала(с проверкой жилищных условий) комиссия из трех-четырех человек:директора школы,классного руководителя,председателя сельского совета и нередко участкового.Сколько раз пытались уговорить мать Юли отдать детей в приют,но все напрасно.Не потому родительница не соглашалась,что души в детях не чаяла,а по причине весьма банальной:трое детей—это хоть какой-то источник дохода в виде детских пособий.Отдать детей в приют—значит лишиться средств к существованию.Впрочем,и сами дети не горели желанием терять свободу. С Васей и Славой обсуждать проблемы воспитания в семье Простаковых и з «Недоросля» не представлялось возможным:они просто не читали эту комедию.Это во-первых.А во-вторых,если бы даже и прочитали,то,пожалуй,Митрофан в их глазах стал бы героем,которому можно позавидовать.Вася и Слава—братья-второгодники.Причем Вася—дважды второгодник,ему уже семнадцать лет.Первый раз он стал второгодником в подготовительном классе по вине отца,который спьяну перебил Васе ногу табуретом.Целый год ребенок просидел дома.Вторично он б ыл оставлен в седьмом классе по неуспеваемости,где его догнал младший брат Слава.Н изкорослые,худенькие,братья не походили на восьмиклассников.К тому же за внешностью своей не следили,ходили лохматыми и с такими корявыми руками,что простое мыло там было бессильно.И средства от запаха,который они приносили с собой в школу,тоже не существовало.Запах фермы—специфический.Это смешанный «аромат» навоза,молока и прелого силоса.Этим нектаром была пропитана не только одежда,но и ,казалось,кожа мальчишек.Вася и Слава ,не учась,получали образование,получали на халяву,без всяких усилий.Они с радостью и не посещали бы школу вовсе,если бы не закон об обязательном базовом образовании,запрещающий им такую роскошь.А еще они ходили в школу поесть.После обеда они оба,чаще всего,исчезали.Надо признать,братьев больше интересовала ферма,где работали мать с отчимом.И познания их в скотном деле тянули на все 9 баллов.Мальчишки знали точное количество коров в совхозном стаде,знали ,когда и чем коров надо кормить,как доить и многое другое,о чем Ольга Павловна понятия не имела. Рассказывали обо всем толково,со знанием дела.А вот читать по-настоящему почему-то не научились.Читали так,что сами покатывались со смеху:путали ударение,коверкали слова,как иностранцы на начальном этапе изучения русской речи.Когда на предыдущем уроке они читали по ролям комедию,Ольга Павловна горько констатировала:недоросли читают «Недоросля». --Вы дочитали дома пьесу? Ольга Павловна понимала,что вопрос риторический.Слава молчит,а Вася утвердительно кивает головой.Третьего ученика,Виталика,прозванного детворой Чебуратором,вроде бы в классе и не существовало.Виталик—ребенок с задержкой психического развития(попросту—зэпээр).Он не умеет толком ни читать,ни писать,ни считать.Просиживает молча уроки и уходит домой.Его переводят из класса в класс,выставляя по всем предметам тройки.Родители Виталика не соглашались отдавать его в спецшколу,а нужных для него учебников в обычной школе не было—министерство не поставляло.Давным-давно ,лет 25 назад,Ольга Павловна учила маму Виталика.Вера не произносила на уроках ни слова,молча добросовестно высиживала уроки и уходила домой.Была такая тихая,замкнутая,необщительная.А вот поди ж ты,вышла замуж,двоих детей родила—девочку и мальчика.И ее дети так же ,как и их мама когда-то,тоже молча учились в школе,тоже получали образование.В школе таких детей,как Виталик,было человек десять.В начальных классах их с горем пополам обучали чтению,счету и письму,а с четвертого по де вятый класс(практически с начальным уровнем образования)они,как говорил отец Ольги Павловны,протирали штаны и со свидетельством о базовом образовании выпускались во взрослую жизнь,то есть пополняли собой армию безработных. Ольга Павловна никак не могла подыскать доступный для понимания Славы и Васи вопрос.Самым простым был традиционный: --Что же высмеивает в своей комедии Фонвизин? Немая сцена.Почти как в гоголевском «Ревизоре».»Господи,кому это нужно?Во всяком случае,не им»,--проносится в голове Ольги Павловны. Мальчишкам было не просто неинтересно читать о Митрофане,помещичьем сыне,--им было безразлично,на их языке—фиолетово.Митрофан для них—тот же Виталик.С той только разницей,что Виталик тихий и безобидный,а Митрофан жестокий и наглый.Виталька никому,кроме себя,вреда не причинял.Он мог мчаться сломя голову на велосипеде и на всей скорости слететь в канаву.И ,удивительное дело,вылезал оттуда цел и невредим,без единой царапины.Над ним можно было беспричинно поиздеваться,а можно было иногда и пожалеть.Все зависело от настроения братьев. Обсуждать проблемы «Недоросля»было бессмысленно,и Ольга Павловна решила поговорить с детьми о ЧП,произошедшем накануне в школе. Кто-то ночью проник в школу,прошелся по классам,конфисковал все съедобное в столах учителей,прихватил деньги,собранные воспитателем ГПД за школьные обеды,и каким-то макаром покинул объект.Этот (или эти)кто-то свет не включал,а пользовался свечой,которая стекала расплавленным стеарином на пол.Вот по этим застывшим белым следам четко прослеживался путь ночных посетителей.Вся «экскурсия «заняла не менее двух часов.Завершением ее стала неслабая «куча»прямо в умывальнике неработающего(по причине давней засоренности)туалета.Больше всего поразило Ольгу Павловну это действо.Обычно на пакости и подлости людей толкает месть или зависть.Но есть и третья причина,особенно у детей,--это вредность натуры,характера.Гадкий поступок почему-то веселит,забавляет детей,особенно если совершается исподтишка.Что двигало «злоумышленниками « в данном случае?Конечно же,не месть и не зависть.Может быть,отсутствие элементарной культуры или уверенность в безнаказанности?Но сомнений не было—это проделки учеников.Вот только как пришельцы проникли в школу? С утра велось следствие,возглавляемое завучем школы.Были опрошены один на один все подозреваемые,но,несмотря на угрозы вызвать милицию,результатов «допросы « не дали.Ну,насчет милиции,конечно,было сказано для устрашения:милицию вызывать было нельзя.Во-первых,сразу бы возник вопрос:где в это время находился сторож?А им был брат учительницы,которая приходилась кумой директору школы.Во-вторых,вызвать милицию—значит попасть в список неблагополучных школ(в смысле детской преступности),что чревато было ударом по карману в первую очередь директора школы и классного руководителя.Любое правонарушение в школе заканчивается Комиссией по делам несовершеннолетних,так что все детские проступки,по возможности ,не выносились за порог школы. Ольга Павловна не случайно завела разговор о ночном визите именно в этом классе.За младшим из братьев,Славой,водился грешок.Два года назад из совхозного склада исчезло семь мешков семян подсолнуха.По горячим следам милиция вышла на Славу,который недолго препирался и в результате чистосердечно во всем сознался.Тогда его пожалели и мер особых не приняли,но поставили на учет как склонного к воровству. Сегодня Славик был спокоен и ,казалось,безразличен к тому,что произошло ночью. --Вы слышали о ночном происшествии?-начала издалека Ольга Павловна. --Ну,знаем,а мы тут при чем?-Вася со Славой будто ждали этот вопрос. -Так вот,директор позвонила в милицию,будут допрашивать всех подозреваемых. --Пускай допрашивают,мне бояться нечего,-взволновался Вася. --И я тоже не боюсь,я не лазил,-подхватил Слава. --Мало того,будут снимать отпечатки,--пугает Ольга Павловна,следя за реакцией братьев.Виталька,как всегда,молчит.Его это не касается,как и все,что происходит в школе. --Пускай снимают,мне все равно,первым откликается Славик.—Я знаю,как это делают.А что ,у всех учеников будут снимать,что ли?Где они бумаги столько возьмут? --А много и не надо,снимать будут только у тех,кто раньше «засветился»,--замечает Ольга Павловна.—Вот только любопытно,как это смельчаки забрались в школу? --По груше,что возле спортзала,а с нее на крышу и через ход в потолке на третий этаж,--честно поясняет Славик. --А ты откуда знаешь? Вопрос Ольги Павловны застал Славика врасплох.Вася шепотом констатирует: «Дурак».Славик виновато краснеет и замолкает. --Неужели не страшно было?А вдруг сторож?—любопытствует Ольга Павловна. --Он ночью не ходит,только вечером и утром,-уточняет Вася. --Ты был один, Слава?—удивляется учительница. --Нет,вдвоем с Денисом,-не глядя ни на кого,упавшим голосом отвечает Славик. Денис,года на два старше Славы,в прошлом году был исключен из школы за пропуски и неуспеваемость.Болтался без дела по деревне:на работу его не брали по малолетству.Скорее всего,это была его затея. --Ты сам сознаешься,правда ведь?—Ольга Павловна внимательно смотрит на Славу.Тот кивает,не поднимая головы. --Вот и хорошо.Давайте в ернемся к «Недорослю» Но времени на комедию уже не остается,вот-вот прозвенит звонок.Дети записывают задание на дом—вопросы учебника.Урок окончен ,и мальчики выходят из класса.Ольга Павловна задумчиво смотрит в окно.За ним – безлюдная деревушка,за ней_поле и лес.Все кажется неживым или глубоко спящим. В школу вызвали участкового,хотя надобности никакой в том не было:Славик пошел в кабинет завуча и во всем сознался.Вот только свою причастность к «куче»отрицал.Наверняка не врал.Вскоре дело замялось,разговоры в школе поутихли.И школьная жизнь потекла свои м привычным ходом.
23 January 2016

Немного об авторе:

Приветствую Вас на своей странице. Спасибо! Мне очень нравится писать, вернее, нравилось всегда, сколько себя помню. Неожиданно потянуло к стихосложению. Мне кажется, что слово в поэзии значит больше, чем в прозе.Стихи создаются не то чтобы легче, но быстрее. Сразу видишь результат. Рада любому отзыву, любому комментарию, любой рецензии. Все прин... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Прэзентацыя
Жить непросто...
Рубль

 Комментарии

Комментариев нет