РЕШЕТО - независимый литературный портал
LanaGrig / Публицистика

...и что такое - плохо?

423 просмотра

Урок литературы в пятом классе. Почти три недели не было меня в школе: болела. Домашнее задание – стихотворение наизусть. И вдруг неожиданность: семеро из девяти учеников не выучили, двое получили пятерки. Все семеро, озорно улыбаясь, несут дневники. Боясь, что я чего-то не замечу в их дневниках, на ходу наперебой призывают меня посмотреть на оценки предыдущих двух дней. Бог ты мой, по три, четыре, пять двоек у каждого. И при этом неописуемый восторг, ликование. Мало того, что смеются сами, так они и меня приглашают посмеяться, поюморить вместе с ними. Молча выставляю двойки в дневники и думаю: что же делать? Чувствую: нельзя все оставлять на этой радостной волне. И не помогут здесь все известные педагоги и психологи, есть только я и они, недоумевающие и не понимающие, почему я так серьезно и строго смотрю на них и не спешу присоединиться к их озорному веселью. - Дети, и вам не стыдно? Мне не понятно, почему и чему вы так радуетесь. Объясните мне, пожалуйста, и если я пойму, то посмеюсь вместе с вами. Внезапно наступает тишина. Девять пар глаз, в которых удивление и немой вопрос. Дети не знают, как ответить на мои вопросы, не умеют объяснить глупое веселье, неуместное в данной ситуации. Но они думают. Более того, они начинают понимать, что сделали что-то не так, что это гораздо серьезнее, чем им казалось до сих пор. И если я так серьезна, если мне не до смеха, значит, и им смеяться неудобно. Но мне этого мало. Зову классного руководителя, показываю ему дневники. Не потому, что бессильна сама, а чтобы придать делу еще больше значимости. Чтобы показать, что это не пустяк, что это очень важно, значительно. Исчезли с лиц улыбки, глаза моих воспитанников стали серьезными. Едва ли они устыдились своего поведения, но наверняка поняли, что серьезные вещи не могут, не должны вызывать смех. Что нельзя смеяться там, где должно быть стыдно. Пусть наши дети еще не могут понять и объяснить все «почему?» и «как?», но у них должно быть воспитано это «нельзя», потому что оно значит - «плохо». Это ведь просто: нельзя, потому что это плохо. А плохо потому, что этого делать нельзя. Поняли ли это мои пятиклассники? Но вполне серьезно пообещали выучить стихотворение к следующему уроку. Посмотрим. Если все-таки до кого-то не дошло, последует наказание: придется учить после уроков. Но есть и другая, не менее важная сторона этой психолого-педагогической проблемы. Придя в школу, дети заглядывали ко мне в класс, здоровались, улыбались. Некоторые заходили в класс, не зная, что сказать. Значит, ждали меня, рады меня видеть. Как это важно для учителя, когда его ждут дети. Мысленно обнимаю их: если бы они знали, как я благодарна им за их душевное тепло. И вдруг – невыученное стихотворение. Как соизмерить, чем объяснить, казалось бы, две несоизмеримые вещи? Да просто их маленькие головки еще не совсем хорошо понимают, что творится в их сердце. Им еще не понятно, что уважение, а тем более любовь предполагают творить добро, просто делать приятное тому, кого уважаешь. Стараться как можно меньше огорчать, обижать того, кого любишь. Взрослея, они станут понимать, что душевные раны практически не заживают, что они могут болеть и кровоточить всю жизнь. Они должны понять, осознать, что сила любви заключается в количестве добра и заботы о любимом человеке. Вряд ли мои воспитанники были бы так беззаботно веселы, если бы понимали, что невыученное стихотворение – это знак неуважения ко мне, что это огорчит меня, обидит. Значит, в их понимании я как человек и как учитель – два разных понятия. И это тоже им предстоит соединить. А может быть, их маленький жизненный опыт уже позволил им так думать о нас… Тогда придется постараться доказать им, что они ошибаются, что учитель – это не просто профессия, а образ жизни. Вроде бы все это детали, мелочи, тонкости…Но именно они составляют основу воспитания маленького человека. Какой кропотливый труд и долгий путь – научить детей тонко чувствовать и понимать, отвечать добром на добро, платить любовью за любовь. Но другого, легкого пути нам не дано…
28 May 2016

Немного об авторе:

Приветствую Вас на своей странице. Спасибо! Мне очень нравится писать, вернее, нравилось всегда, сколько себя помню. Неожиданно потянуло к стихосложению. Мне кажется, что слово в поэзии значит больше, чем в прозе.Стихи создаются не то чтобы легче, но быстрее. Сразу видишь результат. Рада любому отзыву, любому комментарию, любой рецензии. Все прин... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Живая капля
Слова и звуки...
Закатный луч

 Комментарии

Комментариев нет