РЕШЕТО - независимый литературный портал
LanaGrig / Публицистика

Урок "с отягчающими обстоятельствами"

181 просмотр

В столичной гимназии – ЧП: девятиклассник нанес несколько ударов острым предметом учительнице русской литературы. В результате учительница – в больнице, ученик – за решеткой. В оценке события общество разделилось на два лагеря: одни защищают пострадавшего учителя, другие пытаются оправдать ученика. Оба лагеря вряд ли придут к единому мнению, имея целый арсенал доказательств своей исключительной правоты. В этой ситуации крайне необходим третейский судья, способный взять на себя ответственность за вынесение объективного вердикта. Только быть объективным в данном случае ох как нелегко, потому что остаться незаинтересованной стороной почти невозможно. Я не хочу ни защищать, ни оправдывать, потому что считаю: некого и не за что. Но пройти мимо, не высказав своего отношения к случившемуся, тоже не могу. Поединок между учителем и учеником неравный во всех отношениях. Во-первых, возраст: ей – 57, ему – 15! Кто должен быть дальновиднее, опытнее, мудрее - наивный вопрос. Во-вторых, учитель не имеет права доводить отношения с учеником до конфликта, тем более по личной инициативе. Если все дело только в невыученном учеником стихотворении, то учитель выглядит, по меньшей мере, глупо. Это уже не требовательность, а предвзятость: таким методом не воспитаешь любовь к литературе, а, скорее, вызовешь обратное чувство, далекое от любви к ней. Рассеется, как дым, и интерес к предмету, и уважение к нему. Равно как и к самому учителю. Если учитель гимназии (а там, как правило, работают лучшие специалисты-предметники) до пенсионного возраста не поняла это, то как она вообще преподавала литературу? Я думаю, конфликт нарастал долгое время и обрастал дополнительными обстоятельствами, как снежный ком. Об этом наверняка знала вся гимназия – от учащихся до администрации. И никто не вмешался? Вот это молчаливое невмешательство – самое опасное равнодушие, результат которого – налицо! Знаю немало примеров негативных отношений учителей и учеников. Учитель по какому-то неписаному праву позволяет себе оскорбления в адрес ученика, унижая его человеческое достоинство. А дети вынуждены терпеть, потому что есть вещи сильнее этого чувства. Это – оценки! А оценки – это аттестат. А аттестат – это дополнительные баллы при поступлении в вуз. А дополнительные баллы – это шанс поступить на бюджет. А учеба на бюджетной основе – это возможность сэкономить родительские скудные грошИ. Как вам цепочка? Вот то-то и оно! Эта зависимость ученика от учителя ничего общего ни с педагогикой, ни с психологией не имеет, зато последствия ее аукаются десятки лет. Имея за спиной немалый стаж педагогической работы в школе, я все-таки имею основание сказать: доброе отношение к тому, кого ты призван обучать и воспитывать, - основа основ учительского труда. Если в учителе этого нет – лучше поменять профессию. При этом я не идеализирую ученика, не делаю из него «ангела во плоти». Разные есть дети, с разными, иногда далеко не ангельскими, характерами, с разным уровнем воспитанности, с разными способностями и наклонностями. И есть такие понятия, как среда и наследственность, которые, воспитывая и обучая, нельзя сбрасывать со счетов. Все приходится учитывать, на все обращать внимание, держа в поле зрения. Иначе нельзя, потому что не получится образовательно-воспитательного процесса. Должен быть контакт учителя с учеником, взаимопонимание и взаимоуважение. Это не значит сюсюкать, заискивать, лицемерить – лишь бы тихо! Это значит – понимать! В данном конфликте ничего этого не было. Поступок доведенного до отчаяния и состояния невменяемости ученика – это результат отсутствия педагогического такта и мудрости у учителя. Для обоих – психологическая травма. У одной – крах профессии. У другого – трагедия жизни, совсем еще юной жизни. Но, как бы ни было больно и трудно учителю, она обязана сделать шаг навстречу, иначе все, чему она учила долгие годы детей, к чему призывала и что воспитывала, окажется пустым звуком и перечеркнет весь смысл ее учительской деятельности. Такой ее шаг – это толчок для раскаяния подростка в своем диком поступке. Его надежда и его вера в Учителя. Урок на всю жизнь – для обоих…
29 May 2016

Немного об авторе:

Приветствую Вас на своей странице. Спасибо! Мне очень нравится писать, вернее, нравилось всегда, сколько себя помню. Неожиданно потянуло к стихосложению. Мне кажется, что слово в поэзии значит больше, чем в прозе.Стихи создаются не то чтобы легче, но быстрее. Сразу видишь результат. Рада любому отзыву, любому комментарию, любой рецензии. Все прин... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Ива
Сиреневый мир
Констатация

 Комментарии

Комментариев нет