РЕШЕТО - независимый литературный портал
LanaGrig / Публицистика

Открытый урок

573 просмотра

Я готовилась к открытому уроку по русской литературе. Тема нашлась неожиданно: в «Огоньке», который я выписывала уже несколько лет, появился рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Имя автора я слышала только краем уха ( обычное дело для провинции ), а произведений его не читала и даже не слышала о них. Этот рассказ меня потряс, я перечитывала его несколько раз, чуть ли не рассматривая на свет, как это делал юноша Алеша Пешков. Поразило в рассказе буквально все: от главной героини и самого автора ( он же один из главных персонажей ) до изображения времени и жизни. В школьную программу тогда, в восьмидесятые годы, произведения Солженицына не были включены. Это потом уже, в эпоху несостоявшейся горбачевской перестройки, в школу пришли и Солженицын, и Шаламов, и Булгаков… Я влюбилась в писателя Солженицына и запоем прочитала его «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛаг»… И так невмоготу мне стало носить эту любовь в себе, что я решила поделиться ею с учениками и коллегами. Решение воплотилось в дело – дать открытый урок по более доступному для понимания одиннадцатиклассников произведению «Матренин двор». В понятие «открытый урок» я вкладывала более широкий смысл: это не просто доступный каждому для посещения урок, а урок-откровение, честный и открытый разговор. Открытый и со стороны учителя, и со стороны учеников, и со стороны коллег-литераторов, присутствовавших на нем. Присутствие – это тоже участие, пусть молчаливое, но все равно участие – мысли, души, сердца. Залакированных уроков я не любила – они вызывали у меня тоску и скуку. Как-то пришлось быть на открытом уроке по «Войне и миру» Л.Толстого. Учительница опытная, уважаемая и почетная и в своей школе, и в районо. Дети – сверхподготовленные, на вопросы отвечали правильно, как требовали того литературные критики. Ни шага влево, ни шага вправо – все было так ровно, гладко, причесанно и прилизанно, что хотелось встать и уйти, чтобы не присутствовать на спектакле бездушных и неосознанных монологов. И лейтмотив урока, выраженный словами Толстого: «Пока есть жизнь, есть и счастье», остался непонятым и нераскрытым. Мне стало стыдно перед писателем за мое сдержанное молчание, за то, что не хватило духу озвучить свое мнение. Поэтому сейчас, готовясь к своему открытому уроку, я обдумывала каждое слово, каждую фразу. Детей не готовила вовсе, от них требовалось только прочитать рассказ. Не готовила детей еще и потому, что мне самой было любопытно и интересно, как они отнесутся к прочитанному, что увидят в рассказе, о чем станут размышлять, какие чувства возникнут в их неопытных юношеских душах. У меня был свой принцип при анализе произведения – обсуждать не осуждая: на это, я считала, ни у кого нет права. Только обсуждать и учиться делать вывод для себя… Первое, что заметили ученики, - это то, что название, данное автором («Не стоит село без праведника»), более соответствует теме рассказа, хотя и звучит пафосно. Но решение Твардовского переименовать его в «Матренин двор» вполне оправданно: иначе рассказ рисковал бы остаться неопубликованным. Маленькая хитрость редактора журнала удалась. И эта хитрость – гражданское мужество поэта, искупление вольных и невольных собственных его ошибок и заблуждений. У честного человека сделка с совестью рано или поздно не позволит жить спокойно, в гармонии мыслей и чувств. Чем закончилось для Твардовского стремление сказать правду – известно: бдительные советские идеологи свергли его с поэтического Олимпа, довели до сердечного приступа, а после смерти всеми силами стремились предать забвению и его самого, и его творчество. Так в Стране Советов заканчивали свой жизненный путь не только праведники (по Солженицыну), но и те, кто не мог жить во лжи. Второе, что отмечено учениками, - это многоплановость рассказа. Здесь и примитивизм названия села, и неприкрытое рабство колхозов, и всепоглощающая жадность человека… Ни в чем не просматривается даже намека не только на святость, но и просто на естественное для человека состояние – быть человеком. Весь уклад жизни направлен на растление души, на превращение человека в бездушное, безвольное, безответное существо. И только Матрена, бескорыстная, трудолюбивая, добрая, открытая, лишенная зависти и жадности, не вписывается в этот уклад, в это сообщество людей и одна , сама того не ведая, противостоит этому миру зла. Не потому ли она жертва? Ее смерть предопределена, как заведомо известны судьбы всех праведников на Руси – таков их печальный удел. Третье, не оставшееся не замеченным детьми, - это язык рассказа, его стилистика. Кондовая Русь – в чем она? Да во всем ранее перечисленном: в названии, в сюжете, замысле и, конечно, в его персонажах и в самой главной героине. Вот только на чем будет «Русь стоять», если праведники в ней сплошь жертвы, обреченные на гибель? Класс затих, размышляя, соотнося прочитанное с действительностью, ведь опыт, пусть маленький, у этих юношей и девушек уже имеется. И, наконец, четвертое, о чем не могу умолчать на уроке, - это об отношении к Солженицыну его собратьев по перу. И даже не то поражает, как набросились они необузданной сворой на писателя по мановению руки своего хозяина, а их лицемерие, их осознанное раздвоение, диктуемое даже не страхом, а жаждой угодить. Убивая свою совесть, они убивали свою душу, но продолжали жить физически. И жить, и творить… Вот только как им жилось потом? Как смотрели в глаза писателю, вернувшемуся из ссылки? Дальше по традиции предполагался анализ урока уже без детей. Я ожидала чего угодно, только не гробового молчания. Все двадцать педагогов-литераторов молчали: ни «за», ни «против». Что сдерживало? Ошеломил нестандарт? Это понятно: надо собраться с мыслями. Но было еще одно банальное обстоятельство, так сказать, сдерживающий фактор: среди учителей была сестра заместителя предисполкома, курировавшего образование. Ее мнение было главным. Но она молчала – и молчали все. Пауза настолько затянулась, что всем стало неудобно. Наконец кто-то( самый смелый и неравнодушный) не выдержал и стал говорить о положительных сторонах урока: его познавательности, активности учеников, их умении думать и говорить… Начало было положено, а дальше, как говорят, дело техники. В памяти сохранилось одно из выступлений: одно дело – учить быть человеком, другое – самому быть им. Это жизнь диктует нам наше поведение, и мы вынуждены подчинять условиям жизни и свои мысли, и свои чувства, потому что обстоятельства сильнее нас. Такая позиция оправдывала все: и ложь, и лицемерие, и раздвоение, и подлость, и предательство… Оправдывала и прощала. Удобно для всех, кроме самой жертвы. И все, наверно, согласились с таким выводом, потому что не нашлось возразивших. Я тоже молчала. А что говорить? Это не дети на начальном этапе формирования своей жизненной позиции – это взрослые, более того, педагоги. У них эта позиция уже сформирована – условиями, обстоятельствами, временем, потребностями, стремлениями. Они приспособились и научились жить, а жизнь – самая убедительная наука. И поступки наши – это результат нашей позиции. Ею диктуются, ею же и оправдываются. В классе повисла гнетущая натянутость, каждый чувствовал свою неискренность, но не хватало чего-то ее признать открыто. Игра: кто кого переиграет? Ни выигравших, ни проигравших она не предполагала. Такое тоже бывает, когда об очевидном лучше молчать – выгоднее… А произведения Солженицына ( в частности «Матренин двор») лет через семь включили в школьную программу. И появилась литературная критика. Так что моим коллегам все-таки пришлось формировать у учеников отношение к писателю и его творчеству, опираясь на чужое мнение. И отношение, и позицию. Не трудно догадаться – какую…
19 June 2016

Немного об авторе:

Приветствую Вас на своей странице. Спасибо! Мне очень нравится писать, вернее, нравилось всегда, сколько себя помню. Неожиданно потянуло к стихосложению. Мне кажется, что слово в поэзии значит больше, чем в прозе.Стихи создаются не то чтобы легче, но быстрее. Сразу видишь результат. Рада любому отзыву, любому комментарию, любой рецензии. Все прин... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Если вдруг со мной...
Наказание терзаньем...
Когда...

 Комментарии

Комментариев нет