Десятиклассники не хотят читать ни Достоевского, ни Толстого. Они вообще не хотят читать кого бы то ни было... Читающих в любом классе - три-четыре человека. Это самые ответственные и добросовестные. Им тоже не очень интересно, но для них слово "надо" ещё что-то значит. Остальные даже не слушают, о чём говорят на уроке читавшие. Хорошо, если сидят тихо, а то ведь могут и наглеть... Не урок литературы, а скука смертная...
Лет двадцать назад было иначе: читало большинство класса. Урок не сводился к примитивному пересказу - было обсуждение: живое - о живых. Живущих - о живших. Была беседа, настолько интересная, что уходили с урока эмоционально наполненными, удовлетворёнными. Дети были другими? Или время? Или школьная программа всему виной, сократившая количество часов литературы в школе? Возможно, всё вместе...
Как реально прочитать четыре тома "Войны и мира" за полтора месяца с учётом масштаба всего изучаемого материала по другим предметам? Появилась новая форма чтения - выборочное. Простите, господа, но это уже не чтение, а "вырванные места" из великих творений великих писателей. Можно пойти по линии наименьшего сопротивления - посмотреть, например, легендарный фильм Сергея Бондарчука. Можно вообще всю литературу свести к просмотру кинофильмов. Выход? В какой-то мере - да. Но возникает вопрос: зачем тогда вообще нужны уроки литературы? Зачем нужно само чтение? Вот такое, как есть, точно не нужно. И само слово не нужно, если можно молча посмотреть - и точка. А если и обсудить, то фильм. Общее представление сформировать - и достаточно. Как говорится, свободны, Лев Николаевич и Фёдор Михайлович...
Преподавание литературы в школе зашло в тупик. А кто будет искать выход? Где тот Данко, способный вывести страдающее поколение учителей и учеников из литературного мрака? Ответа нет...
Комментарии
Прихожу в ужас! Спасибо за неравнодушие. С уважением!