РЕШЕТО - независимый литературный портал
Майкл Космика / Лирика

(2011) ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ САМОМУ СЕБЕ... Часть 1,2.

915 просмотров

                                               И ВОТ - СЛЫШНЕЕ СТАЛИ ЗВУКИ,

                                                       НЕ УМОЛКАВШИЕ ВО МНЕ....

Ф.И.Тютчев

 

Данное автоинтервью впервые было опубликовано 20 июля 2011 г. на портале поэзии - http://www.stihi.ru/avtor/oknovmir

Вопросы и ответы... - ПОПЫТКА ПОНЯТЬ СЕБЯ...  ПОПЫТКА НАУЧИТЬСЯ СЛЫШАТЬ СВОЙ ДЕНЬ ...

Я не предполагал ментально взбудоражить и механически раззадорить читательскую аудиторию десятков и десятков других поэтических порталов. Мучительно размышлял, сомневался, искал правду и совесть — прежде всего для себя... Однако, абсолютно неожиданно мои мысли нашли отклик в сердцах многих людей. Низкий поклон и сердечные объятия всем неравнодушным к окружающей и поддерживающей наш мир — Поэзии... Любви и здоровья вам и вашим близким.
М. Космика.

Часть 1. КИПЕНИЕ КАРБИДА КАЛЬЦИЯ...
_________

- Привет.
- Салют. Мог бы не здороваться. Ведь ты это я. Спрашивай. Весь – внимание.

- Тогда начали… Никак не могу понять – зачем тебе, лингвисту, профессиональному литератору, 35 лет работающему в поэзии и прозе, написавшему десятки книг... НУ, ЗАЧЕМУШКИ нужно было заявлять написанное на различные Интернет-порталы? Или ты не знал, что огребешь по полной и наслушаешься всяко-разного?..

- Конечно, знал. Но порталы порталам - абсолютная рознь.
Многие из них вызывают уважение, за возможность прямого он-лайн контакта с читателями.
Выражаю стабильно-глубокое восхищение этими живыми, крупными Мастерскими Творчества.
Это нужные сайты, где автору и читателю возможно НАЙТИ ДРУГ ДРУГА - НАВСЕГДА...

А теперь отвечаю на вопрос: пойми одну вещь, ПОЭЗИЯ - жидкий внутренний огонь...
И она сейчас не умещается в книги. Как сказал Ромэн Роллан в своем замечательном труде «Жизнь Рамакришны»: знания разлиты в воздухе...
Сегодня поэзия разлита в воздухе. Молитвенность так же в нем разлита. И если ты чувствуешь, что можешь работать в Канале и проводить свет – значит нужно работать.

Конечно, я не предполагал, что в ряду сайтов свободной публикации – редко, но встречаются ресурсы с достаточной жесткой «пропиской». И там есть «умельцы», которые не прочь испытать написанное тобой на прочность. В принципе, не страшно. Всегда были такие, кто предпочитал ударам сердца - удары кувалды...

Такие “встречи из-за угла” полезны, особенно тем, кто блуждает в поисках себя. В 70-е годы я прошел отличную школу литобъединения при одной из союзных газет. Мы были акулами пера: без устали “крутили мясорубку” и давали под-дых-и-на-чай любому графоману. В той моей жизни для меня это было допустимо. Выходил на сцену писака, начиная: «И воробьи взлетают в небо, попавшись солнцу на крючок…». Мы потихонечку зверели.

А дальше - дело техники: при очередном перле, типа – «ты как солнце, ты как лето…» сзади на весь зал летела фраза «ты - котлета»… И незадачливое выступление накрывалось всеобщим хохотом.
Думаю, ты догадался в какой-такой компании провокаторов я вырос… ))

- Догадался, я ведь тебя досконально знаю... Ты и есть главный провокатор и беспредельщик!
- Обожди, не сбивай с мысли... Так вот, попадая на некоторые порталы, где - мусором везде разбросана критика, - я будто бы снова оказывался в тех своих 70-х... где автору сразу предлагали лобное место с плахой по центру... Мол, зашел сюда, опубликовался - ну, держись!.. Ведь у нас ту-та безраздельно царствует высказывание своего важного мнения...

- Ну, вот и посмотри на СЕБЯ ТОГО! Нравится?
- Отстань, ради Бога. Что тут может нравиться... Грустно это.

- Нет уж, давай договорим и разберемся...
30 лет назад ты был остер на язык, а сегодня?
Картинка обратная: ни слова. Ни на одном портале. Ни весточки: и тем, кто душевно ярко и по-доброму отозвался о твоих стихах, И ОСОБЕННО ТЕМ - КТО ПЫТАЕТСЯ БЕЖАТЬ ТАМ СВОЮ СТОМЕТРОВКУ САПОГАМИ...

- Не знаю, что ответить на твое "особенно тем"... Мне не интересно вступать в полемику. Встретив неумный и безграмотный коммент на поэзию (слава Богу, это бывает не так часто), я лишь мельком отмечаю недостаточную культуру такого оппонента. Как тут не вспомнить Шота Руставели: "чем наполнена посуда, то и выльется оттуда..."

- А по подробнее...
- Не будет подробностей. Нечего особо рассуждать. Есть читатели, которые не слышат поэзию. Не чувствуют язык, на котором она написана... Выражаясь по-студенчески: НЕ ДОГОНЯЮТ... И с этим ничего не поделаешь.

- Но ведь можно же подсказать, объяснить то, что написал...
- Слушай, А ТЫ - ТОЧНО Я?
- Не сомневайся. Точно! А почему спросил?
- Ну, если мы с тобой - ОДНО ЦЕЛОЕ, значит ты не страдаешь провалами памяти, и как профессионал, как учитель русского языка и литературы, помнишь, что именно ответил Лев Николаевич Толстой на вопрос - о чем его роман "ВОЙНА И МИР"?
- "Не могу рассказать. Могу только еще раз написать..." Примерно так.
- Ну вот. И я с классиком заодно - и ничего, и никогда не буду комментировать. Особенно к-ляпы к-ритиканов, не понимающих, что настоящий автор никогда не вывернет "на гора" сыромятину, не допустит ничего душевно-НЕточного. ВСЁ. СКАЗАНО. В СТИХАХ. ВСЁ НАЙДЕНО В НИХ. И ВСЁ В НИХ СВЕТИТ. Сумей лишь прочитать сердцем...

- Но ведь, согласись, современный поэтический слог - это то, что не всеми слету может быть понято и принято, ведь так?

- Не спорю. В нашей жизни, не так как в 18 в... Поэзия сейчас резководнее, в ней больше сломов, в ней больше излетов... Но преемственность поэтической культуры сохраняется - и это помогает вдумчивому читателю...
- Можешь привести пример?..
- Да без проблем. Одно настроение. Две работы...

ОДИНОЧЕСТВО. Ф.И.Тютчев, 1822

Как часто, бросив взор с утесистой вершины,
Сажусь задумчивый в тени древес густой,
И развиваются передо мной
Разнообразные вечерние картины!
Здесь пенится река, долины красота,
И тщетно в мрачну даль за ней стремится око;
Там дремлющая зыбь лазурного пруда
Светлеет в тишине глубокой.
По темной зелени дерев
Зари последний луч еще приметно бродит,
Луна медлительно с полуночи восходит
На колеснице облаков,
И с колокольни одинокой
Разнесся благовест протяжный и глухой;
...
Встает гроза, и вихрь, и лист крутят пустынный!
И мне, и мне, как мертвому листу,
Пора из жизненной долины,—
Умчите ж, бурные, умчите сироту!..


ZERO (ОДИНОЧЕСТВО). Майкл Космика, 1979

+

Туманы
тянутся без звука…
И фотография молчит…
И в ней карябает разлука
Любимой женщины черты.

На взморье – ветер
Серый, лишний…
Кататься гальке и дрожать…
Но крика волн совсем
не слышно.
Коль плещет и кричит
душа.

А нас с тобой - нет и в помине.
И всюду -
немость и ZERO…

И письма корчатся в камине,
вставая с треском
на ребро.


+


- Кстати,  а ты знаешь, что написали по тютчевскому стихотворению?... Не в восторге от Федора Ивановича...

- Я редко читаю подобные "невосторги"... Тютчев - мощный канал поэзии. Не только воздух Царского Села... но и весь торец нашей галактики - взят им в строки и - подарен нам... 


Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..


А в предыдущем стихотворении Федора Ивановича - строка: "РАЗНЕССЯ БЛАГОВЕСТ ПРОТЯЖНЫЙ И ГЛУХОЙ..." - меня просто накрыла.... И тот, кто не учуял, не услышал такого мастера - пусть поставит себе градусник и примет микстурку... ))


Как исконный россиянин - я пронизан, я вскормлен русским самосознанием. И я счастлив выражать свои мысли и чувства в такой неуемной и мощной стихии - как Русский Язык. И я помню слова уникального лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: "когда знаешь язык, понимаешь всю прелесть отступлений от него...". Писатель всегда держит свою скорость, и это позволяет ему летать, закладывая и сплетая любые виражи в области грамматики и синтаксиса... поскольку он живет и дышит чувствами, поскольку его ведет - сердце.

- Хорошо, оставим комментарии. Но почему бы просто не пообщаться с читателями? Ведь есть же что сказать…

- Конечно, есть. Но, знаешь… я тебя сейчас немножко удивлю. Я СТЕСНЯЮСЬ СЛОВ.
- Не понял?...

- Понимай, как есть. Мне страшно неловко отвечать на дружеские похвалы. Я их стесняюсь. Поэзия прошла через меня, и я мало чему у Нее научился. Это факт. Но, конечно, я радуюсь умным и ярким отзывам читателей.
Для меня это подсказка и признание того, что Канал поэзии, который провожу я, им нужен.
А на редкое шипение тех, кто попросту обладает повышенным уровнем внутренней агрессии, не считаю нужным отвечать.
Обмен ударами? Так и убить можно. Если не рассчитать. Конечно, университетское образование филолога, преподавателя русского языка и литературы, образование искусствоведа -  прекрасно заточено на спаринг. Расколошматить задиру, наффф-тыкать ему заноз за шиворот? Да без проблемммм...
Но – нет. Душа - против. Человек написал глупость, поглумился и поёрничал в ответ на твою искренность и искримость… Ну, что ж…
Это его ступени роста, и как бы я ни хотел вложить в чьи-то плоские мозги объем окружающих нас ветров и красок – НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Растение нельзя тянуть за стебель. Пусть взламывает асфальт и вырастает само. Когда-нибудь и критикану станет стыдно за свою, мягко говоря - дурацкую скабрезность...
И, возможно, ему встретятся слова А.Т.Твардовского: «У меня в купе поезда - критик всегда на третьей полке едет». Абсолютная правда. У того, кто запитан в канале поэзии, есть мощное душевное ОТК, проверяющее на сердечную чистоту и звон - всё, выходящее из-под пера. И всё-таки...

- Что “всё-таки”?..
- Я переживаю. Очень переживаю.
Я живой. Я же вижу, как мучаются другие авторы от наскоков неаккуратной, хлесткой, акульей критики. И я кричу в воздух (в том числе и самому себе - через тридцатник лет!): эй, вы что делаете?!!.. Если даже человек заслужил оплеуху за свое графоманство и бледнословие, то ведь не таким же макаромммм! Ну, что тебе стоит - просто указать ему на гнутые и непрочные латы и дружески посоветовать: “Не пиши так - а то словишь в бою смертельный удар...” Ну, что тебе стоит быть мудрым и щедрым, и тактичным?!..

- А ты не сгущаешь, часом, краски? Мож-быть народ честнОй просто хочет пообщаться... Не думал в таком ракурсе?

- Думал. Только я сердцем думал, а не думалкой. Лови напрямую: КОГДА КТО-ТО ВЫЗЫВАЕТ НАС НА ДОСТАТОЧНО ДЛИННЫЙ И ЖЕСТКИЙ СПОР - ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗДЕСЬ ПЛАНИРУЕТСЯ В ЭТОМ ОБМЕНЕ КОЛКОСТЯМИ С ОППОНЕНТОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОДПИТКА. А это, друг мой, уже чистейшей воды вампиризм.

Я не осуждаю. Более того, я понимаю, что некоторые из нас так и не научились до сих пор отдавать свет, а предпочитают его потреблять. И им не хватает общения. Потолкаться, посшибать там и тут, понаскакивать, потеребить, потусоваться, потормошить, позадевать... и еще многие и многие "по...". Авось что-либо и "по"-перепадет через другого...

Не знаю, как ты, а я моментально чувствую чакровую основу такого контакта: она - темная, осадочная. Короче, меня на это не тянет... Есть гораздо более важные и тем более - Светлые Дела, чем лезть к другому в душу со своим мнением и критиковать. Вообще, высказываться о творчестве - ЭТО ВЫСОЧАЙШЕЕ ИСКУССТВО. Искусство такта, искусство Бережности и Настроения. Не уверен, что все мы в достаточной мере им обладаем...

Я БЫ ХОТЕЛ СЕБЕ И ОСТАЛЬНЫМ ПОЖЕЛАТЬ ПО ЖИЗНИ - БОЛЬШЕ МОЛЧАНИЯ.
В НЕМ НАС ЖДУТ НАШИ КРЫЛЬЯ. НАШ СМЫСЛ ЖИЗНИ. НАША ПОЭЗИЯ.
ВЕДЬ ТОТ, КТО МУЧАЕТСЯ ОТВЕТАМИ НА СУГУБО ЗЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ - НА НЕБЕСНЫЕ, НЕ ПОЛУЧИТ...
НЕ В СПОРАХ И НЕ В РЕЦЕНЗИЯХ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА. В НИХ ОНА УМИРАЕТ.

Поэзия - таинство. Поэзия вольна найти нас везде, даже посреди базара. Но она моментально создает вокруг себя атмосферу Света и Тишины. Истина внутри нас. Это нужно уважать в себе и прежде всего - в остальных. Не ломись в чужой дом. Не веди себя там носорогом в посудной лавке. Мир души - хрупок и высоковольтен. Сломаешь своими высказываниями что-либо в другом, будь уверен: тебе - также достанется на мешок орехов.

- Послушай, тысячи людей на порталах "чатятся", и этим поддерживают друг дружку. И это хорошо. Не отрицай, пожалуйста!

- Да что с тобой? Я и не думал отрицать. На доброе здоровье! Общайтесь...

- Ну вот, так почему бы и тебе НЕ НАЧАТЬ ОТВЕЧАТЬ НА РЕЦКИ? А то подумают: задрал нос!    
- Видишь ли, мне как-то до неаполитанского фонарного столба фирмы Modus - что думают о моем носе, лишь бы насморк не насылали!… )))
Когда рядом поэзия, кланяться и писать «пасибки» и «смайлики» - это бытовуха. Я этого стесняюсь.
Строки пришли сверху, и они звучат в тишине. Для них тишина, молчание – просто необходимы.
И не надо здесь ни комментариев, ни лобызаний, ни чатов, ни дружеских застольных тостов…
Всё это прекрасно – но не рядом с поэзией.
Настоящие стихи всегда трагичны. Не в смысле горевания. Они нам несут очищение, катарсис. Они предлагают нашей душе полет. Помнишь, как у Гейне: «Если по миру проходит трещина – она идет через сердце поэта…»

- Не помню, честно говоря…
- Ну, это твоя проблема… Не нужно в большом концертном зале шлепать смс-ки на твиттер и жевать поп-корн в обнимку с пепси! Там про-исходит таинство… Именно от большого корня - "Исход"... Дошло?
- Но ведь читатель ждет отклика. Настоящий читатель, я о нем сейчас говорю…
- Знаешь, я душой обнимаю всех моих читателей. Я думаю о них сердцем.
Но не все выражается словами. Главное – в стихах. Рядом с поэтической строфой лично у меня просто не вяжутся, не выстраиваются «привет-пока-давно-не-виделись»…
Только напряжение твоего сердца и твоего зала напротив. И более ничего.
Короче, я стесняюсь слов. Пусть за меня с моими читателями будут продолжать говорить стихи. У них, поверь мне, это получается лучше…

- Т.е. ты против любых объяснений автором своего творчества… против переписки...
- Я - против.

Ну, не мурумчанин и не форумчанин я!..

Не нужно этого лично мне. Всё есть в написанных строчках и между ними. Сумей только осмыслить сердцем…
Но пусть здесь каждый решает для себя сам. Некоторые из нас еще только в начале пути, и даже не поняли, что они полезли в белую пасть листа – за Огнивом. Именно за Ним.
Они, как тот сумасшедший солдат – мечутся по комнатам и набивают ранец то медяками, то золотом… Они еще не видят свою Поэзию, не проводят Канал. И, конечно, им нужно пройти мастер-класс критики. Мне предельно неловко....

- В смысле “неловко”? Кресло жмет?..
- Не хохми-давай...
Мне больно видеть, как начинающий поэт или поэтесса, написав что-либо не выстраданное, вот уже сразу засыпаны дружескими, хвалебными откликами того “домашнего” портала, где у них сложилась своя теплая компания.

- Что же в этом плохого?… Должно воодушевить!

- Междусобойчик-то? Воодушевляет... Дальше некуда.
Похвала слабого стиха – СТРАШНАЯ ВЕЩЬ.
Она не даст Автору понять, что он выразил себя лишь на полпроцента. Он будет продолжать и далее работать на подобном уровне, не зная, не понимая того, что идет не туда и не так, и не с тем… Я всегда переживаю за это. Уж лучше «прописка» типа «ну-ка… ну-ка… иди-сюда-ка… ща-мы-те… зубы-то пошатаеммм…”

- Позиция ясна.
И все-таки ты не реагируешь на любые отклики, значит, позволяешь тем, кто пытается расшатать Канал – это делать?

- Расшатать не выйдет. Поэзия сама за себя даст отпор. Условно я назвал эти работы к а р б и д ы. Очень удивлен написанному. Никогда не использовал владение словом, чтобы дать рецензенту под дых. Всегда уважал и благословлял умного и чуткого критика, который был и остается по сей день для меня не меньше, чем соавтор…

- Стоп. Так ты взял и использовал активную мощь слова – чтобы…

- Не я, но сам Канал останавливает наскоки тех, у кого действительно повышен уровень внутренней слепоты и агрессии. Кто ни разу не дотронулся до книг Барбары Марсиньяк, Мельхиседека и Даяны Купер, не примерял на себя ни одно из посланий Господа, дошедших до нас через Плеяды - http://nvris.narod.ru/main.htm  и через Л.И.Маслова - http://www.otkroveniya.ru/.

Кто не думал душой над тем, что прошло через С.Н.Лазарева в его диагностиках кармы, кто не жил уникальными вибрациями книг Майкла Шарпа и многих, многих, шагающих далеко впереди нас…
Канал ответил этим людям, поскольку впереди восхождение наших душ, впереди - Квантовый переход. И нельзя сейчас мусорить и поганить поэзию. Она – наша первая помощница. А мастер устоит. Ему наплевать на наскоки и агрессию.
Но если Первоисточник решил ответить – я уловил и написал.

- Резковато получилось...
- Ну, уж как есть... И не я первый взялся за меч...
Вспомни, 90-е годы - у Вознесенского - его знаменитое “НЕ ТРОЖЬТЕ МУЗЫКУ РУКАМИ!”

Уважьте пальцы пирогом,
в солонку курицу макая,
но умоляю об одном -
не трожьте музыку руками!

Нашарьте огурец со дна
и стан справасидящей дамы,
даже под током провода -
но музыку нельзя руками.

Она с душою наравне.
Берите трешницы с рублями,
но даже вымытыми не
хватайте музыку руками.

И прогрессист и супостат,
мы материалисты с вами,
но музыка - иной субстант,
где не губами, а устами...

Руками ешьте даже суп,
но с музыкой - беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
не трожьте музыку руками.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
Андрей Вознесенский. Не отрекусь.
Избранная лирика. 1996.

Видимо, и великих тоже достают ляпы всех тех, кто ни короля-ни шута не понимает в творчестве, но везде сует свое непрошенное мнение - и пытается нацарапать на Пирамиде «здесь был Ва…».
К сожалению, общий читательский уровень – не так высок сегодня, как в докомпьютерную эпоху. Что ж, такое время… По ту сторону рампы: т.е. у авторов - также полным-полно и мелкотемья, и откровенно-латунной грязи... Но Переход всех и всё поправит. И каждый из нас выберет быть Восходящим либо Нисходящим. А покамест -  будем благодарны людям за то, что они еще в силах урывать полторы секунды в этом бешеном изломанном инферно - и читать…и писать... и работать душой…

- ...сказал Майкл тоном Дельфийского оракула...

- Опять ты ерничаешь! Какой-такой в загорелую-задницу оракул!! Оглянись: тебе мало того, что творится с Японией? Мало по всему земному шарику катастроф и военных сводок?!.. Лично мне - подсказок хватает: как и куда вести и себя, и свою жизнь...
Время стоит сейчас за форточкой - потрясающе жесткое и яркое. И ошибки не прощаются. И нужно каждый миг душой выбирать - умножаешь ли ты любовь в себе и в других, либо жаришь очередного автора на вертеле критики и затем смакуешь человечину...

- Да уж. Ты сегодня как никогда мягок в высказываниях...  Ладно. Вернемся к “карбидам”... Ну а тебя кто достает?!
По кому прозвучал твой залп?

- Да ни по кому. И не залп.
Просто боль и удивление самой поэзии, по которой кто-то попытался проехаться на SHANTUI...

- Стоп. Не понял... на чем-на чем?

- Шантуи - марка китайского бульдозера, родной мой... Вот на таких ШАНТУИ ШАЙТАНЫ-КРИТИКИ И ШАНТУЮТ ПО НАМ ПО АВТОРАМ!! ))

Ну, а если без улыбки: мы ведем себя очень неосторожно с душами других.
А ведь карбид кальция, попадая в воду, резко клубится
и рвет пространство вокруг себя, выделяя ацетилен.
И это взрывоопасно.

- Ну, мы люди сугубо миролюбивые.
Напиши, пожалуйста, несколько слов читателям….
Я ведь знаю, твоя позиция не изменится, и ты не будешь отвечать на отзывы…

- Ты не прав. Ох, ну, как же ты не прав! Я в ту же секунду сердцем связываюсь с моим читателем и благодарю его.
Не всё должно быть в словах. Не всё…
И все-таки без слов нельзя. Особенно без слов к тем
по кому очень соскучился…
____

Дорогие, любимые друзья и соратники!
Все те, кто когда-либо держал в руках моего ребенка,
мою поэзию...
Позвольте мне сейчас низко вам поклониться и поблагодарить
за светлую помощь,которую вы оказали моей душе,
разделив настроения написанных ЧЕРЕЗ МЕНЯ стихов.
Ни секунды - ни словом, ни делом я не помыслю
обидеть вас. Только уважение.
И только благодарность.

Мои дорогие, мои пока нечуткие критики!
Слава Богу, вас предельно мало, но я
также очень ценю вас и благодарен
за причиненную боль и грусть.
Давайте вместе попробуем
идти к Господу и взрослеть
душой. Вы – через рев
перфоратора и взмахи кувалды...
Я – через полет и молчание,
через стихи
и молитву.

Ваш Майкл Томас Космика.


КИПЕНИЕ КАРБИДА КАЛЬЦИЯ...


+


Не путайте
Поэзию – с печеньем.
Ее нельзя за завтраком кусать…

Она вся – храм. И фрески Боттичелли.
И вы апостол здесь,
а не гусар.


И вам – рыдать душой,
а не кичиться.
И вам планеты осенять рукой…
А вы зашли всего лишь помочиться.
И портупею обмакнуть
в кагор.


Вы бродите меж строчек,
как анатом –
щипцы, зажим, повязка на щеке…
А всё вокруг кричит - на непонятном
ПРЕДЕЛЬНО ВНЯТНОМ Божьем языке…


И полдень возле вас – чернее ночи,
шкаф силовой искрит, уйдя в дымок…

Моя душа – разъятой быть
не хочет.
Вам непонятно? Эй!… Вам – невдомек?…


Я вас не звал на Тайную Вечерю.
Я не просил топтать живой огонь…

Вы спутали Поэзию с печеньем.
Не-по-перх-нитесь,
критик дорогой…


+


Вы так легко нашли карбид…
Вы так привычно взяли скальпель…

Моя поэзия кровит.
Но мне не жаль шипящих капель.

Мне жаль того, кто - как задрот,
без устали - и без устАли
чужим катренам день за днем
сустав ломает за суставом…

Я тоже мог – в ваш дом войдя –
на камне камня не оставить…
Но там очаг.
И спит дитя –
святыми мир держа перстами…

Уж лучше строчка, матерясь -
от раны сдохнет в поднебесье…
Но я
не дам
себе
у вас
наумничать и набалбесить.


Мой друг любимый,
мой собрат -
ИГРАЙ И ДАЛЬШЕ СВАДЬБУ С МУЗОЙ…
Дано поэзии собрать
и сжечь в себе
весь срам и мусор.

Иди вперед. Не слушай боль.
И терпким медом станет горечь.

А критик – он, конечно, сволочь.
Такая же,
Как мы с тобой.


+


Поэзию - нельзя пиНННуть.

Дано всевидящей дворнягой
за километр обогнуть
ей наши митинги
и драки.


Хоть Торквемада вы,
хоть …лядь
в погонах - кровью крупнозвездных
не улыбнется вам
распять
ни яркий дым, ни высший воздух.


Стократ клейменая судом
Поэзия,
как мать за сыном
придет однажды
в ваш дурдом -
обколотый аминазином.


И счастье вам – ЗАСОЛОВЬИТ…
И ЗАВОРОНИТ ваше горе…

И все пинки благословит.
И ноги оторвет
по горло.


+

Майкл Томас Космика
Позвольте сердцем обнять вас и поблагодарить за прожитые вместе строки...


http://www.stihi.ru/avtor/oknovmir





Часть 2. Часть 2. БЕЗ "Г-РЕЦИИ И БЕЗ Г-РЕЦСКОГО"...



-          Привет. Я снова к тебе с вопросами…

-          Да-да… Ты даже не представляешь, как я рад и соскучился! Вот прямо сейчас оставлю все дела и, как заведенный, буду с тобоюшки…

-          Сволочь ты, в хорошем смысле слова… Знаешь - как встретить журналиста и чем подбодрить…

-          Ага. Я тебя тоже по-доброму ненавижу… И с чем пожаловал?

-          Твою поэзию читают тысячи людей…

-          Сразу - стоп. ПОЭЗИЮ ЧИТАЮТ МИЛЛИОНЫ. Поэзия - воздух. Без нее никому не прожить. Это я про настоящую поэзию вообще... Ну, и есть, конечно же, слава Богу те, кто читает то, что мы с тобой накрапали...

-          Ну я-то не пишу, я твоя половинка… Не более.

-          И не менее. Извини, что перебил…

-          Ну вот… Короче, меня опять подмывает спросить: какого рожна ты не отвечаешь людям на их мнения, на их высказывания? У тебя что: вакуум? «Сказалка» заела?

-          Ничего у меня, друг ситный, не заело… В том числе и мою «сказывалку»… Я тебе уже отвечал: не все нужно выражать словами. Более того, как учитель русского языка и литературы, как языковед, и наконец, как тот – кто работает со словом четыре десятка лет – я тебе вслед за поэтическим гением Тютчевав – еще раз повторю: МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ – ЕСТЬ ЛОЖЬ!! Никакие слова НЕ ДОТЯГИВАЮТСЯ ДО НАШИХ СЕРДЕЧНЫХ ВИБРАЦИЙ. Слова - лишь примерный грубый ориентир в пространстве... Не более...


Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Вот так Федоров Иванович поддержал меня в начале того своего далекого 1830 года…


-          Хорошо. Лично я тебя слышу. Но давай я сделаю вид, что ничего не понял… И ты еще раз мне ответишь на вопрос: ОТ ТЕБЯ ЧТО УБУДЕТ, ЕЖЕЛИ ТЫ ПООБЩАЕШЬСЯ НАПРЯМУЮ С ЧИТАТЕЛЕМ? Передашь приветки-ответки… Отпишешься на рецки… а??

-          Вот достача так достача! Слушай, а ты в кого такой привязчивый? Вроде бы у нас в роду журналюг не было…

-          Ну, не трать понапрасну ленту в моем диктофоне… Говори поскорей!

-          Мозги не парь, у тебя за версту по нашей деревеньке видно: диктофон-то цифровой… Ладно. Вот ты только представь в своей светлой, надеюсь, головушке - что в самом центре Сцены, на самой середине Таинства вдруг всё прерывается - и Актер напрямую вне смыслов и вне красок происходящего действа - обращается в зал: ребята, я тут в антракте впопыхах кошелек на барной стойке оставил,- никто случайно не находил?.. 

- Алё, а вот ты сейчас это к чему загнул?

- Да всё к тому же... загнуллл... Не ты ли все время призываешь меня взять со сцены и напрямую пообщаться с теми, кто в зале - т.е. с моими Слушателями, с Читателями...

- Ага. Вот, значит, оно как!..

- Да уж точно именно так, а не эдак! Я всё-таки надеюсь... очень душой надеюсь, что в отличие от тебя - моя читающая половинка - есть настоящие читатели, которые понимают и, главное, ценят, что ПОЭЗИЯ - ЭТО ЭЗОПОВ ЯЗЫК. И ЕЙ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕХОДИТЬ НА БЫТОВУХУ И ОБЩАРАТЬСЯ... тьфу-ты... даже от волнения запнулся!..  ОБЩАТЬСЯ, КАК В КОРИДОРЕ, НАПРЯМУЮ! Дошло?... Вижу, пока что не очень... Ясен-пень. Будем лечиться дальше. Вот смотри:

Сцена - всегда поднята по сравнению с залом. Причем рампа и подмостки - точно проходят по уровню анахата-чакры, т.е. Сердца. Автор и его Поэзия берутся за руки и выходят к людям, т.е. ко всем нам - но не растворяются в толпе. Они на сцене. ОНИ НА ДРУГОМ УРОВНЕ. И это Заявка. И все мы знаем, что сейчас начнется не бытовуха, а взлет сердечный! И ЭТО НЕЛЬЗЯ ПРИНИЖАТЬ НИКАКОЙ ГОВОРИЛЬНЕЙ. НИКАКИХ КОММЕНТАРИЕВ ОТ АВТОРА БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. НИКАКИХ ОПРАВДАНИЙ И ОБЪЯСНЕНИЙ. ТОЛЬКО ОСМЫСЛЕННЫЙ СЕРДЕЧНЫМ ТРУДОМ ПОЛЕТ. И БОЛЕЕ - НИЧЕГО.
Очень надеюсь, что дошло!  

- Да пошел ты...

- Значит, дошло...

Вернемся к теме "г-рецеских-рецок" и к тому, стоит ли мне, как автору, также становится греком и отвечать на г-"рецеском" на рецки, как вы их по-молодежному окрестили, т.е. на рецензии...

 

 

Вот дословно реплика одного из читателей в ответ на 1 часть «ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ САМОМУ СЕБЕ…» И он не постеснялся это написать, невзирая на скромный и точный подзаголовок этой статьи – « Попытка понять себя. Попытка научиться слышать свой день».


«Меня расстроил ваш текст. Назидательный получился. Вы же не просто написали, что вы стесняетесь писать ответы, вы остальных лишили этого права, указав, что репликам не место рядом с высокой поэзией.
Криво получилось. Может и в самом деле, коль "тихо сам с собою, я веду беседу", не стоит выносить это на всеобщее обозрение, даже если вы очень-очень стесняетесь. Хотелось бы ошибиться. Читатель».


- Ага. Ну, вот о чем я предупреждал тебя… Схлопотал-лл?!

- Не торопись злорадствовать за свою пишущую половинку. Всегда возможны разночтения даже одного и того же текста. Мы живем каждый в своей точке сердечных координат. Отсюда – сколько людей, столько и мнений. Я никому не затыкаю ни рот, ни затылок. Более того, полтора месяца назад в ответах тебе – я говорил:  на здоровье, обменивайтесь мыслями и суждениями! Это нормальная школа роста и каждый автор должен ее пройти. Насколько ты помнишь, я прошел эту школу тридцать пять лет назад. Поклонился в душе пройденному – и зашагал дальше… Не понял?

- Ну… как-то расплывчато…


- Хорошо. Давай объясню пожестче. МОЖЕТ БЫТЬ, НАМ ВСЕМ УЖЕ ХВАТИТ ЖИТЬ ТОЛЬКО В ЭТОМ ТРЕТЬЕМ ИЗМЕРЕНИИ? Может быть, уже пора задействовать не только слова, но и мысли? Ведь наши мысли – быстрее, объемнее и красочнее любых сло-ффф!

Впереди – Квантовый скачок. И это грандиознейшее дело. Хотя, конечно, многие сейчас покрутят указательным пальцем у виска, но от этого кручения Ничего Не Отменить. Есть Восходящие, есть Нисходящие. Каждый из нас уже выбрал. И счастливого пути. И никто не прогадает – у каждого своя дорога. Но все мы получим иную скорость осмысления мира, прибавим себе иные вибрации…. Люди, связанные с литературой – давно уже это делают. ДАВНО УЖЕ НА ЭТО СПОСОБНЫ….  Подожди, НЕ ПЕРЕБ-Ы-ВАЙ… КУТУЗОФФ...  Так вот: излишняя чатовость – ЭТО СУРРОГАТ ОБЩЕНИЯ. Не нужно мусорить словами через поле Инета. Настройся на человека, и пошли душой ему Света. И всё. Это главное.


- Ну, знаешь… Не все это умеют… А если ты против "курилки" и чата - я за тебя крайне рад: тебе враз подкатят тележку пинков и вагон оплеух...


- Стоп. Не передергивай. Я ни в коем случае - не против кухонных разговоров в уважаемой Курилке. Хоть и сам не курю, но вырос на всем этом и уважаю мнения и чаяния других. ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ ВАЖНО. НО ЕЩЕ ВАЖНЕЕ - ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ БЕРЕЖНО. ЧТОБЫ В ТОМ, К КОМУ ТЫ ЭТО ВСЕ ГОВОРИШЬ - ПРИБАВИЛОСЬ ДУХА, чтобы с ним, с этим автором - продолжало и продолжало жить Творческое Наваждение... По большому счету мы умеем так говорить - со своей любимой женщиной, со своей мамой... Мы все это умеем.  НЕ НУЖНО РАЗДЕЛЯТЬ ЛЮДЕЙ НА СЕМЬЮ И ЧУЖИХ. МЫ ВСЕ ОДНА СЕМЬЯ... И мы посылаем каждый раз свет или тьму в своих комментариях. Между их строчками – заложены эмоции. Просканируй сердцем – и тут же ощутишь… 

Теперь о «рецках»…

Быть чутким поэтом И БЫТЬ ЧУТКИМ ЧИТАТЕЛЕМ – ОДИНАКОВО КРУПНАЯ МЕРА ТАЛАНТА.

И не все читатели д о т я г и в а ю т  до поэзии. И это не страшно. Мы все на пути. Вспомни слова уникальнейшего мастера поэзии, основателя общества Рериха у нас в стране: Валентина Митрофановича Сидорова –

из его стихов-медитаций, впервые опубликованных в «Огоньке» в 1981 г:  


                                                               УЧАСЬ У ВСЕХ  -  УЧИТЕЛЬ ВЫРАСТАЕТ…



Я ведь не потому прошу не комментировать поэзию, КОТОРАЯ ПРОШЛА ЧЕРЕЗ МЕНЯ, что чего-либо опасаюсь.

Не опасаюсь ничего. Когда душа и перо – закончили работать, и строчки встали в сквозной воздух листа: поэзия пришла. Ей ничего не грозит. И ей не нужны комменты, и ей не нужны манульщики... а уж тем более - костоправы!..

Поэзии - по большому африканскому Там-Таму, что о ней написали или что ей "там-там" приписали… Конечно, стихотворение можно пытаться смять, обидеть неумным комментарием, но сам Канал это не заденет. Более того – неудачная "рецка" неминуемо отрикошетит  в говорящего, показав его недостаточный уровень осмысления и неуглубое, слабое дно душевного опыта. Но и это не страшно.

По большому счету – НИЧЕГО НЕ СТРАШНО. СОБАКА ЛАЕТ, А КАРАВАН ИДЕТ…


Я НЕ нервничаю и НЕ обижаюсь на высказывания. Я благодарен за любое «прозванивание» строки… И мне не трудно сердцем метнуться – и моментально проверить  - было ли что слабое, невыстраданное – или нет.


- А на конкретном примере?

- Да будет, будет тебе пример. И не один. Ты сначала пойми одну очень ТИХУЮ и ГЛОБАЛЬНУЮ ВЕЩЬ:

НЕЛЬЗЯ СЛЕТА ЗАЯВЛЯТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ В МИР АБСОЛЮТНО НЕЗНАКОМОГО ТЕБЕ ЧЕЛОВЕКА.

НЕЛЬЗЯ. НЕЛЬЗЯ. НЕЛЬЗЯ, МАТЬ-ТВОЮ-СТО-РАЗ ОБНЯТЬ,  ЭТО ДЕЛАТЬ!!!


Помолись. Настройся сердцем. Перепроверь себя самого семь раз. Поголодай. Помолчи. Помедитируй.

И если после этого – то, что ты хотел сказать другому останется в тех же словах - ИЛИ ВООБЩЕ ОСТАНЕТСЯ – вот тогда говори, на здоровье…


- Ну, ты загнул! Это ж какая работа! Никто на нее не подпишется из-за  коммента…

- А ты как хотел? Пукнул - и пошел дальше? Писать другому письмо – АДСКИЙ ИЛИ РАЙСКИЙ, но все одно труд души. Без того никак.


- Да уж… С тобой – легко…
- Я тебе в половинки не навязывался…


- Ладно, не будем препираться. Проехали. Ты мне обещал – примеры… Жду…
- Эээ… нэ нужно ждать, таракой… Кушать подано!

Вот тебе поэзия и - вот тебе деталь коммента…


+


Я вернулся, родная…
Слезает слеза
             по небритой щеке осторожно.
Столько Бога у дочери в звонких глазах…
И сердиться на жизнь невозможно.


Есть места –
             где нас красят в затравленный цвет.
Где нас кормят стеклом, не возморщась.
Но есть тысяча храмов на тысячу бед.
И сердиться на жизнь
невозможно…


Время свернуто в яркий ребристый рулон.
За спиной снова плачут и злятся:
                                пусть не ширится тут –
                            неуемным крылом…
            пусть не узится тут –
пришлым взглядом!…


Флаг вам в руки безумный.
И низкий поклон.
И на лацканы – алую саржу.
Если душу нецелую целым полком
затоптать вам сегодня прикажут.


Сто вселенных сменилось -
но день наш краплен
      жесткой кровью - и криками перчен.
Те же самые нелюди тычут копьем
в Иисусову крестную печень.


Я вернулся, родная. С молвой не в родстве.
Так прими, если рада пирату -
шебутной, трижды ломаный
                        внутренний свет.
И меня с этим светом в придачу.


Ну, так в чьих же ногах я
                         степная кирза?
В чьих губах  -  я губная гармошка?

Столько Бога у дочери
в майских глазах…
И сердиться. На жизнь. Невозможно.


+


Далее - комментарий одной прелестницы, которая мне точно годится в дочки… Но заметь,  я  не поставил ее в угол. Я просто обнял ее душой. 

«Стих хорош. Только лучше заменить - слезает слеза… на стекает слеза…»


Амба. Ничего не поделаешь!…
Ну, не было у этого человечка в околоземном космосе еще той пронзительной, щемящей до кости встречи со своим НЕБРИТЫМ МУЖЧИНОЙ….
Ну, не было….
Поэтому эта девочка еще сердцем своим не видит - как короткая, мужская слеза тяжело путается по щеке… как этой слезе трудно ПЕРЕЛЕЗАТЬ – и жесткую щетину, и жесткую судьбу…

Тебе хватит, или еще?

- Продолжай. Не часто Космика комментирует что-либо…
- Ухмыляешься, значит?

- Ну,  где ж ты увидел на нашей общей с тобой физиономии ухмылку?)))  Давай, жарь дальше…
- Хоккей. Продолжаю.
Снова строки и - снова за ними - коммент…


+


Как спицы готовят к вязанию,
а стюардессу  -  к Лондону;
готовлю крестец к наказанию,
ладони готовлю к ладану.

А к тем, кто мне пальцы нахваливает
гвоздями и плоскогубцами  -
       пусть боль моя выйдет палевая;
               а к прочим мирянам  - русая…

О, крестное право нежности!
                   Повсюду спасать, не спасаясь…
Звездою маячить в кромешности…
Слезою светить сквозь парус…

О, белое право нежности!
Быть внученькой, а не падчерицей.
О старый подол Неизбежности  -
не пачкаться…

Нас встреча нашла в полете;
свела  -  как две штанги троллейбуса…
Так вены текут по локтю,
                    взамен ничего не требуя…

О, плавное право нежности!…
Быть встречной, попутной, беспутной…
Давать нам без всякой погрешности
                   друг в друга входить под утро…

Губами скрипеть и царапаться,
                    соскальзывая в центробежности… 
на панцирном праве нежности…
                    на пледе  -  с востока до запада…

Как спицы готовят к вязанию.
Я окна готовлю к рассвету.
А крайнюю плоть      
к обрезанию.
А крайнюю мысль  -  к посеву.

+

Комментарий:

«Осторожнее в выборе слов. Вены не текут. Такая неточность мешает восприятию.
Но,  несмотря на несовершенность и рваность,  – это все же поэзия. Спасибо…»


- Давай, я за тебя отвечу: пожал-ста! И что же тебе не понравилось в комментариях?!..
- Вот пока ты хохмишь, я успел мысленно пожать этому человеку руку и - обнять душой того, кто мне близок по ауре… того, чьи комменты прозвучали абсолютно по-дружески и без любого желания задеть…

- Эй, я тож-ему руку жму!.. Так чем тебя не устроила критика? Все верно: вены не текут. По ним кровь течет, а сами они стоят на месте. Вот.


- Н-ДА… в который раз убеждаюсь: ты – точно не я…
- Как это «НЕ-Я»?! Ты чего себе позволяешь? Я такая же ПОЛОВИНА МАЙКЛА ТОМАСА КОСМИКА, КАК И ТЫ!..

- Ну, ежели бы ты был половиной меня, ты бы помнил  мгновения… когда… КОГДА ВХОДИШЬ В ДРЕВНЕЙШИЙ РИТМ МОРЕЙ, ЛУГОВ И ДЕРЕВЬЕВ…. КОГДА НАКЛОНЯЕШЬСЯ НАД ЛЮБИМОЙ –  И НА ТВОЕМ ЛБУ… И НА ТВОИХ ЛОКТЯХ СИНИМИ ШНУРКАМИ ПРОСТУПАЮТ И ТЕКУТ ВЕНЫ…

А сама кровь уже не успевает течь… она срывает вены с мест – и вот уже вены текут!...
кожа течет!… И вслед за этим каскадом движений и касаний  – ты сам становишься потоком…

Короче: тебя там –  с твоим «стоят на месте»  - и рядом не стояло!...


- Злой ты, дяденька…
- А ты не пори ерунду. Ей, между прочим, больно… Еще примеры?

- Спасибо. Накушались. Счет, пожалуйста…



                                                ++


Счет готов. Только это не ресторан и не футбольный матч. Счет здесь ни в чью пользу. Он просто идет на секунды….

И нам всем нужно не просчитаться.



Обнимаю вас сердцем и душой.
М. Космика.


P.S.

Несколько строчек - для вашего уважаемого дня. Любви и радости. И хорошего светлого молчания!


+


Поэт пришел
сквозь пики и кресты,
вразрез всем будням с выправкой военной -

ДАТЬ ШАНС
всей нашей крошечной вселенной
до любящего сердца дорасти.

И в мире оловянно-окаянном
ему водить –
но не блистать вождем.

И он рожден безбрежным океаном.
И он звездой безгрешною
рожден.


Не хмурьтесь вслед поэту:
Нелюдим!
Поэт всегда
среди толпы - безлюден.
Но каждый жест и шаг его – прилюден
и поднят с пламени,
и взят со льдин…


В его руках
становится мрак – ковким…
И в свет куется каждая слеза:
для тех, кто шастает туда-сюда,
крысиный след оставив
на морковке.

Для всех,
готовых сразу обкорнать
кусочек неба
с яркою строкою…
Поэт болит в нас голосом Талькова…
И фресками да Винчи – светит в нас…


И он молчит средь шустрой говорильни.
И плачет
за хохочущих во мгле…

Плечами слыша
звон и шелест крыльев -
он, как и все мы, ходит по земле…
____

В ДУШЕ СОРВАВ СТРУНУ –
а не на лире,
поэт в тебе начнется.
И во мне.


+

Майкл Томас Космика
Сердцем с вами.

Теги:

 Комментарии

Комментариев нет