РЕШЕТО - независимый литературный портал
/ Проза

6.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. ТЕКСТ 18-28.

101 просмотр

6.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. ТЕКСТ 18-28.

 

ТЕКСТ 18

 

антаванта име деха

нитйасйоктах шариринах

анашино 'прамейасйа

тасмад йудхйасва бхарата

анта-вантах - бренные; име - эти; дехах - материальные тела; нитйасйа - вечного; уктах - описанные; шариринах - воплощенного (души); анашинах - неуничтожимого; апрамейасйа - неизмеримого; тасмат - поэтому; йудхйасва - сражайся; бхарата - о потомок Бхараты.

Материальное тело вечного, неуничтожимого и неизмеримого живого существа обречено на смерть. Поэтому сражайся, о потомок Бхараты!

 

 

 

БОГ: Перевод допустим. Точный перевод: «18.Бренные (подвержены разрушению) все эти материальные тела, но, говорится,  вечно существуют воплощенные в них души, никогда не подлежащие разрушению, неизмеримые. Поэтому, сражайся, о, потомок Бхараты.».

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Материальное тело по своей природе тленно. Оно может погибнуть сразу после рождения или через сто лет, но смерть его неизбежна. Это всего лишь вопрос времени. Тело не может существовать вечно.

 

БОГ: Это верно.

 

 

 

Однако душа в теле столь мала, что никакой враг не в силах даже увидеть ее, не говоря уже о том, чтобы убить.

 

 

 

 

БОГ: Душа неразрушима, не может быть подвержена уничтожению не потому, что она слишком мала. Эти рассуждения о душе неверны.

 

 

 

 

Как было сказано в предыдущем стихе, душа так мала, что никто не знает, как определить ее размеры. В любом случае, нам не о чем скорбеть, ибо живое существо невозможно убить, так же как материальное тело нельзя уберечь от смерти навеки или хотя бы на долгое время.

 

 

 

 

БОГ: Это верно. Но при этом надо понимать, что всегда есть о чем скорбеть. Ибо уход человека их жизни непременно есть горе для семьи, для близких и родных. Скорбеть надо. Но надо стараться в этом быть умеренным, понимая, что душа скоро воплотится в новое тело и продолжит свой путь среди новых родственников, имея новые возможности, новое окружение, новые пути развития. Также, надо стараться оберегать друг друга от смерти. Это нравственность человека, и ее Бог не отменял, но поддерживает. Совершенные знания призваны смягчать боль, но не должны навредить качествам человека, угодным Богу.

 

 

 

Бесконечно малая частица духовного целого получает материальное тело сообразно своей деятельности в прошлом, поэтому каждый должен следовать заповедям религии.

 

 

 

БОГ: Каждый должен следовать автоматически качествам своей ступени развития. Этот процесс обеспечивает Бог. Далеко не все в состоянии следовать религиозным требованиям, ибо до этой ступени материального и духовного развития надо еще дорасти. Также в высказывании: «…Бесконечно малая частица духовного целого…»,- нельзя говорить неопределенно. Надо Говорить не о неком духовном целом, а о Боге Кришне. Бесконечно малая частица Бога Кришны… При этом слово «бесконечно» следует не употреблять. Оно здесь излишне.

 

 

 

 

 

«Веданта-сутра» утверждает, что живое существо имеет природу света, поскольку оно является частицей высшего света.

 

 

 

 

БОГ: Душа не имеет природу света. Бог нигде об этом не Говорит. Душа имеет Божественную природу. Остальное излишне. Также, Бог не Говорит о Себе как о Том, Кто есть Высший свет. Бог такое определение Себя нигде не дает. Не следует ссылаться на «Веданта-Сутру».

 

 

 

Подобно тому как свет солнца поддерживает жизнь во вселенной, свет, исходящий от души, поддерживает жизнь в материальном теле.

 

 

 

 

БОГ: От души свет не исходит. Не она на самом деле освещает тело своим в нем присутствием, но только и Единственно Бог Кришна, Который присутствует в теле вместе с душой.

 

 

 

 

 Как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться, - стало быть, именно душа поддерживает жизнь в материальном теле.

 

 

БОГ: Когда приходит время душе оставить тело, Бог ее выводит из тела  и далее необходимость поддерживать жизнь в теле автоматически прекращается. Бог останавливает работу всех органов и тело подвергается уничтожению. Все делает только Бог. В этом не может быть сомнений. Сама душа во всех вопросах жизни и смерти абсолютна беспомощна.

 

 

 

 

Само по себе тело лишено всякой ценности. Поэтому Кришна призывает Aрджуну сражаться и не поступаться принципами религии во имя сохранения материальных отношений, основанных на телесных представлениях о жизни.

 

 

 

 

БОГ: Мертвое тело действительно утрачивает свою ценность. Но в материальном мире тело, телесное существование невозможно переоценить. Ибо только благодаря телу душа в материальном мире может развиваться и достигать качества, угодные Богу.

 

 

 

 

ТЕКСТ 19

 

йа энам ветти хантарам

йаш чаинам манйате хатам

убхау тау на виджанито

найам ханти на ханйате

йах - который; энам - этого; ветти - знает; хантарам - убийцей; йах - который; ча - также; энам - этого; манйате - считает; хатам - убитого; убхау - оба; тау - они; на - не; виджанитах -  знают; на - не; айам - это; ханти - убивает; на - не; ханйате -  убивается.

Тот, кто считает живое существо убийцей, так же как и тот, кто думает, что оно может быть убито, не обладает знанием, ибо душа не убивает и не может быть убита.

 

 

 

 

 

БОГ: перевод не точный. Правильный перевод: «19. Убийца думает, что убивает. Также, тот, кого убивают, думает, что будет  убит. Но оба они не знают, что нельзя убить или быть убитым.».

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Когда материальное тело живого существа погибает, пораженное смертоносным оружием, душа, находящаяся в теле, продолжает существовать. Душа столь мала, что ее невозможно убить никаким материальным оружием, о чем мы узнаем из последующих стихов.

 

 

 

 

БОГ: Душу невозможно убить не потому, что она слишком мала. На величину искры не следует ссылаться в этом вопросе.

 

 

 

 

Живое существо вообще нельзя убить, ибо оно духовно по природе. Убить можно только материальное тело.

 

 

 

 

БОГ: Это правильно.

 Однако это не означает, что Веды поощряют убийство. Ведические предписания гласят: ма химсйат сарва бхутани - «Ни к одному живому существу нельзя применять насилие».

 

 

 

 

БОГ: Это верно.

 

 

 

 

Тот факт, что живое существо нельзя убить, отнюдь не оправдывает тех, кто убивает животных. Убийство любого тела, совершенное без дозволения свыше, является преступлением и карается по законам государства и законам Бога. Однако Aрджуна должен был сражаться не ради удовлетворения собственных прихотей, а во имя религии.

 

 

 

 

БОГ: Арджуна должен был сражаться прежде всего потому, что на это была Воля Бога.

 

ТЕКСТ 20

 

на джайате мрийате ва кадачин

найам бхутва бхавита ва на бхуйах

аджо нитйах шашвато 'йам пурано

на ханйате ханйамане шарире

на - никогда не; джайате - рождается; мрийате - умирает; ва - либо; кадачит - когда-либо (в прошлом, настояшем или будущем); на - не; айам - этот; бхутва - возникнув; бхавита - возникнет; ва - или; на - не; бхуйах - снова; аджах - нерожденный; нитйах - вечный; шашватах - непрерывно существующий; айам - этот; пуранах - старейший; на - не; ханйате - убита; ханйамане - когда убито; шарире - тело.

Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.

 

 

 

 

БОГ: Перевод правильный.

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: По своим качествам бесконечно малая отделенная частица Высшего Духа неотлична от Всевышнего.

 

 

 

 

БОГ: Качества души и Бога несоизмеримы. Бог развивает в человеке качества угодные Богу качества, необходимые именно для преданного служения и для того, чтобы общаться с Богом подобающим образом на духовном плане. Качества Бога недостижимы душой и в этом нет необходимости. Качества Бога направлены на творение, на труд в материальном и духовном мире. Ни о каком подобии качеств Бога и Его частицы быть не может. Такое понимание есть великое заблуждение.

 

 

 

 

Она не подвержена тем изменениям, через которые проходит материальное тело. Иногда душу называют неподвижной (кута-стха). Тело проходит через шесть видов изменений: оно появляется на свет из чрева матери, некоторое время существует, растет, производит себе подобных, постепенно увядает и, наконец, уходит в небытие. Однако душа не подвержена изменениям.

 

 

 

 

БОГ: Душа на самом деле развивается. И в этом происходит ее изменение, т.е. ее внутреннее наполнение меняется, меняются ее качества, другие энергетические составляющие. Но как энергия, душа неуязвима.

 

 

 

 

Душу называют нерожденной, но, поскольку она находится в материальном теле, кажется, будто она рождается вместе с телом. На самом деле душа, находящяяся в теле, не рождается и не умирает. Все рожденное обречено на смерть. Но поскольку душа не рождается, для нее нет прошлого, настоящего и будущего. Она вечная, всегда существующая и изначальная.

 

 

 

 

БОГ: Для души есть и прошлое и настоящее и будущее. Об отсутствии таковых Бог нигде в Писании не Говорит. Нельзя привносить в Святое Писание свои личные умозаключения. Это грех.

 

 

Иными словами, невозможно установить время ее появления на свет. Мы пытаемся определить, когда душа появилась на свет, только потому, что распространяем на нее телесные представления.

 

 

 

 

БОГ: Начало жизни души определяется именно временем ее рождения в данном теле. Человек не может отмерять время существования или рождения души, опираясь на то, что она извечна. Не может отказаться от даты рождения и смерти в теле, не может считать также, что у души нет ни прошлого ни настоящего ни будущего. Все это для живого существа имеет место. Любое другое понимание есть спекуляции беспокойного ума. Эти рассуждения неприемлемы в Святом Писании, не опираются на Слово Бога, ни есть истина, но есть греховная деятельность.

 

 

 

 В отличие от тела, душа никогда не стареет. Вот почему так называемые старики иногда ощущают себя детьми или юношами. Изменения, происходящие с телом, не затрагивают душу. Душа никогда не увядает, как это происходит с деревом или любым другим материальным предметом. Она также не производит на свет побочные продукты. Порождения нашего тела, наши дети, являются самостоятельными индивидуальными душами, и мы считаем их своими детьми только потому, что они связаны с нашим телом. Тело развивается благодаря присутствию души, но сама душа никого не производит на свет и не претерпевает никаких изменений. Таким образом, душа не подвержена шести видам изменений, через которые проходит тело.

 

 

 

 

БОГ: Эти рассуждения о душе приемлемы. Но есть ошибочное понимание. У души есть побочные продукты жизнедеятельности, не связанные с телом. Также, душа, проходя земной путь в материальном мире, изменяется, приобретая новые качества, новый уровень понимания, новые направления мыслительного процесса… Ибо именно в этом суть телесного Земного существования.

 

 

 

 

В «Катха-упанишад» (1.2.18) есть похожий стих:

на джайате мрийате ва випашчин

найам куташчин на бабхува кашчит

аджо нитйах шашвато 'йам пурано

на ханйате ханйамане шарире

Смысл и значение этого стиха совпадает со смыслом данного стиха «Бхагавад-гиты», однако в нем употреблено одно интересное слово випашчит, что значит «ученая» или «обладающая знанием».

Душа исполнена знания, иначе говоря, она всегда обладает сознанием.

 

 

 

 

БОГ: Душа изначально не исполнена знанием никаким. По мере своего телесного существования она Волею Бога наполняется сначала материальным знанием и опытом, как и развивает материальные качества преимущественно и только с некоторого этапа или ступени своего развития начинает наполняться духовными знаниями, опытом, практиками, поднимаясь уже по ступеням собственного развития и материального и духовного до достижения тех качеств, которые выводят душу на путь преданного служения и далее на духовный план. Поэтому говорить о том, что душа всегда наполнена знанием невозможно и не следует знание напрямую связывать с сознанием. Ибо сознание свойственно всему творению Бога, включая и движимое и неподвижное, и камень и дерево. И Сам Бог развивает сознание творения согласно Божественной Воле и Плану на каждого. Сознание опережает знание любого порядка.

 

 

 

 

 Сознание - неотъемлемое свойство души.

 

 

 

 

БОГ: Сознанием Управляет Бог. В любом теле Бог может регулировать сознание вплоть до состояния его отсутствия  даже при наличии жизни. Нет ничего, что свойственно душе, но неотъемлемо от нее. Душа полностью подчинена Богу и во всем зависит от Бога. Бог есть Тот, Кто дает душе все. И в этом не следует сомневаться.

 

 

 

 

Даже если нам не удастся обнаружить душу там, где она находится, - в сердце, мы все равно можем установить ее присутствие по наличию сознания.

 

 

 

 

БОГ: Не следует задаваться подобной идеей. Надо верить, что душа существует и не искать ее. Этим могут заниматься материалисты. Верующий человек не должен искать у Бога доказательств. Иначе будет низвергнут на материальные ступени.

 

 

 

 

Иногда мы не видим солнца, потому что небо затянуто облаками или по какой-то другой причине. Однако разлитый повсюду солнечный свет свидетельствует о том, что сейчас день. Когда ранним утром небо светлеет, мы тотчас понимаем, что солнце восходит. Aналогичным образом, сознание, которое присутствует в каждом теле - и в теле человека, и в теле животного, - указывает на то, что в нем находится душа.

 

 

 

 

БОГ: в то, что в теле присутствует душа, надо просто верить, не ища доказательств, не ссылаясь на сознание человека, ибо эти вещи имеют свои  характеристики. Никто не может увидеть сознание человека, ибо это внутренний процесс, данный Богом и сокрытый от глаз, и далеко не всегда это отражается на самом теле; но по телу можно определить, жив человек или нет. И все. Душу никто не увидит. В ее существование надо верить, если ты религиозный человек и изучаешь Святые Писания.

 

 

 

 

Однако сознание индивидуальной души отлично от сознания Всевышнего, ибо Его сознание всеобъемлюще. Господь знает все, что происходило в прошлом, происходит сейчас и произойдет в будущем. Индивидуальной душе присуща забывчивость. Когда душа забывает о своей истинной природе, она может получить знание, внимая наставлениям Кришны. Но Самого Кришну никак нельзя сравнить с забывчивой душой. В противном случае Его наставления в «Бхагавад-гите» не имели бы никакого смысла.

 

 

 

 

 

БОГ: Комментируя Слово Бога в Святом Писании, нельзя делать допущения: «…Но Самого Кришну никак нельзя сравнить с забывчивой душой. В противном случае Его наставления в «Бхагавад-гите» не имели бы никакого смысла.». Так мыслить и проповедовать ГРЕХ. Никакие предположения о Боге невозможны. Это оскорбление. Это Грех. Это наказуемо.

 

 

 

Есть два типа души - крошечная индивидуальная душа (ану-атма) и Сверхдуша (вибху-атма). Это подтверждает «Катха-упанишад» (1.2.20):

анор анийан махато махийан

атмасйа джантор нихито гухайам

там акратух пашйати вита-шоко

дхатух прасадан махиманам атманах

«Сверхдуша [Параматма] и индивидуальная душа [дживатма] сидят на одном дереве тела, в сердце живого существа, но только тот, кто избавился от всех материальных желаний и скорби, может по милости Всевышнего постичь величие души». Как мы узнаем из последующих глав, Кришна является источником Сверхдуши, а Aрджуна относится к категории забывчивых индивидуальных душ и потому нуждается в наставлениях Кришны или Его истинного представителя, духовного учителя.

 

 

 

БОГ: И снова. Речь должна быть не о сверхдуше, а о Боге Кришне, присутствующем в теле живого существа всем Своим полным целым. Также, нельзя душу называть индивидуальной. Она не индивидуальна. Также, ни Бог ни душа не расположены в сердце.

 

 

 

 

 

ТЕКСТ 21

 

ведавинашинам нитйам

йа энам аджам авйайам

катхам са пурушах партха

кам гхатайати ханти кам

веда - знает; авинашинам - неразрушимого; нитйам - существующего вечно; йах - который; энам - этого (душу); аджам - нерожденного; авйайам - неизменного; катхам - как; сах - тот; пурушах - человек; партха - о Партха (Aрджуна); кам - кому; гхатайати - причиняет боль; ханти - убивает; кам - кого.

О Партха, как человек, знающий, что душа неразрушима и вечна, что она нерожденная и неизменная, может убить кого-либо или заставить убивать?

 

 

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «21.Тот, кто знает, что эта душа неразрушимая, вечная, нерожденная и неизменная, как такая личность, о, Партха, пойдет на причинение боли (убийства, страдания, связанного со смертью) кому-либо, когда убивает его.». Заканчивается стих так: «… как такой человек, о Партха, может пойти на убийство, когда убивает кого-либо». Т.е. человек осознает, что он не убивает, а помогает поменять тело.

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Все имеет свое предназначение, и человек, обладающий совершенным знанием, знает, как и где можно что-либо применять. Насилие тоже имеет свое предназначение, но правильно применять его может только тот, кто обладает знанием. Например, судью, который приговорил к смертной казни человека, виновного в убийстве, нельзя порицать за это, ибо он санкционировал применение насилия в соответствии с законом. В «Ману-самхите», которая является сводом законов для человечества, сказано, что убийца должен быть приговорен к смертной казни, чтобы в следующей жизни ему не пришлось страдать за этот тяжкий грех. Поэтому, когда царь казнит убийцу, он делает это ради его же блага. Точно так же, когда Кришна приказывает сражаться, это значит, что насилие необходимо для торжества высшей справедливости. Поэтому Aрджуна должен был исполнить Его приказ, памятуя о том, что насилие, совершенное тем, кто сражается ради Кришны, не является насилием, ибо человека, или, вернее, душу, невозможно убить. Таким образом, во имя справедливости порой приходится применять так называемое насилие. Хирург оперирует больного не для того, чтобы убить его, а для того, чтобы вылечить. Так и Aрджуна, выполнив указание Кришны и вступив в бой, поступит как человек, обладающий совершенным знанием, и его поступки не навлекут на него греха.

 

 

 

 

 

БОГ: Все эти рассуждения материальны. Но в данном случае надо понимать, что в материальном мире люди не руководствуются совершенным духовным знанием. Но материальными законами и умозаключениями. Никто, убивая, не преследует цель очистить человека через его убийство от греха, который он совершил. Люди преимущественно не знают степень греха человека, степень его виновности и потому часто вершат наказание почти вслепую. Никакой свод законов не может предусмотреть воспрос о справедливости наказания, о степени наказания. Ни царь, ни судья не могут безгрешно решать вопрос о жизни и смерти человека, или другого наказания, соответствующего полностью деянию человека, как и не могут выявить все причины и следствия. Все вопросы, связанные с наказанием решает Бог, присутствуя в теле каждого. Только Бог Знает, кого надо наказать, когда, в какой мере, через кого. Только Бог Знает, как наказание может помочь человеку в его материальном и духовном развитии, только Бог Знает, какой урок и кто может извлечь из наказания. Бог присутствуя в теле человека, Управляя его материальными преимущественно знаниями, его чувствами, мыслительным процессом, его специальными знаниями, дает ему только то принять решение относительно наказания другого, которое в полной мере соответствует Воле Бога и которое человек примет за свое решение и понимание без сомнений или без особых сомнений. Только Бог может отдалить наказание или дать возможность его избежать или может перенести наказание в другую жизнь человека, где оно будет кармически неизбежно. Надо хорошо понимать, что все вопросы, связанные с оставлением душой тела, решает только Бог. Как и все другие вопросы, исходя из кармы человека, его заслуг перед Богом, его качеств, исходя из Плана Бога на человека и его развитие. Материальный мир устроен Богом абсолютно. Наказание находит непременно каждого и имеет строго воспитательное назначение, способствующее развитию качеств человека и его подъему по ступеням собственного материального и духовного развития.

 

 

 

 

 

 

ТЕКСТ 22

 

васамси джирнани йатха вихайа

навани грихнати наро 'парани

татха шарирани вихайа джирнанй

анйани самйати навани дехи

васамси - одежды; джирнани - старые и ветхие; йатха - как; вихайа - сбросив; навани - новые (одежды); грихнати - принимает; нарах - человек; апарани - другие; татха - так и; шарирани - тела; вихайа - оставив; джирнани - старые и бесполезные; анйани - другие; самйати - принимает; навани - новые; дехи -  воплощенный в теле (душа).

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

 

 

 

 

БОГ: Правильный перевод.

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: То, что бесконечно малая индивидуальная душа постоянно меняет тела, - признанный факт. Даже современные ученые, которые не верят в существование души, но вместе с тем не могут объяснить, откуда сердце берет свою энергию, вынуждены признать, что наше тело постоянно меняется - ребенок превращается в юношу, юноша - во взрослого человека, взрослый человек - в старика. Затем живое существо переходит в новое тело. Об этом уже шла речь в одном из предыдущих стихов (2.13).

Переход крошечной индивидуальной души в новое тело становится возможным по милости Сверхдуши. Сверхдуша исполняет желания индивидуальной души, подобно тому как один друг исполняет желания другого.

 

 

 

БОГ: Нет сверхдуши. Есть Бог Кришна Своим полным целым в теле живого существа. Также, Бог в теле живого существа дает душе мысли, желания, чувства, работу всех органов, дает знания  материального порядка, дает мыслительный процесс, Управляет выбором, дает в свое время религиозность и соответствующие духовные знания, дает духовные практики и поклонение Себе, дает испытывать по ступени человека гнев, зависть, обиду, надежду и все другие переживания. Бог дает цель, дает смысл, дает поиск, дает старания… Но если говорить о желаниях, то все они кармически предопределены. Некоторые из них имеют направляющий характер, даются Богом человеку для того, чтобы человек как бы сотрудничал с Богом в пути достижения намеченного, но есть и те желания, которые Бог в душе не поддерживает, ибо или этот путь в прошлом себя исчерпал и более ничего привнести в развитие человека не может, либо это желание имеет отношение к будущему и не время давать ему исполниться, ибо нет для этого соответствующего окружения или материальной базы, или некоторые желания вообще не могут осуществиться, но необходимы, как то, что должно двигать человеком, давать ему интерес и в этом процессе человек не достигает желаемое, но получает достаточно существенные побочные плоды этого движения. Т.е. далеко не все желания Бог исполняет. Это надо понимать. Тем более, если желания направлены против других людей или на удовлетворение чувств внешними материальными объектами в большой степени. Также, категорически нельзя сравнивать душу и Бога Кришну с друзьями, где более сильный выполняет волю или желания другого. Такие сравнения греховны и недопустимы. Это Святое Писание. Никакая вольная трактовка и примеры здесь недопустимы. Только один путь совершенных знаний возможен: в теле присутствует Бог Кришна Своим полным целым и душа.

 

 

 

 

 

В Ведах, например в «Мундака-упанишад» и «Шветашватара-упанишад», душу и Сверхдушу сравнивают с двумя птицами, сидящими на одном дереве.

 

 

 

 

 

БОГ: Не следует Бога Кришну и душу, расположенную в теле сравнивать с птицами, наблюдающей и поедающей. Это сравнение вводит в заблуждение людей. Бог не наблюдает. Бог в теле живого существа Управляет живым существом, полностью, всеми его чувствами, желаниями, мыслительным процессом. Бог Управляет изнутри, Бог Управляет извне. Это – ИСТИНА. Все другое ДОМЫСЕЛ. НЕВЕЖЕСТВО. ГРЕХ.

 

 

 

 

 

Одна из них (индивидуальная душа) поедает плоды этого дерева, а другая (Кришна) наблюдает за действиями своего друга.

 

 

 

 

БОГ: Бог не наблюдает. Бог Управляет, контролирует, разрешает и запрещает. Бог РАБОТАЕТ с живым существом непрерывно, и позволяет то, что входит в План Бога, что есть Воля Бога, в соответствии с кармой и качествами и ступенью материального и духовного развития живого существа. Никто и на мгновенье не может быть предоставлен сам себе. Это нонсенс. Без Бога душа вообще не существует, ни сознания, ни желаний, ни действий… ни мыслительного процесса, ни выбора. Бог Работает и в верующем и в неверующем, работает с каждым, работает со всем своим творением и ни как друг, а как Высший Управляющий, Повелитель.

 

 

 

 

Хотя эти две птицы в качественном отношении подобны друг другу, одна из них полностью поглощена вкушением плодов материального древа, а другая просто наблюдает за ее действиями. Кришна - это птица-свидетель, а Aрджуна - птица, которая поедает плоды материального древа. Хотя они друзья, одна из них всегда остается господином, а другая - слугой.

 

 

 

 

БОГ: Сравнение бессмысленное, может навредить сознанию и пониманию человека, не истина. Арджуна не поедает плоды материального древа. Он всецело во Власти Бога. И ничего ни помыслить, ни почувствовать, ни совершить без Воли Бога не может. Также Бог со стороны не наблюдает. БОГ ВЕДЕТ. Бог полностью ведет Арджуну в диалоге, не давая ему отклониться, перекрыв обстоятельствами и чувствами все выходы и давая сказать и чувствовать только то, что угодно Богу.

 

 

 

Когда бесконечно малая душа забывает об этих отношениях, она вынуждена постоянно менять свое положение, перелетая с одного дерева на другое, то есть переселяясь из тела в тело.

 

 

 

 

БОГ: Душа вращается в круговороте сансары не потому, что она забывает об отношениях с Богом, ее памятью Управляет Бог и дает памятование о Боге в зависимости от ступени материального и духовного развития каждого. Вращение в колесе сансары есть путь развития качеств человека, на основании которых Бог и поднимает его по ступеням своего материального и духовного развития и именно качества являются определяющими когда речь идет о начале преданного служения и духовной практики. И в преданном служении Бог также может вращаться некоторый период в колесе сансары, даже помятуя Бога в течение жизни, ибо Один Бог Знает, какие надо в материальном мире качества добрать, чтобы выйти за пределы материального существования на духовный план.

 

 

 

 

Пока джива сидит на дереве материального тела, она вовлечена в тяжелую борьбу за существование, но, как только она согласится признать вторую птицу своим духовным учителем, как это сделал Aрджуна, который предался Кришне и обратился к Нему за наставлениями, птица-слуга тотчас избавится от скорби и страданий.

 

 

 

 

БОГ: Никогда полностью в материальном мире невозможно освободиться от скорби и страданий. Страдания ослабляются только тем, что человек через призму совершенных духовных знаний Волею Бога находит объяснение своим страданиям, понимает также, что все приходяще и говорит себе всегда: «На все Воля и План Бога. Бог – Знает. Я – нет.». Также, человек может молиться и просить Бога о смягчении наказаний, которые имеют кармические причины, и это Бог может учитывать, непременно имея ввиду добродетель человека, его старания перед Богом, неосуждение других, аскетизм, благотворительность, простой образ жизни, постоянное памятование о Боге, смирение и терпение. Также, Бог ни есть духовный учитель живых существ, а высший Управляющий, Тот, Кто ведет и Наставляет через материальные игры и роли. Поэтому никто не должен стремиться признать Бога своим учителем, и этого Бог не требует. Это не тот уровень, Бог – Высочайшая Личность, с Богом невозможно строить отношения учителя и ученика. Богу поклоняются, Богу посвящают труд, тапасью, благотворительность, свою жизнь, Изучают Слово Бога и Ему следуют.

 

 

 

 

Это описано в «Мундака-упанишад» (3.12) и «Шветашватара-упанишад» (4.7):

самане врикше пурушо нимагно

'нишайа шочати мухйаманах

джуштам йада пашйатй анйам ишам

асйа махиманам ити вита-шоках

«Хотя обе птицы сидят на ветвях одного и того же дерева, одна из них пребывает в постоянной тоске и тревоге, ибо пытается насладиться его плодами. Но если по той или иной причине страждущая душа обратит взор на своего друга, Верховного Господа, и осознаџет Его величие, она тут же освободится от всех тревог и беспокойств».

 

 

 

 

БОГ: Тут же, без промедления, никогда и никто не освобождается. Только через длительный путь преданного служения, только через духовную практику и поклонение, только через постоянное памятование о Боге…

 

 

 

 

Сейчас Aрджуна обратил взор на своего вечного друга, Кришну, и внимает Господу, который рассказывает ему «Бхагавад-гиту». Так он сможет осознать величие Господа и перестанет скорбеть.

 

 

 

 

БОГ: Бог поведал Арджуне Бхагавад-Гиту, но этого мало, чтобы выйти за пределы материального существования. У Арджуны впереди еще есть круговорот рождений и есть серьезная долгая духовная практика. Быстро у Бога ничего не делается.

 

 

 

 

В этом стихе Господь советует Aрджуне не сокрушаться о том, что его деду и учителю предстоит сменить тело. Напротив, Aрджуна должен радоваться тому, что он убьет их тела в справедливом бою, и они сразу избавятся от всех последствий телесной деятельности.

 

 

 

БОГ: Не должен Арджуна ничему радоваться, но должен исполнить Волю Бога, не привязываясь к плодам своего труда. Не его дело, что дальше ждет тех, кого он Волей Бога в сражении убьет. Надо эти вопросы оставить на Бога. Бог Высший Управляющий. Бог Знает. Все остальные размышления есть надуманные, плоды беспокойного все еще материалистичного ума. Истинно духовный человек, преданный Богу, отпускает свои дела. На все Воля Бога. Так думает.

 

 

 

 

Тот, кто погибает в справедливом бою, тотчас освобождается от всех грехов и достигает более высокого положения, подобно существу, убитому на жертвенном алтаре. Таким образом, у Aрджуны не было причин для скорби.

БОГ: Почему животное оказалось на алтаре – Знает только Бог. И какое оно достигает в результате положение тоже Знает только Бог. Об этом не следует спекулировать. Таким животным может быть душа человека в прошлом, который на алтарь принес жизнь другого человека и таким образом из-за своей жестокости на алтаре оказался сам, ибо чувства каждого, мыслительный процесс, отношение к жизни других Бог Знает. Также, тот, кто погибает в Бою, даже если этот бой и результаты его находят справедливыми, отнюдь не освобождается тотчас от всех грехов и отнюдь не достигает высокого положения. Такое понимание могло быть во времена Арджуны. Но истину о каждом, Причины любого события знает Бог, и они не столь бывают утешительны, чтобы человека от всего освободить и возвысить. Поэтому и в таких ситуациях, когда человек погибает в бою, следует уповать на Бога, ибо Бог творит по величайшей справедливости. На все Воля Бога – так надо думать и отпускать, не пытаясь своим слабым умом и несовершенными качествами всему дать оценку.

 

 

 

 

ТЕКСТ 23

 

наинам чхинданти шастрани

наинам дахати паваках

на чаинам кледайантй апо

на шошайати марутах

на - не; энам - этого (душу); чхинданти - рассекают; шастрани - (разные виды) оружия; на - не; энам - этого (душу); дахати - сжигает; паваках - огонь; на - не; ча - также; энам - этого (душу); кледайанти - мочит; апах - вода; на - не; шошайати -  высушивает; марутах - ветер.

Душу нельзя расчленить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или иссушить ветром.

 

 

 

БОГ:  правильный перевод.

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Никакое оружие, будь то меч или оружие, использующее энергию огня, ливня, смерча и т.д., не может уничтожить вечную душу.

БОГ: Правильно.

 

 

 

 

Очевидно, что в былые времена, помимо огнестрельного оружия, известного современным людям, существовало много других видов оружия: из земли, воды, воздуха, эфира и т.д.

 

 

 

 

БОГ: Не было оружия из земли, воды, воздуха, эфира. Это домысел.

 

 

 

 

Ядерное оружие, которым владеют современные люди, тоже использует энергию огня. Однако в прошлые века были в ходу и другие виды оружия, состоящие из различных материальных элементов. Оружию, использующему энергию огня, можно было противостоять водным оружием, которое не известно современной науке.

 

 

 

 

БОГ: Бог не давал такое оружие людям.

 

 

 

Нынешние ученые не знают и об оружии, основанном на силе смерча. Но, как бы то ни было, душу нельзя расчленить или уничтожить никаким, даже самым могущественным видом оружия.

 

 

 

 

БОГ: не было оружия, которое бы использовало природные стихии.

 

 

 

 

Философы-майявади утверждают, что индивидуальная душа обрела существование, когда, попав под влияние невежества, оказалась под покровом иллюзорной энергии. Однако они не могут объяснить, как такое возможно, ведь индивидуальные души нельзя отсечь от изначальной Высшей Души. Значит, они - вечно отделенные частицы Высшей Души.

 

 

 

БОГ: Приводить ложные утверждения философов-майавади – нельзя. Это засоряет Святое Писание, ничего и никому не дает, есть греховное деяние того, кто комментирует Слова Бога. Такой человек будет наказан. Что они могут объяснить и что не могут объяснить – это их уровень ступени, достаточно низкий и здесь приводить его категорически нельзя. Также, если говорить о душе, то она неотделима от Бога, всегда и везде присутствует только с Богом, есть энергия Бога, есть продолжение Бога. Сама не существует, не отделена, это невозможно.

 

 

 

 

Поскольку крошечные души вечно сохраняют свою индивидуальность, они склонны попадать под влияние иллюзорной энергии, лишаясь таким образом возможности общаться с Верховным Господом.

 

 

 

 

БОГ: душа не может как-то сохранять то, чего не имеет. Не имеет она индивидуальность. Души попадают под влияние иллюзорных энергий Бога именно по Воле Бога. Иллюзорные энергии есть творение Бога, вовлекающее людей в развивающие материальные игры и роли, проходя через которые человек развивается, обретает качества более высокой ступени, так поднимается вверх по лестнице материального и духовного развития на Земле. В свое время на определенной ступени духовного развития человек постепенно Милостью Бога и благодаря совершенным духовным знаниям и приобретенным качествам начинает видеть все как есть, зная, Кто за всем стоит. И таким образом, становится менее уязвимым от иллюзорных энергий Бога. Но всему свое время.

 

 

 

 

 Так искры пламени, которые качественно неотличны от огня, гаснут, вылетая из костра.

 

 

 

БОГ: Неуместное сравнение. Никакая душа  не погибает. Всех Бог ведет к себе и этот путь не зависит от желания души, но от Воли Бога. Всем идти к Богу. Никто от Бога неотделен, в каждом Бог, каждым Управляет Бог, никто сам по себе.

 

 

 

 

 

Тот факт, что живые существа являются отделенными частицами Всевышнего, описывается в «Вараха-пуране», и, согласно «Бхагавад-гите», они остаются таковыми вечно. Таким образом, даже освободившись из плена иллюзии, живое существо сохраняет свою индивидуальность, как явствует из наставлений, которые Господь дал Aрджуне. Знание, полученное от Кришны, помогло Aрджуне обрести освобождение, но это вовсе не означает, что он стал Кришной.

 

 

 

 

БОГ: Живые существа не являются отделенными частицами Бога. Это невозможно. В Бхагавад-Гите это нигде не провозглашается. Это искажение Святого Писания. Великий грех на том, кто такое проповедует или через такое понимание пытается комментировать Слова Бога. Освободившееся от материальной иллюзии живое существо, полностью от иллюзии не освобождено. Она присутствует и на духовном плане. Ибо везде есть игры и роли, развивающие качества человека, его ум и помогающие в преданном служении. Также, Арджуна никакого освобождения не получил и никто не получает. И не понятно, от чего должно освобождаться живое существо, если оно неотъемлемо от Бога и призвано ему служить и в материальном мире и на духовном плане. Можно лишь говорить об освобождении от колеса сансары или от существования в материальном мире. Что одно и то же.

 

 

 

 

 

ТЕКСТ 24

 

аччхедйо 'йам адахйо 'йам

акледйо 'шошйа эва ча

нитйах сарва-гатах стханур

ачало 'йам санатанах

аччхедйах - неразрубаемый; айам - этот (душа); адахйах - несгораемый; айам - этот (душа); акледйах - несмачиваемый; ашошйах - неиссушаемый; эва - безусловно; ча - и; нитйах - вечный; сарва-гатах - вездесущий; стханух - неизменный; ачалах -  неподвижный; айам - этот (душа); санатанах - вечно одинаковый.

Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства.

 

 

 

 

БОГ: Правильный перевод. Но свойства, сюда входят и качества, свои душа не сохраняет, а развивается, достигая качества, угодные Богу.

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Все перечисленные характеристики индивидуальной души служат неоспоримым доказательством того, что она всегда остается бесконечно малой частицей духовного целого и никогда не меняет своего положения.

 

 

 

 

БОГ: пытливый ум хорошо иметь в материальных вопросах. Но несовершенен тот преданный, который постоянно ищет доказательства в вопросах религии и здесь совершенных знаний. Надо знать, что перечисленные в стихе свойства души не могут выступать никоим образом доказательством того, что она есть бесконечно малая частица Бога. Вообще слово «бесконечно» не следует постоянно использовать. Также то, что душа есть частица Бога Кришны, - это должно быть принято через веру. Без сомнений и поисков доказательств.

 

 

 

 

Это опровергает теорию монизма, так как из данного стиха следует, что индивидуальная душа не может слиться воедино с Высшей Душой. Очистившись от материальной скверны и обретя освобождение, индивидуальная душа может предпочесть остаться духовной искрой в сиянии Верховного Господа, однако разумные души поднимаются на духовные планеты, где вступают в общение с Личностью Бога.

 

 

 

 

БОГ: В Святом Писании Бог провозглашает истину. И ее надо принять. Все другие теории есть дань той ступени, на которой стоит человек. Мнение таких людей не следует провозглашать. Не следует их комментировать. Бог даст им переболеть в своих заблуждениях и в свое время выведет к совершенным духовным знаниям, что есть Истинное и окончательное Слово Бога. Что касается того, что душа может или не может слиться с Богом, то ответ только один. Этого полностью никогда не произойдет. Но это не дань некоторой индивидуальности, а путь к Богу и в материальном мире и на духовном плане, где душа слиться, стать Богом никогда не может поскольку слишком мала и перед ней Бог ставит другие задачи – служение Богу и развитие качеств, которые для этого необходимы. При этом надо всегда понимать, что душа неотделима от Бога, есть частица Бога, есть и продолжение Бога. Также, никто не остается в сиянии Бога, такого нет. Все идут на духовный план к Богу, все непременно должны общаться с Богом через воплощение Бога, этому и будут обучены, все непременно с Богом в материальном мире и на духовном плане добывают качества, угодные Богу и необходимые и для преданного служения и для общения с Богом.

 

 

 

 

В этом стихе примечательно слово сарва-гата («вездесущая»). Живые существа, вне всякого сомнения, находятся в каждом уголке творения Бога: они живут на суше, в воде, воздухе, под землей и даже в огне. С утверждением о том, что огонь уничтожает живые существа, нельзя согласиться, ибо здесь ясно сказано, что душа не горит в огне. Поэтому несомненно, что живые существа в телах, приспособленных к жизни в огне, обитают и на Солнце. Если бы Солнце было необитаемым, слово сарва-гата, «живущая повсюду», утратило бы смысл.

 

 

 

 

БОГ: Вездесущей душу назвать нельзя. Это качество Бога.  Так сказано по другому вопросу. В плане ее неуязвимости в любой стихии. Но  в материальном мире душа не может жить на солнце или даже на луне. Для этого отведены специально материальные планеты для этого приспособленные. Также, в материальном мире душа может жить только имея тело. Нигде в материальном мире Богом не предусмотрено существование души без тела, без чувств, без бытия. Никого ни за какие благодеяния Бог не отправляет жить на солнце или на луну. Только на планеты типа Земля. Но следует обратить внимание на слово «ачалах», неподвижная. Это говорит о полной изначальной во всех отношениях зависимости души от Бога. И когда она в теле и когда вне тела. Душа и пальцем не может пошевелить без Воли на то Бога. Отсюда и все другие полные зависимости души от Бога. Бог дает мысль, чувства, память, полностью Управляет всеми движениями души, расположен в ней, дает ей все желания, состояния, жизненные силы… Поэтому говорить об индивидуальности невозможно. Бог ни в чем не попускает душе , чтобы она проявила свою некую индивидуальность. Нет такого. И не с чего.

 

 

 

 

 

 

ТЕКСТ 25

 

авйакто 'йам ачинтйо 'йам

авикарйо 'йам учйате

тасмад эвам видитваинам

нанушочитум архаси

авйактах - невидимый; айам - этот (душа); ачинтйах - непостижимый; айам - этот (душа); авикарйах - неизменный; айам -  этот (душа); учйате - говорится; тасмат - поэтому; эвам - это; видитва - зная; энам - об этом (о душе); на - не; анушочитум -  скорбеть; архаси - заслуживаешь.

Душа невидима, непостижима и неизменна. Зная это, ты не должен скорбеть о теле.

 

 

 

БОГ: Перевод правильный.

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Как уже говорилось, размеры души настолько малы, что ее невозможно увидеть даже в самый мощный микроскоп, поэтому душу называет невидимой. Что же касается самого факта существования души, то его нельзя установить экспериментально, и единственным доказательством ее существования являются шрути, ведические писания. Мы должны принять их слова на веру, ибо другого источника знания о существовании души у нас нет, хотя мы и можем ощутить ее присутствие.

 

 

 

БОГ: Правильно.

 

 

 

На свете есть очень много истин, которые нам приходится принимать на веру, просто доверяя авторитету того, кто их утверждает. Так, никто из нас не станет отрицать факт существования своего отца. Мы не сомневаемся в том, кто наш отец, хотя единственным доказательством этого являются слова нашей матери. И точно так же единственным источником знания о душе являются Веды. Иными словами, люди не могут постичь душу экспериментальными методами.

 

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 Душа обладает сознанием, и она - само сознание: об этом также сказано в Ведах, и мы должны принять эту истину. В отличие от тела, душа не претерпевает никаких изменений. Будучи вечно неизменной, душа всегда остается бесконечно малой по сравнению с беспредельной Высшей Душой.

БОГ: Правильно. Но не следует постоянно говорить  о душе, используя словосочетание – бесконечно малая. Это не истина. Малая частица Бога, но не до бесконечности. Ибо такое определение души ее обнуляет, делает несуществующей.

 

 

 

 

 

 

 Высшая Душа беспредельна, а индивидуальная душа бесконечно мала. Поэтому крошечная индивидуальная душа никогда не сравняется с бесконечной Высшей Душой.

 

 

 

 

БОГ: Нельзя Бога Кришну называть «бесконечно Высшей Душой.». Такого определения у Бога нет.

 

 

 

 Эта мысль в различных вариантах неоднократно повторяется только для того, чтобы подтвердить неизменность понятия о душе. Всякую мысль необходимо несколько раз повторить, чтобы как следует усвоить ее и избежать ошибок.

 

 

 

БОГ: Совершенные духовные знания надо изучать постоянно, именно идти через путь повторения.

 

 

 

 

 

ТЕКСТ 26

 

атха чаинам нитйа-джатам

нитйам ва манйасе мритам

татхапи твам маха-бахо

наинам шочитум архаси

атха - если же; ча - также; энам - этот (душа); нитйа-джатам - постоянно рождающийся; нитйам - вечно; ва - или; манйасе - думаешь; мритам - мертвый; татха апи - но тогда ведь; твам - ты; маха-бахо - о могучерукий; на - не; энам - об этом (о душе); шочитум - сокрушаться; архаси - заслуживаешь.

Но даже если ты думаешь, что душа [или признаки жизни] постоянно рождается и навеки умирает, у тебя все равно нет причин для скорби, о могучерукий Aрджуна.

 

 

 

БОГ: Перевод правильный. Но речь идет не о том, что душа навеки умирает, а постоянно умирает.

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Всегда находятся философы, которые, подобно буддистам, не верят в то, что душа может существовать самостоятельно, отдельно от тела. Такие философы существовали и в те времена, когда Господь Кришна поведал «Бхагавад-гиту». Тогда их называли локаятиками и вайбхашиками. Они утверждали, будто жизнь возникает из соединения материальных элементов на определенном этапе их эволюции. Эту точку зрения разделяют многие современные ученые и философы-материалисты. Они считают, что тело является сочетанием физических элементов и на определенном этапе развития, в результате взаимодействия физических и химических элементов, в нем возникают признаки жизни. Подобные представления составляют философскую основу такого учения, как теория эволюции. В наши дни эту философию активно используют многие псевдорелигиозные группы, которые особенно популярны в Aмерике, а также нигилистические буддийские секты, проповедующие атеизм.

 

 

 

БОГ: Все это излишние рассуждения. Бхагавад-Гита не должна просвещать людей подобными материальными знаниями и допущениями. Необходимо комментировать строго по стиху, опуская домыслы и сторонние мнения или материальные знания и суждения. Нельзя засорять Святое Писание неавторитетными трудами и сомнительными точками зрения.

 

 

 

 

Даже если бы Aрджуна, подобно приверженцам философии вайбхашика, не верил в существование души, у него все равно не было бы причин для скорби. Какой смысл горевать об исчезновении каких-то химических веществ и из-за этого отказываться от исполнения своего долга?

 

 

 

 

БОГ: Недопустимо говорить о человеческих жизнях как о горстке химических веществ. Бог не направлял Арджуну на такое восприятие гибели или смерти людей. Непременно необходимо и сокрушаться и печалиться, но знать меру. Приведенные рассуждения есть домысел и грех. Ибо есть смысл горевать, есть смысл не желать смерти другим, есть смысл просить Бога за жизни и благополучие других.

 

 

 

Современная наука и армия, чтобы добиться военного превосходства, расходуют тонны химических веществ.

 

 

 

БОГ: Это никому не нужная информация. Ее не следует приводить  в Святом Писании.

 

 Согласно философии вайбхашика, душа, или атма, погибает вместе со смертью материального тела.

 

 

БОГ: Это материальное мнение также здесь приводить не следует.

 

 

 

 

Таким образом, независимо от того, придерживался ли Aрджуна точки зрения Вед и признавал существование души или не верил в это, у него не было причин для скорби.

 

 

 

 

 

БОГ: Причины для скорби были. Не на пустом месте Бог дал Арджуне сильные переживания и потрясение, как и скорбь. Арджуна должен был к ситуации применить те знания, которые ему начинал передавать Бог. Арджуна должен был несильно скорбеть, но знать меру. Ибо Бог ему объяснил, что ожидает душу после смерти.

 

 

 

Философия вайбхашика утверждает, что материя ежесекундно производит на свет великое множество живых существ и каждую секунду ровно столько же их погибает, поэтому нет смысла жалеть их и сокрушаться.

 

 

 

 

БОГ: Эти утверждения не только лишены милосердия, но  и опасны для человеческого восприятия жизни и смерти. Их приводить в Святом Писании нельзя, тем более, что эти знания не истинны. Материя никого и ничего не производит. В материальном мире всеми этими вопросами Управляет только Бог. Это есть путь творения, путь развития живых существ, это РАБОТА Бога в материальном мире. Все через рождение и смерть направляются Богом на духовный план.

 

 

 

 

Если душа никогда не родится вновь, Aрджуне не нужно бояться, что, убив своих родственников, он будет страдать за этот грех.

 

 

БОГ: Это греховные и немилосердные рассуждения. Они неприемлемы Богом. Есть низшая ступень развития и понимания.

 

 

 

Вместе с тем Кришна язвительно называет Aрджуну маха-баху, могучеруким, ибо Сам Кришна не признает философию вайбхашика, которая противоречит учению Вед. Будучи кшатрием, Aрджуна принадлежал к ведической культуре, поэтому ему надлежало оставаться верным ее традициям.

 

БОГ: Слово «язвительно» - есть греховная вольность комментатора. Так недопустимо говорить о Бога.

 

 

 

 

ТЕКСТ 27

 

джатасйа хи дхруво мритйур

дхрувам джанма мритасйа ча

тасмад апарихарйе 'ртхе

на твам шочитум архаси

джатасйа - родившегося на свет; хи - ведь; дхрувах - очевидна; мритйух - смерть; дхрувам - очевидно; джанма - рождение; мритасйа - мертвого; ча - также; тасмат - поэтому; апарихарйе - неизбежного; артхе - ради; на - не; твам - ты; шочитум - скорбеть; архаси - заслуживаешь.

Тот, кто родился, непременно умрет, а после смерти снова появится на свет. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби.

 

 

 

 

БОГ: Правильный перевод. Но все же Бог Говорит не ультиматийно. Бог Говорит: «… тебе не следует сильно скорбеть». Бог не запрещает Арджуне скорбеть. Но  не в очень большую меру. И объясняет почему.

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Деятельность живого существа определяет условия, в которых оно окажется в следующей жизни. Завершив очередной этап деятельности, оно встречает смерть, чтобы затем родиться вновь и начать новый этап своей деятельности.

 

 

 

 

БОГ: Невозможно сказать, что деятельность, то, чем занимался человек в одной жизни, непременно продолжится в другой. Отнюдь. И невозможно сказать, что такая неоконченная деятельность в одной жизни будет служить причиной нового рождения или причиной колеса сансары. Новое рождение не обусловлено какой-то деятельностью в прошлой жизни. Только Бог Знает, чем человек будет заниматься в следующем рождении. Но надо понимать, что новое рождение дает человеку и новые возможности, устремления, склонности, окружение, материальную базу, кармические запрещения и разрешения. Если человек в прошлой жизни был занят в какой-то деятельности, то она имеет смысл в том, чтобы развить в человеке некоторые качества, которые Бог напомнит в следующем рождении для занятия другой деятельностью, где эти качества будут помогать. Также прежняя деятельность может исчерпать свою роль для развития человека и к ней человек в новом рождении никогда не вернется, хотя на первых порах и будет испытывать тяготение к подобной деятельности, но она уже будет непредписанной и потому запрещенной. Придется осваивать ту работу, где человек будет испытывать новые преодоления, развивать новые качества и таким образом через труд подниматься на более высокую ступень материального и далее духовного развития.

 

 

 

 

Так живое существо вращается в круговороте рождения и смерти и не может из него вырваться.

 

 

 

 

БОГ: Бог и не дает материалисту желание вырываться. Это дается только тому, кто приступил к преданному служению и посвящен в круговорот сансары не понаслышке. Также, этот вопрос не очень должен кого бы то ни было сильно волновать, ни материального человека, ни преданного, ибо надо и в таком вопросе вручить себя Богу. Только Бог Знает, как вести человека и как ему помочь достичь качества, достаточные, чтобы оставить материальный мир. Торопить события невозможно. Человек никогда не может оценить свои качества, свои возможности, свои долги перед Богом. Поэтому преданному надо просто стараться в преданном служении, но а материальный человек погруженный в иллюзии материального мира, особых страданий из-за колеса сансары не испытывает, и Бог его мысль в эту сторону не направляет.

 

 

 

 

 Сам факт существования круговорота рождения и смерти не является оправданием войн и бессмысленного убийства людей и животных.

 

 

 

 

БОГ: в материальном мире нет ничего, что не имеет смысл. Все войны, трагедии, природные катаклизмы, все состояния существования есть однозначно и во все времена Воля и План Бога. Ничего и никогда не происходит по воле человека, как бы ни показалось. Бог Управляет материальным миром, Бог развивает человечество, Бог привносит  в человеческое общество понятие милосердия, доброты, взаимопомощи, также очищает человеческое общество, делит территории, дает пути преодолений, дает ценности, дает правителей, Бог вершит наказание, Бог дает и болезни и бедствия. И в очагах оказываются или приводит Бог тех, кто это кармически заслужил. Именно все эти события и как бы встряхивают человечество от застоя, напоминают людям о том, что в жизни надо ценить и ради чего жить. Бог именно через страдания дает и веру, и надежду и упование на Бога.

 

 

 

 

 

Но вместе с тем насилие и войны неизбежны в человеческом обществе, так как без них невозможно поддерживать законность и порядок.

 

 

 

БОГ: Бог дает в общество законы, Бог дает средства эти законы поддерживать, Бог дает человеку понимание о своем положении в обществе, семье, дает ему самооценку, дает ему строгость мысли, дает ему патриотизм, дает ему терпение, дает возможность преодолевать… Все дает людям только Бог.

 

 

 

 

Поскольку битва на Курукшетре должна была произойти по воле Господа, избежать ее было невозможно, а сражаться за правое дело - долг каждого кшатрия.

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 

 

Зачем Aрджуне бояться смерти родственников или оплакивать их, если он исполняет свой долг?

 

 

 

 

БОГ: Если бы Арджуна не боялся за жизнь своих родственников, учителей, других воинов, то он бы не подходил для священного диалога с Богом.

 

 

 

Участвуя в битве, он не нарушит закона и не совершит греха, последствий которого он так сильно боялся. В то же время, даже уклонившись от исполнения долга, он все равно не сможет предотвратить смерть своих родственников, а выбор неверного пути приведет его к падению.

 

 

 

БОГ: Так рассуждать допустимо.

 

 

 

 

 

ТЕКСТ 28

 

авйактадини бхутани

вйакта-мадхйани бхарата

авйакта-нидхананй эва

татра ка паридевана

авйакта-адини - вначале не проявлены; бхутани - сотворены; вйакта - проявлены; мадхйани - в середине; бхарата - о потомок Бхараты; авйакта - не проявлены; нидханани - в период уничтожения; эва - ведь; татра - тогда; ка - к чему; паридевана -  скорбь.

Вначале все сотворенные существа находятся в непроявленном состоянии. На промежуточном этапе творения они проявляются, а после уничтожения вселенной вновь переходят в непроявленное состояние. Так стоит ли оплакивать их?

 

 

 

 

БОГ:  Бог так не Говорит. Заканчивается стих словами Бога: «…татра ка паридевана» – И что может быть другое, о, достойный полубогов? Т.е. речь не о переживаниях, а о неотвратимости такого Божественного цикла.

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Даже учитывая, что есть две философские концепции, приверженцы одной из которых верят в существование души, а другой - нет, следует признать, что ни у тех, ни у других нет причин для скорби.

 

 

 

 

БОГ: Никакие философские домыслы здесь приводить не надо, не следует засорять Святое Писание. Причин для скорби в материальном мире немало. Скорбь – тоже творение Бога, без этого чувства мир будет катиться вниз. Бог не позволит. Речь о другом. В период скорби человек в помощь должен призвать Святые Писания, Знания, которым нет цены. Отсюда черпать свои чувства, ими руководствоваться и понимать, что смерть не заканчивает существование в материальном мире человека, но Бог дает душе новое рождение, и это должно успокоить скорбящего, утихомирить его, сделать боль слабее и проявление скорби не столь продолжительным. Также скорбь направляет человека к Богу, дает молитву, дает упование, показывает человеку, что он есть зависимое от Бога существо, что на все Воля Бога и смиряет себя, и приходит в религию и начинает свой путь к Богу, к преданному служению, к выходу за пределы материального существования.

 

 

 

 

Тех, кто не верит в существование души, последователи ведической философии называют атеистами. Но даже если чисто теоретически мы примем точку зрения атеистов, нам все равно не о чем будет скорбеть.

 

 

 

БОГ: Никому Бог не даст жизнь без скорби, без страданий, без упований и просьб к Богу. И много раз Бог Говорит. Скорбь порождает милосердие, доброту, смирение, терпение, надежду. Речь не о том, чтобы убрать скорбь, а о том, чтобы долго ей не предаваться и найти, чем себя утешить, на что посмотреть, чем помочь и другому скорбящему.

 

 

 

 

Тому, кто не принимает во внимание факт самостоятельного существования души, следует помнить, что до начала творения все материальные элементы находятся в непроявленном состоянии. Затем из тонкого, непроявленного состояния они переходят в проявленное состояние, от тонкого к грубому: из эфира появляется воздух, из воздуха - огонь, из огня - вода, а из воды - земля.

 

 

 

 

БОГ: Об этом Бог не Говорит в Бхагавад-Гите.  Сюда направлять мысль человека, изучающего Бхагавад-Гиту нельзя. Бхагавад-Гита не место для обсуждения, что и из чего происходит. Бхагавад-Гита дана для человека, как религиозное руководство для выхода из материального существования. Это единственная назначение Бхагавад Гиты. Все другое неавторитетно.

 

 

 

 

Земля - источник огромного многообразия материальных проявлений. Возьмем, к примеру, небоскреб - он состоит из земли. Когда он разрушается, составляющие его компоненты переходят из проявленного состояния в непроявленное и в конечном счете распадаются на атомы.

 

 

 

БОГ: этот пример ни есть истина. То непроявленное состояние, о котором Говорит Бог и непроявленное состояние разрушенного небоскреба – не одно и то же. Не следует в Святом Писании людям на пальцах объяснять, что такое проявленное или непроявленное состояние. Никакие материальные примеры не могут в полной мере объяснить суть перехода материи в непроявленное состояние. Также, тот, кто изучает Бхагавад-Гиту, получает объяснение изнутри данное Самим Богом душе, которая занята преданным служением, поклоняется Богу, занимается духовной практикой.

 

 

 

 

Закон сохранения энергии всегда действует, но с течением времени материальные объекты то проявляются, то вновь переходят в непроявленное состояние. Стало быть, нет смысла скорбеть ни о том, что проявлено и существует сейчас, ни о том, что перестало существовать.

 

 

 

БОГ: речь идет не о материальных объектах по сути, а о работе Бога в материальном мире, о жизни живых существ, о скорби связанной с утерей материального тела… Бог объясняет Арджуне суть Своего труда, показывает Арджуне полную картину, Кто Управляет творением  и уничтожает творение, показывает это как вечно повторяющийся процесс развития, обновления, уничтожения,  проявления, в котором задействованы и живые существа. Это надо просто понимать. Никакие особые рассуждения здесь не нужны, ибо это ничего не привнесет в понимание человека, ничего из этого особо он для себя и своей жизни в материальном мире не извлечет. Он просто немного должен понимать, что материальный мир не вечен, он работает прерывно, в этом есть Божественная необходимость. Более строгие или скрупулезные знания здесь ни к чему. Они ничего не дадут и ни в чем не помогут человеку в плане его развития. Но вызвать разные спекуляции беспокойных умов могут.

 

 

 

 

Даже находясь в непроявленном состоянии, материальные элементы никуда не исчезают. Вначале и в конце они находятся в непроявленном состоянии и проявляются только на промежуточной стадии, что, по сути, нисколько не меняет положения дел.

Если же принять точку зрения Вед и «Бхагавад-гиты», согласно которой с течением времени погибают только материальные тела (антаванта име дехах), тогда как душа существует вечно (нитйасйоктах шариринах), то необходимо всегда помнить о том, что наше тело подобно одежде. Так стоит ли печалиться, меняя старую одежду на новую?

БОГ: Это общие разговоры для человека. Но в момент потерь и реальных угроз потерять тело, человек не может философствовать, он предается печали, скорби, сильным внутренним потрясениям. И это не избежать, ибо Бог дает каждому это состояние. Оно необходимо. Оно также обуславливает развитие живого существа, помогает отдавать долги перед Богом, помогает не терять такие качества, как милосердие, сострадание, доброту, понимание других, помогает быть отзывчивым и не осуждающим. Поэтому потрясения невозможно изъять из состояния живых существ. Но знания, данные Богом касательно смены тела могут в немалой степени помочь человеку преодолеть страдания и об этом Бог здесь говорит неоднократно.

 

 

 

 

В сравнении с вечной душой материальное тело предстает чем-то нереальным. Его существование подобно сну. Во сне мы видим себя летящими по небу или восседающими на царской колеснице, но, просыпаясь, обнаруживаем, что мы не в небе и не на колеснице. Давая понять, что материальное тело иллюзорно, Веды побуждают людей стремиться к осознанию своей духовной природы.

БОГ: Неуважительное отношение к телу есть глубоко ошибочное понимание. Прежде всего, тело есть творение Бога, труд Бога, средство Бога для развития живых существ во всех телах и формах жизни. Тело человеку дает Бог как то, через что он может входить в контакт с материальными объектами, природой, другими живыми существами и с себе подобными. Тело временный дом для души, но реальный, обустроенный, полностью пригодный для пребывания в нем, помогающий решать материальные вопросы материальной жизни, есть то, через что человек вовлекается в игры и роли и волею Бога через этот процесс развивается. Никаких других рассуждений, тем более против тела, допускать нельзя. Это грех. Это непонимание Божественной Воли, это глубокое заблуждение человека, примитивизм мышления, никому не нужная греховная спекуляция. Не следует заострять внимание человека на том, что тело иллюзорно, не следует заставлять его излишне философствовать касательно тела, как такового, ибо для материального человека, как и преданного Бога Кришны, тело существует реально, есть то, чем надо дорожить, ибо оно обеспечивает жизнедеятельность и самой души и помогает ей развиваться, поднимаясь Волею Бога по ступеням материального и духовного развития.

 

 

 

 

Итак, независимо от того, верим мы в существование души или нет, у нас нет никаких причин оплакивать смерть тела.

 

 

 

 

БОГ: У каждого есть причина оплакивать умершего и не желать собственной смерти. Иное поведение есть искушение Бога и потому наказуемо. Но сострадая другим и переживая за себя, человек должен всегда понимать, что смерти как таковой нет. И умерший непременно родится. Ибо Слово Бога призвано и давать совершенные знания и утешать человека через призму этих знаний, помогая ему долго не скорбеть, но делать это умеренно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теги:
 6.08
25 April 2020

Немного об авторе:

Мне 56 лет, замужем, две дочери, внук. Образование - математик, окончила Ростовский-на-Дону университет. Интересы - творчество. Пишу религиозные статьи, комментарии, повесть, отражающую мою жизнь как она была, пишу немного и недавно для детей. Наиболее полно все мои произведения представлены в самиздате, проза ру, стихи ру. Печатаюсь на более, чем ... Подробнее

 Комментарии

Комментариев нет