РЕШЕТО - независимый литературный портал
Владимир Монахов / Бред

дневник 2007 года

362 просмотра

Из дневника 2007 - от января до сентября

ХМ

Есть писатели в текстах которых правильно расставлены только знаки препинания, остальное всЁ неправильно.

МЕРТВЫЕ НЕ ХОДЯТ В ГОСТИ


***

Чтобы люди крепче
Врастали в планету
Их закапывают
В шар земной
После смерти.
А они разрастаются
Корнями воспоминаний,
Чтобы верхушками 
Дерев щекотать
Пятки неба..

***

Всё меньше и меньше
На этом, но
Всё больше и больше
Моих воспоминаний
На том свете.
Но ходят ли мёртвые
В гости друг к другу,
Разливая в кубки черепов
Яд воспоминаний?..
таки всЁ?
*
Брожу средь могил.
Страшно на этом свете.
На том – интересно!
*
На кладбище всё
Вчера – у мертвых нет
Будущего.

Во тьме мечутся
Мёртвые - придут ли 
завтра живые?

*
Радуются мертвые
Встречая нас – мы
Нужны на этом свете!



ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ


ВСЯКИЙ, КТО остается в наше время ЗАКОНОПОСЛУШНЫМ- СТАНОВИТСЯ ЗАКОНОПОДСЛУШАННЫМ!
*
ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ - СЛОВАРЬ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО РУССКОГО ЯЗЫКА!
*
Мы живём - по правде обмана

*
на дне колодца
играет лето перегаром
опавшей листвы

*
ветер вечерний
содрал с крыши мира
шкуру облаков
оголив небо
до звёзд божеских.


КТО ПРИДУМАЛ СЛОВО «Л-ЖИЗНЬ»?


Мое любимое слово последних лет «лжизнь». Оно уже активно гуляет по литературному пространству, внеся в него новый колорит. Хотя, по мнению мадам де Сталь выдумывание новых слов – верный признак идейного бесплодия, а уже в 17 веке Вожла заявлял: «Создавать новые слова не позволено никому, даже королю». Но герои нашего времени в современном бытие плодят новые слова и новый язык, в оборот которого включаются всё другие понятия и другие слова. 
Недавно на ЖЖ столкнулся со словом «лжизнь», спросил у автора поста о его происхождении, но писатель отмахнулся, дескать, это слово банальность, чего там рассуждать. Знаменитый и популярный философ Михаил Эпштейн ввёл «лжизнь» в словарный оборот русского языка, и тоже без отсылки к автору. И на мой запрос к нему об установлении авторства, предпочел уклониться от поиска истины. Хотя при этом к массе других новых слов Михаил Наумович дает отсылки к авторам. 
И поражает, и удивляет меня, что никто не указывает на автора слова «лжизнь». Поэтому решил с этим разобраться. Для меня лично оно впервые открылось и прозвучало в книге Георгия Гачева «Жизнь с мыслью. Исповесть». Издана рукопись дневников оригинального смыслителя московским издательством Ди-ДИК-ТАНАИС МТРК «МИР» в 1995 году. В книге на странице 150 есть крохотная глава дневника от 8 октября 1970 года под заголовком «Глубизна». Там есть сочетание ТЬМАТЬ, которое активно включил в поэтический оборот Андрей Вознесенский, датированное 19 марта 1970 годом. И там же слово ЛЖИЗНЬ, без какого-либо комментария, под датой 12 мая 1970 года. Я не исключаю, что Г.Гачев мог записать в свой дневник ранее от кого-то услышанное новое слово, поэтому ищу истину. Может кто-то знает более раннее употребление этого слова другими авторами? Прошу поделиться своими источниками.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ - о слове "ЛЖИЗНЬ"

Цитата из сети: «Вслед за Михаилом Эпштейном, предложившим работать по созданию жанра ОДНОСЛОВИЕ, предлагаю заняться словотворчеством и создать свой неологизм, в который бы входило слово “солнце”. Вспомним уже существующие в языке слова: солнцестояние, солнцеворот, солнечный/ая/ое, солнцеподобный, солнцеликий, солнцедар... М.Эпштейн - автор таких однословий, как: “ЛЖИЗНЬ”, “СОЛНОЧЬ”. 
написала В.Савельева (здесь - http://ra.site.kz/filpro/savel.html), но я с ней не согласен. И вот что из этого получилось:

Мое любимое слово последних лет «лжизнь». Оно уже активно гуляет по литературному пространству, внеся в него новый колорит. Хотя, по мнению мадам де Сталь выдумывание новых слов – верный признак идейного бесплодия, а уже в 17 веке Вожла заявлял: «Создавать новые слова не позволено никому, даже королю». Но герои нашего времени в современном бытие плодят новые слова и новый язык, в оборот которого включаются всё другие понятия и другие слова. 

Недавно на ЖЖ столкнулся со словом «лжизнь», спросил у автора поста о его происхождении, но писатель отмахнулся, дескать, это слово банальность, чего там рассуждать. Знаменитый и популярный философ Михаил Эпштейн ввёл «лжизнь» в словарный оборот русского языка, и тоже без отсылки к автору. И на мой запрос к нему об установлении авторства, предпочел уклониться от поиска истины. Хотя при этом к массе других новых слов Михаил Наумович дает отсылки к авторам. 
И поражает, и удивляет меня, что никто не указывает на автора слова «лжизнь». Поэтому решил с этим разобраться. Для меня лично оно впервые открылось и прозвучало в книге Георгия Гачева «Жизнь с мыслью. Исповесть». Издана рукопись дневников оригинального смыслителя московским издательством Ди-ДИК-ТАНАИС МТРК «МИР» в 1995 году. В книге на странице 150 есть крохотная глава дневника от 8 октября 1970 года под заголовком «Глубизна». Там есть сочетание ТЬМАТЬ, которое активно включил в поэтический оборот Андрей Вознесенский, датированное 19 марта 1970 годом. И там же слово ЛЖИЗНЬ, без какого либо комментария, под датой 12 мая 1970 года. Я не исключаю, что Г.Гачев мог записать в свой дневник ранее от кого-то услышанное новое слово, поэтому ищу истину. Может кто-то знает более раннее употребление этого слова другими авторами? Прошу поделиться своими источниками.
Об этом я написал в ЖЖ 21 января 2007 года. И вот, истина, кажется, восторжествовала.
На днях Михаил Эпштейн разослал очередной выпуск «Дара слова», подписчиком которого я являюсь, где Алексеем Скляренко из Санкт-Петербурга 25 февраля 2007 года было установлено следующее:

«"Лжизнь" (словечко Лютова) есть в "Жизни Клима Самгина" Горького.

Хотелось бы, чтобы "авторы" новых слов лучше знали русскую литературу, хотя
бы классиков и их ближайших эпигонов».

А уже в следующем письме Михаилу Эпштейну Алексей Скляренко уточнил и дополнил: «Каламбур "Жизнь для лжи-зни нам дана" я случайно услышал в экранизации горьковского романа (точнее, "повести") и, чтобы
отыскать его в книге (я уловил связь между этим каламбуром одного из
персонажей ЖКС, Лютова, и так называемым "бедствием L" в "Аде" Набокова),
был вынужден прочесть всю "Жизнь Клима Самгина." В итоге, я написал статью
"Красный вымысел в "Аде" и "ЖКС" Горького (будет напечатана по-английски в
одном из следующих выпусков журнала The Nabokovian), в которой подробно
останавливаюсь на словечке "лжизнь" и даже предлагаю глагол "лжить"».

Я попросил А.Скляренко уточнить цитату и вот, что он мне прислал сегодня:
"Уважаемый Владимир Васильевич,

Вот отрывок из моей статьи:

Когда Самгин оказался по делу в Подольске (город к югу от Москвы), к нему
пришёл по своему обыкновению пьяный Лютов, чтобы поговорить о смысле жизни и
тому подобных вещах. Тогда-то он и сострил: "Жизнь для лжи-зни нам дана -
заметь, что этот каламбуришко достигается приставкой к слову жизнь буквы
<люди>" (т. 13, стр. 359)

Максим Горький, Собрание Сочинений в 18 томах, М., 1963. ("ЖКС" занимает 4
тома в С. Сочинений, 12-15). Надеюсь, Вам этого достаточно."

Вполне!

Будем считать, что поиск авторства исчерпал себя. А ведь лет 15 тому назад я читал роман «Жизнь Клима Самгина» и не обратил внимание на слово лжизнь, а открыл его только в книге Георгия Гачева.


Я ПОДУМАЛА «ОЙ»


Пэрис Хилтон, наследница многомиллионной империи Hilton сказала: «Когда я была маленькой, я понятия не имела, что живу во дворце. А потом я пришла в гости к друзьям и подумала: «Ой...»


По этому случаю я подумал сначала "Ъ"(твердым знаком), а потом "Ь"(мягким знаком)...



КУДА БЫ СЪЕХАТЬ С ЭТОГО УМА?


возник вопрос, но кто выпишет подорожную?


ПОДУМАЛОСЬ С ЧУЖОГО УМА
Все властители наших душ, почему-то прежде интересуются нашим телом, особенно женским.

ИЗ ПОЧТЫ 

... некоторые ваши стихи я бы сама хотела написать. И я рада, что это сделали вы. 

Анна Долбикова 



ХАЛЯВА БЕССМЕРТНА
Он был известным халявщиком, и потому подле себя других халявщиков не терпел. Его любимый тезис: «Халява – бессмертна!», доставшийся от великого халявщика современности, стал ходовым политическим инструментом, с помощью которого он жил за счёт других, причём безбедно.

ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ


Ясно одно, что деньги не всегда располагают главным мерилом ценностного отбора в культуре, потому что главным оценщиком является время, и не просто время само по себе, а именно - время после выхода произведения искусства в свет. Кстати, самое время внести поправку в ощущение знаменитого высказывания, что искусство требует жертв, которое понималось и до сих пор понимается, как жертва одного художника или ближайшего его окружения. На самом деле к жертве во имя искусства прилагается все население, которое было обделено материальными ценностями во имя произведений искусства - создание художественных музеев, сооружение памятников, издание книг и т.д. Искусство требует жертв от всего народа, в составе которого творит художник. 
ПРИДЁТ ЖЕ В ГОЛОВУ


Россия страна НАЦМЕНЬШИНСТВ - и самое большое МЕНЬ(БОЛЬ)шинство - это коренные русские, которые говорят уже друг с другом на разных языках.


ДОСТОЙНО АНТОЛОГИИ ГОВОРЯТ,НО НЕ ВКЛЮЧАЮТ:

— Вы самый плохой
поэт в России, —
сказали в журнале,
вернув рукопись.
Ушел счастливым —
впервые назвали
п о э т о м.

ЗА ДЕНЬГИ?


Вчера случайно попал на вторую половину передачи "пусть говорят" по первому каналу, где участники ЖЖ обливали активно друг друга семейной грязью. Что-то хотелось по горячим следам сказать по поводу этой помойки-малахайки, но потом вспомнил признание одного из ТВгероев, что за проэто им заплатили приличный гонорар и улыбнулся. Они на экране, продолжая оскорблять и ссориться, перетрясли свое пАстельное белье и сносно заработали на жизнь, в том числе и для ребенка... Продается всё, в том числе семейные дрязги творческих личностей...Жаль, что во времена Пушкина-Достоевского-Блока не было ТВ... Там страсти были хоть куда, у нынешних даже публичные дуэльи не получаются...Не осуждаю, просто недоумеваю...Никого не жалко, даже их ребенка, вот что страшнее всего...


ИЗ ПИСЬМА 


Если письма рассылают, то их обязательно прочтут! Когда-то я послал письмо со своими текстами известному поэту верлибристу Владимиру Буричу. И даже не знал - читал ли он его или нет? Но потому, что вскоре меня пригласили официально участвовать в антологии русского верлибра, догадался - письмо попало ему в руки. И только годы спустя мне рассказали, что он был в восторге(?) от моих текстов, говорил о них на своей кухне с другими поэтами...Об этом мне рассказал случайно на одном из фестивалей верлибра близкий к нему поэт А.Макаров-Кроткий. Что еще раз подтвердило аксиому про письма. Читай с начала.
Но мне возразили, что в 1984 году мне посылали письмо, но оно вернулось назад...На что я сказал, но даже спустя 23 года мне стало известно его содержание. Значит, все письма находят своих адресатов!?

ПОДСМОТРЕННОЕ
*
по ночам в зеркале
прихорашивается
тьма-тьмущая
*
ветер такой силы, 
что разглаживает на лицах
морщины прохожих...
ХМ
*
Космонавтом быть хорошо, 
а ассенизатором – нужно! 
Но видны ли им, горемычным, 
среди дня белого 
из канализационных колодцев 
звёзды?

ПОЭМА ВЕСНЫ

Глава первая

Весна -
и пущена зима
на самотёк.

Глава вторая

Весна -
и почки рвут
рубашку на груди.

Глава третья

Весна -
и городской пейзаж
равняет кустоправ.

Эпилог

АХ,ЛЕТО!



100 ЛЕТ ВЕРЕ МАРКОВОЙ 

Так и не удастся
побывать в Японии.
Единственный человек,
от которого я принял
приглашение, давно умер.
Это — поэт Басё,
дошедший до нас
в переводах
Веры Марковой.

БЕЛЫЕ НОЧИ.ЧЕРНЫЕ ДНИ!

Так назывался мой роман, о котором я рассказывал друзьям в эпоху развитого социализма. Текста не было, но название их настораживало. Никто не просил почитать...Я бы и сам такого читать не стал.
Глупое название - веет жизнью на брегах Невы...

ЗИМА

Зимние осадки -
Жизнь набело…Следы из
Дома замело.

ТЫ

Ты шла по мартовскому асфальту с ощущением, 
что весной у каждой женщины под каблуком - Вселенная!



АЛЕКСАНДР БОБРОВ ОБ авторе дневника в том числе:


Камень на этом распутье, на тридорожье стоит веками, замшел даже, но надписи-указатели на нем — меняются. Вернее, варьируются в зависимости от царя Гороха и сказочников, сочиняющих путевую легенду. Русский витязь, как и крупный талант Божьей милостью, нелогично выбирает дорогу прямо, но грешные смертные — чаще сворачивает туда, где сулят достаток, славу или хотя бы только гибель коня. Они не ведают убежденности, что душа "прах переживет и тленья убежит". 
леТим 
Летим 
лЕтим 
лЕтим 
летиМ 
Так, играя на компьютере,( самое забавное, что компьютеров тогда не было, когда это придумалось) бескрылый стихотворец из легендарного Братска выразил типичное расхождение между тем, что нам пытаются выдать за летучие поиски, и тем, что происходит в реальности. 
На предыдущей Международной книжной ярмарке в номинации "Поэзия года" был отмечен сборник "НЕ столичная литература. Поэзия и проза регионов России", откуда взята эта тлеющая строфа.


СЛОВДАТИК ОЛОВЯНЫЙ-

человек, раздающий твердые слова.


ИЗ ЖИЗНИ А.С.Пушкина: история госзаказов


19 марта царь дал Пушкину 20 тысяч рублей на издание повести "Капитанская дочка". Пушкин отметил этот факт в своем дневнике и письменно поблагодарил царя словом "спасибо". Как видим, госзаказ в отечественной литературе существовал почти двести лет тому назад, и "наше всё" не гнушался его, чего и нам явно желал...
БИОГРАФИЧЕСКОЕ
Ушел за три моря,
Но слышу как ты в ответ
Молчишь и молчишь…

ВО КАК!

БОГ - ЭТО ПРЕДЕЛ, ЗА КОТОРЫМ НИЧЕГО НЕТ!

В РОССИИ

На развалах книг сколько погибло подлинной литературы?!


из набЛЮДЕниЙ:

после каждого нового (очередного) витка выборной кампании  все заметнее, все больше выживших из ума...
Россия сильна беспорядками! - старинное, мудрое, подредактированное...



БРАТСКУ НЕ ХВАТАЕТ- хороших людей:

парков, аллей, мест отдыха 364 чел. (44%) 
детских площадок 162 чел. (20%) 
просто хороших людей 130 чел. (16%)

Больше всего на эти недостатки обращают внимание посетители официального сайта администрации города. Я оставил свой голос в колонке, что городу не хватает людей хороших...Как написал мне создатель опроса Сергей Анисимов - он тоже проголосовал в этой графе.


СПРАШИВАЮТ – ОТВЕЧАЮ:

- Последние ваши книги стихов вышли шесть лет назад. У вас творческий застой? 

- Застоем эти годы назвать не рискнул бы, я по-прежнему активно публикуюсь в журналах, альманахах, антологиях, коллективных сборниках, сетевых литературных изданиях. Просто за последнее время изменился формат, как сейчас принято говорить, литературы. Книга как самостоятельная единица перестала главенствовать. Теперь для меня в поисках читателя важнее и доступнее раскрученные поэтические сайты, где я выставляю новые тексты, часто сверстанные в циклы и сборники, и получаю мгновенный, порой в течение нескольких минут, читательский отклик. И к тому же стало больше журналов и антологий, которые публикуют активно мои произведения.

- Литератор не может этим зарабатывать...

- С тех пор как рухнул СССР литературный заработок в стране практически отсутствует, я давно не получаю денег за свое творчество. Последний мой удачный в финансовом плане проект назывался «Второе пришествие бытия». Мне помогли его успешно реализовать друзья в конце прошлого века, что позволило издать последующие книги стихов и прозы. Теперь надо изрядно попотеть, чтобы на книге не просто заработать, а хотя бы вернуть потраченные на издание деньги. Овчинка выделки не стоит. Проще отдать в свет стихи без надежды получить за это деньги. 

Самый солидный гонорар в 2002 году мне выдал журнал «Арион», он исчислялся в символической суммой - 666 рублей. Сейчас, в лучшем случае, выдадут авторский экземпляр, в худшем призовут выкупить мои же стихи в антологии, как это произошло с последними столичными изданиями. И обижаться на это не стоит. Я всегда знал, что на стихах в нынешнем мире не заработаешь, и никогда к этому не стремился.

- И что, книга, как формат, для вас потеряла смысл?

- Для меня нет. Но живу с ощущением, что в книжных развалах настоящая литература гибнет. И хотя книга на глазах нашего поколения умирает, я ее все же пишу. У меня уже набралось материала на книгу прозы и стихов, но реальность сдерживает этот тщеславный порыв: издание требует больших затрат и не только денежных, но и временных, а сетевая словесность позволяет выйти к читателю мгновенно с любой точки земного шара. Раньше для меня сборник был самоцелью, теперь обуза, его еще надо распространять, а сеть не требует торговой суеты сует - тебя находят самостоятельно. У меня достаточно читателей, которые подтверждают, что мой труд не напрасен.


ЗАВИСТЬ

Тридцать лет тому назад я составил маленькую сказку. На днях нашел её среди вороха бумаг и решил повторить. Не во имя художественной ценности, какая уж тут ценность – тлен словесный. А обнародовать решил только во имя злобы дня, поскольку ничего не изменилось в отношениях между зрелыми великанами и молодыми карликами.
*
Жил в большом и красивом доме Великан. Соседом у него был Карлик. Великан носил огромного размера ботинки, шикарные, широченные брюки, большое-пребольшое пальто… В общем, носил всё то, что и положено человеку такого огромного роста. Карлик при каждой встрече, а чаще во время тотального невезения, завидовал Великану.
- Вот такого большого роста человек - красивый, любого обидчика может остановить, любая женщина пойдет за ним, - и горько-горько сокрушался, что не вышел ростом, а из-за этого обделен в жизни.
А Великан, встречая каждый раз Карлика на улице, провожал его теплым взглядом и размышлял попутно:
- Повезло же человеку. Никаких хлопот с обувью, одеждой. Можно даже голому ходить – никто и не заметит.
И еще долго-долго вздыхал своим огромным великанским мыслям.


ХМ
- Заткни фонтан!
- Только после вас!

Из старинного разговора


-Вы бездарность. Вам бы следовало заткнуть свой фонтан,- кричали на постаревшего Славу Богова поочередно два отчаянных молодых критика Чук и Гек.
-Но, если я такой плохой, то почему каждый раз я вас вижу подле себя, ведь вы никогда не пропускаете мои выступления?- удивленно спросил критиков Слава Богов.
- Разве не ясно, мы должны вас разоблачить в глазах мало просвещенного народа!- не моргнув глазом, откровенно сказали Чук и Гек.
- А, теперь понятно, на фоне мало просвещенного народа я вас вдохновляю…- улыбнулся Слава Богов.
- Вот, вы как всегда всё передергиваете! – закричал Чук.
- И опять уходите от поставленных вопросов,- поддержал товарища Гек.
- А разве вы задали хоть один вопрос? Вы приходите ко мне в сотый раз уже со своими ответами. Но каждый раз я вам говорю, что на ваши готовые ответы у меня никогда не было и, надеюсь, не будет вопросов,- уклонился от дальнейшего спора Слава Богов. 
- Значит, вы трус! – продолжили разоблачение Чук и Гек.
- Нет, просто у меня голос тихий,- улыбнулся, лишенным чувства юмора критикам, Слава Богов.

НА МАНЖЕТЕ

От государства можно спастись только за чертой бедности.
*
В России создаются...внутренние органы молчания.


НАБРОСОК

Тишине назначил я свидание,
Тишина сказала, что придет,
И в животводящем мироздании
Обнажила новый поворот,
Где пиит весь день хранил молчание,
Светом тьмы под утро наследив.
...Тишина же в дудочку познания
Напевала радостный мотив.



Мариэтта ЧУДАКОВА о Ельцине:

"Он был сыном России, ее подобием — всего того, что есть в ней крупного, неподдельного, ни с чем на свете не сопоставимого. Она будет его оплакивать в эти дни. Мы это умеем".


Но провинциальная Россия равнодушно молчит. Смерть пенсионера Бориса Николаевича Ельцина среди рядового люда почти не обсуждается. А если и говорят - то ничего хорошего...Запомнит ли это история, или построит ему памятник?
ГИПОТЕЗА

чаще всего быстро и кратко мыслят бездарности, 
но откуда тогда у них удачные афоризмы?


ИЗ ПЕРЕПИСКА С ВАЛЕНТИНОМ КУРБАТОВЫМ:
Здравствуйте, Валентин Яковлевич!
Недавно в Братске побывал издатель Геннадий Сапронов, с которым мы давно знакомы, рассказывал о своей издательской деятельности и подписал мне вашу книгу «Подорожник». Очень хорошо сделана книга, настоящий образец полиграфического искусства, и ярко написана. Вот уже неделю читаю и перечитываю, отложив все текущие дела. И радостно, и уютно мне в эти дни жить с Вашей книгой, как когда-то было согласно жить с книгой Вашей переписки с Виктором Петровичем Астафьевым. Тогда мне досталось даже две книги. Одну подписал издатель, другую подарили на Байкальском фестивале, участником которого по приглашению А. Кобенкова я был. А я передарил книгу дальше, надеюсь, что в «читающие руки».
Хорошо разбирали книги русской литературы на встрече с Г.Сапроновым, хотя людей собралось немного, но народ нам всем знакомый, всегда читающий, интересующийся литературой, как жизнью, а не как пустым времяпрепровождением. Благодаря «Подорожнику» я еще раз соприкоснулся с периодом моей молодости, окунулся в мир слова и надежды, которыми мы жили когда-то. Я взял у Гены несколько томиков «Подорожника» и раздарил друзьям, для которых то, о чем вы рассказываете в книге – тоже часть их жизни. Еще раз спасибо Вам за «Подорожник», некоторые иркутские события мне хорошо знакомы, переживал их вместе с героями Вашей книги. Был на встречах с Валентином Распутиным и Леонидом Бородиным в Братске, активно общался с ними, как журналист. И вы напомнили мне о том времени своими записками в альбом.

Еще раз спасибо, Валентин Яковлевич!

Владимир МОНАХОВ



Спасибо, дорогой Владимир,

за добрые слова о "Подорожнике". Я же, в свою очередь, давно хотел
поблагодарить Вас за статью в четвертом выпуске "Ильи" о
поэтомассах. Замечательно верное наблюдение. Я уж даже в разных
своих ораторствованиях и цитировал его. Грустно, что мы все далеко
друг от друга и нельзя перекинуться словцом тотчас - русская мысль
была бы живее и выше. А в письме, даже таком удобном, как
электрическое, все равно нет ни голоса, ни порыва, ни хватания за
руку, ни "а пошел ты!", без чего настоящая мысль не растет. Авось
хоть на минуту увидимся в конце июня, когда мы приедем с Кураевым и
Владимиром Толстым на Литературные встречи "Этим летом в Иркутске".

Ваш В.Курбатов.


ИЗ ПЕРЕПИСКИ с Евгением Степановым (хроника провинциальной жизни)


8 февраля 2005г я написал издателю и поэту Евгению Степанову :
Евгений, с удовольствием почитал ваши очередные заметки из дневника. Особенно отозвался душой и мыслью "про поэтов". Усечение фраз в мемуарах, действительно делает некоторых героями, хотя таковыми они не являлись в действительности. Хотя Вознесенский все же неплохой поэт. И кого-то осуждая, надо все же помнить, держать в памяти - и мы ведь тоже когда-то поступались принципами, даже порой этого не замечая...По крайней мере я говорю о себе и известном мне окружении...Л-жизнь зачастую и состоит из смены принципов...Даже дело не в принципах, а в том, что с крикунами и спорить лень...

Евгений Степанов ответил так и опубликовал это в своем дневнике 
*
Поэт Владимир Монахов прислал мне письмо на сайт. Пишет, что Вознесенский — хороший поэт.
Конечно, это так. Я уже много раз писал про Андрея Андреевича. Считаю, что его вершина — это видеомы. И в них он абсолютный, подлинный поэт.
Что же касается иного творчества, то его экзерсисы — по сути прозаические. Он описывает действительность. Да, делает это умело, даже виртуозно. Но все-равно это принцип прозы. Даже если виртуозно описывать, как бьют женщину (см. об этом в известном стихотворении Вознесенского), поэзии от этого больше не становится.
Причем, я совершено не считаю, что проза в чем-то ниже поэзии. Я говорю всего лишь о жанрах.
В мировой поэзии поэтов было очень-очень мало. Футуристы, обэриуты (Хармс, Заболоцкий, Введенский…), Целан… Есть и сейчас некоторые авторы. Я про них уже тоже много раз писал.

К новому году Е.Степанов передал мне четыре свои книги – стихи, проза, дневники. Больше всего мне понравились дневники, которые я время от времени перечитываю до сих пор…Например, последний раз - вчера…


ТРЮИЗМ

Никто не обращает внимание на мир во всем мире, пока не начинается война.

ПРО ОДНОРАЗОВОЕ

когда-то записал в дневник:

Все живут один раз.
И БОГ?
Я же сказал - все!

Сейчас, когда в экономике, медицине и культуре культивируется одноразовое, то оказывается у нас и вокруг нас ВСЁ одноразовое - и Бог, и Мир, и Вечность, и Бесконечность...Но от этого прояснения ни холодно, ни жарко.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОПЫТ – популяризация стихов

Редакция журнала «Российский колокол» опубликовала мое стихотворение и сообщила об этом электронным письмом, но тут же посетовали, что выслать авторский экземпляр не могут, а предложили выкупить, дав возможные адреса и варианты. Я в шутку поделился этой заботой с Эльвирой Барякиной, которая живет в США, вот какая нынче издательская практика, и получил от нее, как мне кажется, любопытный ответ, что делает она со своими стихами:
«Боюсь, что многие литературные журналы сейчас существуют на деньги писателей, а не на деньги читателей. Я тоже когда-то пробовала публиковать стихи - никуда, разумеется, не взяли. Теперь поступаю "по-хитрому" - вставляю их в книги с прозой, тогда проходит. В последний роман штук пять пропихнула». 

Как говорится, не одна она. Недавно видел (каюсь – не читал) роман современного классика Василия Аксенова о редких землях, и там, среди прозаического текста, обнаружил немало его стихов. Как помнится, наш нобелиант Борис Пастернак в своем романе «Доктор Живаго» в числе первых осуществил сей опыт распространения стихов. А как другие наши прозаики поступали(-ют) со стихами?


ТВОЮМЯТЬПОСТЕЛЬ

ВОБЛАгороженное ругательство



ЖИЗНЬ -  ИДЕОЛОГИЯ БОГА

Когда-то для себя я сделал это "открытие" и успокоился, хотя, до сих пор в Бога так и не поверил, но его присутствие в Бытие допускаю, как устаревшую научную формулу, которой пока не придумали более точную замену.


ОБЩЕНАРОДНОЕ


люБОВЬ забыть - напрасные старания,
я с памятью веду неравный бой,
чем дольше, тем сильнее в сердце БОЛЬ,
но тем прекраснее в душе воспоминания
о том, что остается навсегда с тобой,
о том, что остается навсегда со мной -
любовь? люБОЛЬ!

ХМ

В качестве космических братьев по разуму многие  предпочитают сестер!

*
Неприятно, когда одна бездарность нахваливает другую бездарность. Но самое смешное и, наверное, одновременно опасное, когда бездарности одной группы обвиняют в бездарности бездарностей другой группы. И при этом никто не может отличить, где тут истина и за что идет борьба: за литературу или место под солнцем...Хотя многие классики обвиняли в этом же других классиков, и непонятно - они завидовали или просто шутили, как говорят нынче молодые, прикалывались?
ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАМЕНЬКИНЫХ СЫНКОВ
ЛОВИСЬ РЫБКА - большая и МАМЕНЬКИНА. Так нужно перефразировать известную присказку нынешнему младому поколению, которое умудряется до старости жить за счет родителей, находящихся за чертой бедности.



ДЕМОКРАТИИ ЖЕНСКОЕ Д(т)ЕЛО

Вся проблема современного общества в том, что только избранные мужчины серьезно занимаются политикой, а большинство не очень любят ходить на выборы и участвовать во всевозможных выборных технологиях. Конечно, не считая тех, кто занимается этим профессионально. Тут и теперь без свободы и раскрепощенности женщин в демократии не обойтись, особенно в таких странах, как РОССИЯ. Они нужны как фон, как процесс, как певчее горло, как искренний эмоци-анальный отклик на события выборной кампании. Они искусно используются профессионалами пиаркампаний для ярких и впечатляющих массовок, для создания чувства единства толпы, поскольку легко масс-ируются, но также и легко успокаиваются, в отличии от мужчин. Когда заводят женщин на выборы, то по сигналу избиркома они успокаиваются уже на следующий день, когда же заводятся мужчины на партсобраниях, то они идут до гробовой доски гражданской войны. Чувствуете разницу? Потому что в конечном итоге: легко возбудимые женщины - это и есть подлинная политика для мужчин




ПУСТЬ ВАШЕ БУДУЩЕЕ ЗАСТРЕЛИТСЯ ИЗ ПУШКИ ПРОШЛОГО

и потом этот труп мы отдадим на съедение космическим братьям и сестрам по разуму, которых никогда не увидим...

МНОГИЕ ПОЛИТИКИ ЛЮБЯТ НАЖИМАТЬ НА СПУСКОВОЙ КРЮЧОК ПРОШЛОГО, ЧТОБЫ БУДУЩЕЕ ЗАКОНЧИЛО ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМ...



ИЗ ОПЫТА ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНЫ
В день рождение внучки, 12 лет - ей привезли от меня подарок. Я поступаю без затей и по-мужски просто. Выдаю деньги. Эту практику я завел в семье и ближайших окрестностях, когда однажды еще маленькая дочь Алина, поблагодарив за все подарки, скромно заметила, что ей так хотелось получить в день рождения денежку, а никто не дал. И я выдал тогда ей купюру солидного достоинства. Она была счастлива...
С тех пор я поступаю так со всеми именинниками и деньрожденцами - деньги в конверт, пожатие руки, поцелуй и у каждого появляется свобода выбора своего подарка в пределах выданной благодетелем суммы!



БРАТСК - три семерки

По Братску уже много лет 
ходит машина - 
на борту которой 
крупно написано
"777"
Все знают, 
что она собирает и перевозит 
покойников...



3-х:ТИШИ-Я

*
Ветер крушил тишину
И осколки звёзд загонял 
Под ногти неба



ИЗ ПОЧТЫ НЕДЕЛИ:
Дорогой Владимир, что отвечаю не тотчас. Был в Иркутске, где
проводили писательские встречи в тамошнем театре. Были вечера
М.Кураева из Петербурга, Толстого из Ясной Поляны и мой. И все три
вечера залы были полны. Чудо! Валентин Григорьевич Распутин, не очень веривший в затею, был рад более всех. Вашего коллегу С.А Саунина по Пушкинскому обществу я, к сожалению, не знал. Даже пушкинисты по разным концам России не всегда знают друг о друге, но это не мешает их небесному братству. Мир его праху и благодарность за возвращение доброго имени Воронцову.

Прочитал в "Дне и ночи" Вашу "Лжизнь". Такого умного комментария,
как присланный Вами об этом сочинении, не подниму и даже, наверно,
не приму. Наверно, потому, что далек от тонкостей дзен из-за своего
простодушного православия, но прочитал с радостью за Вас, за чувство
свободы, которым дышит и смеется текст и по прочтении вытащил из-за
печки свои подызмятые и запылившиеся крылья и дунул следом за
мальчиком из эпилога. Старик, а туда же! Спасибо!

Ваш Валентин Курбатов. Псков



К.КЕДРОВ: ВЫ - БРАТСКОЗАВР ДООСа



ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу принять меня в общество ДООС,
Потому что чувствую себя преступником –
Сколько загублено жизней цветов
В борьбе за тело женщин, 
Но есть смягчающие душу обстоятельства:
Не раз в моей большой тени
Спасались от палящего солнца:
Бабочка,
Букашка,
Червячок,
Муравей
И
Стрекоза,
Которых я не обидел
Ни одним словом,
Что я ДНК-овал 
При этом ДНК-аясь!

Владимир чуть свет Васильевич,

он же ВладиМ_ИР.ИЮЛЬ,.ТРУД!


РЕШЕНИЕ ДООСА

Властию мне данной принимаю Вас в ДООС в звании БРАТСКОЗАВРА.
Церемонию интернет-посвящения можете продумать и придумать
Посвящение в Москве осуществим по приезде.
СТИХОЗАВР

Константин Кедров
ПАРТИЯ ГРЯЗИ

В России 
активно действуют 
партии политической грязи.
А нам уже давно нужна 
одна-единственная партия - 
партия воды, 
чтобы очистить 
авгиевы конюшни 
отечественной политики. 
Вот только хватит ли 
на русских просторах 
столько чистой воды - 
уж больно сильно загадили 
землю родную и 
особливо ее водные ресурсы. 
В НОЧНОЙ ТИШИНЕ


*
вместе с тополем
топчется под окном
ночная тишина

*
хочется ласки
женской...Пойду
подстригусь!
*
Надо подстричься-
советует зеркало
каждое утро.


ПОЧТА

В субботу на почте получил бандероль. Журнал "Арион" № 2 за этот год с публикацией трехстиший. Это единственный литературный журнал, который регулярно высылает авторские экз. без напоминаний. На автомате. Мелочь, а приятно. А вот журнал "День и Ночь" из соседнего Красноярска так и не прислали, хотя там прошло уже две очень важные для меня прозаические публикации. Обидно за соседей...Хотя, как показывает опыт, всё, что положено - придёт к автору своевременно...


ИННА МОЛЧАНОВА на "Точке зрения"

Монахов постоянно балансирует на грани мистики, фантазии, философии… Он ирреален, но в то же время живет вместе со своими Лиргероями «здесь и сейчас». Активно эксплуатируя различные методики и литературно-художественные приемы, смешивая их словно краски на палитре, он то упивается вольностями верлибра, легко переводя его в плоскость дольника или белостишия, то бесстрашно ступает на «порог» твердых форм, вольнО и на пользу своим произведениям пренебрегая канонами. И это не назовешь пресыщением или (тем паче!) небрежностью… Нет! Это какой-то особый, по-настоящему творческий лабораторный мир, где Владимир, буквально, выворачивает себя наизнанку, стремясь придать литературному «блюду» только ему ведомый, собственный Авторский привкус… Поэзия Монахова – ощутима, обоняема и осязаема… Она – живой и экологически чистый, с точки зрения Литературы, продукт.



ОЛЯ БАБАЧЕНКО УТРОМ прочитала мои хайку:

Захожу в кабинет в менеджерам в типографии....забыла дома ключ от своего кабинета..сажусь за компьютер одного из менеджеров - и на нем открытый вордовский файл....называется шастра о русских хокку...думаю интересно...насколько стало модным интересоваться японской поэзией на уровне масс....читаю.автор не подписан....но читая с каждой строчкой понимаю что читаю Ваши строки....мне стало так сразу спокойно..какой ключ от кабинета, какая срочная работа???)))..ведь все так удивительно в жизни.некуда спешить.Вас читают как Пушкина, слушают Ваши строки как произведения Баха...
ПТИЧЬИ ПОСТУПКИ


птицы за окном
чистят перышки о
бесконечность
В БОРОВСКЕ у Владимира Овчинникова

Куда ни повернешь
всюду стены изрисованы -
историей и кистью художника...
Одним словом -
красивыйповорот

АНОНИМ НЕ УНИМАЕТСЯ


(Анонимно) 

«сначала изнасиловать мозг чистой невинной девочки, а потом на публике выдавать результаты деятельности этого изнасилованного мозга за нечто чистое и невинное... браво!»

Видимо Аноним хотел бы сам насиловать, но девочки не даются никакой частью тела и дущи...

Узнаю Анонима по им-потенции
Ответы на вопросы журнала "СТЫХ"

ИЗ ПИСЬМА:

Наш маленький самиздатовский альманах своевременной литературы «СТЫХ»,
основанный в 1999 году, в первую очередь ориентирован на местного 
днепропетровского читателя.
Нашей задачей была и остается попытка представить все то, что происходит 
в дебрях поэзии города
Днепропетровска и немного того, что творится вне его стен и улиц, хотя 
это, думаю,
Вы согласитесь, почти невозможно в виду огромного пласта современной 
поэзии.
На страницах следующего юбилейного 21 выпуска альманаха «СТЫХ» мы хотели 
бы обсудить следующие вопросы:
1. Поэзия: слабость или сила человечества? Сколько необходимо поэтов на 
каждые 10000 жителей обычного индустриального города?
2. Какой вы видите поэзию через 50 лет? И кто будет работать на 
фабриках?
3. Что важнее: личность Поэта или его Поэзия? Тогда зачем их кормить?
Если Вас заинтересовала наша постановка проблемы, мы будем рады 
разместить на страницах альманаха «СТЫХ»


Редакционный совет альманаха СТЫХ заранее благодарен Вам за участие в 
нашем проекте!

С уважением Максим Бородин
Александр Мухарев
Эмма Синица

МОЙ ОТВЕТ:

Владимир МОНАХОВ(Братск, Иркутской области), поэт, эссеист, автор более десяти книг стихов и прозы, член союза писателей.

Поэзия не слабость и не сила, она отражение материального и духовного мира словом, в котором поэты пытаются сосредоточить все, что создано вселенским и людским разумом. Человечество может прожить с одним поэтом для каждого отдельно взятого языка. Воспроизводство хлеба и стихов повседневная работа, поэтому разговор о фабриках и стихах пустой. И фабрики будут, и стихи не перестанут сочинять даже через 50 лет. Ведь:

полезно сеять хлеб
бесполезно воспевать сев
полезно растить хлеб
бесполезно воспевать рост
полезно жать хлеб
бесполезно воспевать жатву
полезно есть хлеб
бесполезно воспевать процесс еды
....................................
Но все что посеял вырастил сжал - съели
а бесполезные песни остались

Теги:
25 April 2015

Немного об авторе:

Владимир МОНАХОВ автор более десяти сборников стихов и прозы. Активно публикуется в журналах и альманахах. Его тексты вошли в антологии "Русский верлибр", "Сквозь тишину. Антология русских хайку, сенрю и трехстиший.", "Приют неизвестных поэтов. Дикоросы.", "Антология ПО под редакцией К.Кедрова". "Нестоли... Подробнее

 Комментарии

Комментариев нет