Фрида и Саша Фердман. Фотографии из альбома.
Саша и Фрида поженились в 1901 году в Самаре. Первую фотографию молодой семьи они сделали в ателье отца Саши Михаила Фердмана. С этой фотографии начался их семейный альбом, который дожил до наших дней. Альбом был красивым, именным, с золотым тиснением - такой даже по тем временам могли позволить себе только состоятельные люди. В нём Саша и Фрида помещали и надписывали каждую фотографию, которую они делали в Самаре или в поездках.
Саша и Фрида, снимок сделан через неделю после свадьбы, 1901 год.
Много фотографий им дарили друзья с теплыми надписями и пожеланиями долгой и счастливой семейной жизни. Альбом потихоньку заполнялся сначала взрослыми людьми, а потом появился сынок, и его они назвали именем Павел. С тех пор Павлик стал главным героем семейного альбома.
Паспорту, сын - Паша.
Кроме Павлика в альбоме было немало детишек – племянников из клана Фердманов начала ХХ века. Но люди со снимков как-то неожиданно исчезали из альбома, особенно это становилось заметно после революций и войн… 1905, 1914 -1916, 1917 годов…
Паспорту Фриды и свекра Михаила Фердмана - владельца фотоателье и кирпичного завода в Самаре.
За двадцать лет семейной жизни альбом Фердманов насчитывал не одну сотню снимков. Каждый снимок сделан в ателье на толстом картоне и, конечно, был событием для семьи – поэтому герои снимков нарядные, улыбчивые, счастливые . На всех фотографиях проставлены даты - 1901, 1903 1905, 1914, 1917…После семнадцатого года новых фотографий почти не стало.
Саша - Александр Михайлович Фердман.
А на последней фотографии из семейного альбома, где изображены муж Саша и жена Фрида, есть страшная надпись, сделанная дрожащей женской рукой:
«1921 год. 18 июля нового, 5 июля по старому, в 2 часа без пяти минут умер мой дорогой незабвенный Саша».
Оборотная сторона фото с надписью (Саша умер 18 июля нового, 5 июля старого, в 2 часа без 5 минут)
Печаль вдовы после потери мужа была понятна, но самое потрясающее для тех, кто видел потом альбом, было то, что Фрида подписала так каждый снимок семейного фотоальбома, где она была с Александром вместе. А это не одна сотня фотографий закончившегося семейного счастья. Остаётся только догадаться, что этими страшными словами «умер мой дорогой незабвенный Саша» Фрида пыталась унять душевную боль потери самого родного и близкого для неё человека. После 18 июля 1921 года альбом долго не пополнялся ни одной новой фотографией – и выглядел как сирота.
Только годы спустя (в 1929 году) в старом дореволюционном альбоме стали появляться новые снимки людей, но с уже незнакомыми из прошлой жизни лицами. … «от Паши и Фани», «коллективные снимки студентов и военных», о которых нам теперь ничего не известно.
Но всё-таки единственный снимок из счастливой семейной жизни клана фотографов был вклеен в конце альбома, где стояла на фоне реквизитов фотоателье Фрида…Слегка располневшая, еще молодая и уже такая навсегда одинокая…
Фрида Лазаревна Фердман.
разговаривал я с птицами
по ветру спустив последнее
и вязал судьбину спицами
но дышал сквозь лихолетья
разминая мякиш прошлого,
накормил всех дев хлебами
кто-то целился по почте мне
как в висок письмом-гербарием
вечность выжата по капельке
слепотою заблуждения
а душа - лишь на завалинке
пробуждалась на мгновение
что скрывать - я столько выдумал
для журнальной биографии
жизнь, как ведомо - невидимо
остывала в фотографиях
________________________________________________________
Такую редакцию стихотворения предложила Елена Атланова (Ташкент)
Смотреть оригинал автора.
Комментарии