РЕШЕТО - независимый литературный портал
Николай Зеныч Колодезный / Публицистика

Кто на вопросы те ответит?

680 просмотров

            До Бога далеко, а до выборов близко. Старинный российский город увешан изобильным количеством плакатов с национальным лидером, ещё четыре года назад ясными глазами напоминавшим ангелов с православных икон, а ныне трудно узнаваемым, погрузневшим и постаревшим. А рядом с ним медведь, потоптавший «Единую Россию». Жуткое зрелище в свете уличных разбитых фонарей! Плакаты набегали на Зеныча один за другим:

«Страна живёт,

Когда работают заводы»

Владимир Путин

 

Краткие выборки:

 

1. http://www.fedy-diary.ru/html/042012/24042012-03a.html

 - Американский архитектор Альберт Кан (1869–1942) известен в истории архитектуры как один из основоположников современной промышленной архитектуры, как «архитектор Форда». Основанная им фирма Albert Kahn Inc. — в 20-е годы крупнейшее проектное бюро мира — специализировалась на проектировании и строительстве промышленных предприятий, в первую очередь автомобильных заводов. Кан воплотил в пространстве изобретенное Фордом конвейерное производство автомобилей. Кроме того, Кан разработал технологию работы, позволявшую проектировать и строить огромные заводы в кратчайшие сроки, но сути дела конвейерную систему проектирования. В истории советской архитектуры имя Кана отсутствует совершенно. Однако в изданных на Западе книгах, посвященных его творчеству, как правило, на 2–3 страницах рассказывается невероятная истории сотрудничества Альберта Кана с советским правительством.

 

В апреле 1929 г. фирма Albert Kahn Inc, расположенная в Детройте, получила заказ от советского правительства на проектирование Сталинградского тракторного (танкового) завода. Переговоры велись через советскую фирму Амторг, неофициальное торговое представительство СССР (а также разведывательный центр).

 

В тот момент между СССР и США не существовало дипломатических отношений. США были главным врагом СССР Заводы, которые должен был проектировать Кан, были по существу военными. Ситуация выглядела тогда очень двусмысленно. В условиях экономического кризиса Кан был остро заинтересован в заказах из СССР, но также был заинтересован в максимальной конфиденциальности своего сотрудничества с советскими партнерами.

 

Фирма Кана спроектировала между 1929 и 1932 гг. 521 (по другим данным — 571) объект. Это в первую очередь, тракторные (то есть танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске,  Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; прокатный стан в Москве: литейные заводы в Челябинске,  Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском (с 1936 г. Днепродзержинск), Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие.

 

По списку объектов видно, что Кан спроектировал (и, скорее всего, оснастил оборудованием) значительную часть объектов первой и последующих пятилеток.

 

 

Конструкции для Сталинградского тракторного завода были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев. Следующим заказом стал проект гигантского Челябинского тракторного завода. В феврале 1930 г. был подписан договор с фирмой Кана, которая становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству. Кану был предложен пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью в два миллиарда долларов. Эта сумма эквивалентна приблизительно 220 миллиардам долларов в 2004 г.

 

Все следующие проекты разрабатывались филиалом фирмы Кана в Москве под руководством брата Альберта Кана Морица Кана. Бюро Кана, существовавшее до 1932 г. носило русское название «Госпроектстрой». В нем работали 25 американских инженером и около 2,5 тыс. советских сотрудников. В то время это было самое большое архитектурное бюро мира. Через «Госпроектстрой» прошло, в общем, около 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников.

 

 

2. http://nextrus.ru/interes/613-kak-putin-12....html?showall=1 

Как Путин 12 лет поднимал отечественную промышленность. Список уничтоженных предприятий:

- АЗЛК (1930–2010)

 «Москвич» (АЗЛК) – ныне несуществующий московский автомобилестроительный завод. Выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич».

- ЗАВОД «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ» (1857 – 2010)

Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И. Ефремова – одно из старейших и ведущих предприятий станкостроения СССР. Сыграл значительную роль в развитии станкостроения в СССР. Выпускал универсальные токарно-винторезные и специальные станки.

- ИЖЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1928 – 2009)

Производство мотоциклов в Ижевске появилось благодаря Петру Владимировичу Можарову. Талантливый инженер и заядлый мотоциклист, Можаров фактически стал организатором серийного производства мотоциклов в СССР.

- ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1941)

До Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. масштабы производства мотоциклов в СССР были скромными (в 1940 г. было произведено 6800 штук). Выпуск мотоциклетной техники осуществлялся неспециализированными предприятиями. Первым заводом, изначально ориентированным на производство только мотоциклов, стал ирбитский.

В годы советской власти на мотоциклетном заводе трудился каждый четвертый ирбитчанин.

P.S. В настоящее время производство мотоциклов в России практически прекращено, за счет энтузиазма отдельных производственных единиц выпускается около 2-3 тысяч мотоциклов в год (в РСФСР выпускалось до 800 тысяч штук в год).

-  ОАО «СЧЕТМАШ» (1948–2009)

В 2009 году обанкротилось одно из крупнейших предприятий ЦАО – курский завод «Счетмаш».

- ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД

В октябре 2010 года была полностью погашена задолженность по заработной плате перед работниками открытого акционерного общества ВЭКС (Воронежский экскаваторный завод).

 

 

- ПАВЛОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД (1820–2011)

К концу советской эпохи Павловский инструментальный завод был одним из крупнейших в СССР производителей слесарно-монтажного инструмента, которым комплектуются автомобили большинства автозаводов страны. Кроме того, завод выпускал инструмент для слесарных работ при обслуживании разнообразных видов техники, при работе под напряжением, инструмент для работы в быту, необходимый каждой семье.

- МТЗ «РУБИН» (1932–2003)

Завод «Рубин» основан в 1932 году как 2-й Государственный авторемонтный завод.

В декабре 1951 года на базе 2-го МАРЗа образован завод № 597 Министерства радиотехнической промышленности, позднее переименованный в Московский телевизионный завод (МТЗ) Министерства радиопромышленности СССР.

- «РЕКОРД» (1957–1996)

Перед войной Александровский завод (Владимирская область) выпустил первый советский телевизор, который по качеству превосходил американские RCA. Назывался он АТП-1. Но по-настоящему первым советским телевизором считается КВН-49, его смотрел даже Сталин. Название телевизора произошло от первых букв фамилий его разработчиков: Кенигсона В.К., Варшавского Н.М., Николаевского И.А., а «49» – год разработки. Александровский радиозавод («Рекорд») начал производить телевизоры с 1957 года.

- ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (1943–2009)

«Липецкий трактор» (быв. Липецкий тракторный завод ) – одно из основных предприятий города Липецка.

- АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (Рубцовск) (1942–2010)

Алтайский тракторный завод до 1991 года был одним из крупнейших машиностроительных предприятий на востоке страны. Он рождался в суровом военном 1942 году на базе эвакуированного оборудования Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. Довоенный Рубцовск представлял собой небольшой степной городок.

- СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» (Петрозаводск) (1939–2010)

«Сегодня уже можно констатировать факт, что знаменитого завода, известного не только в Карелии, но и за ее пределами, входящего в список стратегических предприятий России, практически не существует. Осталось только название и 17 сотрудников, пятеро из которых – рабочие, выполняющие последние обязательства оборонного характера перед заказчиком – Министерством обороны страны. В лучшие времена на «Авангарде», выпускавшем минные тральщики, работало более двух тысяч профессионалов, завод был известен своими надежными трудовыми династиями.

- ОАО «ХК ДАЛЬЗАВОД» (ВЛАДИВОСТОК) (1895–2009)

ОАО «ХК Дальзавод» – крупнейшее судоремонтное предприятие Дальнего Востока, располагает тремя сухими доками площадью более 7 тыс. кв. метров каждый. 20% акций Дальзавода внесены в уставный капитал ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», которое является дочерним предприятием ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

Дальзавод – крупнейшая ремонтная база Тихоокеанского флота России, один из двух российских судостроительных заводов, стоящих у незамерзающих гаваней.

В целом же судостроительная отрасль России, в особенности ее гражданская часть, находится в крайне упадочном состоянии. Общий объем производства судов вряд ли дотягивает до 10–15 процентов от уровня 1990 года.

- ПО «ВЕГА» (БЕРДСК, НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ) (1946–1999)

В труднейших условиях послевоенного времени, 14 октября 1946 года, был создан бердский радиозавод. В сентябре 1947-го завод выпустил первую партию радиоприемников «Рекорд-46». За счет таланта руководителей и специалистов, творческого и самозабвенного труда всего коллектива БРЗ в короткий срок разработал и освоил широкую номенклатуру (более 20 наименований) новейшей радиотехники, обогнав передовые радиозаводы СССР. Самым эффективным периодом развития БРЗ было время, когда директором работал Александр Николаевич Шкулов (с 1965 по 1986 год). В 1985-м БРЗ преобразован в ПО «Вега», и в этот же год за разработку новой техники и передовой технологии завод стал головным предприятием советской радиопромышленности и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Продукция БРЗ побеждала на многих выставках за границей, продавалась в Европе, Африке, Турции, Англии, Иране, Вьетнаме. Производство кооперировалось с сотнями предприятий СССР и стран СЭВ.

САРАТОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД (САЗ) (1931–2010)

Саратовский авиационный завод (САЗ) – авиастроительное предприятие, располагавшееся в Саратове, вплоть до фактической ликвидации завода в 2010 году. Здесь производились самолеты ОКБ Яковлева – легендарные истребители Великой Отечественной Войны Як-1 и Як-3, пассажирские Як-40, Як-42, палубные самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-38, самолеты и вертолеты других КБ.

- ФГУП "ОМСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ" (1896–2009)

Государственное унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения" являлось специализированным танковым предприятием, имеющим замкнутый технологический цикл танкового производства.

- ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «МОЛНИЯ» (1947–2009)

Челябинский часовой завод производил часы широко известной в СССР марки «Молния», а также некоторые спец-изделия для армии (часы для самолетов и вертолетов).

- УГЛИЧСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «ЧАЙКА» (1938–2009)

- ПЕНЗЕНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД ( ООО «ЗАРЯ» ) (1935–1999)

- ВТОРОЙ МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «СЛАВА» (1924–2006)

- ЧИСТОПОЛЬСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «ВОСТОК» (1941–2010)

НЕ КАЖДОЕ государство может позволить себе собственную часовую индустрию. Например, из стран "Большой восьмерки" ее нет у США, Канады, Италии, Испании и Великобритании. 15 лет назад наша страна входила в тройку лидеров мирового часового рынка, контролируя десятую его часть. В СССР выпускалось 50 млн. часов в год, треть продукции шла на экспорт. У советских хронометров было лучшее в мире соотношение «цена – качество».

 Экспорт часов приносит Китаю 6 млрд. долл. в год... Швейцария, продающая 25 млн. часов, зарабатывает на них 10 млрд. евро.

Когда в доме покойник, останавливают часы. Когда в стране умирает экономика – останавливаются часовые заводы.

……………………………………………………………………………………………………..

 И. т. д.

 

 3. http://www.proza.ru/2012/08/24/1355

 

                                                Принцип достаточности.

 

Раввиль и Бандэрас сидели в просмотровом зале кинотеатра развлекательного комплекса Кузь-кино на утреннем благотворительном сеансе для пенсионеров, наслаждались запахом поп-корна, смотрели кинокомедию «Свинарка и пастух», слушали радио «Шансон», пили пиво «Жигулёвское» разлива местной пивоварни, курили сигареты «Прима» (сегодня угощал Бандэрас). А услышав в сводке новостей последнюю новость о том, что в верхних эшелонах власти принято постановление «О преодолении последствий мирового финансово-экономического кризиса», с умным видом знатоков заспорили. И вовсе не о том, почему во всём мире напропалую идёт кризис, а у нас только последствия кризиса, и даже вовсе не о том, почему в начале 30-ых годов прошлого века во всём мире бушевал Великий кризис, а наша страна развивалась невиданными темпами: Днепрогэс, Магнитка, Сталинградский тракторный, Горьковский автозавод, Комсомольск на Амуре. Индустриализация! А поспорили они о том, кто больше для России сделал: тогдашний Сталин или нынешние Президенты.

Раввиль, вспоминая, что в отцовском доме на самом почётном месте на стене рядом с портретом дедушки висел портрет Великого вождя, со степенным достоинством однозначно утверждал:

 – Сталин.

А Бандэрас, тот наоборот, вспомнил как на майские праздники они с Раввилем  за  магарыч вскапывали картофельное поле и огуречные грядки  на даче у Нинкиной мамы, а  потом проснулись ранним утром с первыми петухами в незнакомом чужом сарайчике, а на них строго и укоризненно смотрели повешенные Президенты, ихние и наши, повешенные совместно с кандидатами в кандидаты от Демократической партии Хилари Клинтон и Бараком Обамой на самых престижных местах на стенке рядом с куриным насестом, вяло возражал и, непривычно  запинаясь в тщетных попытках найти  крепкие выражения, называл поимённо всех президентов, каких только знал.

Киносеанс, сигареты и пиво закончились одновременно и как всегда не вовремя, а ненавистный запах поп-корна выгнал мужиков на улицу и погнал их по большому снегу  прямо в киоск к Зенычу на правёжную разборку.

Зеныч стоял у киоска, опершись на лопату для расчистки снега. и наслаждался заканчивающимся снегопадом. Обычно после обильного снегопада, да и после отсутствия оного, территорию рынка расчищали новые русские под предводительством удивительной женщины, как две плюшки выпечки Второго хлебозавода, похожей на американскую Статую Свободы, и за это получившей прозвище Статуя, с ударением на букву «у».

По трудовым будням, и по государственным и религиозным праздникам, и по дням рождения Статуи они просыпались спозаранок в малиновом свете утренней зари. И   только когда косые лучи восходящего солнца, преломившись в холодных, обледеневших спелых ягодах красной рябины, рассыпавшись на бесконечное множество мелких лучиков, высветили и обогрели радужное многоцветье их  лиц, а лучики надежды прошмыгнули в узенькие щелочки слегка припухших век и на самом дне в тёмных закоулках глаз обнаружили и растормошили задремавшие смешинки, они облегчённо вздохнули и рассмеялись, начиная узнавать себя и друг друга, и вовсе не по одинаковой степени синевы и припухлости их не единожды и сильно битых лиц, и вовсе даже не по одинаковой степени похожести промёрзших за ночь, осипших и озябших голосов, а по количеству выщербленных, но ещё не выбитых передних зубов. 

И всё бы ничего, но на радость новым русским и на беду администрации рынка Статуя была запойной. В отсутствии своей атаманши, почувствовав волю,  неподнадзорные новые русские в поисках счастья разбрелись по всему Добросельскому кварталу, одни привычно занялись обследованием мусоро-сборочных контейнеров, другие, те которые сильно битые, залегли в норах, вырытых под трубами Теплоцентрали, зализывать раны.

 - Дя-дядь Коль! А- а мы к вам из кинотеатра, - Бандэрас ловко подхватил  лопату для расчистки снега из рук Зеныча и вручил её опешившему Раввилю.

«Этой бы лопатой, да тебе по морде!» - не по злобе своей, а скорее по привычке подумал Раввиль. Однако, пожалел остатки своих немногочисленных зубов, да и Зеныча он уважал, а потому мухой сгонял к землякам в овощные ряды, где и раздобыл жестяное корыто с привязанной замызганной бельевой верёвочкой, и вскоре, насвистывая мотивчик «Марсельезы», загрузил снегом первое корыто, а затем,   упираясь и скользя по накатанной дорожке потащил корыто к трубам Теплоцентрали.

Сегодня Бандэрас старался за двоих: дотошно и с песнями пересказал содержание фильма «Свинарка и пастух», попутно слегка пробежался по итогам Сталинской индустриализации, незлым тихим словом помянул внезапно нагрянувшие на нашу страну последствия мирового финансово-экономического кризиса, а в доказательство своей правоты привёл цитату из №1(29) Общественнополитической газеты:

- «ко-команда Путина грамотно ведёт попавший в ураган мирового кризиса корабль российской экономики прежним курсом на развитие».

Приосанился и добавил:

-Ко-корабль по имени «Победа»! Ка-как корабль назовёшь, так он и поплывёт!                                                                   

На душе стало тошно и противно, во рту пересохло, жутко захотелось выпить пиво «Жигулёвское» разлива местной пивоварни, но сил ещё оставалось немерено, чтобы завершить:

- Дя-дь Коль! Та-так всё-таки, если по уму, кто больше сделал, кто более матери истории ценен: мои Президенты или Иосиф Виссарионович Сталин?

Зеныч не торопился, он уважал рассудительных мужиков, а вкусы их понимал и знал. Одна бутылочка «Жигулёвского» разлива местной пивоварни на двоих, две пачки «Прима ностальгия» с чёрным профилем Великого вождя на красном фоне для Раввиля и с другим чёрным вождём для Бандэраса располагали к задушевной беседе.

- Мужики, ответа для вас у меня сегодня нет, - тяжко вздохнул Зеныч.

- По большому счёту, если судить по количеству заводов, фабрик, электростанций, детских садов, школ, пионерских лагерей, больниц, домов отдыха и санаториев, построенных за время правления Великого вождя, но с другой стороны и по количеству лагерей для политических заключённых, по количеству расстрелянных и замордованных в этих лагерях, то прав будет Раввиль.

Но когда вашему дедушке, Раввиль, уже казалось, что сделать большего, чем Великий вождь невозможно, пришло время Великих Президентов Бандэраса. По количеству разворованных и распроданных за бесценок заводов, фабрик, детских садов, пионерских лагерей, домов отдыха и санаториев больше них никто во всём мире не сделал. 

В этой связи вспоминается мне, как однажды ранним утром возвращается младший сержант Носуля из похода в женское общежитие текстильного комбината, а дневальный по роте возьми да и спроси:

- Ну и как, товарищ младший сержант?

- Лучше меньше, да лучше, - вытирая всё ещё горячие мелкие капельки пота со лба, вяло махнул рукой вниз младший сержант Носуля.

 Мужики понимающе переглянулись, Бандэрас отхлебнул честный глоток «Жигулёвского» разлива местной пивоварни и протянул бутылочку Раввилю. Закурили.

От предложенного глотка «Жигулёвского» Зеныч вежливо отказался и продолжал править разборку:

- А вот здесь, в формате обозначенной вами проблемы, было бы логичнее и правильнее, да и уместнее изменить постановку вопроса и спросить не кто больше сделал, а почему. Почему Сталин успел к началу мировой войны завершить индустриализацию страны, а эти..., - в поисках нужного слова Зеныч запнулся, а найдя, долго перекатывал его во рту и под конец сплюнул, - а эти даже и начинать не думали!   Чтобы ответить на этот с виду лёгкий вопрос на этот раз метод вульгарных аналогий мы применять не будем, а обратимся к более наглядному принципу достаточности. Как известно, принцип достаточности классически формулируется просто:

- В одном королевстве один раз в году король объезжал с инспекционной проверкой 40 своих крепостей. Согласно заведённому регламенту комендант крепости был обязан приветствовать своего Государя 40 залпами из 40 орудий. И вот однажды одна из крепостей его не поприветствовала. Разгневанный король строго спросил коменданта крепости:

- Вы почему не приветствовали своего Государя 40 залпами из 40 орудий?

- Уважаемый Государь, на это есть 40 причин. Во-первых, у нас нет пороху...

- Достаточно! - прервал его король.

Применительно к поставленному вопросу Зеныч продолжал:

- Так устроена наша жизнь, что придёт время и пред вратами Рая Святой Апостол строго спросит:

- Вам было отпущено время  - 10 лет без войн, катаклизмов и бурь, деньги – немеренное количество. Так почему же вы так бездарно профукали время и деньги,  не произвели  и даже не пытались произвести в стране индустриализацию 21 века? И спросит не с политических импотентов, да и что с них возьмёшь! А спросит лично с вас, Саша, и с вас, Раввиль.

-Та-так у наших Президентов не было пороху! – сокрушённо покачал головой Бандэрас.

-Отсутствие политической воли или как вы, Саша, выразились, отсутствие пороху, это есть не что иное, как политическая импотенция.

 Этим Раввиль не страдал, сегодня ему было, где ночевать, а вспоминая необыкновенной небесной голубизны глаза заведующей библиотекой и её пышные формы, он решил, начиная со следующей недели, в библиотеку ходить в полтора раза чаще. Да что там со следующей недели – с сегодняшнего дня!

Бандэрас  стеснительно засуетился, но в библиотеку решил сегодня не ходить.

- А-а моя Нинка не импотентка,  дядь Коль! – утвердительно заявил  и ушёл к своей Нинке романтичной походкой вразвалочку, чисто выбрит и слегка пьян по случаю Дня инаугурации американского Президента.   

 

Не путеводная звезда

 

Кто боле для России ценен?

Умом Россию не понять.

Сначала был товарищ Ленин,

Затем пришлось его убрать

 

Кто лучше: Путин или Сталин?

Кого на трон мы возвели?

Кто больше дал угля и стали

Для нашей матушки-земли?

 

Кто лучше: Путин или Сталин?

Во все колокола звоним.

На том гранитном пьедестале

Уж больно тесно им двоим.

 

Кто на вопросы те ответит?

Но не ответит никогда.

Покуда греет, но не светит

Не путеводная звезда.

 

* * *

Так, кто же был товарищ Сталин,

На том гранитном пьедестале?

Так, кто же вы, товарищ Путин,

По справедливости, по сути?

 

 

              

Теги:

 Комментарии

Комментариев нет