РЕШЕТО - независимый литературный портал
Новости / 30.11.06

Что у Пушкина в штанах?

В последнее время чрезвычайно модно глумиться над знаменитыми людьми. Конечно, во все времена было интересно, что же там, за парадными дверями, за кулисами «образа»? Человеку интересно: вот он, великий, да... но как он, к примеру, справляет нужду, ковыряет в носу, сексом занимается? Неужто, так же, как и я грешный? Короче, «а из зала кричат — давай подробности!», как сказал другой поэт.

В последние лет пять стеб над известными людьми стал некой профессией, особым — и даже престижным — родом деятельности. Вспоминается, конечно, «Камеди Клаб», Бачинский и Стиллавин. Вкушающие СМИ сами продолжат этот список.

Различные пикантности из жизни звезд давно никого не удивляют. Но, видимо насытившись современными «звездами на час», охочие до скабрезностей товарищи добрались и до «святого» — до классиков. В 2001 году (впервые в России) вышел в свет опус «Тайные записки Пушкина: 1836-1837», в которой издатели замахнулись на «наше всё» — на Александра нашего Сергеевича. Причем, она уже переведена более чем на 20 языков мира и выдержала уже второе и третье издание в России: в 2004 и 2005 годах.

Собраны здесь исключительно пикантности и неприличности, якобы написанные Пушкиным. Самые невинные из них пестрят физиологическими подробностями, изобилуют матом, содержат откровенные подробности интимной жизни поэта. Узнать о сексуальных предпочтениях писателя — легко! О его мнении по поводу строения женского тела — пожалуйста!

Приведем пару (самых что ни на есть «невинных» в сравнении с иными) «цитат»: «Она не шевелилась и лежала как мертвая, думая про себя: "Скорей бы кончил". А я думал, е*я, что можно будет впервые кончить с ней без опасений». Или еще: «Я терял разум от желания, когда чувствовал запах пота ее подмышек, сладкую вонь газов, исходивших из ее живота, душок мочи, когда видел кровь месячных, размазанную по бедрам после долгих соитий». Но даже здесь порой прорывается поэт: «Волосы на лобке — это предвестники чуда», «Брачное ложе — это колыбель страсти, которая превращается в ее могилу», «Обладать идеальной красотой, которая вдобавок досталась тебе девственной, — это самое большое счастье, что выпадает на долю мужчины»...

Бытовой Пушкин интересовал в свое время Вересаева, Баевского, Цветаеву и многих других, но до такого «глубокого проникновения» дошло только в этой книге, ставшей скандальным шедевром «парапушкинистики». Первое издание взрывоопасной книги состоялось еще в 1986 году в США.

Своеобразной крючком, цепляющим читателя, является то, что на обложке заявлен период, к которому принадлежат записки поэта: 1836-1837. Ах, значит это он всего за два года наваял? Сколько же он, пакостник этакий, мог за остальные-то годы написать??? Несколько смягчает картину ошибка, допущенная прямо на той же обложке. Это даже радует: все-таки приятно иметь возможность поглумиться над глумящимся!

Некоторые пушкинисты возмущенно называют книгу мистификацией. Тем не менее, следует признать, что Пушкин действительно, что называется, собственным пером выводил если не эти, то похожие строки. Множество раз издатели говорят о том, что никто не утверждает, будто автор «Записок» — Пушкин. Это всего лишь образец жанра, так сказать. Жанра, весьма полезного для страны, где долгое время (официально) «секса не было». Однако «раскрученное» имя Пушкина все же стоит на обложке!

Приблизить Пушкина к людям, сделать его образ не по-школьному черно-белым, а цветным — задача достойная. Но взялись за нее авторы со своей специфической стороны. Из «нашего всего» решили сделать всего Пушкина — нашим.

Читателю остается одно — сделать выбор: верить или не верить в ТАКОГО Пушкина?

Да, было. Да, писал. И эротическую «Гаврилиаду», и письма с забористым русским матом. Ибо человек.

Ответить на стремление «обытовить» Пушкина можно словами самого поэта: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе...» (письмо к Вяземскому, ноябрь 1825 г.).

 

 


 

Комментарии

Комментариев нет

 Все новости


08.11.18

14.09.18

27.06.18

29.05.18

09.02.18