РЕШЕТО - независимый литературный портал
Новости / 30.03.07

Слушаем книги

Рынок аудиокниг в России далек от насыщения. Как считают эксперты, он освоен лишь на 15%, что составляет сегодня 10-15 млн долларов. Но, несмотря на стремительный рост (ежегодное удвоение), сегмент аудиокниг составляет всего 1% от рынка книгопечатной продукции.

Впрочем, по данным исследования Российской национальной библиотеки, читательская активность граждан РФ падает (активными читателями назвали себя в 2006г. только 23% граждан, а 37% признались, что вообще не читают книг). И на фоне растущего сегмента аудиокниг рынок печатных книг «притормаживает».

Рост совокупного книжного тиража не превышает 4-5%. Издатели заговорили о пропаганде чтения, снижения ставки на НДС для книг, но снижение ставки до 10% не отразилось на динамике продаж.

Важным событием 2007 г. станет выход на рынок аудиокниг самих крупных книгоиздателей, рассказал в эфире телеканала РБК в программе «Сфера интересов» Владимир Воробьев, президент издательского дома «Союз».

Обладая серьезным пакетом авторских прав, развитой агентской сетью, капиталами, издательства станут серьезными конкурентами для пионеров рынка. В то же время их присутствие приведет к повышению качества продукции.

«Рынок завален невероятным количеством продукции в хорошей упаковке, в хороших магазинах, но не соответствующей никаким художественным требованиям», – объясняет причины своего ухода из бизнеса аудиокниг артист Леонид Ярмольник.

Заметим, зарождение рынка аудиокниг в России связано с переизданием архивов Всероссийского общества слепых и Гостелерадио, но советские запасы классики (не требующие расходов на актеров, студию и авторские права) сегодня практически исчерпаны, и качество новых постановок под вопросом.

Проблема качества усугубляется проблемой пиратства: в случае брака страдает имидж компании-производителя. На ее адрес поступают рекламации покупателей (пираты оставляют его на сканируемых оригинальных обложках).

Отметим, наибольшим спросом у потребителей пользуются бестселлеры прошлых лет: читатели больше «не хотят видеть» их, но с удовольствием слушают. Так, рейтинги продаж возглавляют Евангелие (самая продаваемая книга в мире) и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

При этом структура спроса на аудиокниги в России несколько отличается: например, аудиоверсии книг о Г.Поттере не вызвали ажиотажа: почти весь тираж пришлось разослать по 72 библиотекам для слабовидящих.

Характерно, что в России пустила корни советская школа радиопостановок, когда на Западе принято читать книги одним голосом, без музыки и спецэффектов: считается, что любое включение музыкального фона или участие режиссера искажают оригинальный текст.

Добавим, что аудиторию аудиокниг в России составляют бизнесмены 25-30 лет, проводящие много времени в пробках, а также домохозяйки, время которых проходит на кухне, а также незрячие люди.

Если говорить о будущих изменениях структуры спроса, издатели прогнозируют разработку большого массива детективной литературы (кстати, правами на ее переиздание обладают как раз крупные книгоиздатели), а также рост сегмента деловой литературы, который к 2008г. должен стать ведущим драйвером.

Как бы то ни было, российскому рынку аудиокниг сегодня еще далеко до показателей западного (20% всего книжного рынка), но, судя по его росту на фоне замедления темпов роста книгопечатного рынка, эти показатели не за горами.

 

 

Комментарии

Комментариев нет

 Все новости


08.11.18

14.09.18

27.06.18

29.05.18

09.02.18