25 декабря студенты СПбГУ встретились с Борисом Гребенщиковым — гостем Дискуссионного клуба. Естественно, зал был переполнен, те, кому не хватило сидячих мест, расположились на подоконниках и на полу.
Ведущий Георгий Медведев попытался устроить беседу о рок-культуре, но Гребенщиков взял и уничтожил оппозицию высокая/массовая культура. На его взгляд, есть только культура — и её отсутствие. «То, что вы называете высокой культурой, было массовой культурой 200 лет назад». И Бах, и средневековые композиторы писали музыку на заказ. С другой стороны, между разными культурами не может быть столкновений, потому что «культура — это среда, в которой обитает наша душа».
Беседа о политике тоже не получилась: «От того, что есть Лао-цзы, выигрываем все мы. От того, что кто-то делает на нем политический капитал, с Лао-цзы ничего не станется».
Да и ограничения свободы прессы мэтра не пугают: «пока у нас есть возможность свободно обмениваться информацией, пока нас не увозят отсюда в “воронках”, я считаю, что у нас все хорошо». Гребенщиков посоветовал искать информацию на различных сайтах, в новостных лентах Интернета, и сопоставлять сообщения из всевозможных источников, вместо того, чтобы доверять газетной статье.
«Россия — прекрасная страна с богатой культурой, и бояться, что наша культура будет испорчена кока-колой, не нужно. Пока люди хотят говорить на чистом русском языке, он будет существовать». Вместе с тем Борис Борисович признался, что для него и русское — родное, и английское — родное.
На вопрос о любимых писателях Гребенщиков ответил так: «Я Толкиена считаю ключевой фигурой XX века!». Из современных авторов ему нравятся У. Гибсон, Акунин и Пелевин.
«Рок — это ни в коем случае не протест, это современная высокая культура. Новый рок будет не из подворотни, а из лэптопа», — шутливо заметил он. Впрочем, сейчас его больше всего привлекает музыка, возникающая на стыке этнического и компьютерного звучаний. Новый альбом «Аквариум» собирается выпустить весной.
Как водится, Гребенщикову задали немало экзистенциальных вопросов. «Смысл жизни давно известен — реализовать в себе Бога», — убежден он. А поверить в себя проще простого — надо всего лишь уверовать, что Бог уже внутри тебя. Для этого не обязательно отправляться в паломничество, искать святые места, ведь «святостью ни один уголок в мире не обделен».
Борис Борисович признался, что у него то и дело случаются творческие кризисы. В таких случаях он просто работает и ждет, пока кризис пройдет.
Когда кто-то спросил, не хочет ли он преподавать в СПбГУ, Гребенщиков откликнулся: «Я не буду читать лекции в Университете, я лучше буду петь песни!». Он взял гитару и… начал исполнять желания слушателей! Старинные «Десять стрел», «Моей звезде», «Ключи от моих дверей»; «Звездочка» и «Бурлак» из 90-х, «Туман над Янцзы», новые песни…
Одно поколение сменяет другое, а Гребенщиков по-прежнему остается любимцем молодежи, хотя вряд ли к этому стремится. Между делом он сказал, что давно хотел сыграть бесплатный концерт для студентов СПбГУ, но не смог договориться с руководством. Поэтому он так обрадовался приглашению выступить в Рождественский день на филфаке.
Борис Гребенщиков поздравил всех с Рождеством и на прощанье сказал: «С моими песнями вы можете поступать так же, как я — с песнями "Биттлз". Хотите петь — пойте мои песни! Они ваши».
Комментарии