Творчество и общение интересных людей

Трудные задачи выполняем немедленно, невозможные — чуть погодя

(Девиз ВВС США)

Сегодня
19 апреля 2024 г.

Дни рожденья

19 апреля maxvam
19 апреля Arhelaya
19 апреля Tolkochev
19 апреля oMRobinzon
19 апреля EllessaDdin
19 апреля Ellessa
19 апреля oM1

Здесь и сейчас:

На сайте - никого? Значит, все в Общалке...

Все авторы > 

Все даты
В 1941 году, 83 года назад:
В цюрихском театре «Шаушпильхауз» состоялось первое представление драмы Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»

Автограф

Вернуться

09.06.2007

Евтушенко в Сургуте


Евтушенко в Сургуте

Евгений Евтушенко приехал в Сургут. Здесь 15 июня пройдёт его творческий вечер. Корреспондент газеты «Сургутская трибуна» взял у поэта эксклюзивное интервью.

- Евгений Александрович, сейчас принято осуждать феномен массовой культуры. Как к этому относитесь Вы, в свое время сделавший поэзию достоянием широких масс?

- Многие народные песни — это тоже массовая культура, но они отнюдь не оглупляют, а наоборот, напоминают народу о его собственной мудрости, сердобольности, доброте, мужестве. Такая массовая культура помогает людям быть хотя бы не хуже самих себя. «Что стоишь, качаясь...», «Темная ночь», «Подмосковные вечера» и, осмелюсь надеяться, мои песни «Ах, кавалеров мне вполне хватает...» и «Вальс о вальсе» — это уже принадлежит всему народу, а не только авторам.

- Вайль и Генис называли Вас соавтором эпохи 60-х и во многом очерчивали актуальность Вашего творчества рамками того времени. Разве новая жизнь России не созвучна Вашим стихотворениям? Какие события современной политической и культурной жизни России волнуют Вас?

- Вайль и Генис — начитанные люди, но их начитанность кончается на Бродском. Они, по-моему, не читали моих стихов с ранних шестидесятых. Но это их проблема, а не моя. Иначе бы вы не задавали таких вопросов мне, единственному поэту, который так резко выступил против войны в Чечне с самого ее начала, против воровского стаскивания темной ночью красного флага с Кремля, против коррупции при дворе Ельцина, начавшего палить из танков по собственному парламенту (поэма «Тринадцать»), против беспредела олигархии и против попирания демократии ее подменологией («Я живу в государстве по имени Как Бы»). Я сам ответил на уже осточертевший вопрос: «Когда придет в Россию человек?» другим недвусмысленным вопросом-ответом — «Когда придет в Россию тот народ, который бы не обманул Россию?»

- В современном литературном пространстве России Вы можете назвать имена тех, кто достоин носить высокое имя поэта, прозаика?

- Среди поэтов, прежде всего, — Межиров, Ахмадулина, Вознесенский, Чухонцев, Евгений Рейн, Кушнер, Инна Лиснянская. Благодаря поэту Олегу Хлебникову я открыл для себя на страницах «Новой газеты» новое имя — Анищенко. Несколько лет тому назад меня поразило замечательное стихотворение Инны Кабыш со строчками «Кто варит варенье в России, тот знает, что выхода нет». Если у нее было бы штук 15 стихов такого же калибра, она сразу бы вышла в первый ряд поэтических имен. Беда в том,что нет сейчас в поэзии «красивых, двадцатидвухлетних». Превалирует нытье, презрение, стеб, скептицизм, переходящий в цинизм. Катастрофическое отсутствие романтизма и идеализма — ну хотя бы чуточку задушевности! — и полная гражданская апатия, под которой очевидно скрывается просто-напросто трусость ввязываться в бой. А ведь есть за что воевать. Из прозаиков мне нравятся Пелевин (не весь), Улицкая, Щербакова, Санаев, Славникова.

- Есть ли в современном обществе необходимость в поэзии?

- А вы это сами увидите на моем выступлении. Поэзия еще необходимей людям тогда, когда они на время ее подзабывают. 12 декабря в Олимпийском комплексе (18 тысяч мест) у меня будет творческий вечер, так уже сейчас люди звонят и спрашивают, как и где смогут достать билеты. Три моих концерта в Кремлевском Дворце Съездов прошли при переполненном зале (6500 мест). Только в городах, где уже подзабыли, как выглядит живой поэт, создается впечатление, что никто поэзией не интересуется.

- Уже в дореволюционной России было принято противопоставлять западный прагматизм русскому духу, космосу русской души. Сейчас такие настроения сохраняются. По Вашему мнению, насколько отражает действительность такая установка на дуализм культур?

- Достоевский самым выдающимся свойством Пушкина назвал его «всемирную отзывчивость». Пушкин дал нам всем пример, что настоящий гражданин России может быть одновременно и западником, и славянофилом. Нельзя быть полноценным русским интеллигентом и не читать Шекспира, Габриеля Гарсия Маркеса, Ромена Гари, прилипать к отечественным и западным сериалам, одновременно не зная Федерико Феллини, Бернардо Бертолуччи.

- С Вашей супругой Вы живете совместно уже порядка 20 лет. Как она относится к тому, что в Вы в своих стихотворениях часто пишете о других женщинах?

- Почему яблоко должно обижаться на художника, который рисует и вишни?

- В Ваших ранних стихотворениях Вы часто обращались к спорту. Продолжает ли он вдохновлять Вас? Болеете ли Вы за какую-нибудь спортивную команду?

- Я болею только за хорошую игру и не являюсь спортивным шовинистом, к которым отношу всех тех, кто освистывает и закидывает пустыми бутылками или ракетами всех гостей, включая иностранных. В последней игре с Хорватией наша футбольная сборная выглядела жалко. Ставка на легионеров разрушает российский футбол.

- Вы приехали в Югру без смущения, что здешние жители во многом развращены нефтью?

- Я думаю, что нефть развращает лишь тех людей, кто наживается на ней за счет других и высокомерно не считает нужным поддерживать нормальное общение писателей и читателей. Так, например, нынешние хозяева некоторых нефтегородов ведут себя, скажу по совести, уже столько лет постыдно, видимо, считая русскую поэзию персоной нон грата и воруя у населения возможность послушать лучших поэтов страны. Это нравственное ожирение от нефтедолларов кончается упадком вкуса сначала к поэзии, а потом ко всему другому.

- Читали ли Вы российские школьные учебники, где Ваше творчество рассматривается в разделе советской поэзии?

- Мне недосуг их читать... Считаю, что поэзию нельзя и разделять по периодам — монархический или коммунистический. Это вредная, унизительная затея для поэзии. Настоящая поэзия — явление вечное, в то время как политика — явление временное. Маяковский был по убеждениям большевик, но заблуждался, думая, что главное в нем — это его политические стихи. В конце концов, он остается гениальным поэтом неразделенной любви — в том числе и любви к революции. А Ахматова, считавшаяся и даже обвинявшаяся в том, что она — узко интимный поэт, написала великий исторический документ, разоблачающий тиранию, — «Реквием».

- Вы с 1990-х годов живете в Америке. Как обстоят дела с поэзией и чтением вообще в США?

- Не хуже и не лучше, чем у нас. Есть литература коммерческая и литература как таковая. Есть читатели визуальной жвачки, а есть читатели книг.

- Насколько предсказуема для Вас реакция публики, насколько привычны слова благодарности за то или иное стихотворение?

- Все лучшее или худшее всегда непредсказуемо.

- Вы за вседозволенность или цензуру в писательском и поэтическом творчестве, в СМИ? Если нет, то каким образом, по-Вашему, должна осуществляться эта цензура?

- Должна быть только редактура, в том числе и нравственная, хотя последняя все-таки выжила в качестве неумерщвляемого животного страха, сидящего во всех нас.

Автор: Мария УВАРОВА
Источник: Сургутская трибуна



Комментарии


23.12.2021 10:47| whwudwjx
1А§Аў%2527%2522

23.12.2021 10:47| whwudwjx
р''р""

Имя*  E-mail  
Текст 1000
символов

Потрошители:


Авторизация

Колонка редактора

Новости литературы

Сетевые новости

События сайта

Собственное мнение

Золотая коллекция

Жемчужинки

Народ хочет знать!

Автограф

Решетотека

По всем вопросам пишите на info@resheto.ru
© При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на resheto.ru обязательна Ссылки по теме

  Яндекс цитирования  Rambler's Top100 Content.Mail.Ru