29.06.2007
Книггеры: какая разница?
Нынче в России в моде лёгкое чтиво. «Популярные, “раскрученные” авторы издают до полусотни книг в год, — пишет сегодня журналист «Новых известий» Евгения Дроздова. — И такая продуктивность шокирует не только литераторов, которые с профессиональной уверенностью заявляют: за 12 месяцев один человек не может написать даже десять романов, потому что ему придётся штамповать больше сорока страниц в день».
Такая поразительная производительность, как утверждает Евгения Дроздова, заставляет задуматься и потребителей бульварных романов, которые ежемесячно обнаруживают на прилавках свеженькое творение любимого автора. «Кто на самом деле скрывается за известной фамилией? В кулуарных разговорах даже издатели признаются, — пишет журналист «Новых известий», — что на громкие имена работают так называемые литературные рабы, и сегодня они востребованы, как никогда».
Андрей Воронин, Дарья Донцова, Татьяна Полякова, Марина Серова, Юлия Шилова, Полина Дашкова и даже Дмитрий Быков и Виктор Пелевин не раз обвинялись в использовании труда «литературных негров». Такой расклад подрывает доверие читателей к растиражированным именам, красующимся на пестрых обложках, но кому действительно принадлежит авторство, по наблюдению Евгении Дроздовой, можно определить только на специальной лингвистической экспертизе. Однако, как подчёркивает автор публикации в «Новых известиях», обман доказать практически невозможно. Потому раскрученные авторы, не беспокоясь, пользуются умом «негров».
Евгения Дроздова обращается к самому понятию «литературный негр». Это выражение, обозначающее настоящих авторов, чьи имена — тайна за семью печатями, известно ещё с XIX века. Сейчас литературных подёнщиков нарекают и «книггерами», и «литрабами», а в Америке красиво именуют «писателями-призраками». Впрочем, как отмечает журналист «Новых известий», со временем поменялись не только названия, но и отношение к «рабам». Оно, на удивление, стало чуть более уважительным. Имена реальных создателей произведения пусть не на обложке, а мелким шрифтом на последней странице в графе «художественный редактор» увидеть всё же можно.
Как правило, пишет корреспондент «Новых известий», с удовольствием записываются в рабство молодые дарования — студенты Литературного института им. Горького или сценарного факультета ВГИКа. Новорождённые «негры» относятся к чёрной работе спокойно, потому что одни хотят получить пусть тяжёлые, но «быстрые деньги», а другие — просто набивают руку. Но есть среди «негров» и настоящие профессионалы, которые кормятся исключительно этим трудом. Они чётко разделяют свою работу на две абсолютно не связанные части. За деньги они сочиняют «дебильную муру» или «всякий трэш». А в столе трепетно хранят дорогую сердцу нетленку, написанную от души, которая ждёт своего звёздного часа.
Однако, как отмечает Евгения Дроздова, неблагодарный труд «негра» стоит копейки, а потому прокормиться холостым «литрабам» на свои подпольные заработки можно, а вот тем, у кого есть семья, выжить будет сложнее. «Впрочем, не исключено, — пишет журналист, — что скоро “книггеры” начнут зарабатывать прилично». У продвинутых уже сегодня сформированы команды и есть бригадир, который является единственным связующим звеном между заказчиком и исполнителями. Сегодня «писатели-призраки» всё же могут быть уверены в получении гонорара, хотя «негры» продолжают сетовать на нечистоплотные взаимоотношения внутри российского литературного «котла».
Как бы то ни было, журналист «Новых известий» приходит к выводу, побеседовав со многими литературными «неграми», что сегодня эта профессия невероятно востребована. И дело здесь уже не в писателях, а в читателях. Ведь «мы же пьём соки-подделки, носим поддельные вещи, так а чему удивляться, если мы читаем книгу “поддельного” автора? — приводят «Новые известия» слова одного из «литрабов» Дмитрия Ухлина. — Для меня интерес представляет не столько, кто написал эту книгу, сколько, зачем человек именно эту книгу читает?». И если книга оказывается востребована, то почему бы и не работать в таком ключе.
В качестве удачного примера журналист «Новых известий» приводит историю брэнда — писательницы детективного жанра Марина Серова. Весьма популярный автор оказалась не более чем выдуманным псевдонимом, под которым писала группа саратовских «негров». Конвейер работал безупречно: детективы появлялись часто, и продавались быстро. И вот и получается, что «литературные негры» сегодня стали востребованной профессией.
И при этом отношение к ним по-прежнему остаётся отрицательным. «Новые известия» приводят высказывания нескольких популярных писателей о литературных «неграх».
«Если человек талантливый, то он не будет заниматься такой ерундой — становиться “литературным негром”», — утверждает Татьяна Полякова.
По мнению Юлии Шиловой, такое явление для литературы неприемлемо. А Дмитрий Быков никогда не поручил бы писать свой роман другому человеку, ведь «это всё равно, что если бы у вас болел зуб, а вы бы отправили лечить его кого-то другого».
А вот Александра Маринина констатирует: «Если под обложкой содержится текст, который покупателю этой книги интересен, то он читает и получает удовольствие, и чьё имя стоит на обложке, не имеет никакого значения».
Видимо, поэтому отдельная профессия «писателей-призраков» будет востребована и далее.
Статью в газете читала Анна САМУСЕНКОИсточник: Радио Культура
Комментарии
30.06.2007 00:49| (голос за кадром)Не, ребяты, поручать другому книгу за себя писать - это, знаете ль, все равно что, простите, жену другому мужыку отдавать... б-р-р (ёжицца) Позорное дело в обсчем. И никакими бабками не оправдываемое. И не надо на всяких там дюма ссылацца.
02.07.2007 23:40| Otvertka
Ну, а есле депутад захотел печатное слово отэметь? или енерал какой?
23.12.2021 10:48| rurblyat
1А§Аў%2527%2522
23.12.2021 10:48| rurblyat
р''р""