РЕШЕТО - независимый литературный портал
Антон Лицис / Публицистика

Д.Д.Шостакович .Симфония №10 ми минор (1953)«Трагедия и победа художника в борьбе с тоталитарным режимом за право творить"

321 просмотр

Первая часть симфонии, которая является олицетворением, отстаиванием художником своего жизненного права на свободу творчества, обозначается вначале широким хмурым вступлением, которое как бы возвращает его сознание в прошедшие непростые, исполненные переживаний, моменты жизни.
Мелодия кларнета, распевная и мелодичная, навевает чувства, близкие к патриотизму, что-то связанное с любовью и переживанием за судьбу страны и её людей, каждого и сразу всех. Именно такие чувства и конкретизирует весь оркестр в разработке этой темы. Тихая задушевная партия, продолжающая эту расширенную тему, говорит о том личном, что близко каждому конкретному человеку. Далее следует тривожный мотив, который можно было-бы охарактеризовать как воспоминание о тех событиях массовых арестов и всеобщей подозрительности в обществе. Далее она будет глубже раскрыта, через метасимволы в других частях данного произведения.
Основная тема первой части снова предстаёт перед слушателями, но теперь в некотором философском осмыслении, которое напоминает о трагических моментах периода, в котором жил сам художник (война, послевоенные мытарства, постановление ЦК КПСС 1948 года «Об опере В.Мурадели «Великая дружба»», где вся музыка Шостаковича и других гениальных композиторов страны Советов признавалась «чуждой советскому народу» и то, как это тяжело и больно отражается на его личности).
Постепенно художник переносится на события сегодняшнего дня, как надежду на очищение власти и общества от ошибок и грехов прошлого, надежда теплится в душе автора и она (душа) успокаивается.
Но снова звучит тревожно-вопрошающий мотив, как бы спрашивающий самого себя голос «А не повторится былое лихое?», но теплится всё же слабая надежда на лучшие и спокойные дни, которая развивается и через отголоски тревожного вступления смешанные с отрывком основной темы. Но для того, чтобы прийти к лучшему и свободному будущему, нужно заново пропустить через себя, переосмыслить свою прошлую жизнь.

Вторая часть и является резким таким осознаванием и проявляется как противостояние в душе художника самого со своими чувствами, так и человека с реальными событиями (Отечественная война, лишения, триумф победы и оглушительная тяжесть личностного поражения). Звучит вопрос: «А почему всё это произошло?» Ответ жестче вопроса: «А потому что мы сами это допустили и разрешили.» Отсюда следует, что надо самим себя побороть, и эта борьба видна в раскатах вперемешку с адскими, издевающимися вступлениями струнных и духовых. Новая волна осмысления верности такой борьбы приводит к чёткому пониманию, что победа близка и человек с чистой душой победит в этой неравной схватке.

Начало третьей части разворачивает тему фальши, неискренности, если хотите, то и чиновничего лизоблюдства, жизни людей под этим «навесом» - в этом глубокий смысловой подтекст данной темы. Широкое звучание валторны ознаменует движущуюся по всей длине части тему, или точнее символический водораздел между жизнью простых людей и партийного аппарата того времени, той пропастью между новыми дворянами и их холопами.
Мотивность валторны напоминает те длинные ночные «обеды» на даче у вождя, где неприглашение на такой обед было равно смертному приговору, а тем временем спала Москва под «недремлющим оком» НКВД и МГБ, но на кунцевской даче пир и веселье, танцы перед председательствующим столом прислуги и нанятых судьбою танцоров и певцов, ночные разъезды гостей, доленосные решения Хозяина и его приспешников на головы отрешённых и простой челяди... Потом наступает утро, рассвет, покой, а на даче вождь ложится спать и охрана, уже не охраняя его, вскоре узнает про то, что всё кончено и охранять больше некого...

Глуше, но всё же смягчённо, распев струнных и духовых в начале четвёртой части, показывает то самое продолжение надежды на лучшую и спокойную жизнь художника, что была заложена в самом начале. Но остаются ещё нерешённые моменты, связанные скорее с личными психологическими причинами творящего.
Зиждется рассвет, и страна вскоре узнает тяжкую новость, а в окне художника уже плещется солнце, с первыми тёплыми лучиками свободы и душевного тепла, которые пока ещё перемешиваются с остатками зимней прохлады, которая на время отгоняет их. Но они снова хотят вернуться на облюбованный подоконник... Резкие и динамичные формы раскрывают попытки отторжения автора от прошлых тяжелых воспоминаний. Желание перевернуть страницу, забыть их. И снова тяжёлая борьба за свою свободную от таких мыслей совесть, звучащие мотивы из скерцо второй части конкретизируют такие жизненно-потребностные желания.
Возвращение к начальной теме, как новый, другой день после прошедшей весенней грозы, настраивает нас на качественное весеннее пробуждение, и не только природы, но и человеков. И этот непобедимый процесс уже ничто не сдержит, никакие остатки старых мыслей тогда, когда художник сам отстоял себя и своё право на творчество, и именно это и слышно в финальных аккордах симфонии, которая была написана в непростой для автора и страны 1953 год, год окончания борьбы и победы над системой, которая была уже занята не тобой, и ты был ей уже не интересен. Шла жестокая борьба за власть среди партийного аппарата, а простой, и гениальный художник получил глоток бесконтрольной свободы, которую уж если смог взять, то полностью свою, без остатка!
Теги:
04 November 2008

Немного об авторе:

Здравствуйте, дорогие читатели!С 2007 года начал писать стихи на русском языке,и причём довольно плодотворно. Здесь публикую лишь избранные из всех, которые созданы за последнее время. Всегда готов к Вашей аргументированной критике. Всего Вам наилучшего!... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Пересчёт
Ты - мой Отец, Ты - моя радость...
О надежде

 Комментарии

Комментариев нет