РЕШЕТО - независимый литературный портал
Андриян Ниткин / Публицистика

Манифест номинализма.

1003 просмотра

Впкрвые мысль о написании литературного манифеста посетила меня ..., да, 15 лет назад, в 1991 г. ...
Художественное творчество содержит конечный набор идеологем. Разные литературные течения выбирают в лучшем случае идеологем десять и располагают их для себя в порядке значимости. И литературных течений вполне законченное количество. Они могут носить разные имена, но их совсем немного. Как любая философия экзистенциальна, так и любая литературная школа символична, не символическое искусство – не искусство, даже не творчество. Нет символа – нет акта творения. Поэтому эксплуатация имени «символизм» не вполне корректна. Точнее символизм можно назвать экспрессионизмом. Номинализм (лат. nominalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя), – расставляет следующие акценты в литературном творчестве:

1. Внимание к «именам» - тем образам, которые доминируют у каждого отдельного автора. Тщательный подбор названий произведений, стихотворных циклов, книг, сборников.
2. Равноценность формы, содержания и названия.
3. Внимание к языку. Мы есть то, что мы говорим. До октябрьского бунта в России было три стиля речи: высокий стиль, средний и «подлая речь». На языке «подлой речи» говорили люди дна, отребье, преступники. Уважающий себя мещанин языком «подлой речи» не пользовался. Научный язык был одним из вариантов среднего стиля. Высокий стиль состоял из церковнославянизмов, литературного языка и пафосной речи. После большевицкого переворота высокая речь была уничтожена (во многом как следствие реформы русского языка), высоким стилем стал язык науки, средний стиль приблизился к подлой речи почти вплотную. Номиналист пытается очистить язык на маленьком пространстве своего творчества. Нецензурная лексика ущербна. Одно нецензурное слово заменяет сотни слов с оттенками смыслов.
4. Содержательность. Смысловая наполненность произведений первична, эпатаж, красивость … вторичны.
5. Притяжательность. Творчество самоценно, это всегда – опыт о человеке. Если автор пишет о своём, то читатель о своём читает, а если автор пишет что-то глобальное, читатель видит – чужое. Поэзия – это всегда – своё или о своём.
6. Номинализм – литературное течение не вопреки, а во имя. Нет отрицания или, точнее, утверждение – первично.
7. Для номиналистов есть значимые культурные ориентиры в «русистике», своеобразные якоря, проявляющиеся аллюзиями в творчестве.
8. Инструментарий номиналиста ограничен печатным словом во всём многообразии: структурированный стих, академический стих, верлибр, графическая поэзия, малая проза, очерки, публицистика, художественная критика и многое другое. Материал – печатное слово. Этого достаточно.
9. Произведение не должно быть линейным, необходимы скрытые подводные течения, камни. Произведение должно содержать несколько смыслов и быть понятным. Разумное сочетание доступности и мысли.
10. Акцент на красоте вопреки моде на уродливое.
11. Изучение русского языка на примере личного творчества.
12. Мужество невозможного как противоядие от истерики возможности идеального.
13. Попытка к обратной реформе русского языка.
14. Личные псевдонимы не используются.
15. Стилизация как полновесное произведение.
16. Эпиграф как часть произведения.
17. Диалог поэзии как фрагмента и поэзии как целого (законченность и незаконченность).

Кратко о происхождении термина. Истоки номинализма – в античности. В раннем средневековье появляются и сами термины – «номинализм» и «номиналисты». Средневековые схоласты продолжают эту традицию (Беренгар Турский, Иоанн Росцеллин, У. Оккам, Ж. Буридан, Иоанн Дунс Скот). Понятие номинализма существует в философии, социологии, математике. Номинализм - в социологии - теоретико-методологическая ориентация, согласно которой реально существуют лишь отдельные индивиды и их социальные действия. Номинализм отрицает самостоятельное бытие общества и социальных систем, которые рассматриваются лишь как совокупность индивидуальных действий. Идея исключения абстракций стала одной из центральных идей современного математического номинализма - особой точки зрения на основания математики, возникшей в начала 20 в. в Польше (С. Лешневский, Л. Хвистек, Т. Котарбиньский, А. Тарский и др.), США (Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин) и в др. странах.
Современная доктрина номинализма: значение абстракции не является контекстно свободным; на абстракции следует смотреть как на "символические фикции" - термины, смысл которых определяется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много.

Номиналист – это человек, соблюдающий определённые правила и потому входящий в объединение единомышленников. Но не наоборот: человек вступает в объединение, а потом мучительно пытается исполнять правила.
Цели и задачи номинализма:
- обращение к языку, «современный традиционализм»;
- акцент на прекрасном;
- собирание живого творчества;
- возвращение поэзии в рамки поэзии;
- открытый диалог читателя с автором;
- приоритет личности автора, примат личного над общественным;
- незаконченность произведения как право на возвращение.
Теги:

 Комментарии

Дамир Узбеков0
04 May 2006 20:26
Слабовато...
Андриян Ниткин0
06 May 2006 03:00
Аргументируй.
Ирина Курамшина17.49
06 May 2006 10:56
Прочитала. Ты ж знаешь, что мне надо вникнуть. Все это очень интересно, но есть много вопросов, которые я тебе задам приватно. Жди)))))
Дамир Узбеков0
06 May 2006 14:00
Шутка)))
Kot_Bayun 8.71
16 May 2006 12:32
В отличии от Ирихи у мя ток один вопрос ...ЭЭЭЭ... Экспрессионизм ... это чё... автобус с эмигрантами едущими в Израиль ?:))
Андриян Ниткин0
16 May 2006 13:42
А, шутка юмора?
А то хотел обидица...
Типа того, хотя символисты молодцы всё одно...
В номиналисты пойдёшь, а то нас четверо пока???
Kot_Bayun 8.71
17 May 2006 00:32
Пойду ) Если примите )
А насчёт экспресс.. шутка конечно .. Я вооще чел не серьёзный , у Ирихи спроси , она меня в реале видела .. знаииит :)
Николай Ларионов0
26 February 2007 20:39
Андрей, позволь внести свою динамитную шашечку в твои рассуждения.
Здесь, несмотря на довольно чёткую структуру мысли и последовательность изложения, как и в других статьях, не разгледеть нового. Ты так много перечислил черт нового направления, что они не влезают в портрет. Точнее, у них не чувствуется индивидуальности, изюминки. Всё тобой сказанное, мне кажется, можно отнести к любому хорошему стихотворению вообще, если говорить о произведении элитарной литературы (не массовой - попсы и не экспериментальной поэзии).
Не согласен - отбей!