В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста,
и тьма над бездною,
и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош,
и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
И был вечер, и было утро: день один.
Книга Бытия. Глава 1.
С древнейших времен люди осознали, что главной отличительной особенностью человеческой деятельности является творчество. Именно способность к творчеству, созиданию выделяет людей из окружающего мира.
Средневековая западная мысль, пронизанная католическим мировоззрением, пошла дальше, как того требовали постулаты Творения мира. С этих пор природа в сознании людей разделилась на творящую и сотворенную. Все окружающее нас относится к сотворенной природе, тогда как сам человек, в силу происхождения по образу и подобию Господа, унаследовал от Бога свою главную отличительную черту, и был причислен к природе творящей.
Если задать вопрос о творчестве древних времен, то каждый найдет что ответить. Кто-то назовет творчеством Илиаду Гомера, другой - древнегреческие мифы. Кто-то вспомнит о семи чудесах света, возможно, не обойдут вниманием и наскальную живопись. Современный человек, благодаря шоу-бизнесу, привык связывать творческую способность исключительно с искусством, забывая при этом о такой не маловажной творческой деятельности человека, как наука. К слову, наука также зародилась довольно давно, ее родиной считается Древняя Греция, хотя как социальный институт она сформировалась только к XVII-XVIII вв.
И искусство и наука относятся к творческой активности человека, но у них имеется и другое важное сходство. Обе эти сферы человеческой деятельности претендуют на главенствующую роль в формировании мировоззрения людей.
Именно поэтому людей, занимающихся искусством или наукой, называют творцами: они создают мировоззрение людей. Творцы – это не просто люди, обладающие творческими способностями, но люди активно их применяющие, что автоматически сказывается на мировосприятии других людей.
Уже к концу XIX – началу XX вв. сформировалась целая система взглядов, считающая науку основой формирования идейной и культурной жизни людей, т.е. мировоззрения. Эта система убеждений получила названия сциентизм (от лат. scientia наука, знания). Ее сторонники считают науку основным источником знаний и суждений о мире, а то, что дает знание о мире, создает и взгляды на мир. Сторонники этих убеждений часто встречаются и сегодня, а отголоски их идей крепко засели в умах многих поколений.
Чего стоит хотя бы слепая вера в научно-технический прогресс? Или убежденность в том, что наука, породившая большинство глобальных проблем человечества, является единственным средством их решения.
Но пока весь мир увлекался сциентистскими взглядами, на арену мировоззрения вышла другая сила.
В давние времена знания в основном передавались от учителя к ученику, от старшего к младшему, это традиционный процесс передачи знания о мире. В средние века благодаря процессу книгопечатания процесс трансляции знаний приобрел более широкий характер. Книги стали источником знаний, т.е. создавали для людей картину окружающего мира. Правда, доступом к авторству книг обладал весьма ограниченный круг лиц.
Книгопечатание стало отправной точкой, когда на смену отношениям учителя и ученика, пришла технология передачи знаний. По мере развития технологий росла широта охвата аудитории. Появились радио и телевидение, которые, к слову, из-за ограниченного числа каналов формировали у населения печально известное массовое сознание. Радиостанции и телевидение практически диктовали, что нужно смотреть.
Дальнейший технологический скачок, появление, например, кабельного телевидения и, особенно, интернета, позволил перейти на новый уровень передачи информации. В конце XX века появился эффект «длинного хвоста»: теперь каждый мог смотреть и слушать то, что он хочет, а не то, что ему предлагает ограниченный круг телеканалов. Этот эффект позволил значительно снизить формирование массового сознания.
Однако появилась другая проблема. Путь к публичному творчеству стал общедоступным. С этих пор мир кардинально изменился – каждый человек получил возможность формировать мировоззрение миллионов.
Творец 2. Философия творчества.
Творец 3. Музей воображения.
Комментарии