РЕШЕТО - независимый литературный портал
Литературная Мастерская Простых Русских Людей / Проза

Творец 3. Музей воображения

1121 просмотр

 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом,

 в одно место, и да явится суша. И стало так.

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями.

И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог:

да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя

дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод,

в котором семя его на земле. И стало так. И произвела

земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево,

приносящее плод, в котором семя его по роду его.

И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий.

Книга Бытия. Глава 1.

 

Многие считают, что основным отличием научного познания от любого другого является стремление к объективности. Но наука уже давно отказалась от познания истины. Сначала ученые заявили о двойственности истины  (есть две истины религиозная и научная), а затем и обусловленности истины временем (что истинно для одной эпохи, может быть не истинно для другой).

            Правда и при таких допущениях говорить об объективности научного знания достаточно сложно: ученый всегда привносит в поиски свой собственный взгляд на вещи. Когда возникли социально-гуманитарные науки, знание и вовсе оказалось неотделимо от субъективных понятий. Сохранить объективность ученые надеются тем, что пытаются лишь отражать субъективные, личностные, психологические смыслы и переживания.            

Но параллельно науке существует и другая форма общественного познания - искусство. Еще Лев Николаевич Толстой говорил, что искусство – одно из средств различения доброго от злого. Методы, которыми пользуются творцы в познании мира, кардинально отличаются от методов, которыми пользуются ученые. Эти методы выводят искусство совершенно в другую плоскость познания.

Многие ученые смотрят на такой способ познания свысока, пряча за высокомерием непонимание происходящего. Их бессилие отражается в навешивание ярлыка: они заявляют, что методом искусства является чувственное познание (метод вообще-то чисто научный). Но и это не объясняет ровным счетом ничего.

Ближе всех к определению приема, которым творческий человек познает мир, подошел Теодор Драйзер. Он сказал, что искусство - это нектар души, собранный в трудах и муках. Искусство – это нектар души.

Каждый творец открывается миру и пропускает его через себя. Поэтому от того, что у творца на душе, зависит, каким будет произведение.  Человек, испытывая желание творить, помимо воли, начинает генерировать свою сущность или сущность той силы, от которой зависим.  Поэтесса Сапфо своими произведениями меняла сознание своих читательниц в точном соответствии своему пороку.

Набоков своей Лолитой придал педофилии романтический оттенок, непроизвольно меняя взгляд читателя на этот порок. Совсем не обязательно, что эти творцы сознательно хотели таких изменений. Скорее всего, они вообще об этом не думали, как не думает большинство художников. Они просто творили, выплескивая то, что было в их большой душе, которую не образовывали.

Каждый творец изливает на читателей (зрителей, слушателей) «нектар своей души». Задумайтесь, так ли Вам нужно, чтобы какой-то извращенец изливал на вас то, что «находится у него на душе»?

Люди искусства формируют произведения на свой вкус и понимание мира, но в нашей воле пропускать этот мир через себя или нет, становиться рабом созданной кем-то иллюзии или почувствовать момент истины и отказаться.

Часто можно услышать такие слова: "Прочти (или посмотри) это! Ты должен знать обо всем, что происходит в мире! Ты должен знать и плохую сторону тоже!"

 Но разве мало вокруг зла и несправедливости? Разве мало мы видим ее в повседневной жизни? Сколько времени суток у нас уходит на созидание и созерцание доброго и гармоничного? Каждый может сравнить количество пропускаемых через себя любви и разрушения и принять решение, действительно ли ему нужна очередная порция негатива.

Подумайте, что Вы потеряете, отказавшись от «нектара души» наркомана?

В художестве человек не только проявляет свои творческие способности, но и закрепляет личностное, глубоко эмоциональное видение мира. Творцы выражают субъективные смыслы, как отдельного человека, так и целых поколений.

Но кроме того искусство, как и наука, отражает объективные явления этого мира. Мир и искусство – это два зеркала отражающихся друг в друге.

Многим кажется естественной идея, что мир является первичным по отношению к творчеству, и поэтому находит в нем свое отражение. Мир для них – это статичное образование и он никоим образом не отражает в себе человеческое искусство. Однако такое положение дел было истинным разве что на заре человечества, когда люди рисовали на скалах. Сейчас это заблуждение распространяется благодаря главенствующей идеологии западного мира - материализму.

Материалистическое учение, знакомое всем хотя бы в форме марксизма, гласит:  «Бытие определяет сознание». Эту фразу мы слышим еще в школе и не находим, что возразить, принимая ее как данность. Но взрослея, мало кто переосмысливает эти слова. Гораздо чаще, встречая подобное изречение в литературе, человек по инерции думает: автор прав. Такое «знание» многие ошибочно переносят и на искусство, считая, что окружающий мир определяет, каким будет то или иное произведение. Мало кто понимает, что искусство – это прежде всего творчество, а творчество (созидательная деятельность человека) уже давно создает окружающий мир. Искусство творит окружающий мир, а «жизнь подражает искусству в гораздо большей степени, чем искусство подражает жизни (Оскар Уайльд)». Художник не просто отражает действительность, но, прежде всего, формирует её.

Поэтому в век информационных технологий, когда любая новость может распространиться по всему миру за считанные часы, искусство становится «оружием массового поражения».

До сих пор секрет воздействия творческих произведений на человеческое подсознание не раскрыт. Ученые выдвигают одну теорию за другой, но предугадать последствия такого воздействия на психику человека не удается.

Влияние искусства на человека сегодня, как и сотни лет назад, сравнимо лишь с магией.

Творчество – это волшебство. Оно выражает эмоции, которые большинство людей, сколь бы сильные чувства их не обуревали, высказать или внятно описать неспособны. Творческое произведение говорит больше, чем описывают составляющие их слова, ноты или цвета. В поэзии, например, кроме слов есть еще ритм, мелодия звучания последовательности звуков и т.д. Ученые придумали множество разных терминов, пытаясь гармонию стиха привести к алгебре: аллюзия, гипербола, эпитеты и т.п. А поэт, даже не зная всей этой науки, творит чудо – создает произведение, способное породить мотивацию для миллионов людей. Произведения становятся бессмертными, потому что они находят отклик в душах людей, выражают словами то, что сам человек не может не только высказать, но даже зачастую и понять. Искусство - посредник того, чего нельзя высказать (Иоганн Вольфганг Гете).

Творчество сопряжено с чувствами и переживаниями, самовыражением человека, познанием отдельных, частных сторон жизни и пограничных ситуаций, выпадающих из повседневного опыта.

Каждый творец, создавая произведение, открывает перед нами двери в музей своего воображения. Опасность состоит в том, что прогулки по вымышленному миру несут для сознания не меньшие последствия, чем прогулки по миру реальному. Но если от явлений окружающего мира люди до сих пор привыкли отгораживаться, то миру выдуманному они открываются со всей непосредственностью.

 

Читая книгу или смотря фильм, человек перестает критически относиться к происходящему с героями, принимая все, что с ними случается как данность. Как говорил Альфред Адлер, публика сама желает, чтобы ее одурачили. Он, как психоаналитик, знал, о чем говорил. 

 

Многие рассуждают так: зачем переживать, если все в «музее воображения» нереально? Какая разница, что происходит с героями, если это выдумка?

 

Проблема кроется в двух аксиомах. Первая: человек привыкает ко всему, в том числе к безнравственности, пошлости и насилию. Вторая: ценности и идеалы искусства конкретны и изменчивы. Сначала творец (писатель, режиссёр) включит в произведение сцены обмана и предательства (причём предательства без наказания) - это вызовет негодование, но смотрящий (читающий) поохает, да привыкнет, из души исчезнет неприятное ощущение, оно сменится безразличием. Потом автор в своё «творение» добавит пошлостей, матерную брань и постепенно доведет зрителя до привыкания к самым низким вещам.

Любое произведение несет в себе информацию. Потребление информации называется познанием. Зритель, смотрящий фильм, или человек, читающий книгу, потребляя творческое произведение, познает то, что хочет сказать ему автор. А «мы становимся тем, что познаем» (Шри Ауробиндо).

Если мы познаем ложь, то становимся лживыми. Человек становится тем, что чувствует, тем, что хочет, желает, любит и ненавидит, вспоминает и переживает, во что верит. Просмотр любого произведение не проходит для нас бесследно, оно как минимум возбуждает мысли в нашей голове, а как сказал Махатма Ганди, человек это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится.

Многие ученые, видя, что происходит с современным миром, бьют тревогу. Падение нравственности, засилье эгоизма, насилие и жестокость, вот что не дает им покоя. Многие фиксируя негатив, не могут переломить эту тенденцию. Спасти мир под силу только творцам, ибо сказано, «и от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12: 48).

 

 Комментарии

Комментариев нет