РЕШЕТО - независимый литературный портал
Людмила Куликова / Художественная

Диктуйте, фрау даун!

397 просмотров

Её звали Вероника Штамм.
Она не была китаянкой, но считала, что глаза у неё китайские. Когда спрашивали: «Кто ты?», отвечала: «Монголоид». Так её научили. На самом деле в ней текла густая алая немецкая кровь.

В дамской сумочке Вероники всегда лежало удостоверение, где указывалось, что она «Инвалид детства». Иногда Вероника доставала его, осторожно открывала, низко склоняясь и сутулясь, и пыталась вчитаться в эти два слова. Взгляд елозил по буквам, приплюснутые губы беззвучно шевелились, дурашливый вид становился ещё дурашливее. Слюна скапливалась во рту, готовясь вот-вот перелиться через нижнюю чуть оттопыренную губу. Почувствовав избыток жидкости, Вероника шумно втягивала слюну обратно и сглатывала её, причмокивая губами.

Когда-то она уже слышала подобное: инвалид войны. Вероника много думала над этими словосочетаниями. «Инвалид войны – человек, который пострадал от войны, - раскладывала по полочкам Вероника, - а инвалид детства – человек, который пострадал от детства». Но Вероника оставалась недовольна умозаключением, потому что знала, она получилась такой ещё до начала детства, которое нравилось и даже хотелось снова туда вернуться, потому что там она была счастлива.

Вероника считала, что страдания приходят извне. Поэтому она никак не могла быть инвалидом. Детство – в ней, а неприятности, которые она испытывала, всегда – от других людей. Внутри у неё ничего не болело, все органы находились в порядке, она всё делала самостоятельно и даже готовила сама себе еду. Другие инвалиды не могут делать то, что умела Вероника.

Она знала, что у неё на одну хромосому больше, чем у здоровых людей и у тех инвалидов, которые не обслуживают себя сами. В этом - её особенность. Очень хотелось гордиться своей хромосомой-плюс, вот только если бы не отношение к этой особенности других людей. До тех пор, пока Вероника не ходила в школу, ей жилось очень хорошо. Она играла с детьми, и ни один ребенок не замечал дефекта. Наоборот, дети Веронику очень любили: хохотушка, так заливалась смехом, что остальные, глядя на неё, начинали тоже безудержно смеяться.

Когда Вероника смеялась, глаза совсем пропадали, вместо них едва виднелись рыжие черточки ресничек. Смеющийся рот полностью открывал ряды редких зубов. В щель между каждым зубом смог бы запросто поместиться ещё один такой же зуб. Так что видок был еще тот. Вероника стала понимать это много позже. А в детстве никто уродства не замечал. Необыкновенную доброту замечали. Она, как липучка, притягивала к себе подруг, а когда сверстники пошли в школу, все подруги куда-то подевались.

Потом уже никто так крепко не дружил с Вероникой. В школе над ней насмехались, особенно мальчишки. Вероника очень расстраивалась из-за этого и часто, возвращаясь домой после уроков, ревела громко. И никто не мог её утешить. А дальше – больше. Переходя из класса в класс, одноклассники менялись. Становились выше ростом, изменялись их черты лица. В девочках появлялась женственная округлость, мальчики превращались в молодых мужчин. Только Вероника росла по сантиметру в год, а потом и вовсе остановилась. А детское выражение впечаталось в её личико на всю жизнь.

Вероника осталась маленькой, кругленькой и некрасивой. Как и многие дауны, носила очки с мощными диоптриями. Смотрела на себя в зеркало и думала: «Есть люди еще меньше ростом – это дети. Значит, я – не совсем маленькая. Я средне маленькая. У меня маленькие ножки и ладошки. Но они такие прилежные, как у взрослых, и умеют много чего делать».

С возрастом речь её немного выправилась - Вероника уже меньше шепелявила и многие слова научилась произносить правильно. Она стала следить за своей одеждой. Была всегда чиста и опрятна. Единственно, чем она так и не овладела, это - чистописание с правописанием. Писала криво, несуразно, с невероятными ошибками. Дисграфия стала пожизненным приговором. И если надо было заполнять какие-то бумаги или бланки, то Вероника диктовала, а другие люди записывали под диктовку. Добрые писали, а недобрые отказывались заполнять бланки.

Постепенно Вероника научилась жить со своей инвалидностью. У неё появился друг. В Доме Инвалидов, куда она иногда ходила, она познакомилась с Томми родом из Туниса - там жили его родители. Говорил он на английском языке, а глаза у него оказались такие же японо-китайские, как и у Вероники. Когда Томми приглашал её поужинать, то они шли в китайский ресторан, ели обязательно палочками, как настоящие китайцы, и Вероника чувствовала себя снова счастливой.

Единственное, что мешало, это взгляды некоторых людей. Она замечала, как кто-то, не скрываясь, разглядывал её, при этом лицо его принимало совершенно дурацкий вид. Такие люди смотрели так, как если бы она была дурочкой, или умственно-отсталой, или ещё какой-нибудь инвалидкой, что вообще не соответствовало действительности. Вероника считала себя нормальной. Немного медлительной, чем другие, но не дурындочкой. И если кто-то догадывался об инвалидности, то только по глазам. Так думала Вероника.

В Доме Инвалидов предложили участвовать в проекте, посвященном людям с синдромом Дауна. Проект носил смешное название – «Поцелуй в ушко». Как-то спросили Веронику, есть ли что-то, что поразило её больше всего на свете.
«Да, – ответила Вероника, - Поцелуй. Поцелуй в ушко».
«Почему?».
«Потому что всё в одно ухо влетает, а в другое вылетает. А поцелуй в ушко – остается. Это щекотно и запоминается на всю жизнь».

В рамках проекта выпускался журнал с таким же названием. Люди с синдромом Дауна публиковали в нём свои впечатления и мысли. Некоторые писали истории сами, а некоторые, как Вероника, диктовали другим. Вероника снова летала счастливой. До сих пор встречались книги, репортажи и статьи о даунах. Но никто никогда ещё не давал слова таким, как она. Теперь смысл её жизни окрасился в новые тона.

- Вероника Штамм?
- Да.
- Проходите. Располагайтесь.
- Спасибо.
- О чем будем сегодня рассказывать?
- Я видела сокровища Августа Сильнейшего.
- Прекрасно! Итак! Диктуйте, фрау...

«Сокровища Августа Сильнейшего. Когда я вошла в сокровищницу, то почувствовала себя принцессой. Я видела вблизи блестящие камешки. Мне нравится блеск и всё блестящее. Я собираю такие камешки в шкатулку. Она закрывается за замок. Там драгоценности. Никто не должен знать об этой шкатулке. Моя любимая драгоценность называется «Праздник князя Августа». Я хотела бы жить во времена Августа. Я бы с ним разговаривала. О сокровищах».
Теги:
13 August 2007

Немного об авторе:

Куликова Людмила Михайловна
<br>Живет в Германии, пишет стихи и прозу. В своих работах уделяет особое внимание не столько событиям, сколько чувствам. Переживания героев являются для автора исследовательским материалом в познании человека современной... Подробнее

 Комментарии

Елена Бессарабова26.66
04 September 2007 18:41
У вас получилось написать на психологически трудную тему детской инвалидности без излишней сентиментальности и слез – это дар. Думаю, что после редактирования получится неплохой рассказ для семейного журнала. Кстати, сразу понятно, что автор живет не в России: у нас дети с синдромом Дауна в школу не ходят. Наверное, российскому читателю может показаться, что вы слишком усложняете внутренний мир героини, но это от незнания, оттого, что в России больные дети живут изолированно. Сколько раз приходилось сталкиваться с мнением, что ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии – это растение, и диагноз "необучаемый" становится проклятием для всей его семьи. И это в XXI веке, когда даже обезьян научили работать за компьютером – выполнять операции с картинками. На фоне дикой отечественной действительности ваш рассказ выглядит даже идиллически, прости Господи. Страдания настолько будничны и неизбежны, что почти не вызывают протеста. Ведь Вероника – такая же, как и все: плачет, смеется, сочиняет свои истории, мечтает… Просто у нее на одну хромосому больше. Разве это повод для того, чтобы ее жалеть? Кто знает, может именно благодаря этой хромосоме ей известно что-то такое, чего не дано нам.
Увы, не могу не испортить отзыв замечаниями.
- Слишком короткие фразы. Иногда два-три предложения так и напрашиваются соединиться в одно. Например, прочтите вслух этот отрывок: "И детство, которое она уже прожила, ей нравилось. И даже хотелось снова туда вернуться. Потому что там она была счастлива". Создается впечатление, что рассказчик запинается, говорит отрывисто, подыскивая слова. Распространенные предложения гораздо естественнее, плавно и без заминки входят в сознание и заставляют думать. К тому же небольшие предложения часто бывают надрывны и пафосны, и удачным становится только их очень редкое употребление. Можно предположить, что отрывистые фразы – специальный прием для эффекта наглядности, погружения во внутренний мир героини, но для этого надо преодолеть отстраненность автора от девочки, потому что заметна некоторая отчужденность, наблюдательность, как будто взгляд сверху, а не изнутри.
- "Рыжие черточки из ресничек", на мой взгляд, гармоничнее смотрелись бы без предлога "из".
- Частые неоправданные повторы, например, много раз встечается слово "детство", "страдания".
- "Родилась такой еще до начала детства" – ляп, родиться до начала детства невозможно.
- "С лицом, неотделимым от своей особенности" – еще один ляп.
- Наверное, я испорчена политкорректностью, но сочетание "люди-дауны" кажется чересчур грубым, не вызывающим сочувствия. Понимаю, что синонимы здесь подбирать сложно, но тот же "Даун-синдром" звучит мягче. Насколько помню, в мировой медицине с некоторых пор вообще отказались от слова "даун".
Людмила Куликова5.51
06 September 2007 03:40
Спасибо Вам огромное! Исправила ляпы, ошибки и удлинила предложения. Особено благодарю за проникновение образом и понимание проблемы. У меня есть папочка с фотографиями таких людей. Они все активны: занимаются спортом, обучаются музыке, дирижируют, играют рок-музыку, смотрят театральные постановки и т.д. Творчество выравнивает их с нами.
Спасибо Вам ещё раз!
Елена Бессарабова26.66
10 September 2007 03:33
Рада, что помогла. Для понимания проблемы усилий прикладывать не пришлось: несколько лет назад я участвовала в кампании "Международной амнистии" по проблемам детей с синдромом Дауна. Пришлось столкнуться со страшными вещами, поэтому тема так зацепила.
Rosa 30.29
15 September 2007 14:06
спасибо Вам.
Людмила Куликова5.51
16 September 2007 18:14
а как Вам новая тема? - см.последнее произведение в моём списке
Людмила Куликова5.51
16 September 2007 18:14
и Вам спасибо!
посмотрите моё новое произведение, пожалуйтса
Мари До5.92
23 September 2007 09:32
Неоднозначно. Изложено хорошо, даже талантливо. Гамма чувств на три октавы: от возмущения до восхищения через растерянность. В эмоциональном плане согласна с рецензентом Бесс.
НО!
Коробит факт, который не возможно скрыть.
Некоторое пренебрежение и снобизм, что тем более странно для столь тонко чувствующего человека.
А уж фраза: "Творчество выравнивает их с нами." многоговорящая.
Не стыдно Вам за неё?
Не смотря на остроту и не бесталанность, никому не порекомендую это читать.
Людмила Куликова5.51
29 September 2007 15:15
Мне за свои слова не сыдно. Мне стыдно за Вашу рецензию. Никому не порекомендую Вашу страничку. ОК?
Мари До5.92
09 October 2007 16:45
Вопрос считаю приглашением к расшифровке.
Скажите, Людмила, а Вы сильно гордитесь своим здоровьем, да? Оно делает Вас выше инвалидов, так? И только "Творчество выравнивает их с нами." ?
А я по наивности думала, что мы все равны перед Богом...Впрочем, в Бога вы скорей всего не веруете. А во что?
Мне не стыдно за мою рецензию. Она написана искренне и корректно, ничем не задевая Вашу здоровую личность.
А Ваши рекомендации были бы для меня крайне нежелательны.
Людмила Куликова5.51
09 October 2007 17:00
И предыдущая Ваша рецензия, и эта написаны в оскорбительном тоне. Держите Ваши предположения насчёт других людей при себе. Этими предположениями Вы как раз и задеваете мою личность. Я считаю дискуссию давно закрытой.
T S14.89
19 November 2007 22:37
непонятно и нераскрыто
трогательно, но ни о чём
radistka Kэt 15.53
23 November 2007 09:12
а мне понравилось. Людмила, Вы замечательно пишете. талантливо. Вероника получилась очень симпатичной.
Людмила Куликова5.51
23 November 2007 12:37
Спасибо Вам огромное! Буду стараться и в дальнейшем :-))
Сергей Старков0
11 December 2007 09:29
что тут сказать? понравилось или не понравилось? Написано очень правдиво и я не увидел никакой насмешки в рассказе. В нем есть упоминание о проекте в котором этим людям предоставляют возможность говорить. Этот рассказ не что иное, как продолжение проекта.
Людмила Куликова5.51
11 December 2007 10:28
Мне импонирует Ваше понимание этого рассказа. Спасибо, Сергей!