Я давно грозился жахнуть на пяти страницах разработанную мною в тесном сотрудничестве с Poet`ом со Стихии систему комплексной оценки художественного текста (подразумевается стихотворная форма в её компактном виде – от катрена до нескольких примерно). Толчок дала пятибалльная система оценок на Стихе. Рано или поздно всем причастным становится ясна ее условность и неудовлетворительность. То рецензент поставит тройку и молча удалится, а ты сиди и недоумевай, что конкретно в стихе заставило чела наморщить нос. То немеряно читателей и рецов, а ни одной тебе оценочки. А то наоборот – лепят пятерки, восторженно воздыхают, а об чём – накося выкуся. Сгоряча хочется определенности, знаете ли.
А потом становишься сам читателем и рецензентом, и ситуация переворачивается с ног на голову. Вот – лужа слёз школьницы какой-нибудь, видно – точно не врёт дева, и даже почти понимаешь, что сказать хотела; но написано коряво, и формально это – никакой не стих («Стих выучил?» - спрашивали мы в школе у одноклассников… поэтому, наверно, слово привычно воспринимается чуть ли не как жаргонное. Но «стихотворение» - долго и чуток напыщенно; есть компромисс – «стихо», и мне это изобретение нравится, однако рука, видимо, чует, что и оно не всегда уместно), а так – полудневник… рефлексия… или даже вопль в никуда, не более. В то же время оно может зацепить сильнее, чем тщательно вылизанная и продуманно структурированная, но, хоть тресни, холодноватая и чуть ли не из пальца высосанная фарфоровая пастушка с яркими губками – какого-нибудь мэтра («себя мы мэтрами считаем и сантимэтрами – других…»). Ну, если не сильнее, то иначе. Сегодня. А назавтра – вдруг проникаешься глубоко скрытым страданием этого самого мэтра, и пастушка начинает блестеть глазами… и что? Бежать менять оценку?
Я решил сам запендюрить классификацию (о, легкомыслие! О, самонадеянность! «Я умираю, но об этом позже») Оценка первая – форма: синтаксис, пунктуация, рифма, размер. Законченность. Изящность, наконец. Марко уверенно классифицирует стихи на тяжеловесные типа «Бронетемкин Поносец» и легковоздушные, которые унесутся к потолку, если их не ухватить за хвост. Стихи Акир отточены и безупречно грамотны, но петь их очень, очень трудно, в частности, потому, что чуть ли не каждое слово приходится интонировать отдельно. Та же история с могучими текстами Филмора, прозрачным переливом ритмов Немаргариты и даже с задумчивыми сольфеджиями Марко. А вот Рустамка, или МэдСестра, или Тати рушатся на мелодию влёт. Безудержные арабески Kusu заставляют стонать над своей беспомощностью подобрать им созвучный благородством аккомпанемент… ээээ, что-то я отвлёкся.
Тем не менее противоречия были найдены немедленно. Пенс, например, порой подчеркнуто безграмотен, что обдуманно работает на образ стиха, а форма состоит в абсолютной бесформенности. Ykk играет формой на уровне подсознания – никогда бы не поверил, что можно придумывать слова, которых нет ни в одном словаре, и отливать из них целые стихи. Но тут мы уже сползли в сторону второй оценки – содержания.
Академичность-новаторство, наличие-отсутствие смысла или даже идеи, богатство образов, моральная нагрузка, эмоциональная заряженность… и что прикажете делать с этим добром? Выводить среднее арифметическое?
Третья оценка, субъективная – правдивость. Например, в смоделированные, как утверждает автор, ситуации Акир верится вполне охотно, а в беспощадные в своей простоте и искренности зарисовки Ирихи не поверить нельзя.
И, наконец, четвертая оценка: магия. Без всяких комментов.
На излёте вдохновения я решил: для пущей дискретности сделать шкалу каждой оценки десятибалльной, что, кстати, применено на Сите без всяких намеков с моей стороны. Идеи витают!
Откинувшись на стулку спина, я с гордостью смотрел на грозившее перевернуть окололитературный мир открытие. «Он даже хотел развестись, но что-то его держало…» В чем причина сомнений, я понял, подвергнув оценке несколько хороших и плохих стихотворений. 9-5-1-3 лучше, чем 2-8-5-9? Или как? Или где? И поднял я руку выше головы, и опустил её, и сказал: А! Хрен с ним!
Но закавыка осталась, и чтоб её раскавыкать, я полез в справочники. И опешил. Оказывается, определения литературы как такового НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Имеются многочисленные наукообразные попытки дать алгоритмы узнавания литературности, но все они в итоге разводят руками, выжав несколько признаков, но не претендуя на их универсальность.
Я похехекал чутарик, пытаясь представить, как теперь можно обвинить кого-нибудь в графоманстве. Чел ведь может резонно ответить, типа не суйся в калашный ряд, у меня вот такой дискурс…
Наверно, надо проще относиться. Чем проще инструмент, тем он надёжней. О вкусах не спорят. Но каждый может сказать: нравится - не нравится. Принято считать субъектом искусства то, в частности, что нравится большинству. Но есть и противоположная точка зрения: если хоть одному челу из сотни твой стих понравился, значит, написано не зря. Так вот, нравится – когда? Когда интересно, полезно, красиво. Когда услаждается вкус и чувство меры. Когда узнаваемо и нелживо. Вот и всё. Делов-то, оказывается – на рыбью ногу…
Комментарии
Я думаю, хорошо то, что на сайте совершенно разные люди, каждый несет свой мир, перенимая у других их углы зрения, так сказать.
И что же это такое, литература? Мдя, вопросец не из детских. Я вот для себя, наверное, так бы определила: это беседа с интересным (именно мне) человеком. И замечательно, что можно, оставляя рецензии, получать в ответ отклик...
Вот тебе обширная реца в качестве похвалы)))
А и точно! Я тоже многому наумелся у кого только не! Эпс, как нарядно получилось...
Совсем недавно отдному человеку, когда хотел выразить свое мнение о его стихе, оставил ссылку на произведение Критика. Твою ссылку можно оставлять в ответ на любые нападки, на любого человека. Спасибо тебе, адвокат любительской литературы:)
И вот — свершилось! Вот она — долгожданная, родная, 10-балльная… И что я вижу? То, что на Стихе было сплошными пятерками, здесь обернулось сплошными десятками. Конечно, здесь простор для нововведений — широчайший: ничего не стоит, к примеру, ввести несколько шкал оценки (скажем, «грамотность», «форма», «композиция», «полнота раскрытия темы», «музыкальность» и т. п.) с автоматическим выводом среднего балла, но… Оно нам надо? Кто, скажите мне, будет въезжать во все это? Например, для такого мастера, как Татти, все эти понятия суть пустой звук: для нее первым и последним критерием оценки являются две вещи — формальная безукоризненность и сила эмоции. В конце концов, я иду на Стих, на Стихи, на Рифму, на Решето, то лишь за тем, чтобы пообщаться с себе подобными, услышать общее мнение о своих стихах («цепляют» – «не цепляют», «гениальны» – «нуждаются в доработке» и т. п.). А потому все оценки сводятся к «нравится» и «не нравится», а уж что там кроется за этим — одному Богу ведомо…
И почему-то считается, что поставить оценку ниже максимальной — значит, смертельно обидеть автора (ага, сам недавно просил Машу Богатову таки продублировать еёйное «не понравилось» баллами и вырвал-таки из нее заветный трояк). По большому счету, это сетевая литература, со всеми отсюда вытекающими. Если я жажду профессионального литературоведческого расклада, я либо обращусь к людям, вроде Караковского, Назарова или Беридзе, либо отнесу свою нетленку в «Новый мир» или «Знамя» и отдам самому злому редактору.
Что касается «тяжеловесности», то я, уж поверь, Андреич, никогда не оцениваю стихи лишь с этой точки зрения, и легкость с тяжеловесностью совсем не являются аналогами положительного или отрицательного. Та же тяжеловесность у Бродского, к примеру, является, скорее, достоинством, нежели недостатком… Стихи могут быть живыми и мертвыми, музыкальными и громогласно-декламационными, чувственно-горячими и прохладно-созерцательными… Равно как могут быть плохими и хорошими, по-хорошему бездарными и по-плохому безупречными… Я все это понимаю, но нельзя ж от каждого требовать быть литературоведом или эстетом до мозга костей…
К чему это я все… Надеюсь, уже в марте на Решете будет нормальный форум, где такие темы будут выноситься на всеобщее обсуждение. И на основе обсуждения будет корректироваться система. А пока очень хотелось бы услышать побольше мнений относительно рейтинга, который предполагается запустить на Решете (см. раздел «О сайте»). Не хотелось бы видеть систему скучной, но хотелось бы видеть ее при этом и максимально объективной.
P. S. А «компилляция», Андреич, пишется с одним «л» :-р
http://forum.doberman.info/index.php?topic=1226.0 - на, смотри, тут твоя песня - наш гимн! :)))))
СПАСИБО!!!
P.S. Да, я сомневался.... :0)
И последний вопрос - в форуме можно будет отдельно предлагать по костям разобрать произведение, так скать по желанию автора. Воооо! Сейчас идея получила даже развитие. Например, по желанию автора или с его согласия выставлять одно произведение на промывку:) У мну всё:)