РЕШЕТО - независимый литературный портал
Валерий Митрохин / Проза

НАШЕСТВИЕ ХОББИТОВ

788 просмотров

 

Насколько Интернет – великое благо, настолько же – это достижение ума земного и порок. Скажу сразу же, речь пойдет не о тотальном присутствии порно - сайтов, кича, непрофессиональной отсебятины, другой гламурно - пошлой фанаберии…

Хочу коснуться такой, ставшей воистину глобальной, проблемы, как совершенно разнузданная графомания.

Явление это было всегда. И авторы ее, понимая всю постыдность этой своей страсти, скрывались за псевдонимами.

В русской литературе графомания достигала, согласно величию собственно языка и словесной культуры гомерических масштабов. Умные, понимающие всю несостоятельность своего личного участия в литературном процессе авторы, но не нашедшие в себе воли остановиться, порой достигали просто-таки феноменальных результатов. Объединяясь, они  создавали коллективный труд, превратив свои беспомощные в литературном отношении опусы, в шедевры сатирико-юмористического плана (Черубина де Габриак). Однако самым ярким примером коллективного проявления самоиронии стали бессмертный образ и так называемое творчество Козьмы  Пруткова. Это был виртуозно использованный  дар автопародии.

Вообще талант пародиста – великое достижение человека разумного. Именно благодаря несостоявшимся лирикам, мы имеем в нашей литературе эту, до краев переполненную сокровищницу. Понимая всю бесперспективность своих литературных амбиций,  отдельные  наши авторы шли другим  путем. Они, обладающие остроумием, саркастически высмеяв сомнительные метафоры, перехлесты и перегибы в произведениях признанных поэтов, тем самым вместе с ними остались в нашей литературе (Александр Иванов). Как известно, явление пародистики свойственно во всей полноте проявления только нашей изящной словесности. И нет больше ни в одной литературе переводчика, который бы мог передать на своем языке всю силу подтекста той или иной русской пародии. Не потому что таланта не хватает, а потому что подобное  просто невозможно сделать. По большому счету жанр пародии так и остался достоянием только нашего «великого и могучего». Несомненно, еще и поэтому –  «великого и могучего».

Но вернемся к незабвенному Козме Петровичу. Мало о нем осведомленным хотим сообщить некоторые детали его биографии.

Родился он  11 апреля 1803 в деревне Тентелевой близ  Сольвычегодска. Всю взрослую жизнь состоял, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблизи железнодорожной станции Саблино.

На военную службу пошел в 1820 году,  как тогда говорили «только для гусарского мундира», и пробыл на оной всего лишь два года с небольшим. В ночь с 10 на 11 апреля привиделся ему сон. Рассказывал он его так: «Возвратясь поздно с товарищеской попойки и едва прилегши на койку, я увидел перед собой голого бригадного генерала. В эполетах. Он, подняв меня за руку и, не дав одеться, молча, повлек по каким-то длинным и тёмным лабиринтам на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать из древнего склепа разные драгоценные материи, показывая их мне одну за другою и даже прикидывая некоторые из них к моему продрогшему телу. Я ожидал с недоумением и страхом развязки этого непонятного события; но вдруг от соприкосновения  с одной – самой дорогой из этих материй ощутил во всём теле сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине». О том, какое значение придавал Козьма Петрович этому видению ясно,  поскольку часто рассказывая о нём впоследствии. Причем  он всегда приходил в большое волнение и заканчивал громким возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу в Пробирную Палатку, где и останусь навсегда!» 

Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он оставался в ней до смерти, то есть до 13 января 1863 года.

Начальство отличало и награждало его. Он удостоился всех гражданских чинов вплоть до действительного статского советника включительно, и наивысшей должности – директора Пробирной Палатки; а потом – и ордена святого Станислава 1-й степени, который всегда прельщал его, как это видно из басни «Звезда и брюхо».

Вообще он был очень доволен своею службою. Только в период подготовки «Великих реформ» Александра 11 – в том числе и отмены Крепостного права –  он вдруг  растерялся. Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва. Он даже стал роптать, повсюду крича о преждевременности всяких реформ.

Однако потом, когда неизбежность перемен сделалась несомненною, он сам стал стараться отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти его проекты браковали из-за их очевидной несостоятельности. Он объяснял это завистью, неуважением опыта и заслуг и даже впадал в отчаяние. В один из моментов уныния написал мистерию: «Сродство мировых сил».

Вскоре, однако, успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собою – прежнюю почву. Он снова стал писать проекты, но уже «стеснительного направления», и они принимались с одобрением. Это дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и ожидать значительного повышения по службе. Внезапный нервный удар, постигший его в директорском кабинете Пробирной Палатки, при самом отправлении службы, положил предел этим надеждам, прекратив его славные дни.

 

Однако в этой биографической справке отсутствует один,  можно сказать, судьбоносный момент,  который и обессмертил  имя обыкновенного чиновника. Это его творчество.

Оно и сам автор его –  понятное дело – явления вымышленные. И сталось это как-то спонтанно, начиналось как семейная шутка, была продолжением
молодого озорства, перенесенного на страницы литературного журнала. Причем даже само имя Козьмы Пруткова родилось не сразу...
Все это вышутили Алексей Константинович Толстой и его двоюродные братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы – богатые, образованные и остроумные – в пору, когда они были молоды и красивы, Если они и писали стихи, то только для себя и своих знакомых. Если пьесы, то только для домашней сцены.
В те годы и сам Алексей Константинович Толстой (1817 – 1875) еще не был тем замечательным поэтом, каким его узнали позже. Он еще только начинал писать лирические стихи, которые почти все будут положены на музыку, и едва ли не половина – Римским-Корсаковым и Чайковским. Он еще не написал своих сатир, которые в списках будут ходить по всей России. Он еще только начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», ставшим впоследствии любимым для молодых русских книгочеев. Еще не созрел у него и замысел драматической трилогии, которая и в наше время неизменно привлекает зрителей больше, чем их могут вместить театральные залы.

Алексей Михайлович Жемчужников (1821 – 1908) тоже стал известным поэтом и даже академиком, но таланта был скромного и со временем основательно забылся.
Александр Михайлович Жемчужников (1826 – 1896) в молодости слыл
порядочным озорником, но именно ему выпала честь написать первую басню,
положившую начало поэтическому творчеству Пруткова. Потом он стал крупным чиновником, но не утратил веселого нрава.
И наконец, Владимир Михайлович Жемчужников (1830 – 1884), самый юный из всех «отцов» Пруткова, стал организатором и редактором публикаций
вымышленного поэта. Он же и подготовил «Полное собрание сочинений» директора Пробирной Палатки, да и сама эта должность, а, следовательно, основная часть биографии поэта-сановника, придумана им.
Сегодня рождается еще одно колоссальное, на мой взгляд, явление. Его создают те, кто называет свое творчество, размещенное по всем доступным порталам и сайтам,  хобби. Полчища  «хоббитов» захватили Сеть и в силу своей многочисленности взяли Интернет не умением,  а числом.

Я как-то имел неосторожность затеять на одном из уважаемых и весьма населенных порталов разговор на тему «Хороших поэтов мало». И вскоре пожалел о своем опрометчивом предприятии, поскольку вызвал на себя и дружный отпор, и горячее  негодование. Разрозненные индивидуальности, постоянно в «мирное время» соперничающие и выясняющие между собой: кто из них лучше, – мгновенно, «все распри, позабыв», объединились для обороны. Графоманы моментально объединяются в виду опасности по имени критик. Только критик  способен объединить эгоистов. Ведь все авторы (особенно такие!), как правило, эгоисты. Иначе, они, лучше всех зная свои скромные возможности (!), не стали бы заниматься столь бесперспективным для себя делом! Увы, в который раз пришлось убедиться – тревожить осиное гнездо – ошибка в высшей степени не только бесполезная, но и чреватая неприятностями. Поделать с этим вряд ли что-то можно. Но вот обратить бедствие во благо, как мне кажется, вариант. Для чего и пишется эта статья. А в ней предлагается следующее.

Я обращаюсь к поистине образованным и тонким авторам, однако не пытающимся утвердиться в литературе, но понимающим ее предназначение. Давайте создадим нового Козьму Пруткова!

Уважаемые дамы и господа (повторяю: я обращаюсь к мудрым, лишенным нелепых амбиций сочинителям!) возьмитесь за это благородное дело! Вчитайтесь в опусы, которыми заполнены нынче все литературные сайты. Там, среди шелухи и мусора – таится несметное количество золотых зерен, и слитков самородного золота. Копайте Эльдорадо нечаянных метафор и афоризмов, самопародийных  двусмысленностей, смешных нелепостей, удивительно ярких благоглупостей, невероятных по  своей абсурдности красивостей, надуманного формализма, беспомощной тавтологии  и тяжеловесных смысловых натяжек, бессмысленных согласований и вычурных изысков, всяких и всяческих банальностей, затертых клише и современных словесных штампов и т. д., и т.п.

Ищите, братцы и обрящете! Обрящете вы, обретет и наша литература. А значит, этим самым мы продлим в беспредельности мировой культуры могущество и величие нашего неподражаемого русского языка!

Валерий Митрохин

27.08.11

 

Теги:
27 August 2011

Немного об авторе:

Автор многих книг Настоящим уведомляю Все мои персональные данные, стихи, статьи, фотографии, рисунки, переписка и т. п. и т. д. являются объектами моего авторского права (согласно Бернской Конвенции). Для коммерческого использования всех, вышеупомянутых материалов (объектов авторского права) в каждом конкретном случае необходимо мое письменное р... Подробнее

 Комментарии

Валерий Моголь Цыков220.63
27 August 2011 14:56
Что-то больно напоминает призыв Паниковского:"Пилите, Шура, пилите. Они золотые."
1. Кто посвятит свою жизнь созданию такой энциклопедии чужих ошибок?
2. С какого момента можно считать работу над этим справочником графомании завершенной (с учетом развития графомании)?
3. Кто может считать себя авторитетом в суждениях о поэзии?
4. Как быть со спорными моментами?
5. Куда девать сей труд? Кто будет тратить время на его изучение? Кому это нужно? Кого и чему это может научить?...
Валерий Митрохин120.73
27 August 2011 15:03
Где-то я уже слыхал этот голос!
Балинченко UNISAUND Оксана265.5
27 August 2011 15:48
Дискуссия на тему "Хороших поэтов мало", действительно удачный вариант получить (не литературное слово). ПОСКОЛЬКУ, затевая предметное обсуждение - получишь от предмета (А кто ты такой?), а беспредметное - от массы(А оно тебе надо?). Затевая такие разговоры, затейник автоматически само абстрагируется от графоманов, типа: "Я иной",-то есть не графоман, что часто не соответствует истине.
Я считаю, что это навязчивое слово "графоман" - тоже достижение русской "около литературы". Мне думается, что все писатели графоманы, в смысле всепоглощающей верности литературе, как вообще ПОЛОЖЕНО своей профессии или глубокому увлечению. Просто не у всех получается на "пятерку", а чтоб проверить - нужна налаженная система издания и рекламы. Поэтому есть хорошие и плохие литературные труженики, качество продукции которых распознается в процессе общения с читателем. Читатели же поэзии - на 99% другие поэты. И попробуй получи свое объективное.
В свою очередь разгул "интернетной" критики - тоже вид графомании, более неприятный, чем "несовершенной поэзии". Потому что поэт пассивно действует на умы, он может быть безобиден, быть дворником или поваром в основной деятельности, и быть неплох (типа кочегара Цоя), тогда критик должен быть, как доктор, обязательно образованным литературно и психологически. И приструнить его невозможно - в виртуале. Когда был живой в реале - хоть чего-то боялся, прикрепленный к какой-то редакции, а так - нет - что хочу, то ли скажу! О толерантности с ним заговоришь - ни в какую: это значит покрывать этих самых графоманов, без него, конечно!
То есть подытоживая, я бы наказывала не за графоманство, а именно за отсутствие толерантности к пишущим. Читатели как-то разберутся, кого читать, лучшие фразы станут крылатыми, лучшие образы будут оценены, вопреки несовершенству в целом. Кому нужны союзы для формального оправдания своего совершенства - пусть будут. Кому не нужны - это не порок. НО кому охота учить, как надо быть писателем - толерантность возведите в ученую степень!
Валерий Митрохин120.73
27 August 2011 17:38
Спасибо за сочувственное участие!
Овчинников vior Владимир398.21
27 August 2011 21:05
Оксана умница! А эссе Митрохина в Избранное.
ЯR да БОРЗ 148.22
27 August 2011 16:44
Браво, Валерий!
Кроме Козьмы Пртукова я (и мои друзья) знают еще один очень удачный проект.
Называть этого персонажа я не могу (не я придумал, не мне и говорить). Но уверяю вас, что он и его юмористическое творчество было, пожалуй, поинтересней Пруткова. Что неудивительно - писали, если мне не изменяет память, 5 или 6 остроумнейших поэтов и поэтесс. О чем мы узнали уже после "смерти" любимого нами автора.
Овчинников vior Владимир398.21
27 August 2011 21:04
с ником Крот,умершим в один день с Андреем Вознесенским.
ЯR да БОРЗ 148.22
29 August 2011 10:32
ошибаетесь
все авторы живы-здоровы
а персонажа "уморили" тоже в общем, шутки ради.
так что дело его живет и процветает)
Валерий Митрохин120.73
29 August 2011 21:27
Да будет так!
Валерий Митрохин120.73
27 August 2011 17:39
Рад Вас видеть у себя.По-моему, мы встречаемся впервые?!
Валерий Митрохин120.73
27 August 2011 21:11
Привет,Володя!
Nigilist Pauk 536.6  
28 August 2011 12:20
Спасибо, Валерий! ...только этим и занимаемся :))
Валерий Митрохин120.73
28 August 2011 12:58
Привет,Нигилист+Паук,но все-таки Олег!