РЕШЕТО - независимый литературный портал
Герзон Alex Александр / Сценарий

Я ухожу ...

1190 просмотров

 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
СЕРГЕЙ ТРЕЩЕВ – МУЖ
ИРИНА – ЖЕНА

Спальня. Двуспальный диван, шифоньер, тумбочка, этажерка, компьютерный столик, на нем - компьютер. За компьютером – Сергей.

СЕРГЕЙ. Новый Виндоуз хуже старого, все не так, все через жо … через трудности. Как отменить этот абзац? Ну как, скажите?! Ага, вот стрелочка обратная. Нажал.  А если еще раз нажать? Да пропади ты пропадом!  Целый абзац пропал. А-а, есть еще одна стрелочка! Вперед! Ура! Абзац вернулся. Нет, ребята, надо ознакомиться с инструкцией пользователя. (Звенит телфон. Сергей берет трубку). Трещев слушает. Как это какой Трещев? Обыкновенный. Сергей. Да, инженер-технолог. Пьеса? Моя пьеса у вас? Кто это говорит? (Встает). Здравствуйте, здравствуйте! Я не ожидал этого. Что-о? Моя пьеса всем понравилась? Вы будете ставить? Что-о? Я буду ставить? Я? Но я не смогу: я работаю на заводе и еще … подрабатываю немного … много.

Входит Ирина.

ИРИНА. Сергей, нам нужно поговорить.

СЕРГЕЙ. Одну минуту, я кончу разговор. (в трубку). Это жена моя пришла, Ирина. Да, актриса вашего театра. Простите, повторите, пожалуйста, вы приглашаете меня, чтобы я сам поставил свою пьесу? Но вы же не знаете, как я сумею … Вы видели мои спектакли в заводском дворце культуры? Верите в меня?
ИРИНА. Кто это?
СЕРГЕЙ. Ваш главреж. (в трубку). Спасибо. Я могу подумать? Только до завтра? Хорошо, спасибо. Спасибо. (Ирине). Опять ты после спектакля три часа домой добиралась? Пешком двадцать минут идти. Всего лишь. А ты …
ИРИНА. Я должна сказать тебе что-то очень важное.
СЕРГЕЙ. Говори.
ИРИНА. Я ухожу от тебя, Сергей. Случилось непоправимое. Не смотри на меня так удивленно: мне жаль, мне очень жаль, но я не могу больше лгать и раздваиваться. От всей души желаю тебе найти другую жену и быть с ней счастливым.

СЕРГЕЙ. Ты что? Шутишь? Что это на тебя накатило?
ИРИНА. Нет, мой славный Серж. Я не шучу. Я ухожу к любимому человеку.
СЕРГЕЙ. Какой любимый человек?! Ты бредишь! Тебе сорок два года! Ты давно вышла из бальзаковского возраста! У тебя сын-школьник и дочь-студентка! И муж, с которым ты прожила двадцать лет!

ИРИНА. Дети пусть останутся с тобой, раз я … Раз я сама … Но я буду принимать участие в их обеспечении, в моральной поддержке.
СЕРГЕЙ. Нет, это же … Хватит дурачиться!
ИРИНА. Мой возлюбленный также оставляет детей своей бывшей жене. Вообще он там, в Аргентине, все ей оставил: квартиру, машину, гараж. И я ничего не беру. Оставляю тебе и детям квартиру, машину, дачу. Ты должен быть доволен.
СЕРГЕЙ. Доволен? Ты бросаешь меня, как выбрасывают старые ботинки. Я же тебя в люди вывел. Кем ты была? Сверловщицей. Ты умела только сверлить дыры в железках. Это и сейчас чувствуется. А я тебя сделал актрисой. Актрисой! Известной! Любимицей публики!

ИРИНА. Я тебе благодарна, Серж, я никогда не забуду тех дней, когда ты, простой инженер нашего завод, принял меня в свой театральный коллектив и учил, учил, учил. Я была потрясена твоим умением заставить актера жить на сцене, как в жизни. Каждая репетиция была открытием, чудом … Ты мог бы стать большим режиссером. Если бы занялся только этим …
СЕРГЕЙ. Я по ночам сидел над левыми проектами, чтобы семью обеспечить, я людям чинил сантехнику и электрику, замки в двери ставил. Любую работу выполнял, лишь бы денег домой принести.  Зато тебя приняли в профессиональный театр! И ты стала знаменита!
ИРИНА. И за это я тебе благодарна. Однако  же и я в долгу не оставалась. Разве я плохо готовила еду? Или не я стирала, шила, перешивала всем?

СЕРГЕЙ. Скажи, что ты пошутила. Что никуда не уйдешь от меня. Ты пошутила, да? Ну конечно, пошутила. Есть хочешь? Я подогрею быстро.
ИРИНА. Разве такими вещами шутят? Я уже целый месяц собираюсь тебе сказать. Целый месяц! Я измучилась. И решилась. Конечно, я привыкла к тебе … Уважаю тебя. И – дети … Но ко мне пришла любовь.
СЕРГЕЙ. Так меня ты не любила?
ИРИНА. Я тебе хоть раз сказала «люблю»? Вспомни. Было такое? Я тебя уважала, я была благодарна. Но любви не было. Ну не было. Прости уж.
СЕРГЕЙ. Зачем же ты пошла за меня замуж? Зачем? Если не любила меня.

ИРИНА. Ну-у … Я была тебе так благодарна за то, что ты самозабвенно возился со мною, поднимая меня к мастерству …
СЕРГЕЙ. Была благодарна … Могла бы мне отказать. Я бы тебя понял.
ИРИНА. Могла бы отказать. Но я видела, ка сильно ты меня любишь. Не только я, все видели. Ты горел … Ты готов был … отдать  жизнь … Я видела  и просто не могла обидеть тебя. Я жалела тебя. Я считала своим долгом …

СЕРГЕЙ. НУ что она говорит?! «Считала своим долгом». Какой долг, если ты  бросаешь, уходишь, когда детям все еще нужна мать?! Может быть, одумаешься? Ради наших деток. Подумай об их душевном состоянии!
ИРИНА. Поэтому я и колебалась. Но и ты меня пойми: я люблю, люблю! Я уже не раз и не два была с любимым. Наша близость – это мои крылья.
СЕРГЕЙ. Ошибаешься. Твои крылья – это я и наши дети. А то, что ты сейчас чувствуешь, - это не крылья. Это свободный полет в пропасть. Пойми …

ИРИНА. Ты прекрасный режиссер. Ты всегда умел объяснить актеру и его сверхзадачу, и его задачу в конкретной ситуации. В мизансцене … А сейчас решается наша с тобой ситуация. И у каждого из нас, ее участников, своя задача, своя цель. И наши цели противоположны. К сожалению.
СЕРГЕЙ. Да, научил на свою беду. Но ты идешь одна против всех. Дети …
ИРИНА. Дети поймут меня. Я не блудница. Я не изменяла тебе никогда до этого. Я не изменяла детям. Но я люблю! Люблю! Пойми же ты, наконец!

СЕРГЕЙ. Кто он?
ИРИНА. Какое это имеет значение? Кто бы он ни был, я люблю его.
СЕРГЕЙ. Ты сказала, что он тоже уходит из семьи.  Это правда?
ИРИНА. Да. Уходит. У него двое детей … от этой  жены … в Аргентине.
СЕРГЕЙ. Что? Она у него не первая?
ИРИНА, Она у него третья жена. Но это не имеет никакого значения. Он никого, кроме меня, никогда не любил. Просто секс был законный рядом.

СЕРГЕЙ. Как цинично! А тебя он полюбил? И ты решила стать его четвертой женой? Ты понимаешь, на что ты идешь?
ИРИНА. Я не изменю своего решения. Не уговаривай меня.
СЕРГЕЙ. Не буду, не буду. Лети на крыльях любви к этому человеку. Лети в пропасть. Пока не стукнешься об ее дно. Это твое право. Согласие на развод я дам, твоя воля для меня – закон. Поэтому препятствий не будет. Только …
ИРИНА. Только? 

СЕРГЕЙ. Только запомни: раз ты мне больше не жена, то ты снова никогда уже ею не станешь. Детям ты, возможно, останешься матерью. Не знаю. Но никогда я не приму тебя обратно, если уйдешь сейчас.
ИРИНА. Даю тебе слово: что бы со мной ни случилось, я не попрошусь к тебе обратно. Никогда. Я слышала разговор по телефону. Тебя приняли режиссером в театр? Желаю успеха.
СЕРГЕЙ. Меня взяли вместе с моей пьесой. Сказали, что это - очень сильная пьеса. Хотел тебе дать там главную роль.

ИРИНА. Я бы не отказалась. Я и сейчас не отказываюсь.
СЕРГЕЙ. Увы, не смогу с тобой работать. Ни в этой пьесе, ни в другой.  А теперь уходи. И как можно быстрее.
ИРИНА. Не кипятись!
СЕРГЕЙ. Уходи! Я не хочу скандала. Он может плохо кончиться. Для тебя. Уходи скорее. Уходи же!  Живи и радуйся новым крыльям.  (кричит) Уходи!
ИРИНА. Ты не кричи. Ты не забыл, что ты мне изменял с молоденькими актрисами. И я ни слова не говорила в упрек. Потому что понимала тебя. Да-да, не смотри так не меня. Я считала, что тебе нужно это для вдохновения. Ты остывал и  с новой страстью бросался ко мне.

СЕРГЕЙ. Да. Только тебя любил я. И ты знала это. И я всегда был тебе благодарен за понимание и прощение. Поэтому в последний раз прошу: опомнись и вернись ко мне, к семье, к детям. Я ни разу тебе не напомню.
ИРИНА. Если бы я могла! Я люблю другого человека, люблю всей силой души своей, каждой клеточкой своего тела.

СЕРГЕЙ. Каково, а? Признание мужу в страстной любви к другому мужчине.
Значит, ты меня не любила … Я чувствовал это, но сам себя обманывал. Уговаривал. Да, телесно ты мне не изменяла, это верно. А я ведь и на измены решался только в те дни, когда ты особенно упорно меня отстраняла. То устала, то голова болит, то расстроена чем-то …
ИРИНА. Я не отстраняла тебя. Ты фантазируешь. У меня в самом деле бывали головные боли. Я в самом деле чем-то была расстроена. А в таких случаях женщина …

СЕРГЕЙ. Иногда мне даже казалось, что ты завела любовника. Но нет, не заводила. Но вот оно свершилось. Уходишь. Бросаешь. (встает, подходит вплотную к жене). Останься. Останься, любовь моя. Останься. Я не смогу жить без тебя. Ты же убиваешь меня. Я … Я погибну без тебя.
ИРИНА. Серенький, родной ты мой. Я понимаю, я все понимаю. Я так к тебе привыкла за эти годы! И наши дети – это связывало. Но не могу я, не могу.
СЕРГЕЙ. Почему? Почему?
ИРИНА. Даже если останусь, то буду к нему сбегать. И все равно совсем сбегу. Когда я месяц назад его увидела, меня охватило чувство, похожее на священный ужас. Мы встретились глазами, и я поняла, что пойду за ним, куда бы ни позвал меня.

СЕРГЕЙ. Такого не бывает. Ты сама себя накачала! Увидела – полюбила – священный ужас – и побежала …
ИРИНА. Сергей, так ты все еще не понял? Это же он, мой первый … Тот, кто любил меня двадцать лет назад. И я – его. А ты пришел, призвал меня на сцену, обещал мне известность, признание и любовь публики …
СЕРГЕЙ. И ты это получила, Ирочка.
ИРИНА. Верно. И я тебе благодарна. Я все время думала, что забыла его. Я ошибалась. Мы встретились, и нас обоих с такой силой потянуло друг к другу, что мы не смогли сдержаться.
СЕРГЕЙ. Хватит!

ИРИНА. Мы пошли к нему…
СЕРГЕЙ. Замолчи! Замолчи! Или я убью тебя!
ИРИНА. Я помню, что еще в художественной школе он лепил фигурки из пластилина. Это было его хобби. А потом он стал скульптором, весьма известным. Жил в Англии, в Испании, а оттуда уехал в Аргентину.
СЕРГЕЙ. Какой же ветер принес его в Россию?
ИРИНА. Он здесь по приглашению организации …
СЕРГЕЙ. Хватит, мне это не интересно. Совершенно не интересно. У меня большое горе: умерла моя жена Ирина. Умерла совершенно неожиданно. Не только для меня, но и для детей наших … Для всех.
ИРИНА. Ты в самом деле хочешь убить меня?
                                             
СЕРГЕЙ. Я … Да, убил бы тебя, если бы не дети. Нельзя оставить их сразу и без отца, и без матери. Просто для меня ты стала трупом. И сейчас я разговариваю не с  моей любимой женой Ириной, а с … наваждением. Ирина умерла. Нет-нет, я ее не убивал. Я ее не убивал. Она умерла сама. С ней случилось такое. А ты иди, иди с миром.
ИРИНА.  Не кривляйся, Сергей. Я хочу сохранить уважение к тебе.
СЕРГЕЙ. Сегодня я расскажу детям, что их мать умерла. И мы вместе будем жалеть ее. И оплакивать ее. А ты, любящая женщина, ступай, ступай.
ИРИНА. Что за спектакль ты гонишь передо мной?!

СЕРГЕЙ. Ступай, любезная, ступай. Мне ведь еще надо подумать, что я дальше делать буду. В театр вот позвали, а зачем он мне теперь? Без моей любимой … Но надо как-то жить дальше. Что стоишь-то? Не медли, любезная, а то передумаю … (смеется) А я дверь за тобой закрою. Горе у меня, любезная, горе. Жена моя погибла. Ирина моя … Не моя уже …
ИРИНА. Ну хватит!
СЕРГЕЙ. Оставь меня одного: я буду думать, как дальше жить. Или не жить. А ты ступай, ступай. Я тебя провожу до двери. И закрою дверь. И закрою дверь. И закрою дверь.
ИРИНА. Что за представление, Сергей? Я тебе от всей души желаю счастья с другой женщиной, поверь мне. Но и я хочу быть счастлива!

СЕРГЕЙ. Верно. Будь счастлива, женщина. А мне уже не видать счастья: моя любимая жена умерла. Один я остался. Ступай, ступай. Провожу - и закрою дверь. И закрою дверь.

Медленно, очень медленно отступает, пятясь, Ирина. Сергей движется за ней, не нарушая дистанцию. Ползет занавес, чуть-чуть опережая их. Занавес закрывается, но слышно все громче из динамиков: «И закрою дверь, и закрою дверь»…

 

 

 

 
 

Теги:
17 November 2012

Немного об авторе:

... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

ЩЕНОК
Мотоциклисты
СКУНС (басня)

 Комментарии

Комментариев нет