РЕШЕТО - независимый литературный портал
Константин ВАРБ / Публицистика

Рассказ и очерк. Как форматы Русской Литературы.

405 просмотров

 

Существует масса противоречивых определений этих форматов и их различий.

Если их суммировать и изложить кратко для практических нужд литераторов то можно резюмировать так:

 

В русской литературе исторически сложилось, что в малом эпосе часто объединяемым общим словом "рассказы"  существуют и развиваются современные формы возникшие из разработанных к 16му веку форматов слов, повестей, хождений, сказов и других… Например форматными «повестями» являются такие «рассказы» как «Тупейный Художник» и «Судьба Человека», на СИ как образец http://samlib.ru/r/ryzhkow_w_a/05osmol.shtml

И лишь в 19 веке в рамках гуманистической традиции сформировался весьма особый, чисто русский формат "рассказ".

    

То-есть большинство так названных издателем "рассказами" к формату "рассказ" в узком смысле не относятся.

Наиболее форматны это Тургенев и Бунин, многое из Куприна, а  для соц.арта Вересаев, Пантелеев, Шукшин.

Как идеал формата, во всей широте эпоса и композиции, можно предложить тургеневские "Певцы" из "Записок Охотника».

На СИ как образец  http://samlib.ru/h/holodenko_i/plivi_korablik.shtml

 

 

Основные принятые в формате «рассказ» рамки это:

1. Наличие внутреннего конфликта определяющего действие, а не наоборот.

Раскрытие этого конфликта реализуется художественными методами.

2. Соответственно «рассказу» свойственна полная бессюжетность и Авторская отстранённость по отношению к лицам рассказа, даже если автор в рассказе присутствует как персонаж, в том числе и как первое лицо, и даже как ГГ. Повествование же от «я» в формате рассказ желательно.

ВАЖНО: Если Вы можете пересказать СЮЖЕТ рассказа то это, скорее всего, новелла, если определить Авторскую позицию то, вероятнее, эссе. (Желающие могут попробовать самостоятельно).   

3. Соответственно художественной задаче, в классическом формате, действие укладывается в один день. Однако для вскрытия сути внутреннего конфликта, или для передачи его многогранности часто применяется смена времени и декораций сама же  суть внутреннего конфликта остаётся неизменна.

Как образец «Чистый Понедельник» из «Тёмных Аллей» Бунина, хотя формально этот рассказ обладает всеми признаками новеллы.

 

Литературный художественный «очерк» (ЛХО) в современном виде как формат в русской литературе сложился позднее, во многом благодаря такому мастеру как Максим Горький, прямо настаивавшему «что факт - еще не вся правда, он только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства» и «очеркист имеет право на вымысел и преувеличение».

Так же как и «рассказ», он строится не на сюжете, а на внутреннем конфликте, который в отличие от рассказа, не индивидуализируется, а типизируется; соответственно конфликт художественно не раскрывается, а художественно описывается. Соответственно и Авторская позиция тоже обычно формально остаётся невыраженной, однако, поскольку «очерк» во многом имеет сильное влияние журнального жанра, то оценочная концепция желательна.

Формальными рамками «очерк» обычно не стеснён.

Это также не значит, что Литературный Художественный Очерк не обладает образностью, выразительностью искусства, см. мэтра этого жанра: http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/r_bakenshik.txt

На СИ: http://samlib.ru/b/berezhnaja_e_g/17.shtml

 

 

За определениями возникает соблазн спутать формат и метод.

Так, например, рассказная композиция «Исанка» http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0092.shtml это соцреализм, в котором внутренние «буржуазные» чувства не раскрываются, для сравнения ср. «Прекрасная Елена» того же автора http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0144.shtml  , что вовсе не делает этот шедевр раннего соц.искусства очерком.

Также и современные методы эпохи постмодерна инородных вставок, отсылок и сносок,  автоматически не переводят  формат «рассказ» в «очерк».

Хотя справедливости ради рассказ никогда не брезговал вставочностью, отсылочностью и аппеляцией к общеизвестному современникам (что хороший издатель классиков старается откомментировать).

 

В то же самое время малые реалистические формы неслучайно обычно объединяются в «очерки и рассказы». Провести между ними чёткую литературоведчекую грань порою непросто ибо и РР и ЛХО строятся одинаково: от внутреннего конфликта реальности бытия в его статике выловленного и художественно переданного через авторский взгляд.

В принципе всякий хороший КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ пересказ «рассказа» или его замысла – и есть «очерк».

 

 

Немного об ЛХО:

http://litena.ru/literaturovedenie/item/f00/s00/e0000350/index.shtml

http://nature.web.ru/litera/9.1.html

http://dspace.rsu.edu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/873/%D0%A1%D0%B0%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2.%20%D0%96%D0%B0%D0%BD%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B5.pdf

 

 

Многим может показаться что рассказ и художественный очерк отжили своё время, однако это не так. Они вышли из практики личных дневников с целью поделиться важным с окружающими. В наш век интернета и ЖЖ им безусловно предстоит новое развитие и новая жизнь.

Теги:
22 February 2016

Немного об авторе:

... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Подарок
Лютер.
Слеза Собаки.

 Комментарии

Комментариев нет