РЕШЕТО - независимый литературный портал
/ Проза

Железнодорожная история

74 просмотра

Автор: Борова Виталина

Я очень люблю путешествовать разными способами и различным транспортом. Но путешествие на поезде – это более осмысленный и прочувствованный процесс. Только здесь царит особая романтика, которую хотя бы раз в жизни должен ощутить каждый человек. В путешествии на поезде представляется замечательная возможность созерцать большее. Ах, какие огромные территории нашей Родины можно разглядеть за окном поезда, у каждой - свой ландшафт, своя природа! А знакомство с  аутентичными полустанками нетуристических маленьких городков с их местными колоритами и домашними разносолами? Восхитительно!

Возможно, вскоре я поступлю в Университет Путей Сообщения. Одной из причин такого выбора стала моя родословная…

Летом 1891 года на территории Мордовии были начаты работы по сооружению рельсовых путей. Это был крупный железнодорожный узел на пересечении исторического хода Транссибирской магистрали и Нижегородско-Харьковского хода. Мой прапрадед Перепелов Епифан Яковлевич родился в 1898 году. В декабре 1905 года, когда Епифану было 7 лет, на территории железнодорожной станции произошла забастовка пролетариата, получившая название «Рузаевская республика». Она стала одной из крупнейших в истории стачечного движения. Была создана боевая дружина из 150 рабочих и служащих. Был введён строгий порядок и решён ряд социально-экономических проблем: установили твёрдые цены на продукты питания и товары первой необходимости; обложили местных купцов и лавочников контрибуцией, а вырученные деньги использовали для создания бесплатной столовой; имели свой суд, намеревались организовать регулярную выплату зарплаты, выпускали свои денежные знаки, на которые торговцы были обязаны продавать свои продукты. Однако, силы были не равны, и стачком принял решение о прекращении борьбы.

Многие ребята тогда мечтали связать свою жизнь с железной дорогой. Мой прапрадед окончил 4 класса церковно-приходской школы в селе Ключарёво Саранского уезда. Как и все тогдашние юноши он решил пойти работать на железную дорогу. В возрасте 14 лет устроился в паровозное депо Рузаевки, основанное в 1896 году Николаем Карловичем фон Мекком. Сначала Епифана взяли обходчиком. Он контролировал исправность рельс, шпал, насыпи. При нём всегда были флажки: красный и желтый, комплект петард, длинный молоток, гаечный ключ. Одет был просто: летом – форменные сапоги, штаны, гимнастерка; зимой – валенки, меховая шапка и тулуп. Затем работал кочегаром. Тогда на нём лежали разные вспомогательные обязанности. Он смазывал буксы, набирал масло и воду, подгребал уголь из тендера в лоток, подсыпал его в стокерную машину. После Епифана взяли помощником машиниста паровоза. Его задача была – держать пар должного давления. Это очень большое искусство, особенно при отоплении плохими углями.

Наступил 1917 год. В свои 19 лет мой прапрадед с шашкой наголо, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней, пошел воевать. С той поры у Епифана появилось очень много друзей «латышских стрелков», которые из личного состава стрелковых частей в армии Российской Империи перешли на сторону большевиков и поддержали их. Из-за революционных событий усиливался экономический кризис, ухудшавший и без того тяжелое положение трудящихся. Это порождало массовое отчаяние.

В 1920 году мой прапрадед участвовал в наступательной операция войск Южного фронта Рабоче-Крестьянской Красной Армии под командованием М. В. Фрунзе во время Гражданской войны против Русской армии генерала П. Н. Врангеля с целью прорыва Чонгарских укреплений на Перекопском перешейке и Сиваше. Эта операция привела к занятию Крыма Рабоче-Крестьянской Красной Армией.

В 1921 году, вернувшись с военных действий в гражданской войне, Епифан женился на первой красавице Степаниде Михеевой. Так как Епифана Яковлевича очень ценили в работе, и у него был уже не малый опыт, ему предложили обучиться паровозному делу и стать машинистом паровоза. Он с радостью согласился. Ведь в машинисты брали лучших из лучших. Это была особая профессия, которую мог освоить далеко не каждый. Она требовала общей и технической грамотности, умения принимать быстрые и правильные решения.

Жизнь шла своим чередом. У Степаниды и Епифана рождались дети. В доме появилась живность: куры и корова. Но этого было недостаточно, чтобы прокормить молодую семью. В те голодные времена Степанида для Епифана собирала котомку на работу на сутки: бутылка молока, краюшка хлеба и одно яичко. Некоторые их новорожденные дети умерли от голода и болезни. Последней, 31 января 1928 года, родилась моя прабабушка – Перепелова Александра Епифановна. Это мама моего дедушки по материнской линии.

Дети подрастали, и вскоре Епифану выделили землю под строительство дома в Рузаевке, в непосредственной близости к паровозному депо. Построив дом, он перевез туда свою семью из села Ключарёво.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, прапрадедушку не призвали в ряды Красной Армии по состоянию здоровья. Он остался работать в депо. В эти годы, не смотря на сложную материально-техническую базу, железнодорожники сумели увеличить пропускную способность станции. Через Рузаевское отделение Куйбышевской железной дороги за годы войны проследовало более 100 тысяч тяжелых составов. Сутками работники Рузаевского железнодорожного узла на маневровом поворотном круге формировали составы для отправки продуктов и санитарные поезда. Ночью комплектация составов проводилась в полной темноте без освещения для того, чтобы враг не увидел огни фонарей и точечно не разбомбил станцию. Все вагоны красили зеленым цветом, а их верхнюю часть, крышу, серым. Цель такой раскраски вагонов обеспечивал составу надежную маскировку. Зеленый цвет, особенно за чертой города среди зелени деревьев, действительно мог сделать передвигающийся поезд менее заметным. А матовый серый цвет на крыше, когда вагоны стоят на станции, практически идентичен окрасу серого бетона или асфальта на ж/д станции и платформах. Ну а когда состав с вагонами в количестве от десяти до пятнадцати единиц идет за пределами станций, то с определенной высоты визуально он становится похож на участок дороги. Соответственно, ориентиры для самолетов-разведчиков и бомбардировщиков сбиваются, становятся неточными. Преобладающими эти цвета остались и в послевоенный период. И здесь сыграл свою роль экономический фактор. Минеральные зеленые пигменты очень устойчивы к солнечным лучам, поэтому не выгорают.

Епифан Яковлевич всю свою сознательную жизнь проработал в железнодорожном депо. В 1958 году в возрасте 60 лет выше на пенсию. Прожил он в Рузаеке в своем доме до 91 года и умер в 1989 году. Я никогда его не видела, но очень горжусь своим прапрадедушкой Епифаном!!!

Сейчас железные дороги развиваются в духе времени. Запускаются скоростные магистрали, внедряются новые технологии. Билет на поезд можно купить онлайн. Садясь в поезд, просто представьте, какой огромный «багаж»  у Российской железной дороги и у каждой семьи обязательно есть истории, связанные с ней.

 Комментарии

Комментариев нет