РЕШЕТО - независимый литературный портал
Валерьев Валерьев Иван / Для детей

Семь уроков для Вани

320 просмотров

Посвящается всем детям, жившим, живущим и которые будут жить на нашей прекрасной планете...


Предисловие 

 

Папа у Вани был необычным человеком, он был физиком. В науке сделал несколько крупных открытий и получил за них государственные премии. О нем много писали в журналах и газетах и даже предлагали работать за границей, но он отказался. Сын очень гордился своим папой, ведь тот знал ответы почти на все вопросы...

 

Урок первый


- Привет, пап!

- Привет, сынок! Как дела?

- Хорошо. По биологии пять получил.

- Молодец. А за какую тему?

- Происхождение человека.

- Да? Очень интересная тема. 

- Очень, - с лукавой улыбкой отвечал Ваня.

- Ты, что – то хочешь спросить? 

- Да. Понимаешь, пап, наука говорит, что человек произошел от обезьяны, а ты утверждаешь, что его Бог сотворил?..

- Ну, хорошо. Если хочешь, я могу привести тебе семь доказательств в пользу существования Бога?

- Конечно, хочу!

- Тогда доказательство первое. Посмотри за окно.

Мальчик подошел к окну.

- Видишь гараж, что на нем написано? - продолжал папа.

- Да, вижу, на нем написано «Смажь петли, моряк».

- Ну, так вот, я уверен, что эта надпись появилась сама собой!

Ваня рассмеялся и сказал:

- Да ты что, пап?! Разве может, что – то само собой появиться?

- А почему бы и нет? Ты же веришь, что все живое самозародилось, эволюционировало и пришло к сегодняшним формам? Вот и я верю, что надпись появилась сама собой.

Я понял, пап. Мир не мог произойти сам по себе, у него есть Причина и эта Причина – Бог!

Вот и молодец! Второе доказательство будет завтра, а сегодня папе нужно поужинать и заняться кое – какими делами.

 

Урок второй


- Привет, пап! 

- Привет, сынок!

Ты не забыл о втором доказательстве, - улыбнулся Ваня.

Хорошо, дай только раздеться и перекусить немного.

После ужина Михаил Иванович, так звали папу, сел с сыном на кровать и говорит:
- Вот скажи мне, как ты считаешь, разумно ли устроена наша солнечная система?

Ваня задумался, потом сказал:
- Мне кажется, что разумно, хотя я не уверен.

- Ну ладно, тогда давай спросим об этом у людей науки, кому-кому, а им это точно известно. Послушай, например, что пишет известный английский ученый Пол Девис в своей книге «Суперсила»: 

«Равновесие между гравитационными и электромагнитными взаимодействиями внутри звезд, соблюдается почти с немыслимой точностью. Вычисления показывают, что изменение любого из взаимодействий всего лишь на 10 в минус 40-й степени его величины повлекло бы за собой катастрофу для звезд типа Солнца. И далее он же продолжает: Абсолютно во всем, начиная от постоянных, определяющих гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые ядерные взаимодействия, и вплоть до основных биологических предпосылок, мы обнаруживаем, что космос в целом, наше Солнце в частности, и в особенности Земля настолько точно подогнаны к нам, что неизбежно напрашивается вопрос: а не Бог или кто-то еще с аналогичным именем создал все это, прежде всего имея в виду нас? Это слишком много для совпадения, даже для чуда, чтобы назвать это чистой случайностью». 

Профессор Кардиффского университета Чандра Викремасингхе сказал: «С самого начала моего научного образования мои мозги подверглись тщательной промывке, после чего я стал верить, что наука не совместима ни с какой формой намеренного сотворения. Это представление пришлось отбросить с большим трудом. Я чувствую себя очень неловко в моем положении, с тем складом ума, который обнаруживается у меня теперь. Но логического выхода из этого нет... Возникновение жизни в результате химической катастрофы на земле можно сравнить с поиском определенной песчинки на пляжах всех планет вселенной - и нахождением ее».

Физик Г. С. Липсон, учитывая ничтожную вероятность самозарождения жизни, сказал: «Единственно приемлемым объяснением является сотворение. Я знаю, что это означает анафему, как для физиков, так и для меня, но мы не должны отвергать теорию, которая нам не нравится, если экспериментальные данные поддерживают ее. И продолжил: Эволюция стала в некотором смысле научной религией; почти все ученые приняли ее, и многие готовы "подогнать" свои наблюдения, только чтобы они совпали с ней».

Другой ученый, профессор Майкл Рьюз, в своей статье «Наука и религия: по-прежнему война?», рассуждая о возможной первопричине мира, пишет: «Понятие о такой причине возвращает нас, по сути дела, к признанию Высшей силы того или иного рода, которую вполне можно именовать Богом… Вообще же, предположение, что за покровом наличного бытия вселенной, за ее организацией должен скрываться некий Разум, начинает казаться в наши дни все более правдоподобным». 

Астроном Роберт Ястров как – то сказал: «У ученых нет доказательства, что жизнь не является результатом акта сотворения».

Наконец, сам Альберт Эйнштейн говорил: «Моя религия — это глубоко прочувствованная уверенность в существовании Высшего Интеллекта, который открывается нам в доступном познанию мире».

- Какой напрашивается вывод, сынок?

- Я понял, пап! Во – первых, нас окружает очень тонко устроенный, гармоничный мир. А во – вторых, такой мир мог создать только Бог.

- Молодец! Все правильно понял. Третий урок завтра.

 

Урок третий


- Давай подумаем сегодня, сынок, вот над какой проблемой, - начал свой разговор Михаил Иванович. Встречалось ли тебе какое – нибудь  слово без значения? 

- Нет, вроде, - ответил Ваня, - Разве только абракадабра какая.

- Я тоже не встречал. У всех слов обязательно существуют определенные значения, в которых они и употребляются. Возьмем, например, слово земля. Сергей Иванович Ожегов, автор толкового словаря русского языка, так говорит об этом слове.
Земля -и, вин. землю, мн. земли, земель, землям, ж.

1.    (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. - планета людей.
2.    Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).
3.    Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.).
4.    Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.
5.    Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.
6.    Территория с угодьями, находящаяся в чьем-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.
7.    В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица. || уменьш.-ласк. земелька, -и, ж. (к 3, 4 и 6 знач.) и землица, -ы, ж. (к 3,4 и 6 знач.). || прил. земельный, -ая, -ое (к 6 и 7 знач.), земляной, -ая, -ое (к 3 и 4 знач.) и земной, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Земельный участок. Земельный кодекс. Земельное законодательство. Земельное правительство. Земельный канцлер. Земной тар. Земная ось. Земная кора. Земляные работы (работы, связанные с выемкой и укладкой грунта). Земляной червь. * Земной поклон -
a.    глубокий поклон до земли;
b.    кому, глубокая благодарность.

- Видишь, Вань, сколько у одного слова значений? 

- Да, уж.

- Это я к тому, что и у слова Бог тоже есть свои значения, - пояснил папа. В толковом словаре русского языка, Т. Ф. Ефремовой об этом говорится следующее: 
Бог

м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом, управляющий миром.
Бог

м.
1.    
a.    Одно из сверхъестественных существ, управляющее какой-л. частью мирового целого, влияющее на ту или иную сторону жизни (в античной мифологии и в некоторых формах религии).
b.    перен. Человек могущественный, обладающий властью над другими людьми.
c.    перен. Человек необычайной творческой одаренности.
2.    перен. Предмет поклонения, восхищения; кумир.

Так вот, слушай дальше. Давным-давно, в Италии жил один монах, его звали Ансельм Кентерберийский. Он первый сформулировал аргумент в пользу бытия Божия, исходящий из идеи совершенного Существа. Звучит он, примерно, так: Бог есть, потому что Он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе. И если в нашем уме есть понятие о Существе всесовершенном, то такое Существо необходимо должно существовать, поскольку, не имея признака бытия, Оно не было бы всесовершенным. Мы мыслим Бога Существом всесовершенным, следовательно, Он должен иметь и свойство бытия.

Ансельм вообще считал веру основой рационального знания. Он вывел бытие Бога из самого понятия Бога:
1.    Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо.
2.    Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог.
3.    Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог.
4.    Бог как совершенство. Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит, он существует вне нас и вне этого мира.

- Я понял, пап! Если у людей есть понятие о Боге – значит, Он существует реально.

- Правильно. И если бы Его не было, то и самого понятия о Нем тоже бы не существовало. Ну, хорошо, сынок, отдыхай. Завтра будет четвертый урок.

 

Урок четвертый

- Раньше многие думали, что понятие о Боге, сынок, связано с непросвещенностью людей. Но сегодня, в двадцать первом веке, уже нельзя назвать человечество непросвещенным, однако существуют миллионы людей твердо убежденных в существовании Бога. Как это объяснить? 

- Наверное, многие слышали о Боге или читали о Нем в интернете?.. – предположил мальчик.

- Это тоже верно. Но слышать или читать – это одно, а свято верить – совсем другое. Например, недавно один западный ученый, по фамилии Хрупкий, вполне официально предупреждал людей о возможном нападении инопланетян. Это называется – хочешь - верь, а хочешь - не верь, ведь проверить информацию нельзя.

- Понятно, - сказал  Ваня, - а разве информацию о Боге можно проверить?

- Не только можно, но даже нужно, чтобы это был собственный опыт человека нашедшего Бога.

- Но как это сделать? – спросил Ваня.

- Да очень просто: начни жить так, как требует религия и молись Богу, вот и все. Господь обязательно ответит. Правда, тут есть все же одно условие.

- Какое?

- Не нужно искушать Бога.

- А это как?

- Ну, например, просить, чтобы он дал тебе кучу денег, дачу, машину, квартиру и все прямо сейчас. Глупо. Ведь Бог – это не дед мороз или золотая рыбка: Он не даст человеку того, что может причинить ему вред.

- Но, разве эти вещи могут причинить вред?..

- Конечно, и еще какой! Во-первых, человек станет лентяем, если предположить, что за него все будет делать Бог. Во-вторых, он забудет Бога. Ведь зачем ему теперь Бог? Все есть - живи в свое удовольствие! Короче, человек опустится до уровня животного. Вобщем, нужно искать Бога не из-за наживы, а с чистым намерением узнать правду – есть Он, или Его нет.

-Я понял, пап: Бог не откроется лукавому человеку.

- Совершенно верно, сынок, но вернемся к началу нашего разговора. Оказывается, идея Бога как Существа всесовершенного, вечного присутствовала в человеческом сознании всегда, а таковая идея не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека, его психики, — следовательно, источник ее принадлежит Самому Богу. Послушай, что по этому поводу говорил знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон:

«Если бы истина бытия Божия не была понята и признана в нашей душе, то одно мнение не могло бы ни быть постоянным, ни подтверждаться давностью времени, ни состариться вместе с веками и поколениями людей: ибо мы видим, что прочие вымышленные и пустые мнения с течением времени исчезли. Кто теперь думает, что существует гиппокентавр или химера?.. Время изобличает мнения ложные, подтверждает истины природные».

Здорово сказано, - заключил Ваня, - похоже, идея о Боге рождается вместе с ребенком в этот мир…

 

Урок пятый


- Привет, пап! А у меня сегодня тройка по истории.

- Привет, сынок. По какой теме?

- Да, возникновение Руси.

- Не Руси, - поправил отец, - А государства древняя Русь.

- Точно, - согласился мальчик.

- Ну, и что ты ответил учителю?

- Я сказал, что государство Русь возникло с приходом к нам варяжских князей.

- Это не совсем так, - пояснил папа. В современной исторической науке существует единое мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского сообщества. Понимаешь, варяги находились на той же стадии развития, что и славяне. Скорее всего, враждующие племена славян призвали их как нейтральную силу, способную прекратить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждующих группировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали на княжение, следовательно, сама эта форма власти у славян уже существовала. Хорошо, с варягами разобрались, давай теперь вернемся к нашей теме. Я хотел бы затронуть сегодня исторический аргумент в пользу бытия Божия.
Говорят, сегодня на нашей планете проживает несколько тысяч различных народов, а раньше их было еще больше. Многие народы, из-за войн, болезней и других негативных факторов уже перестали существовать. Так вот, представь себе - истории не известно ни одного атеистического народа. Чем можно объяснить этот удивительный факт? Послушай, что говорит известный греческий писатель и философ Плутарх: 

«Обойди все страны, ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монеты, но никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, города, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы именем божества…» 

А вот Цицерон об этом же: 

«Мы считаем нужным указать на то, что нет племени столь дикого, нет человека, настолько потерявшего сознание о нравственных обязанностях, душу которого не освещала бы мысль о богах. Многие о богах думают не право, но это обыкновенно происходит от нравственного развращения и порочности: все однако же убеждены в том, что есть сила и природа божественная. И такое признание не от предварительного уговора и соглашения людей; это памятование о богах утвердилось не в силу государственных постановлений или законов, но во всяком этом деле единомыслие всех народов должно быть почитаемо законом природы».

- Все понятно, пап. То есть, во всех народах была и есть своя религия и богопочитание, не зависимо от развития этого народа.

- Правильно, сынок, и даже атеизм – это тоже вера, но только не в Бога, а в то, что Его нет.

 

Урок шестой


- Ваня, ты не видел мой планшет? – спросил папа.

- Нет, не видел, а где он лежал? 

- У меня, на столе. Точно не видел?..

- Ой, пап, прости, пожалуйста! Я его нечаянно уронил...

- А почему ты мне сразу не сказал?

- Мне стыдно было…

- Хорошо, прощаю. Именно об этом мы сегодня и поговорим. Давай разберемся, откуда у тебя взялся стыд. Видимо, в каждом человеке присутствует некий внутренний голос, который осуждает или оправдывает поступки. Как его еще называют?..

- Совесть! 

- Да, она самая, и этот нравственный «закон», повелевающий делать добро и осуждающий зло, — несомненный факт. В нем на личном опыте может убедиться каждый нормальный человек. Но здесь напрашивается другой вопрос. А является ли этот внутренний закон природным свойством людей? Как ты думаешь, сынок?

- Я думаю, что он свойственен нам от рождения, а может, и от воспитания.

- А вот и нет.  Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» прекрасно показал это. Студент Раскольников убил старую ростовщицу и ее сестру, исходя из того, что «не преступление» убить «чахоточную, злую, глупую старушонку». Каков же был результат этого «не преступления»? К величайшему недоумению и ужасу Раскольников, вопреки всем своим самым последовательным и «разумным» доводам, оправдывающим и даже одобряющим убийство этой не более как «старушонки», вдруг ощутил жестокую боль в душе. И совсем не потому, будто считал, что совершил преступление против общества, закона и т.д., не потому, что ему стало жалко старуху,— ничего этого не было. Он сам не понимал, откуда и почему пришла эта внутренняя страшная кара. «Преступление и наказание» — замечательная по своей силе и яркости иллюстрация иноприродности нравственного закона, действие которого в различной степени и из-за различных «преступлений» переживает в себе каждый человек любого общества. Вот что по этому поводу писал знаменитый философ Кант: 

«Природа, не может установить согласия между добродетелью и счастьем. Это побуждает нас признать бытие причины, отличной от природы и не зависящей от нее. Эта причина должна обладать не только силою и могуществом, но и разумом — быть такою силою, которая и по мощи, и по воле, и по уму выше природы. А такое Существо есть только Бог. Он и хочет, и может утвердить союз между добродетелью и счастьем».

- Я все понял, пап. Совесть – это голос Божий в человеке. Когда люди делают зло – он осуждает, а когда добро – поощряет их.

- Молодец, все правильно понял. А теперь, давай показывай мой планшет.

 

Урок седьмой


- Как ты думаешь, Вань, что такое доказательство? 

- Ну, это когда ты приводишь факты и что-то доказываешь кому-то, - ответил мальчик.

- В принципе правильно, но есть еще одна важная деталь во всем этом - чтобы твое доказательство можно было перепроверить опытным путем. А как ты думаешь, бытие Бога можно доказать? 

- Ну, не знаю, наверное, нет?..

- Конечно - да, сынок! Бытие Бога является фактом, проверенным бесчисленное множество раз. Люди разных исторических эпох, с глубокой древности и до наших дней включительно, различных рас, национальностей, языков, культур, уровней образования и воспитания, часто ничего не зная, друг о друге, с поразительным единодушием свидетельствуют о реальном, невыразимом, глубочайшем личном переживании Бога. Смотри, в науке факты делают теоретическую догадку общепризнанной истиной. Достаточно нескольким ученым посредством приборов увидеть след элементарной частицы или новую галактику, как уже, фактически, никто не сомневается в их существовании. Почему же в церковной науке – богословии нельзя поступать таким образом? Какие основания отвергать опыт огромного числа величайших в своей области ученых – святых отцов, многократно свидетельствующих о Боге? Может, святой Иоанн Креститель, апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов, святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Лука Крымский, князья Александр Невский, Даниил Московский, Дмитрий Донской, преподобные Серафим Саровский, Александр Свирский, Сергий Радонежский, блаженные Ксения Петербургская, Матрона Московская и бесчисленное множество других, были просто отсталые фантазеры или верили только по традиции? А сколько было великих ученых верующих? Вот только некоторые из них:

Игорь Иванович Сикорский - русский ученый, конструктор и изобретатель, Дмитрий Иванович Менделеев - русский учёный-энциклопедист, химик, Раушенбах Борис Викторович - советский учёный в области механики и процессов управления, Николай Иванович Пирогов, выдающийся русский врач-хирург, Макс Планк, немецкий физик, Луи Пастер, французский микробиолог и химик, Михаил Васильевич Ломоносов, русский учёный-энциклопедист, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, русский филолог и многие другие.

Как рассматривать этот грандиозный в истории человечества факт? Может быть, необходимо над ним задуматься? Неужели можно отрицать Бога только потому, что повседневный опыт не дает нам Его? Но известно, что повседневный опыт вовсе не абсолютен, что он охватывает только некоторые поверхностные стороны событий и явлений, что житейский здравый смысл ограничен, что есть очень много неопровержимых фактов, не укладывающихся в незыблемые, казалось бы, самоочевидные истины.

- Я понял, пап, - святые – это тоже ученые, только в области познания Бога. Они сделали открытие и доказали всему человечеству, что существует реальный Бог. Спасибо им за это!

- Да, ты прав, сынок. Надеюсь, после наших бесед ты укрепился в вере в Бога?

- Еще бы, пап, ведь ты так ясно доказал мне Его существование...

 

Послесловие 


 Когда-то наш русский философ, богослов Сергей Николаевич Булгаков сказал: «Основное переживание религии, встреча с Богом, обладает (по крайней мере на вершинных своих точках) такой победной силой, такой пламенной убедительностью, которая далеко позади оставляет всякую иную очевидность. Его можно позабыть или утратить, но не опровергнуть. Вся история человечества, что касается религиозного его самосознания, превращается в какую – то совершенно неразрешимую загадку и нелепость, если не признать, что человечество опирается на живой религиозный опыт, т.е. если не принять, что все народы как-то видели и знали свои божества, знали о них не из одного «катехизиса». У пророков Израиля мы постоянно встречаем такие слова: «И сказал мне Бог». Приходилось ли нам когда-нибудь задумываться над этими словами? Пытались ли мы понять их, хотя отдаленно переводя эти слова на свой религиозный опыт? «И сказал мне Бог»! Что это: неужели же только галлюцинация, самообман, шарлатанство, литературный прием, или?.. А если, правда,… если, правда, что написано в этих книгах: Бог говорил, а человек слушал, слышал… Бога, конечно, не физическим органом слуха, но слышал сердцем, всем существом своим, и слово Божие звучало громче, чем все громы мира, убедительнее и достовернее, чем все его разумение. Если бы люди веры стали рассказывать о себе, что они видели и узнавали с последней достоверностью, то образовалась бы гора, под которой был бы погребен и скрыт от глаз холм скептического рационализма».
 

 Комментарии

Комментариев нет